Государственная казна

В состав муниципальной казны входит имущество, находящееся в собственности муниципальных образований и не закрепленное за муниципальными учреждениями и предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения: средства местного бюджета, а также движимое и недвижимое имущество, для которых определен порядок управления и распоряжения ими.

Функции собственника в отношении имущества, входящего в состав казны, муниципальные образования осуществляют непосредственно, т.е. осуществляют правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом. Одновременно непосредственное осуществление муниципалитетом правомочий собственника невозможно вне деятельности его органов (1’К РФ, ст. 214, п. 3; ст. 215, п. 2). Согласно п. 1—2 ст. 125 ГК РФ государственные и муниципальные органы приобретают и осуществляют права и обязанности от имени государства и муниципальных образований в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Основными целями использования имущества, находящегося в муниципальной казне, являются:

  • — содействие его сохранению и воспроизводству;
  • — обеспечение обязательств муниципального образования;
  • — привлечение инвестиций и стимулирование предпринимательской активности на территории муниципального образования.

Для достижения этих целей органы местного самоуправления при использовании и управлении имуществом муниципальной казны решают следующие задачи.

  • — пообъектный учет имущества, входящего в муниципальную казну, своевременное отражение его движения;
  • — сохранение и приумножение в составе муниципальной казны имущества, управление и распоряжение которым обеспечивает привлечение в доход местного бюджета дополнительных средств, а также сохранение в составе муниципальной казны имущества, необходимого для исполнения вопросов местного значения, возложенных законом на муниципальное образование;
  • — выявление и применение наиболее эффективных способов использования муниципального имущества;
  • — контроль за сохранностью и использованием муниципального имущества по целевому назначению.

Учет имущества, составляющего муниципальную казну, и контроль за его движением осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления путем занесения соответствующей информации в специальный раздел реестра муниципальной собственности, содержащий сведения о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет, износе имущества и, при необходимости, другие сведения, соответствующие требованиям действующего законодательства, а также сведения о решениях по передаче имущества в пользование, других актах распоряжения имуществом, в том числе влекущих исключение имущества из состава муниципальной казны и его возврат в казн}’.

Порядок ведения реестра, предоставления сведений об имуществе, находящемся в реестре (выписок из реестра), определяются Положением о порядке ведения реестра муниципальной собственности, утверждаемым решением представительного органа муниципального образования в установленном действующим законодательством порядке.

Оценка имущества, составляющего муниципальную казну, осуществляется по правилам, установленным законами и иными правовыми актами для оценки имущества, принадлежащего на праве собственности юридическим лицам.

Исключение сведений из специального раздела (муниципальная казна) реестра муниципальной собственности при закреплении имущества на правах хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными организациями и учреждениями с последующим отражением имущества в бухгалтерской отчетности указанных организаций, а также включение имущества в состав муниципальной казны осуществляется на основании решений уполномоченного органа местного самоуправления, принимаемых в порядке, предусмотренном правовыми актами органов местного самоуправления.

Для проверки фактического наличия и состояния недвижимого имущества муниципальной казны в муниципальных образованиях должны проводиться его плановые и внеплановые инвентаризации.

Внеплановая инвентаризация проводится в случае обнаружения факта причинения ущерба недвижимому имуществу муниципальной казны, зачисления в муниципальную казну имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов ликвидированных муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений, а также в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами муниципального образования.

По общему правилу плановая инвентаризация имущества муниципальной казны проводится на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления в порядке и сроки, определенные муниципальным правовым актом.

Источниками образования муниципальной казны может быть имущество:

  • — вновь созданное или приобретенное за счет средств бюджета муниципального образования;
  • — переданное в муниципальную собственность муниципального образования в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении государственной и муниципальной собственности;
  • — переданное безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;
  • — изъятое на законных основаниях из хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий и оперативного з’правления муниципальных учреждений;
  • — оставшееся после ликвидации муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений;
  • — полученное в результате совершения гражданско-правовых сделок;
  • — переданное в муниципальную собственность, в случаях, если это имущество в силу закона не может принадлежать лицу, в собственности которого оно оказалось;
  • — приобретенное по давности владения;
  • — полученное после расторжения сделок приватизации в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
  • — полученное по решению суда в случаях применения последствий недействительности сделок с недвижимым имуществом, относящимся к муниципальной казне;
  • — полученное в результате совершения органами местного самоуправления иных действий, предусмотренных действующим законодательством.

Включение в состав муниципальной казны имущества, образованного за счет вышеперечисленных источников осуществляется на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления, устанавливающего источник и порядок образования имущества.

Выбытие из муниципальной казны недвижимого имущества возможно в результате:

  • — внесения в уставные фонды создаваемых муниципальных унитарных предприятий либо передачи в хозяйственное ведение действующим муниципальным унитарным предприятиям;
  • — передачи в оперативное управление создаваемым или действующим муниципальным учреждениям;
  • — внесения в качестве взносов в фонды и автономные некоммерческие организации;
  • — внесения в качестве вкладов в АО, общества с ограниченной ответственностью в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
  • — отчуждения но гражданско-правовым договорам;

обращения взыскания на недвижимое имущество (в том числе являющееся предметом залога);

потерь, возникших вследствие причинения вреда недвижимому имуществу, а также его уничтожения либо повреждения при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

— совершения иных действий, предусмотренных действующим законодательством.

Недвижимое имущество, выбывающее из муниципальной казны, отчуждается муниципальными образованиями в лице уполномоченных органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Решение о совершении сделок с недвижимым имуществом муниципальной казны, приводящих к его выбытию из муниципальной казны, и об исключении имущества из состава муниципальной казны в связи с его уничтожением, полным износом, а также прекращением обязательства в результате невозможности его исполнения должником принимается уполномоченным органом местного самоуправления на основании соответствующих заключений специализированных организаций.

Нс требуется принятия решения о выбытии недвижимого имущества из муниципальной казны в результате обращения на него взыскания, а также в иных случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством.

Нахождение имущества в муниципальной казне позволяет выбрать оптимальные способы его использования, приносящие максимальные блага населению муниципального образования. Использование имущества муниципальной казны может способствовать развитию конкуренции в муниципальном образовании.

Основными способами использования имущества, находящегося в муниципальной казне по сложившейся практике, являются:

  • — передача имущества во временное владение и пользование или во временное пользование юридическим или физическим лицам по договорам аренды (имущественного найма);
  • — передача имущества в безвозмездное временное пользование юридическим или физическим лицам но договорам безвозмездного пользования имуществом (ссуды);

передача имущества на определенный срок для осуществления управления им в интересах муниципального образования коммерческим организациям по договору доверительного управления имуществом.

В последнее время появилась еще одна форма использования имущества казны, которая пока редко употребляется в муниципальных образованиях, — передача имущества казны в концессию по концессионным соглашениям.

Вопросы практики

Относительно отдельных видов муниципального имущества казны могут применяться только установленные действующим законодательством виды использования. Например, в отношении жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности Жилищный кодекс РФ допускает только один вид использования — передача таких помещений гражданам в найм. Это же касается и земельных участков, порядок использования которых определен Земельным кодексом РФ.

Распоряжение имуществом, составляющим муниципальную казну, путем передачи его в залог либо иным способом, создающим возможность утраты права муниципальной собственности на него, должен быть особо оговорен в муниципальных правовых актах.

Исключение имущества из состава муниципальной казны при его приватизации осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления о приватизации муниципального имущества.

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» действие данного закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Контроль за сохранностью и целевым использованием недвижимого имущества, входящего в состав муниципальной казны, переданного в пользование юридическим и физическим лицам, а также привлечение этих лиц к ответственности за ненадлежащее использование переданных объектов могут осуществлять либо органы местного самоуправления самостоятельно, либо уполномоченные органы в соответствии с условиями заключенных договоров о передаче имущества.

В рамках контроля уполномоченные органы по мере необходимости осуществляют проверки состояния переданного имущества, а также соблюдения условий договоров о передаче имущества.

На срок передачи в пользование имущества, входящего в состав муниципальной казны, обязанности по содержанию имущества и риск случайной гибели имущества подлежат закреплению за пользователем с момента заключения договора передачи имущества.

В период, когда имущество, входящее в состав муниципальной казны, не обременено договорными обязательствами, контроль за его состоянием исполняет уполномоченный орган местного самоуправления.

Юридические и физические лица, а также органы и должностные лица местного самоуправления, совершившие действия или принявшие противоправные решения, повлекшие ущерб для муниципальной казны, несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, установленную действующим законодательством.

Уполномоченный орган, ответственный за содержание и использование имущества муниципальной казны, должен регулярно представлять органам местного самоуправления отчет о составе и стоимости местной казны.

  • Местное самоуправление и муниципальное управление / под ред. А. С. Прудникова,Д. С. Белявского, М., 2012. С. 71.
  • Девятов С. Л. Управление муниципальной собственностью. Томск : Изд-во ТюмГУ,2010. С. 47.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫРАСПОРЯЖЕНИЕот 1 ноября 2008 года N 2575-РПО создании Государственного бюджетного учреждениягорода Москвы «Московская имущественная казна»

(с изменениями на 20 июля 2009 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 740-РП
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Москвы от 20 июля 2009 года N 1600-РП.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 26 декабря 2007 года N 53 «Об имущественной казне города Москвы», постановлением Правительства Москвы от 24 июня 2008 года N 531-ПП «О задачах по совершенствованию системы управления государственными учреждениями города Москвы», а также в целях формирования системы технического обеспечения надлежащего учета и содержания движимого и недвижимого имущества, составляющего имущественную казну города Москвы:

1. Создать с 1 января 2009 года Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Московская имущественная казна» (далее — ГБУ «Московская имущественная казна») с ведомственным подчинением Департаменту имущества города Москвы.

2. Определить основной целью создания ГБУ «Московская имущественная казна» техническое обеспечение учета и содержания движимого и недвижимого имущества, составляющего имущественную казну города Москвы.

3. Считать основными функциями ГБУ «Московская имущественная казна»:

— техническое обеспечение включения имущества в имущественную казну города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 26 декабря 2007 года N 53 «Об имущественной казне города Москвы»;

— организацию проведения конкурсов (аукционов) на эксплуатацию, содержание и капитальный ремонт объектов имущественной казны города Москвы, включая организацию процесса оформления договоров на эксплуатацию, содержание и капитальный ремонт объектов имущественной казны города Москвы;

— организацию работы по созданию архива (документы по обоснованию включения имущества в состав казны и изъятия имущества из казны, технические паспорта, инвентарные карточки и т.п.);

— формирование пакетов документов, необходимых для приемки имущества в имущественную казну города Москвы;

— техническое формирование пакетов документов, необходимых для государственной регистрации права собственности города Москвы на недвижимое имущество казны и сделок с ним, а также выступать доверенным лицом Департамента имущества города Москвы при государственной регистрации права собственности города Москвы на недвижимое имущество казны;

— проведение технических работ по обследованию имущества, входящего в состав имущественной казны, подготовка аналитической информации о техническом состоянии имущества;

— организация учета и оформления энергоресурсов (тепло-, водо-, электроснабжения и т.п.) по объектам нежилого фонда отдельно стоящих зданий и сооружений, составляющих имущественную казну города Москвы (дефис дополнительно включен на основании распоряжения Правительства Москвы от 20 июля 2009 года N 1600-РП).

4. Департаменту имущества города Москвы:

4.1. В срок до 1 января 2009 года выступить от имени города Москвы учредителем ГБУ «Московская имущественная казна» и утвердить его устав.

4.2. В срок до 15 января 2009 года назначить руководителя учреждения и заключить с ним трудовой договор.

4.3. В срок до 15 января 2009 года утвердить штатное расписание и бюджетную смету ГБУ «Московская имущественная казна».

4.4. Подобрать и передать в оперативное управление ГБУ «Московская имущественная казна» нежилые помещения для размещения учреждения.

4.5. Обеспечить в установленном порядке внесение записи о создании ГБУ «Московская имущественная казна» в Единый государственный реестр юридических лиц.

4.6. Предоставить право по предложениям ГБУ «Московская имущественная казна» вносить изменения в штатное расписание учреждения в пределах общей штатной численности работников учреждения (п.5.1) (пункт дополнительно включен на основании распоряжения Правительства Москвы от 20 июля 2009 года N 1600-РП).

5. В целях повышения качества работы, привлечения квалифицированных кадров в ГБУ «Московская имущественная казна» в соответствии с Положением об условиях оплаты труда в ГБУ «Московская имущественная казна» утвердить:

5.1. Лимит численности ГБУ «Московская имущественная казна» в количестве 109 единиц (пункт в редакции распоряжения Правительства Москвы от 20 июля 2009 года N 1600-РП — см. предыдущую редакцию).

5.2. Перечень должностей и разряды оплаты труда работников ГБУ «Московская имущественная казна» (приложение 1).

5.3. Размеры ежемесячных надбавок к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников ГБУ «Московская имущественная казна» (приложение 2).

6. Установить, что:

6.1. Оплата расходов, связанных с обеспечением деятельности ГБУ «Московская имущественная казна», осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2009 и последующие годы Департаменту имущества города Москвы на содержание государственного имущества города Москвы и реализацию других полномочий собственника.

6.2. Повышение оплаты труда работников ГБУ «Московская имущественная казна» осуществляется в размерах и сроки, предусмотренные для работников государственных учреждений города Москвы соответствующими правовыми актами города Москвы, за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на эти цели.

6.3. Финансирование расходов по оплате труда работников ГБУ «Московская имущественная казна» осуществляется в пределах утвержденной бюджетной сметы учреждения исходя из фактической численности сотрудников учреждения с учетом не более 4% вакансий (пункт дополнительно включен на основании распоряжения Правительства Москвы от 20 июля 2009 года N 1600-РП).

7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Силкина В.Н.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение 1к распоряжению Правительства Москвыот 1 ноября 2008 года N 2575-РП(в редакции распоряженияПравительства Москвыот 20 июля 2009 года N 1600-РП- см. предыдущую редакцию)

ПЕРЕЧЕНЬ
должностей и разрядов оплаты труда работников
государственного бюджетного учреждения города Москвы
«Московская имущественная казна»

N
п/п

Наименование должностей

Разряды

Директор

Первый заместитель директора

На 1-2 разряда ниже тарифной ставки
руководителя

Заместитель директора

На 1-2 разряда ниже тарифной ставки
руководителя

Заместитель директора — главный инженер

На 1-2 разряда ниже тарифной ставки
руководителя

Главный бухгалтер

14-17

Заместитель главного бухгалтера

На 1-2 разряда ниже тарифной ставки
главного бухгалтера

Начальник отдела

11-14

Заместитель начальника отдела

На 1-2 разряда ниже тарифной ставки
начальника отдела

Главные специалисты отделов

10-12

Ведущие специалисты отделов

6-11

Специалисты отделов

5-8

12

Юрисконсульт

6-11

Приложение 2к распоряжению Правительства Москвыот 1 ноября 2008 года N 2575-РП

РАЗМЕРЫ
ежемесячных надбавок к тарифным ставкам (окладам)
единой тарифной сетки по оплате труда работников
государственного бюджетного учреждения города Москвы
«Московская имущественная казна»

(с изменениями на 20 июля 2009 года)

1. Начисление заработной платы работникам государственного бюджетного учреждения города Москвы «Московская имущественная казна» (ГБУ «Московская имущественная казна») осуществляется исходя из тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы, установленных постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2008 года N 608-ПП «Об увеличении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы» и иными нормативными документами, в соответствии с разрядами оплаты труда работников ГБУ «Московская имущественная казна», указанными в приложении 1 к настоящему распоряжению.

2. Установить для работников ГБУ «Московская имущественная казна» повышающий коэффициент к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы в размере 2,6.

3. Установить работникам ГБУ «Московская имущественная казна» ежемесячные надбавки по результатам работы (пункт в редакции распоряжения Правительства Москвы от 20 июля 2009 года N 1600-РП — см. предыдущую редакцию).

4. Максимальный размер надбавок не может превышать 55% тарифной ставки (оклада) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы.

5. Разряды единой тарифной сетки по оплате труда работников ГБУ «Московская имущественная казна» и размер ежемесячных надбавок к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы для каждого работника определяются руководителем ГБУ «Московская имущественная казна» по результатам аттестации работников в соответствии с Положением об условиях оплаты труда в ГБУ «Московская имущественная казна», утвержденным руководителем Департамента имущества города Москвы.

6. Планирование фонда оплаты труда ГБУ «Московская имущественная казна» осуществляется исходя из должностных окладов, повышающего коэффициента 2,6 и максимального размера надбавок в размере 55% месячной ставки (оклада) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы (пункт в редакции распоряжения Правительства Москвы от 20 июля 2009 года N 1600-РП — см. предыдущую редакцию):

7. Стимулирующие и компенсационные выплаты, предусмотренные трудовым законодательством, учтены в условиях оплаты труда, установленных настоящим распоряжением.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО «Кодекс»

Казна в системе признаков государства

Родионов

Леонид Александрович РОДИОНОВ, начальник отдела № 17 УФК по Самарской области, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Самарского филиала Московского ГПУ, советник ГГС РФ 1-го класса. Статья посвящена правовому анализу института казны в контексте государства, его признаков и устройства.

Признаки государства

Мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано множество мнений и суждений об основных признаках государства. Прежде всего, это наличие аппарата власти и управления (система публичной власти). Основным признаком государства является также наличие аппарата принуждения и армия, территория государства, институт гражданства, сфера юрисдикции. Одним из основных признаков государства является суверенитет.

Другими словами, государство — это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правопорядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а также государственной казной. Казна также является признаком государства, поскольку с ней связаны такие явления, как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.

Сущность казны и сущность государства

В теории марксизма отмечается, что в налогах воплощено экономическое выражение сущности государства. В литературе можно часто встретить мысль, что налоги необходимы для содержания разветвленного государственного аппарата, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, для содержания публичной власти. Сбор налогов — это один из важнейших способов формирования, пополнения государственной казны.

Основная часть доходов федерального бюджета РФ в 2011 году была обеспечена поступлениями по четырем доходным источникам: вывозным таможенным пошлинам, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на прибыль организаций. За счет доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой, сформировано 98,8 % общего объема поступлений в федеральный бюджет.

В дореволюционной цивилистической литературе казна определялась как государство, выступающее в качестве участника гражданских правоотношений. Понятие казны разно­образно. М. Ю. Тихомиров в юридической энциклопедии дает определение казны как средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными организациями. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В статье 214 Гражданского кодекса дано понятие казны как «средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями…». В пункте 2 ст. 97 Бюджетного кодекса также говорится о казне: «Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну». Само государство выступает субъектом частноправовых отношений. Оно приобретает недвижимое и движимое имущество, становится должником или кредитором.

От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса. Имущество казны России (государства), составляющее основу национального богатства, как признака государства является одним из базовых ресурсов государственного регулирования экономики и в основном обеспечивает стратегический баланс между потребностями государства (в том числе для обеспечения безопасности, суверенитета и возможностей пополнения активов).

Сущность казны раскрыта в функции самого государства. Инвестиции, социальная направленность и организационно-управленческая функция выражаются в обеспечении деятельности органов государственной власти. Гарантийная функция выражается в обеспечении государственным казенным имуществом государственного долга, займов и иных обязательств как внутри страны, так и вне ее.

Следует отметить, что сам термин «казна» применяется в двух значениях. С одной стороны, казна рассматривается как хранилище имущества (объект правоотношений). Данная трактовка приводится в большинстве действующих законодательных и нормативных актов. С другой — она выступает как субъект правоотношений1.

Формирование казны осуществляется в основном органами государственной власти различных уровней. В современных условиях развития экономики России финансы, денежные фонды, государственная казна становятся основным рычагом управления всеми сферами общественной жизни, признаком государства. В связи с этим спектр использования дефиниции «государственная казна» существенно расширяется, а само понятие наполняется новым содержанием, что обусловлено трансформацией социально-экономических отношений, становлением системы российского бюджетного федерализма, разграничением государственной собственности, а также особенностями участия РФ, субъектов РФ в имущественных и финансовых правоотношениях.

Об ответственности государства

Согласно Гражданскому кодексу Российская Федерация ее субъекты и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. То имущество данных субъектов, которое не закреплено за государственными предприятиями и учреждениями, а также средства соответствующего бюджета образуют согласно ст. 214 Гражданского кодекса государственную казну РФ, казну субъекта РФ и казну муниципального образования.

Российская Федерация является равноправным наряду с гражданами и юридическими лицами участником гражданских правоотношений. Эти правоотношения регулируются гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей правового положения вышеназванных субъектов. По общему правилу исполнения судебных актов о взыскании средств с юридических лиц (государства) взыскание в первую очередь обращается на денежные средства должника и только в случае их недостаточности на иное имущество. Сложно, однако, представить полное отсутствие денежных средств у Российской Федерации.

В этом смысле нужно согласиться с Р. Е. Артюхиным в том, что составной и наиболее ликвидной частью казны являются средства соответствующего бюджета. Именно на них, а не на имущество в натуральном выражении судами обращается взыскание по искам, обязанность удовлетворения которых возлагается на РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Правовые отношения

Возложение ответственности на государство вызвано тем, что конкретное учреждение, действиями должностных лиц которого причинен вред, может вступить в гражданско-правовые отношения лишь в сфере реализации обычной гражданской правосубъектности юридических лиц, но не как орган, наделенный государственными полномочиями, поскольку публичные органы и их должностные лица не обладают гражданской правосубъектностью. Надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда за счет казны должны признаваться РФ, субъект РФ либо муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Непосредственно к участию в деле привлекаются те государственные органы и органы местного самоуправления, которые согласно ст. 1071 Гражданского кодекса уполномочены представлять РФ, субъект РФ, муниципальные образования по таким делам. Гражданский кодекс гласит, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса обязанность выступать от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, а также их должностных лиц по подведомственной принадлежности, возлагается на органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям средств. Бюджетный кодекс гласит, что главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (подп. 12.1 ст. 158 БК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ). Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» ст. 1081 Гражданского кодекса дополнена п. 3.1, в соответствии с которым РФ, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным ст. 1069 и 1070 ГК РФ, а также по решению Европейского суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение. В соответствии с п. 2.1, 2.7, 3.2, 3.4 и 3.7 приказа Минфина России и Федерального казначейства от 25 августа 2006 г. № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ» в случаях удовлетворения судами исков о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами за счет казны РФ, Министерство финансов РФ напоминает управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ о необходимости обращаться в суды с регрессными требованиями к должностным лицам, виновным в причинении вреда. А при отсутствии в судебном акте указания на виновное должностное лицо предпринимать меры, направленные на его установление.

Необходимость правовой регламентации

Казна влияет на осуществление функций государства. Отсутствие должной правовой регламентации порядка управления государственной казной влечет за собой неурегулированность экономических и гражданско-правовых отношений в стране. Анализ действующей нормативно-правовой базы по рассматриваемой проблеме показал, что в России отсутствует система законодательных и нормативных актов, регламентирующих вопросы формирования, учета, распоряжения и управления активами казны, а также не определено понятие государственной казны.

На уровне субъектов РФ законы о казне как отдельного института действуют в семи регионах: Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, Свердловской, Читинской областях и в г. Москве. В основе этих законов положены статьи Гражданского кодекса о казне, где отсутствует классификация ряда активов казны по юридическим и экономическим признакам. Наличие элементов, обеспечивающих органы управления страны полной, точной, своевременной и надежной информацией о состоянии экономики, в том числе казны РФ, снижает риск неопределенности при принятии решений на всех уровнях системы государственного регулирования.

(на примере Орловской области)

О.И. КОРОТКОВА,

заведующая правовым сектором Управления государственного имущества администрации Орловской области, ассистент кафедры гражданского права Орловского государственного университета

Государственная собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня: федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (статьи 294 и 296 Гражданского кодекса РФ), а также составлять государственную казну.

Под основными целями, задачами и принципами государственной политики Российской Федерации в сфере управления государственным сектором экономики понимаются совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, а также государственной казны и имущественных прав государства. Реализация права государственной собственности определена в статьях 113, 124, 125 и 214 ГК РФ.

В число объектов государственной собственности входит государственная казна Российской Федерации и ее субъектов. Казна представляет собой средства соответствующего бюджета и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Таким образом, казна — это совокупность имущества.

Статья 214 ГК РФ устанавливает, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. В соответствии со ст. 128 ГК РФ имущество относится к объектам гражданского права. Казна как совокупность имущества является объектом, который в таком качестве не может выступать участником (субъектом) гражданских правоотношений.

Некоторые цивилисты указывают в рассматриваемых правоотношениях на огромное значение финансового права, объясняя это тем, что казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета. Кроме того, туда могут быть отнесены средства государственных и муниципальных внебюджетных фондов. То есть основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, а отношения по их образованию, распределению и использованию признаются предметом финансово-правового регулирования. Поэтому в казну входит и такое имущество, право собственности на которое регулируется другими отраслями права.

Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 15.07.1998) в казну России входят золотой запас, алмазный и валютный фонды.

Функции собственника в отношении имущества, входящего в состав казны, государство и муниципальные образования осуществляют непосредственно (например, правомочия владения, пользования и распоряжения). Непосредственное осуществление государством правомочий собственника невозможно вне деятельности его органов.

Пунктами 1 и 2 ст. 125 ГК РФ установлено, что государственные и муниципальные органы приобретают и осуществляют права и обязанности от имени государства и муниципальных образований в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В сложившейся практике представителями государства и муниципальных образований в отношении бюджетных средств признаются законодательные (представительные) органы, наделенные от имени общественно-территориальных образований правом распоряжения.

Статья 153 Бюджетного кодекса РФ закрепляет право законодательных (представительных) органов рассматривать и утверждать бюджеты.

Действующее законодательство, определяющее компетенцию органов власти и местного самоуправления, позволяет назвать и другой орган, который осуществляет правомочия общественно-территориальных образований по владению, пользованию и распоряжению бюджетными средствами. Так, на уровне субъекта Федерации — Орловской области организация бюджетного процесса осуществляется на основе законов области, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В компетенцию высшего органа исполнительной власти Орловской области входит утверждение положения о казне Орловской области, определение порядка ее формирования и распоряжения ее объектами, распоряжение средствами областного бюджета в соответствии с законом о бюджете области.

К полномочиям исполнительного органа государственной власти специальной компетенции по управлению имуществом относится контроль за сохранностью и целевым использованием имущества, входящего в состав казны Орловской области, переданного в пользование юридическим и физическим лицам, а также привлечение этих лиц к ответственности за ненадлежащее использование переданных объектов. Кроме того, указанный орган разрабатывает распорядительные акты по распоряжению объектами казны.

Такой исполнительный орган государственной власти специальной компетенции, как Управление финансов и налоговой политики, является органом, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной и налоговой политики, осуществляющим общее руководство организацией финансов на территории области.

На территории Орловской области нормативно-правовое определение понятия «казна Орловской области» было установлено Постановлением Коллегии администрации Орловской области от 17.03.2003 № 43 «О создании казны Орловской области». Данным постановлением были определены цели, порядок формирования, структура и режим использования объектов казны Орловской области.

Казну Орловской области составляют средства областного бюджета, иное движимое и недвижимое имущество, не закрепленное за областными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельные участки, не закрепленные по договору аренды, постоянного бессрочного пользования, которые принадлежат Орловской области на праве собственности.

Объектами казны Орловской области являются:

· средства областного бюджета;

· ценные бумаги, доли в уставном капитале хозяйствующих субъектов;

· архивные фонды и архивные документы;

· здания, сооружения, жилые и нежилые помещения;

· движимое имущество;

· материальные и нематериальные активы;

· историко-культурные ценности;

· иное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за областными предприятиями и учреждениями;

· незакрепленные земельные участки.

Объекты казны Орловской области могут находиться как на территории Орловской области, так и за ее пределами.

Основаниями отнесения объектов к казне Орловской области являются:

· отсутствие аренды и постоянного бессрочного пользования на земельные участки, закрепленные за областными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

· отказ областного предприятия или учреждения от права хозяйственного ведения или оперативного управления на областное имущество, отказ от аренды и постоянного бессрочного пользования на земельные участки;

· изъятие излишнего и неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления и за предприятием на праве хозяйственного ведения;

· остаток имущества после ликвидации областных предприятий и учреждений и иных юридических лиц с участием области;

· отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата им права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право областной собственности;

· принятие и приобретение в областную собственность имущества юридических или физических лиц;

· иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

Управление и распоряжение имуществом, входящим в состав казны Орловской области, осуществляет высший орган исполнительной государственной власти Орловской области — Коллегия администрации Орловской области.

В реестре государственного имущества Орловской области существует раздел «Казна Орловской области», в котором ведется учет данного имущества.

Учет осуществляется посредством занесения соответствующих сведений в специальный раздел Единого реестра областного имущества Орловской области, содержащий сведения о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет имущества, составляющего казну Орловской области (и при необходимости — другие сведения).

Включение в специальный раздел реестра и исключение из него имущества казны Орловской области осуществляется на основании решений (приказов) органа исполнительной государственной власти по управлению имуществом Орловской области.

Основные учетные данные о составе казны Орловской области содержат описание объектов имущества казны, их количества и стоимости. Так, в группу «имущество казны» выделены автодороги, газопроводы, прочее имущество (здания, объекты незавершенного строительства и т. д.).

Библиография

1 См., например: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. — М., 2001. С. 103; Финансовое право Российской Федерации: Учеб. / Отв. ред. М.В. Карасева. — М., 2002. С. 104.

2 См.: Беспалова А.И. К вопросу о непосредственном осуществлении государством правомочий собственника // Учен. зап. Казах. гос. ун-та. — Алма-Ата, 1970. Т. 10. Сер. «Юриспруденция». Вып. 10. Ч. 1. С. 370. См. также: Химиче-ва Н.И. Субъекты советского бюджетного права / Под ред. В.М. Манохина. — Саратов, 1979. С. 66.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации Принят Государственной Думой 10 сентября 1997 года Настоящий Федеральный закон определяет основные принципыорганизации местных финансов, устанавливает источники формированияи направления использования финансовых ресурсов местногосамоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальныхобразованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления сфинансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органовместного самоуправления. Г л а в а I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ С т а т ь я 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия: бюджетное регулирование — процесс распределения доходов иперераспределения средств между бюджетами разных уровней в целяхвыравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый сучетом государственных минимальных социальных стандартов; государственный минимальный социальный стандарт -установленный законодательством Российской Федерации минимальныйуровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворениеважнейших потребностей человека; дотации — средства, предоставляемые местным бюджетам изфедерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации впорядке бюджетного регулирования без целевого назначения; местный бюджет — бюджет муниципального образования,формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органыместного самоуправления; местная казна — средства местного бюджета, а также иноемуниципальное имущество, не закрепленное за муниципальнымипредприятиями и учреждениями; местные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемыепредставительными органами местного самоуправления самостоятельно всоответствии с федеральными законами; местные финансы — совокупность денежных средств, формируемых ииспользуемых для решения вопросов местного значения; минимальный местный бюджет — расчетный объем доходов ирасходов местного бюджета, учитывающий государственные минимальныесоциальные стандарты; муниципальные ценные бумаги — облигации, жилищные сертификатыи другие ценные бумаги, выпускаемые органами местногосамоуправления; регулирующие доходы — федеральные и региональные налоги и иныеплатежи, по которым федеральными законами и законами субъектовРоссийской Федерации устанавливаются нормативы отчислений (впроцентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год, а такжена долговременной основе (не менее чем на три года); собственные доходы — налоговые и неналоговые платежи,закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично напостоянной основе федеральными законами или законами субъектовРоссийской Федерации, а также вводимые представительными органамиместного самоуправления в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации и направляемые в местные бюджеты; социальные нормы — показатели необходимой обеспеченностинаселения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными идругими услугами в натуральном и денежном выражении; норматив минимальной бюджетной обеспеченности — расчетныйпоказатель минимально необходимой потребности в бюджетных средстваходного жителя муниципального образования по текущим расходам; средства по взаимным расчетам — суммы, поступающие в местныебюджеты или передаваемые из местных бюджетов в бюджеты субъектовРоссийской Федерации в связи с изменениями в доходах и расходахместных бюджетов, возникающими в результате решений, принятыхорганами государственной власти и не учтенных при утверждениисоответствующих бюджетов; средства самообложения — разовые добровольные целевые сборы,устанавливаемые непосредственно населением муниципальногообразования для финансирования решения вопросов местного значения; субвенции — денежные средства, выделяемые на конкретные цели ина определенный срок муниципальным образованиям из федеральногобюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и подлежащиевозврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их поцелевому назначению в установленный срок; фонд финансовой поддержки муниципальных образований — денежныесредства, образуемые в бюджете субъекта Российской Федерации дляоказания финансовой помощи муниципальным образованиям ираспределяемые в соответствии с фиксированной формулой; муниципальный заказ — соглашение между органом местногосамоуправления и подрядной организацией о выполнении работ (обоказании услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета. С т а т ь я 2. Местные финансы 1. Местные финансы включают средства местного бюджета,государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащиеорганам местного самоуправления, и другие финансовые средства. 2. Формирование и использование местных финансов основываютсяна принципах самостоятельности, государственной финансовойподдержки и гласности. 3. Права собственника в отношении местных финансовосуществляются от имени населения муниципального образованияорганами местного самоуправления или непосредственно населениеммуниципального образования в соответствии с уставом муниципальногообразования. С т а т ь я 3. Законодательная основа местных финансов 1. Формирование и использование местных финансовосуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации,Федеральным законом «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации», настоящим Федеральнымзаконом, другими федеральными законами, конституциями, уставами изаконами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальныхобразований, другими правовыми актами органов местногосамоуправления. 2. Положения настоящего Федерального закона распространяютсяна все муниципальные образования. В отношении закрытыхадминистративно-территориальных образований настоящий Федеральныйзакон действует в части, не противоречащей Закону РоссийскойФедерации «О закрытом административно-территориальном образовании». С т а т ь я 4. Участие органов государственной власти в решении вопросов организации местных финансов 1. Органы государственной власти Российской Федерации и органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации содействуютразвитию местных финансов в порядке, предусмотренномзаконодательством Российской Федерации и законодательствомсубъектов Российской Федерации. В этих целях указанные органысоответственно: 1) регулируют отношения между бюджетами субъектов РоссийскойФедерации и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетоми местными бюджетами — в рамках федеральных целевых программ; 2) участвуют в решении вопросов местного значения путемвыполнения федеральных целевых программ и региональных программ; 3) распределяют средства, выделяемые для финансированияфедеральных целевых программ и региональных программ и иныхмероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляютконтроль за эффективным и целевым использованием этих средств; 4) разрабатывают государственные минимальные социальныестандарты, устанавливают социальные нормы; 5) оказывают методическую помощь органам местногосамоуправления в работе по формированию и исполнению местныхбюджетов; 6) осуществляют контроль за соблюдением органами местногосамоуправления налогового и бюджетного законодательства РоссийскойФедерации и законодательства субъектов Российской Федерации; 7) осуществляют другие функции в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и законодательствомсубъектов Российской Федерации. 2. При наделении органов местного самоуправления отдельнымигосударственными полномочиями Российской Федерации и отдельнымигосударственными полномочиями субъектов Российской Федерации имодновременно передаются материальные и финансовые ресурсы,необходимые для осуществления этих полномочий. 3. Увеличение расходов или уменьшение доходов местныхбюджетов, возникшие в результате решений, принятых органамигосударственной власти Российской Федерации или органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации,компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размеркомпенсации определяется одновременно с принятием соответствующегорешения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнениюрешения органов государственной власти, влекущие увеличениерасходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределахсредств, переданных им в качестве компенсации. Г л а в а II. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ С т а т ь я 5. Местные бюджеты 1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет иправо на получение в процессе осуществления бюджетногорегулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджетасубъекта Российской Федерации в соответствии с настоящимФедеральным законом и законами субъекта Российской Федерации. 2. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляютсяорганами местного самоуправления самостоятельно в соответствии суставом муниципального образования. 3. Органы государственной власти гарантируют: 1) право представительных органов местного самоуправлениясамостоятельно определять направления использования средств местныхбюджетов; 2) право представительных органов местного самоуправлениясамостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местныхбюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результатеувеличения поступления доходов или уменьшения расходов; 3) компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходовместных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законови законов субъектов Российской Федерации, а также иных решенийорганов государственной власти. 4. Формирование местного бюджета осуществляется путемприменения единой методологии, государственных минимальныхсоциальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органамигосударственной власти. 5. Органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации в процессе осуществления бюджетного регулирования иорганы местного самоуправления в процессе формирования местныхбюджетов руководствуются государственными минимальными социальнымистандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетнойобеспеченности. 6. В качестве составной части местных бюджетов могут бытьпредусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенныхпунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядокразработки, утверждения и исполнения этих смет определяетсяорганами местного самоуправления самостоятельно в соответствии суставом муниципального образования. 7. Глава муниципального образования, иные должностные лицаместного самоуправления несут ответственность за исполнение местныхбюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектовРоссийской Федерации, уставами муниципальных образований. 8. Органы местного самоуправления представляют отчетность обисполнении местных бюджетов в установленном порядке. С т а т ь я 6. Доходная часть местных бюджетов Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходови поступлений от регулирующих доходов, она также может включатьфинансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средствафонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства повзаимным расчетам. С т а т ь я 7. Собственные доходы местных бюджетов 1. К собственным доходам местных бюджетов относятся местныеналоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, долифедеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации,закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налогии сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. 2. К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы,установленные в соответствии с федеральными законами. 3. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся: 1) доходы от приватизации и реализации муниципальногоимущества; 2) не менее 10 процентов доходов от приватизациигосударственного имущества, находящегося на территориимуниципального образования, проводимой в соответствии сгосударственной программой приватизации; 3) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включаяаренду нежилых помещений, и муниципальных земель; 4) платежи за пользование недрами и природными ресурсами,установленные в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации; 5) доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; 6) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты всоответствии с федеральными законами и законами субъектовРоссийской Федерации; 7) государственная пошлина, установленная в соответствии сзаконодательством Российской Федерации; 8) не менее 50 процентов налога на имущество предприятий(организаций); 9) подоходный налог с физических лиц, занимающихсяпредпринимательской деятельностью без образования юридическоголица. 4. К собственным доходам местных бюджетов относятся также долифедеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровнейи закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основев порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи. К указанным доходам относятся: 1) часть подоходного налога с физических лиц в пределах неменее 50 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации; 2) часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5процентов в среднем по субъекту Российской Федерации; 3) часть налога на добавленную стоимость по товарамотечественного производства (за исключением драгоценных металлов идрагоценных камней, отпускаемых из Государственного фондадрагоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) впределах не менее 10 процентов в среднем по субъекту РоссийскойФедерации; 4) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия впределах не менее 5 процентов в среднем по субъекту РоссийскойФедерации; 5) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (заисключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили,импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10 процентов всреднем по субъекту Российской Федерации. 5. Размеры минимальных долей (в процентах) федеральныхналогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постояннойоснове в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, определяютсязаконодательными (представительными) органами субъекта РоссийскойФедерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплениюза муниципальными образованиями, производится исходя из общегообъема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждомуиз этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный)орган субъекта Российской Федерации устанавливает в соответствии сфиксированной формулой для каждого муниципального образования долисоответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постояннойоснове, исходя из их среднего уровня по субъекту РоссийскойФедерации. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическимданным базового года. Сверх этих долей законодательный(представительный) орган субъекта Российской Федерации можетустанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджетыот регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также надолговременной основе (не менее чем на три года). 6. К собственным доходам местных бюджетов могут относитьсятакже другие платежи, установленные законодательством РоссийскойФедерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 7. Если в границах территории муниципального образования (заисключением города) имеются другие муниципальные образования, тоисточники доходов местных бюджетов разграничиваются между нимизаконом субъекта Российской Федерации. При этом за каждыммуниципальным образованием закрепляются на постоянной основе(полностью или частично) собственные налоги и сборы, другие местныедоходы. В отношении внутригородских муниципальных образований такоезакрепление собственных налогов и сборов, других местных доходоврегламентируется уставом города. С т а т ь я 8. Полномочия органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов 1. Представительные органы местного самоуправления вправе: 1) устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготыпо их уплате в соответствии с федеральными законами; 2) в соответствии с законодательством Российской Федерациипринимать решения об установлении или отмене местного налога исбора, о внесении изменений в порядок его уплаты. Принятые решенияподлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц довступления их в силу. 2. Органы местного самоуправления вправе получать в местныйбюджет предусмотренные законами Российской Федерации и законамисубъектов Российской Федерации налоги с филиалов ипредставительств, головные предприятия которых расположены внетерритории данного муниципального образования. 3. Население муниципального образования может непосредственнопринимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан всоответствии с уставом муниципального образования. Собранные всоответствии с указанными решениями средства самообложенияиспользуются исключительно по целевому назначению. Органы местногосамоуправления информируют население муниципального образования обиспользовании средств самообложения. С т а т ь я 9. Основные принципы межбюджетных отношений, средства и порядок бюджетного регулирования 1. Организация межбюджетных отношений органов местногосамоуправления и органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации осуществляется на основе федеральных законов изаконов субъектов Российской Федерации. 2. Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах: взаимной ответственности; применения единой для всех муниципальных образованийметодологии, учитывающей их индивидуальные особенности; выравнивания доходов муниципальных образований; максимально возможного сокращения встречных финансовыхпотоков; компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов илиувеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемыхорганами государственной власти; повышения заинтересованности органов местного самоуправления вувеличении собственных доходов местных бюджетов; гласности межбюджетных отношений. 3. К средствам бюджетного регулирования местных бюджетовотносятся: 1) нормативные отчисления от регулирующих доходов; 2) дотации и субвенции местным бюджетам; 3) средства, выделяемые из фонда финансовой поддержкимуниципальных образований; 4) средства, поступающие по взаимным расчетам из федеральногобюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. 4. Нормативы отчислений (в процентах) от регулирующих доходов,а также доли (в процентах) средств, выделяемых из фонда финансовойподдержки муниципальных образований, устанавливаются путемприменения единой методологии, разрабатываемой органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации всоответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Порядок предоставления субвенций устанавливаетсянормативными правовыми актами органов государственной власти.Указанные органы осуществляют контроль за целевым использованиемвыделенных средств. 6. Фактическое увеличение собственных доходов местных бюджетовв текущем финансовом году, явившееся результатомфинансово-хозяйственной деятельности на территории муниципальногообразования, не может служить основанием для снижения на следующийфинансовый год органами государственной власти субъекта РоссийскойФедерации нормативов отчислений (в процентах) от регулирующихдоходов в местные бюджеты, а также долей (в процентах) средствмуниципальных образований, выделяемых из фонда финансовой поддержкимуниципальных образований. 7. При решении вопроса об оказании финансовой помощимуниципальным образованиям органы государственной власти субъектаРоссийской Федерации вправе осуществлять проверку обоснованностипредоставления финансовой помощи, а после принятия положительногорешения проверять достаточность мер по увеличению доходов местныхбюджетов, соблюдению законодательства Российской Федерации порасходованию средств местных бюджетов, включая их целевоеиспользование. 8. Органы государственной власти Российской Федерации и органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации вправеосуществлять контроль за расходованием средств, выделенных имимуниципальным образованиям на выполнение федеральных целевых ирегиональных программ, а также в форме субвенций. С т а т ь я 10. Порядок формирования и функционирования фонда финансовой поддержки муниципальных образований в субъекте Российской Федерации 1. Фонд финансовой поддержки муниципальных образованийсоздается в бюджете субъекта Российской Федерации. 2. Средства фонда финансовой поддержки муниципальныхобразований формируются путем отчислений от федеральных ирегиональных налогов, поступающих в бюджет субъекта РоссийскойФедерации. 3. Распределение средств фонда финансовой поддержкимуниципальных образований осуществляется в соответствии сфиксированной формулой, учитывающей численность населениямуниципального образования, долю детей дошкольного и школьноговозраста в общей численности населения муниципального образования,долю лиц пенсионного возраста в общей численности населениямуниципального образования, площадь территории муниципальногообразования, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствамимуниципального образования, а также другие факторы, определяющиеособенности данного субъекта Российской Федерации. 4. Доля каждого муниципального образования в общем объемесредств фонда финансовой поддержки муниципальных образованийустанавливается в процентах и утверждается законом субъектаРоссийской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. 5. Перечисление средств в местные бюджеты из фонда финансовойподдержки муниципальных образований производится ежемесячно всеммуниципальным образованиям, имеющим право на финансовую помощь. 6. Сведения о фактическом объеме средств фондов финансовойподдержки муниципальных образований публикуются в средствахмассовой информации ежемесячно. С т а т ь я 11. Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании 1. Представительные органы местного самоуправлениясамостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе вданном муниципальном образовании в соответствии с общими принципамибюджетного процесса, установленными федеральными законами изаконами субъекта Российской Федерации. 2. Составление проектов местных бюджетов, утверждение иисполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии сбюджетной классификацией Российской Федерации и бюджетнойклассификацией субъекта Российской Федерации. 3. Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на сроксвыше одного года) заимствований принимает представительный органместного самоуправления в порядке, установленном уставоммуниципального образования. 4. В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 январяпланируемого финансового года, расходование финансовых средствмуниципального образования до утверждения местного бюджетапроизводится по соответствующим статьям местного бюджета истекшегофинансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммыфактически произведенных расходов с учетом индекса потребительскихцен. 5. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляетсяпредставительными органами местного самоуправления. Органы местногосамоуправления вправе привлекать для этой цели аудиторов. Органыместного самоуправления публикуют сведения об исполнении местногобюджета за истекший финансовый год. 6. Муниципальные образования представляют в установленномпорядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственныйкомитет Российской Федерации по статистике. С т а т ь я 12. Расходная часть местных бюджетов 1. Расходная часть местных бюджетов включает: 1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения,установленные законодательством Российской Федерации изаконодательством субъекта Российской Федерации; 2) расходы, связанные с осуществлением отдельныхгосударственных полномочий, переданных органам местногосамоуправления; 3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга помуниципальным займам; 4) расходы, связанные с обслуживанием и погашениеммуниципального долга по ссудам; 5) ассигнования на страхование муниципальных служащих,объектов муниципальной собственности, а также гражданскойответственности и предпринимательского риска; 6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципальногообразования. Порядок исполнения расходной части местного бюджетаустанавливается уставом муниципального образования или инымправовым актом органа местного самоуправления. 2. Размещение муниципального заказа на выполнение работ(оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета,осуществляется на основе открытого конкурса, правила которогоустанавливаются представительным органом местного самоуправления.Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказаниеуслуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступаюторганы или должностные лица местного самоуправления. Г л а в а III. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ С т а т ь я 13. Правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с финансово-кредитными организациями 1. Органы местного самоуправления выполняют функции поорганизации местных финансов во взаимодействии сфинансово-кредитными организациями, действующими как на территориисоответствующего муниципального образования, так и за ее пределами. 2. Органы местного самоуправления содействуют развитию рынкаместных финансов, местных финансово-кредитных организаций. 3. Органы местного самоуправления в порядке, предусмотренномзаконодательством Российской Федерации и законодательствомсубъектов Российской Федерации, вправе: 1) выбирать из числа банков уполномоченный банк путемпроведения открытого конкурса; 2) осуществлять эмиссию муниципальных облигаций и жилищныхсертификатов. 4. Органы местного самоуправления не вправе передаватьсредства местного бюджета и земельные участки, находящиеся вмуниципальной собственности, в уставные фонды (капиталы) банков идругих кредитных организаций. С т а т ь я 14. Отношения органов местного самоуправления с территориальными органами Государственной налоговой службы Российской Федерации и Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации 1. Взаимодействие органов местного самоуправления стерриториальными органами Государственной налоговой службыРоссийской Федерации основано на: 1) координации и объединении усилий по контролю засвоевременным и полным поступлением в соответствующие бюджетыналоговых платежей всех видов, в том числе местных налогов исборов; 2) взаимном предоставлении необходимой информации. 2. Представительный орган местного самоуправления вправе засчет средств местного бюджета создавать муниципальную налоговуюслужбу для сбора местных налогов. Деятельность органовмуниципальной налоговой службы осуществляется в соответствии сЗаконом РСФСР «О государственном налоговой службе РСФСР» в части,относящейся к предметам ведения местного самоуправления.Муниципальная налоговая служба объединяет и координирует стерриториальными органами Государственной налоговом службыРоссийской Федерации усилия по контролю за соблюдением налоговогозаконодательства Российской Федерации. Муниципальная налоговаяслужба обязана предоставлять Государственной налоговой службеРоссийской Федерации всю необходимую информацию. 3. Органы местного самоуправления взаимодействуют стерриториальными органами Главного управления федеральногоказначейства Министерства финансов Российской Федерации на основесоблюдения государственных интересов и взаимного предоставленияинформации. 4. Органы местного самоуправления вправе заключать соглашенияс территориальными органами Главного управления федеральногоказначейства Министерства финансов Российской Федерации обобслуживании исполнения местных бюджетов. В этом случае полномочиятерриториальных органов Главного управления федеральногоказначейства Министерства финансов Российской Федерациираспространяются на организации, осуществляющие операции сосредствами местного бюджета. Территориальные органы Главногоуправления федерального казначейства Министерства финансовРоссийской Федерации не вправе отказывать органам местногосамоуправления в заключении таких соглашений. 5. В целях управления средствами местной казны и обслуживанияисполнения местного бюджета представительный орган местногосамоуправления вправе создавать муниципальное казначейство за счетсредств местного бюджета. С т а т ь я 15. Отношения органов местного самоуправления с финансово-кредитными организациями 1. Органы местного самоуправления через территориальные органыГлавного управления федерального казначейства Министерства финансовРоссийской Федерации и в соответствии с заключенным договоромвправе возложить на уполномоченный банк следующие функции: 1) кассовое исполнение местного бюджета; 2) кассовое обслуживание органов местного самоуправления; 3) размещение (инвестирование) свободных остатков средствместного бюджета путем покупки государственных и муниципальныхоблигаций с обязательным зачислением доходов по ним в местныйбюджет; 4) размещение муниципальных облигаций и билетов муниципальныхденежно-вещевых лотерей. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств подоговору стороны несут ответственность в соответствии сзаконодательством Российская Федерации и на условиях,устанавливаемых договором. 2. В соответствия с законодательством Российской Федерацииорганы местного самоуправления вправе: 1) выдавать предусмотренные местным бюджетом ссуды юридическими физическим лицам при условии обеспечения финансирования расходнойчасти местных бюджетов; 2) получать в банках и других кредитных организацияхкраткосрочные и долгосрочные кредиты на условиях, согласованных спредставительными органами местного самоуправления. С т а т ь я 16. Муниципальные займы 1. Договор муниципального займа заключается путем приобретениягражданином или юридическим лицом выпущенных органом местногосамоуправления муниципальных облигаций. 2. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целяхреализации программ и проектов развития муниципального образования,утвержденных в порядке, установленном уставом муниципальногообразования. 3. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальнымимуществом и средствами местных бюджетов. 4. Порядок выпуска муниципальных облигаций определяетсязаконодательством Российской Федерации. 5. Государство не несет ответственности по обязательстваммуниципального образования, а муниципальное образование не несетответственности по обязательствам государства. 6. Исполнение обязательств по муниципальным облигациямосуществляется за счет средств местной казны в соответствии справовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете натекущий финансовый год. 7. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органовместного самоуправления не должна превышать 15 процентов объемарасходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования влюбой форме не могут производиться до утверждения местного бюджетана текущий финансовый год. 8. Размещение, обращение, распространение (продажа и покупка)муниципальных облигаций осуществляются в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. Г л а в а IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ С т а т ь я 17. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом 1. Предложить Президенту Российской Федерации, ПравительствуРоссийской Федерации, законодательным (представительным) органамсубъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовыеакты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трехмесяцев со дня вступления его в силу. 2. Нормативные правовые акты Российской Федерации инормативные правовые акты субъектов Российской Федерации доприведения их в соответствие с настоящим Федеральным закономприменяются в части, не противоречащей настоящему Федеральномузакону. С т а т ь я 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня егоофициального опубликования. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ