Государственные и муниципальные услуги в сфере образования

Отличительные особенности деятельности образовательных учреждений Российской

Федерации

Distinctive features of activity of educational institutions of the Russian Federation

Силина Л.В.

Студент 3 курса, экономического ф-та, Челябинский государственный университет,

г. Челябинск e-mail: raksov@list.ru

Silina L.

3rd year student, faculty of economic, Chelyabinsk state University, Chelyabinsk e-mail: raksov@list.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются отличительные особенности деятельности образовательных учреждений в Российской Федерации. Проведено исследование основных положений образовательных учреждений, как социального института современного общества. Проведен анализ нормативной правовой базы, регулирующей деятельность образовательных учреждений на территории Российской Федерации. Проанализированы уровни образовательной системы, выявлена роль финансов образовательных учреждений в осуществлении эффективной деятельности образовательных учреждений. Исследованные финансовые ресурсы формируются на основе утвержденной бюджетной сметы, в структуру бюджетной сметы входят предстоящие доходы и расходы образовательного учреждения. Акцентированно внимание на источниках формирования финансовых ресурсов образовательных учреждений, в основе которых находятся средства, поступающие из соответствующих бюджетов Российской Федерации, также особое внимание уделяется деятельности образовательных учреждений, которая приносит дополнительный доход.

Ключевые слова: образование, образовательные учреждения, финансы образовательных учреждений, источники финансирования, бюджетные ассигнования, бюджетная смета.

В жизни современного общества образование играет важную роль, поскольку развитие общества непосредственно связано с качеством предоставления образовательных услуг. Образование может существовать только при тесном взаимодействии с другими социальными сферами общества. Потребность общества обучить подрастающее поколение, передать существующие научные знания и опыт привела к созданию образовательной системы, которая включает в себя образовательные учреждения дошкольного, начального, среднего, средне -профессионального и высшего уровней. Согласно Конституции Российской Федерации, за каждым человеком закрепляется право получения бесплатного образования независимо от пола, расы, национальности и других отличительных особенностей человека.

В Российской Федерации деятельность образовательных учреждений строго регламентирована действующими федеральными законами, приказами и постановлениями Министерства образования и науки, Министерства Финансов и другими нормативно-правовыми актами органов государственной власти.

Для начала необходимо исследовать определение понятия «образовательные организации», мы обратились к Федеральному закону 273-Ф3 от 29.12.2012 года, где образовательные организации предстают в качестве некоммерческих организаций, которые осуществляют на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана . Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что любая образовательная организация, прежде чем предоставлять образовательные услуги обществу, должна получить лицензию на ведение своей деятельности у территориальных органов Российской Федерации.

Образовательная система Российской Федерации подразделяется на уровни общего и профессионального образования. К перечню уровней общего образования можно отнести дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Что касается структуры профессионального образования, то она подразделяется на среднее профессиональное образование и высшее образование. В 2007 году Президент Российской Федерации подписал федеральный закон о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Обучающиеся в высших учебных заведениях имели степень бакалавра или магистра, также по некоторым специальностям остались специалитеты. Все это привело к дополнительным реформам в образовательной системе, конечно, такое перестроение имеет и преимущества, и недостатки. Основным и главным преимуществом является то, что повышается эффективность использования бюджетных средств, а также студенты (магистры) имеют возможность продолжить обучение в Вузах Европы и трудоустроиться зарубежом. Что касается недостатков, то многие исследователи говорили о разрушении традиционной «советской школы» высшего образования, которая отлично себя зарекомендовала, что со временем бы привело к оттоку кадров из страны заграницу.

В основе своей образовательные учреждения можно классифицировать по организационно-правовой собственности (бюджетные образовательные учреждения, автономные образовательные учреждения и частные образовательные учреждения) и по типу образовательной программы. Бюджетные и автономные образовательные организация являются государственными и не несут коммерческий характер, чего мы не можем сказать о частных образовательных учреждениях. Конечно, в частных образовательных организациях также оказываются образовательные услуги по тем же учебным программам, что и в муниципальных. Однако есть важное отличие, учредитель негосударственного образовательного учреждения признается единственным собственником его имущества. Негосударственные образовательные учреждения действуют в рамках ст.123.23 Гражданского Кодекса Российской Федерации о частных учреждениях. Последние могут финансироваться собственниками их имущества полностью или частично. Они отвечают по обязательствам, переданным им в управление, имуществом. Субсидиарную ответственность в размере недостающих для покрытия кредиторской задолженности сумм несет собственник.

Таким образом, мы делаем вывод, что негосударственное образовательное учреждение — это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на договорной основе. Такие учреждения могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического.

Деятельность образовательных учреждений всецело является некоммерческой, однако не стоит забывать, что формирование и использование финансовых ресурсов приводит к возникновению такого понятия как «финансы образовательных учреждений».

Лепешкина А.Е. считает, что финансы образовательных организаций представляют собой денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников для осуществления и расширения своей деятельности. В первую очередь отметим, что финансы образовательных организаций ни в коем случае не могут быть выражены в качестве денежных средств, потому что это, прежде всего, экономические отношения в рамках распределения и пользования субсидий, субвенций, дотаций и прочих финансовых ресурсов для осуществления деятельности не противоречащей законодательству. По нашему мнению, если автор говорит об источниках финансирования образовательных организаций, то требуется четкое разграничение между ними, т.е. на источники из бюджетов разных уровней, а также от доходы оказания платных услуг, которые не противоречат уставу образовательной организации.

Федорова И.Ю. представляет финансы образовательных учреждений как собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием, поступлением, эффективным использованием денежных потоков в целях выполнения функций и задач учреждений, создания условий для устойчивого и эффективного развития учреждений с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей общества. Преимуществом данного определения является то, что оно учитывает интересы самих образовательных организаций, а также их цели и задачи функционирования.

Конищева М.А. говорит, что финансы образовательных организаций — экономические отношение по поводу аккумулирования источников денежных средств на осуществление и расширение своей деятельности. К таким источникам можно отнести средства бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов и поступления от оказания платных услуг.

Таким образом, проанализировав определения понятия «финансы образовательных организаций», мы делаем вывод, что в каждом определении есть свои недостатки и преимущества. Мы предлагаем свое видение понятия «финансы образовательных организаций». Финансы образовательных организация — совокупность экономических отношений, связанных с формированием, поступлением и использованием денежных потоков, которые формируются как за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Финансы образовательных учреждений, как и финансы некоммерческих организаций, функционируют на основе ряда принципов, которые выступают в роли инструмента эффективной деятельности образовательных организаций. Данные принципы мы представили в таблице 1.

Таблица 1. Принципы функционирования финансов образовательных учреждений.

Наименование принципаКраткая характеристика

Принцип экономической самостоятельностиПредполагает самостоятельное определение источников финансирования и распределение расходов, в соответствии с утвержденной бюджетной сметой

Принцип материальной заинтересованностиЕсли образовательное учреждение осуществляет деятельность, приносящую доход, то повышается интерес к увеличению внебюджетных поступлений, а также к их эффективному использованию.

Принцип материальной ответственностиПолную ответственность за совершение финансовых операций несет руководитель образовательного учреждения, а субсидиарную ответственность несет Учредитель. В случае ухудшения финансового состояния образовательного учреждения, понижается качество предоставления образовательных услуг, нарушается кругооборот финансовых ресурсов, что приводит к возникновению проблем, без решения которых работа образовательного учреждения ставится под угрозу

Образовательные учреждения тесно сопряжены с бюджетной системой Российской Федерации. Это проявляется за счет того, что основным источником поступлений образовательного учреждения являются бюджетные ассигнования, которые закладываются в бюджетную смету доходов и расходов образовательного учреждения. Если в Уставе образовательного учреждения предусмотрено предоставление платных услуг, то при их оказании у образовательного учреждения аккумулируются свои финансовые ресурсы. Реализовать образовательное учреждение их может на оплату заработной платы сотрудников и/или на оплату товаров, работ, услуг в соответствии с федеральными законами для бюджетных учреждения 44-ФЗ, а для автономных учреждений 223-ФЗ. За эффективным использованием бюджетных средств органы государственной власти осуществляют строгий контроль, в случае, если выделенная субвенция не была расходованы, то она подлежит скорейшему возврату.

Согласно мнению Степашовой Л.А., основными источниками финансирования некоммерческих организаций выступают собственные средства, заемные средства, средства, поступившие в порядке перераспределения .

Рассмотрим данные источники более подробно.

Собственные средства — такие средства, которыми организация располагает в своей основной деятельности. К ним относятся средства от предпринимательской деятельности, излишки, которые выявлены при инвентаризации, уставный капитал, а так же другие поступления, не запрещенные законом. Уставный капитал может быть сформирован при создании государственной корпорации за счет части ее имущества, или потребительские кооперативы за счет паевых взносов

А.П. Балакина утверждает, что заемные средства — это денежные ресурсы, предоставленные в ссуду на определенный срок, а так же подлежащие возврату с уплатой процента. К таким средствам относятся краткосрочные заемные средства, долгосрочные заемные средства, а так же кредиторская задолженность.

Денежные средства, которые поступили в порядке перераспределения, подразделяются на целевые средства и средства, поступившие без указания цели использования.

Целевые средства, в свою очередь, подразделяются :

1.Бюджетные ассигнования (гранты, субсидии, контрактные отношения).

2.Целевой капитал.

3.Средства на определенные программы.

4.Средства на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации.

Дворецкая А.Е. считает, что источники финансовых ресурсов некоммерческих организаций можно укрупненно разделить на три группы :

1)сметно-бюджетноефинансирование, которое присуще для государственных и муниципальных бюджетных и казенных учреждений;

2)ресурсысамофинансирования, которые характерны для частных учреждений, государственных компаний, кооперативов;

3)смешанноефинансирование, сочетающее бюджетные источники, доходы от коммерческой деятельности, членские взносы и иные поступления.

Получение финансовых ресурсов из каждого источника опирается на некие регламенты и принципы. Например, получение исключительно бюджетного финансирования предполагает четкое следование смете в соответствии с выделенными и утвержденными бюджетными ассигнованиями, строго целевой характер и жестко контролируемый характер их использования на основе нормативов и норм.

Все доходы и расходы образовательных учреждений преимущественно классифицируются на следующие коды финансового обеспечения: государственное (муниципальное) задание, субсидии на иные цели, приносящая доход деятельность, средства, поступающие во временное распоряжение. Государственное (муниципальное) задание содержит в себе объем и качество предоставляемых образовательных услуг, оно является основной составляющей при планировании бюджетной сметы образовательного учреждения. За его выполнением осуществляется строгий контроль и надзор, который выполняет Главный распорядитель. Объем государственного (муниципального) задания формируется на основе утвержденных нормативов, все показатели закладываются на текущий год плюс два планируемых периода. Что касается субсидий на иные цели, они представляют собой разовые поступления на выполнение текущего ремонта, дооснащения образовательного учреждения и выполнение предписаний, выданных надзорными органами.

На основе проведенных исследований мы сделали следующие выводы, образовательные организации выступают в роли некоммерческих организаций, которые осуществляют на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная система делится на дошкольное, общее и профессиональное образование. В ходе своей деятельности образовательные учреждения формируют финансы образовательных учреждений, которые отражают совокупность экономических отношений, связанных с формированием, поступлением и использованием денежных потоков, которые формируются как за счет бюджетных средств, так и внебюджетных. Основными источниками являются собственные и заемные средства, средства, поступившие за счет перераспределения. Все доходы и расходы образовательного учреждения формируются на основе государственного (муниципального) задания, на реализацию которого они направлены. Рациональное использование финансовых ресурсов контролируется надзорными органами государства, что в своем роде является инструментом эффективной деятельности образовательного учреждения.

Список используемой литературы:

1.Бюджетныйкодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017)

2.Федеральныйзакон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ (последняя редакция)

3.БалакинаА.П. Финансы: Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. А.П. Балакиной и д.э.н., проф. И.И. Бабленковой. — М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2014. — 384с.

4.ДворецкаяА. Е. Финансы : учебник для академического бакалавриата / А. Е. Дворецкая. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 503 с.

5.Конищева,М.А. Финансы организаций : учебное пособие / М.А. Конищева, О.И. Курган, Ю.И. Черкасова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. -Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015. — 383 с.

6.ЛепешкинаА.Е. Сущность и специфика организации финансов образовательных учреждений // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2016. С. 126-128

7.СтепашоваЛ.А. Особенности формирования финансов в некоммерческих организациях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 8-1 с. 177-180.

8.ФедороваИ.Ю. Механизм управления финансами некоммерческих образовательных организаций // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2013. № 35. с. 177-191

Перечень услуг, оказываемых образовательным учреждением гражданам бесплатно в рамках реализации общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38 является некоммерческой организацией, созданной городским округом «Город Калининград» для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации прав граждан на общее образование, гарантии общедоступности и бесплатности общего образования.

Образовательное учреждение выполняет муниципальное задание, которое формируется и утверждается Учредителем в соответствии с видами деятельности, определенными Уставом образовательного учреждения.

Школа осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, по дополнительным общеразвивающим программам, адаптированным программам.

Учреждение реализует общее образование по следующим уровням образования:

  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

Учреждение также реализует дополнительные общеразвивающие программы следующих направленностей:

  • технической;
  • естественнонаучной;
  • физкультурно-спортивной;
  • художественной, туристско-краеведческой;
  • социально-педагогической.
Основные и дополнительные общеобразовательные программы
уровень (ступень) образования направленность (наименование) образовательной программы вид
1 общеобразовательный начальное общее образование основная
2 общеобразовательный основное общее образование основная
3 общеобразовательный среднее (полное) общее образование основная
4 общеобразовательный основное общее образование (для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) основная
5 общеобразовательный специальное(коррекционное) начальное общее образование с учетом особенностей психофизического развития возможностей обучающихся, воспитанников(ЗПР) основная
6 общеобразовательный специальное(коррекционное) основное общее образование с учетом особенностей психофизического развития возможностей обучающихся, вос­питанников (ЗПР) основная
7 общеобразовательный образовательные программы, разработанные на основании программ общего образования с учетом особенностей психофизического развития возможностей обучающихся, воспитанников (УО) основная
8 дополнительный художественно-эстетическая: «Изостудия» дополнительная
9 дополнительный художественно-эстетическая: «Театр мюзикла» дополнительная
10 дополнительный художественно-эстетическая: «Вокальная студия «Класс!» дополнительная
11 дополнительный физкультурно-оздоровительная: «Спортивная секция «Мини-футбол» дополнительная
12 дополнительный физкультурно-оздоровительная: «Стрелковая секция» дополнительная
13 дополнительный интеллектуально-познавательная: «Практикум по орфографии и пунктуации» дополнительная
14 дополнительный интеллектуально-познавательная: «Английский язык. Новые возможности» дополнительная
15 дополнительный научно-техническая: «Алгоритмы решения физических задач» дополнительная
16 дополнительный научно-техническая: «Вариативная математика» дополнительная
17 дополнительный социально-педагогическая: «Информашка. Развитие критического мышления с использованием информационных технологий» дополнительная
18 дополнительный «Умники и умницы» (развитие познавательных способностей) дополнительная
19 дополнительный «Курсы предшкольной подготовки» дополнительная

Информация о реализуемых образовательных программах в 2019-2020 учебном году

Информация о внеурочной деятельности и дополнительном образовании в 2019-2020 учебном году

Школа оказывает социально-психологическую, логопедическую и педагогическую помощь обучающимся, имеющим ограниченные возможности здоровья, либо проблемы в обучении.

Школа осуществляет консультирование родителей (законных представителей), представителей общественности и иных заинтересованных лиц по вопросам возрастной психологии и педагогике.

Школа предоставляет возможность пользования библиотечно-информационными ресурсами библиотеки образовательного учреждения.

Школа вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности:

  • оказание учебно-методических услуг в сфере образования;
  • организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время;
  • организация групп продленного дня;
  • проведение и организация выставок, конференций, олимпиад, конкурсов, культурно-массовых и иных мероприятий, в том числе с участием иностранных юридических и физических лиц.

В настоящее время употребление словосочетания «образовательные услуги» стало привычным и обыденным как в письменной, так и в устной речи, как для лиц, предоставляющих эти услуги, так и для лиц, их потребляющих. Но всегда ли правильно мы трактуем это понятие? Не вдаваясь в подробности и не выделяя каких-либо юридических тонкостей, можно сказать, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в сфере (системе) образования. Такого определения образовательных услуг вполне достаточно, но только до тех пор, пока не возникает реальной потребности в приобретении этих самых услуг. Именно здесь и появляется желание узнать все нюансы и подробности. Попробуем определить, что же именно включает в себя понятие «образовательные услуги».

Образование и цифровой мир

Ни в Законе РФ «Об образовании», ни в других нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, официального определения образовательных услуг не содержится. Общее понятие услуг закреплено в Налоговом кодексе РФ.

Услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.Это означает, что при оказании услуг, как правило, не создается объектов материального мира, на которые могли бы распространяться права собственности. Услуги, преимущественно, не имеют овеществленной формы (проще говоря, их нельзя потрогать, примерить, т.е. их нельзя осязать как конкретную вещь), а содержат полезный эффект в самих себе. Итогом услуг являются нематериальные блага (например, определенное состояние лица, достигнутое в результате лечения; полученная необходимая информация; приобретенный уровень образования и проче.). Исключение составляют услуги по изготовлению овеществленных предметов по индивидуальным заказам (например, услуги фотографий, а также другие услуги, результат которых хранится на материальных носителях – магнитных лентах, дисках, бумаге и др.).

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Соотношение понятий услуги и образование позволяет нам определить, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения. Казалось бы, такое определение является вполне понятным и можно дальше продолжить разговор об образовательных услугах. Но не все так просто. В чем же, собственно, заключается проблема?

Смысл проблемы состоит в применении гражданско-правовых норм к сфере образования. С точки зрения гражданского законодательства услуги, как правило, имеют возмездный характер. Это означает, что исполнение услуг реализуется за соответствующую плату. Отношения между исполнителем и потребителем услуг регулируются соответствующим договором. Осуществление образовательного процесса государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов не является платным и не регулируется договорными отношениями об оказании образовательных услуг. Следовательно, в данном случае реализацию процесса обучения и воспитания нельзя абсолютно отождествлять с оказанием образовательных услуг.

В нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, можно довольно часто встретить словосочетание «образовательные услуги», которое в некоторых случаях дополняется словом «платные» (иногда словом «дополнительные»). Данное дополнение употребляется именно с целью разграничить характер образовательной деятельности осуществляемой на платной и бесплатной основе. Зачем же употреблять слово «платные», если сама услуга носит преимущественно возмездный характер? На сей раз, очевидно с тем, чтобы отграничить характер уже самой услуги – на платный и бесплатный. Когда речь заходит о бюджетных образовательных учреждениях, то, как правило, употребляется понятие «платные (платные дополнительные) образовательные услуги». Однако при регламентации деятельности негосударственных образовательных учреждений выражение «платные образовательные услуги» практически не используется, так как все услуги в данных организациях предоставляются за плату. Отсюда следует вопрос, как же тогда быть с разграничением на платные и бесплатные образовательные услуги, да и вообще, что же, наконец, следует понимать под образовательными услугами?

О том, насколько допустимо применительно к образовательной сфере (в частности, к бесплатному образованию) употреблять понятие «образовательные услуги», ведется немало дискуссий. В рамках данного пособия неуместно вдаваться в полемику и выяснять суть данной проблемы. В дальнейшем изложении под образовательными услугами будет подразумеваться деятельность образовательных организаций, направленная на достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения (независимо от того, является ли эта деятельность платной или нет).

Все услуги, которые оказываются в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам. Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением. Основываясь на данных ОКУН, можно говорить о следующих видах услуг в системе образования:

• услуги в системе дошкольного воспитания;

• услуги в системе среднего образования;

• услуги в системе высшего образования;

• услуги в системе технической подготовки кадров (в том числе – профессиональная реабилитация кадров);

• обучение населения на курсах (в том числе – обучение на курсах иностранных языков; на курсах по вождению автомобилей; на других курсах и в кружках);

• прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).

Практическая реализация каждого из перечисленных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями (физическими лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, например, услуги в системе дошкольного воспитания предоставляются дошкольными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными. К основным образовательным услугамотносятся услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные (центральные) органы государственной власти и управления в рамках их компетенции. Дополнительными образовательными услугами,соответственно, считаются услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

• в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

• посредством индивидуальной трудовой педагогической деятельности.

Необходимо заметить, что государственные образовательные стандарты могут устанавливаться и по отдельным дополнительным образовательным программам.

Все образовательные услуги также могут быть разделены на два основных вида: платныеи бесплатные. В соответствии со смысловой направленностью понятия «бесплатное образование» и «бесплатные образовательные услуги» далее будут отождествлять, равно как и понятия «платное образование» и «платные образовательные услуги».

Под бесплатными образовательными услугамипонимаются услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и государственных образовательных стандартов. Из данного определения необходимо выделить три существенных признака. Во-первых, бесплатные образовательные услуги оказываются государственными и муниципальными образовательными учреждениями.Во-вторых, бесплатные образовательные услуги реализуются только по основным образовательным программам, финансируемым из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального). В-третьих, реализация бесплатных образовательных услуг осуществляется исключительно в пределах государственных образовательных стандартов. Предоставление бесплатных образовательных услуг не регулируется договорными отношениями между потребляющими эти услуги, и соответствующими образовательными учреждениями. К правоотношениям, возникающим в связи с оказанием бесплатных образовательных услуг, нормы гражданского законодательства (в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей») не применяются. Данные правоотношения регулируются законодательством РФ (в широком смысле) об образовании.

Платными образовательными услугамипринято считать услуги, оказываемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельность, за соответствующую плату. Следует отметить, что настоящее определение является общим и не содержит указания на конкретные условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности. В связи с этим необходимо внести некоторые уточнения. Во-первых, государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги: не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами; за счет внебюджетных средств (например, средств сторонних организаций, спонсоров или частных лиц, в т. ч. родителей воспитанников и обучающихся). Фактически это означает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительныеобразовательные услуги. Во-вторых, негосударственные образовательные организации вправе осуществлять платную образовательную деятельность, как в рамках государственных образовательных стандартов, так и за их пределами, т.е. предоставлять за плату и основные и дополнительные образовательные услуги. Настоящее правило распространяется также на лиц, занимающихся индивидуальной образовательной деятельностью. В третьих, перечень платных образовательных услуг (как основных, так и дополнительных) должен быть в обязательном порядке закреплен в уставах (положениях) образовательных учреждений и организаций.

Н.А. Агешкина

Метки: образование