ФСС предупредительные меры

Содержание

Финансирование предупредительных мер в счет уменьшения взносов на травматизм: отражение в 4-ФСС

Цитата:Организация сначала осуществила расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний (приобрела средства индивидуальной защиты и спецодежду), а затем получила соответствующее разрешение ФСС РФ.
Каков порядок бухгалтерского учета и налогового учета в части налога на прибыль поступающих от ФСС РФ средств на возмещение данных затрат?
12 августа 2013
В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан осуществлять мероприятия по охране труда работников.
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает проведение мероприятий, предупреждающих наступление страховых случаев на производстве и развитие профессиональных заболеваний работников предприятия (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Часть расходов на проведение подобных мероприятий может быть осуществлена за счет страховых взносов «на травматизм», подлежащих уплате в ФСС (п. 5 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 03.12.2012 N 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).
Ежегодно Минтруда РФ разрабатывает меры финансового обеспечения мероприятий по охране труда. Так, Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в 2013 году, утверждены приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н (далее — Правила N 580н).
Согласно п. 2 Правил N 580н размер средств, направляемых на финансирование предупредительных мер по охране труда за счет страховых взносов «на травматизм», не может превышать 20% суммы взносов, начисленной работодателем за 2012 год и уменьшенной на сумму выплаченного работникам страхового обеспечения от несчастных случаев на производстве и в связи с профессиональным заболеванием.
В соответствии с п. 3 Правил N 580н финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат в том числе расходы страхователя на приобретение средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Как следует из п. 2 Правил N 580н, организация может нести расходы, в том числе связанные с приобретением средств индивидуальной защиты, за счет собственных средств.
Затем согласно п. 4 Правил N 580н организация для получения финансового обеспечения предупредительных мер вправе обратиться с заявлением в территориальное отделение ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа 2013 года.
К заявлению прилагаются документы, перечень которых указан в этом пункте.
В частности, согласно пп. «г» п. 4 Правил N 580н в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных пп. «г» п. 3 Правил N 580н (приобретение спецодежды):
— перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества и стоимости приобретаемых СИЗ;
— перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, со ссылкой на соответствующий протокол оценки обеспеченности СИЗ, с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ, а также количества и стоимости приобретаемых СИЗ;
— копии протоколов оценки обеспеченности работников СИЗ, оформленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
— копии сертификатов (деклараций) соответствия для СИЗ, подлежащих обязательной сертификации (декларированию).
Территориальный орган ФСС РФ принимает решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в порядке, установленном п. 7 Правил N 580н.
Страхователь (организация) ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 11 N 580н).
Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 13 Правил N 580н). Страховщик осуществляет контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователем в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер (п. 14 Правил N 580н).
Таким образом, средства, направляемые ФСС РФ на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, имеют целевой характер, т.е. являются целевым финансированием.
Бухгалтерский учет
Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (абз. 2, 3 ст. 10, ст. 13 Бюджетного кодекса РФ), поэтому целевое финансирование в форме уменьшения обязательств по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в бухучете нужно отразить как государственную помощь (п.п. 1, 4 и 15 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»).
Из этого следует, что на дату вынесения ФСС РФ решения о соответствующем финансировании в учете организации производится запись по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование» (п.п. 5, 7 ПБУ 13/2000).
Нужно иметь в виду, что порядок отражения в бухучете целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма за счет средств ФСС РФ зависит от того, когда были произведены эти расходы: до получения разрешения фонда или после.
Если получение разрешения ФСС РФ на целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма предшествовало осуществлению расходов, операция будет отражена проводками:
Дебет 76 Кредит 86
— получено разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
Пунктом 7 ПБУ 13/2000 определено, что по мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений.
Поскольку в рассматриваемом случае средства не поступают на счет организации, а засчитываются в счет расчетов с фондом по взносам на страхование от несчастных случаев и производственных заболеваний, уменьшение задолженности по уплате взносов на расходы по проведению предупредительных мер по сокращению травматизма отражается проводкой:
Дебет 69, субсчет «Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76
— уменьшена задолженность перед ФСС РФ по взносам на сумму произведенных расходов.
В соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе. Сумму бюджетных средств на финансирование текущих расходов списывают в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
При принятии к учету материально-производственных запасов (например при приобретении средств индивидуальной защиты), осуществлении других расходов средства нужно списать со счета целевого финансирования и учесть как доходы будущих периодов:
Дебет 10-10, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» Кредит 60
— приобретены СИЗ;
Дебет 86 Кредит 98-2
— отражены в составе доходов будущих периодов средства, направленные на финансирование предупредительных мер.
В соответствии с п. 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (далее — Методические указания), утвержденных приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, приобретенная специальная одежда должна учитываться до передачи в эксплуатацию в составе ее оборотных активов на отдельном субсчете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе». Выдача специальной одежды работникам отражается в бухгалтерском учете с использованием специального субсчета 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» (п. 20 Методических указаний).
При этом стоимость специальной одежды со сроком полезного использования более 12 месяцев, вне зависимости от стоимости, погашается линейным способом исходя из сроков ее полезного использования, предусмотренных в Типовых отраслевых нормах (п. 26 Методических указаний). Однако, если срок эксплуатации специальной одежды не превышает 12 месяцев, то одежду возможно списать единовременно (п. 21 Методических указаний).
По мере передачи сотрудникам средств индивидуальной защиты, проведения других мероприятий, суммы целевого финансирования списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:
Дебет 10-11, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» Кредит 10-10, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»
— выдана спецодежда работникам;
Дебет 20 (23, 25 …) Кредит 10-11, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»
— списана единовременно стоимость спецодежды (списана линейным способом на расходы часть стоимости спецодежды (ежемесячно));
Дебет 98-2 Кредит 91-1
— признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.
В случае, если организация сначала осуществила расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний, а затем было получено разрешение ФСС РФ, нужно руководствоваться следующим.
При приобретении СИЗ и списании их (передаче работникам) организация делает проводки:
Дебет 10-10, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» Кредит 60
— приобретены СИЗ;
Дебет 10-11, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» Кредит 10-10, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»
— выдана спецодежда работникам;
Дебет 20 (23, 25 …) Кредит 10-11, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»
— списана единовременно стоимость спецодежды (списана линейным способом на расходы часть стоимости спецодежды (ежемесячно)).
Согласно п. 10 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (т.е. без их отражения в качестве средств целевого финансирования).
В этом случае при получении разрешения ФСС РФ на целевое финансирование нужно отразить увеличение прочих доходов:
Дебет 76 Кредит 91-1
— признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.
Одновременно на сумму расходов, уменьшающую задолженность перед ФСС РФ по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, выполняется проводка:
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76
— уменьшена задолженность перед ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму произведенных расходов.
Поскольку на момент принятия решения об отражении расходов организация не располагала информацией о том, будет ли осуществляться финансирование предупредительных мер за счет средств ФСС РФ и в какой сумме, признание расходов не является ошибкой, подлежащей исправлению (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденного Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н).
Налог на прибыль организаций
При расчете налога на прибыль организация включает в состав доходов доходы от реализации и внереализационные доходы (ст. 248 НК РФ). Доходы, не учитываемые для налогообложения, приведены в ст. 251 НК РФ, которая не содержит исключений в виде компенсаций предупредительных мероприятий за счет средств ФСС РФ.
Таким образом, формально суммы компенсации должны учитываться в составе внереализационных доходов, поскольку перечень внереализационных доходов является открытым.
Однако следует отметить, что согласно ст. 41 НК РФ доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. При получении компенсации расходов экономическую выгоду организация не получает (значит, в составе доходов суммы произведенных расходов, зачтенные в счет уплаты взносов, не учитывает). Если следовать этой позиции, то в таком случае и расходы, произведенные организацией за счет финансирования из ФСС РФ, не должны учитываться при налогообложении прибыли.
Тогда, в целях налогообложения прибыли:
— расходы в виде начисленных страховых взносов на обязательное страхование от НС и ПЗ, учитываются в полном объеме в порядке, установленном главой 25 НК РФ;
— расходы, компенсируемые впоследствии в порядке, установленном Правилами N 580н, в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ, для целей налогообложения прибыли не учитываются;
— средства, израсходованные на проведение мероприятий, указанных в Правилах N 580н, за счет средств ФСС РФ, учитывая положения ст.ст. 41 и 248 НК РФ, в состав доходов в целях налогообложения прибыли не включаются.
Такие разъяснения в отношении расходов, осуществляемых за счет ФСС РФ, приведены в письмах Минфина России от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33, от 24.09.2010 N 03-03-06/1/615, от 14.08.2007 N 03-03-06/1/568. В качестве примера судебной практики можно привести постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 N Ф04-569/13 по делу N А27-9150/2012.
Из этого следует, что, если организация до получения целевого финансирования учла при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на предупредительные меры по сокращению травматизма и профзаболеваний, после выделения средств ФСС РФ следует восстановить ранее признанные расходы, подать уточненные декларации за соответствующие периоды и уплатить недоимку по налогу на прибыль и соответствующие пени.
Есть мнение, что скорректировать налоговую базу нужно в том периоде, в котором организация получила от ФСС РФ разрешение на финансирование. Также специалисты считают возможным после принятия ФСС РФ решения о финансировании предупредительных мер за счет взносов социального страхования от НС и ПЗ, согласованную с ФСС РФ сумму учесть в составе внереализационных доходов. По нашему мнению, учитывая отсутствие комментариев финансового и налогового ведомств по этому вопросу, такая позиция может создавать налоговые риски.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шишкина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
24 июля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ООО получило от ФСС РФ разрешение направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет начисляемых в 2017 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в размере 645 тыс. руб. Все денежные средства были израсходованы на финансирование предупредительных мер.
В пределах исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организация произвела расходы на финансирование предупредительных мер в IV квартале 2017 года.
Как ООО должно учитывать в налоговом и бухгалтерском учете доходы и расходы при возмещении затрат предприятия за счет финансирования ФСС РФ? Отражаются ли такие суммы в доходах и расходах в целях налогообложения прибыли?

9 февраля 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В сложившейся ситуации финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, производимое в счет уплаты страховых взносов, не учитывается в целях налогообложения, как в составе доходов, так и расходов.
В бухгалтерском учете лимит средств, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма, отражается с использованием счета 86 «Целевое финансирование».
По мере фактического осуществления расходов сумма использованных средств, направленных на финансирование, отражается в составе прочих доходов.

Обоснование позиции:
Законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — НСП и ПЗ), помимо прочего, предусмотрено проведение мероприятий, предупреждающих наступление страховых случаев на производстве и развитие профессиональных заболеваний работников (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», далее — Закон N 125-ФЗ).
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ Фонд социального страхования (ФСС РФ) имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее — предупредительные меры) осуществляется страхователями в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее — Правила).
Подпунктом «г» п. 3 Правил предусмотрено финансовое обеспечение за счет сумм страховых взносов, в том числе расходов страхователя на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ (далее — типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Обратите внимание, что с 1 августа 2017 года расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная специальная одежда изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является РФ (п. 4 приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 201н).
Страхователь (организация) ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган ФСС РФ отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 12 Правил, письма ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685, от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779).
Рекомендуемая форма отчета по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников направлена письмом ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685 (приложение 1).

Налог на прибыль организаций

Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организации признают доходы от реализации и внереализационные доходы (определяемые в порядке, установленном, соответственно, ст.ст. 249 и 250 НК РФ).
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, приведены в ст. 251 НК РФ. Доходы в виде сумм возмещения ФСС РФ налогоплательщику (страхователю) затрат на предупредительные меры в данной статье не поименованы.
В этой связи можно сделать вывод, что рассматриваемые суммы финансирования должны учитываться в составе внереализационных доходов, поскольку их перечень является открытым. При этом произведенные организацией затраты, связанные с финансируемыми ФСС РФ предупредительными мерами, могут быть учтены в составе расходов в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Аналогичный подход (правда, в отношении иных субсидируемых программ и мероприятий) применен специалистами Минфина России в письмах от 24.03.2010 N 03-03-06/4/31, от 19.03.2010 N 03-03-06/1/157, от 09.03.2010 N 03-03-06/1/122, от 27.10.2009 N 03-03-06/1/694, от 30.05.2007 N 07-05-06/141.
По нашему мнению, такой подход справедлив, когда ФСС РФ возмещает расходы, произведенные организацией в целях обеспечения предупредительных мер, до согласования и (или) получения средств из ФСС РФ.
В данной ситуации организация (страхователь) получила разрешение использовать исчисленные страховые взносы на НСП и ПЗ в пределах установленного ФСС РФ лимита.
По мнению представителей финансового ведомства, финансовое обеспечение предупредительных мер, осуществляемое в счет уплаты страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС РФ в текущем календарном году, не влияет на состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (смотрите письма Минфина России от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33, от 14.08.2007 N 03-03-06/1/568).
Суды придерживаются аналогичной позиции.
Например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30.12.2013 N Ф04-8071/13 был отклонен довод инспекции о том, что к внереализационным доходам относится безвозмездное получение имущества, так как никакого имущества ФСС РФ обществу не предоставлялось, как и не причислялось денежных средств. Кроме того, поскольку финансирование заключается в том, что сумма расходов, осуществляемых обществом на приобретение спецодежды, засчитывается ФСС РФ в счет уплаты страховых взносов, а в НК РФ отсутствует норма, которая бы квалифицировала такое финансирование в качестве дохода, учитываемого при налогообложении прибыли, суды обоснованно отклонили ссылку налогового органа на п. 8 ст. 250 НК РФ.
Смотрите также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 N Ф04-569/13.
Таким образом, считаем, что указанные в вопросе суммы не учитываются в составе доходов организации в целях налогообложения прибыли.
При этом расходы, понесенные организацией за счет средств финансового обеспечения (в счет уплаты взносов на НСП и ПЗ), также не учитываются для целей налогообложения (смотрите письмо Минфина России от 24.09.2010 N 03-03-06/1/615, постановление Седьмого ААС от 27.03.2013 N 07АП-10817/12 (оставлено без изменений постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 09.07.2013 N Ф04-3020/13, определением ВАС РФ от 05.11.2013 N ВАС-14985/13 в передаче дела для пересмотра в порядке надзора отказано).

Бухгалтерский учет

Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (абзацы второй, третий ст. 10, ст. 13 БК РФ, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.08.2010 по делу N А38-5798/2009).
Поэтому средства финансового обеспечения, в том числе в форме уменьшения обязательств по уплате взносов на соответствующий вид страхования, в бухгалтерском учете следует отразить как государственную помощь (п.п. 1, 4 и 15 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (далее — ПБУ 13/2000)).
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), для обобщения информации о движении бюджетных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование». Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
С учетом п.п. 5 и 7 ПБУ 13/2000 на дату вынесения ФСС РФ решения о соответствующем финансировании в учете организации производится запись по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование».
Учитывая, что в данной ситуации получение разрешения ФСС РФ на целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма предшествовало осуществлению организацией расходов, операции отражаются следующими записями:
Дебет 76 Кредит 86
— 645000 руб. — получено разрешение на финансирование предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов;
Дебет 69, субсчет «Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76
— уменьшена задолженность перед ФСС РФ по взносам на сумму фактически произведенных расходов.
Согласно п. 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Эти суммы отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно (п. 21 ПБУ 13/2000).
В соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов должны списываться со счета 86 в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.
При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов (счет 98 «Доходы будущих периодов») в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера (смотрите также положения Инструкции о применении счетов 86 и 98).
На наш взгляд, в данной ситуации, когда организация осуществила расходы на предупредительные меры в текущем отчетном периоде применять счет 98 не нужно.
В таких случаях использование целевого финансирования отражается одновременно с признанием прочего дохода:
Дебет 86 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— использованные средства целевого финансирования списаны в прочие доходы.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Осуществление за счет средств ФСС РФ расходов, направленных на обеспечение предупредительных мер по сокращению травматизма.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Финансирование предупредительных мер

Информация о ходе рассмотрения заявлений, поступивших на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

Электронная подача заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер через Единый портал государственных и муниципальных услуг ( https://www.gosuslugi.ru/29087/1/info )

ВНИМАНИЕ! С 1 ИЮЛЯ 2019 ГОДА ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ!

Согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011г. N 294, Региональное отделение участвует в реализации пилотного проекта Фонда социального страхования Российской Федерации «Прямые выплаты»

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2018 N 1459) -Подробнее о проекте «Прямые выплаты» здесь

Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Финансовое обеспечение на проведение мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2020 году осуществляется Региональным отделением на основании Федерального закона 02.12.2019г. N 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.12.2012 г. № 580н) (далее Правила).

Страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.

В случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году.

Сумма финансового обеспечения предупредительных мер в текущем финансовом году, не должна превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в Фонд за год в целом.

Перечень мероприятий, подлежащих финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов, указан в пункте 3 Правил.

Обращаем внимание!

В соответствии с п.3 пп. «г)» Правил — расходы на приобретение СИЗ подлежат финансовому обеспечению, в случае, если они изготовлены на территории государств – членов Евразийского экономического союза.

При включении в план Финансового обеспечения приобретение СИЗ, необходимо представить следующие документы:

— перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда и в соответствии с типовыми отраслевыми нормами;

— копию заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в отношении специальной одежды, специальной обуви или других средств индивидуальной защиты — для СИЗ, изготовленных на территории Российской Федерации; копия декларации о происхождении товара или сертификата о происхождении товара — для СИЗ, изготовленных на территории других государств — членов Евразийского экономического союза;

— копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878.

При приобретении специальной одежды, специальной обуви и других сертифицированных средств индивидуальной защиты на момент подтверждения страхователем расходов в части приобретения СИЗ необходимо осуществлять проверку на предмет подлинности предоставленных копий сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ на официальном сайте Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org

Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер с полным комплектом документов, предусмотренных Правилами, принимаются от страхователя (руководителя) или лиц, представляющих его интересы (по доверенности) до 1 августа 2020 года.

В связи с ограниченными ассигнованиями на финансовое обеспечение предупредительных мер, рекомендуем заранее обратиться в отделение Фонда за выделением указанного обеспечения.

Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:

а) если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;

б) представленные документы содержат недостоверную информацию;

в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.

Перечень документов, необходимых при подаче заявления и при представлении отчета об использовании сумм на финансирование предупредительных мер смотрите в Памятке страхователю.

В соответствии с п.13 Правил страхователь в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 10 октября текущего года.

Согласно Правил страхователь ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда Отчёт об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее Отчет).

Заявление о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер с документами, подтверждающими расходы и бланк Отчета предоставляются до 15 декабря текущего года!

ВАЖНО! Представленные копии документов должны быть заверены (каждый лист) печатью (при наличии печати) страхователя в установленном порядке.

В целях оперативности получения государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а так же экономии времени и материальных ресурсов, Вы имеете возможность получить данную государственную услугу через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru ).

По вопросам финансового обеспечения предупредительных мер вы можете обратиться по адресу:

г. Рязань, ул. Садовая, д. 33, каб. 25, телефон: 29-70-32 или по электронному адресу: vred@ro62.fss.ru

Обобщенную информацию о документах при подаче заявления и при предоставлении отчета об использовании средств на финансовое обеспечение предупредительных мер, смотрите в Памятке страхователю.

БЛАНКИ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПОДАЧЕ ЗАЯВЛЕНИЯ:

Заявление на финансирование предупредительных мер 2020

Реестр работников предпенсионного возраста

Согласие работника на обработку и передачу персональных данных

План финансового обеспечения предупредительных мер
Список работников, направляемых на обучение по охране труда
Перечень приобретаемых СИЗ
Список работников, направляемых на санаторно-курортное лечение

Список работников, подлежащих прохождению периодических медицинских осмотров

Перечень транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами

Перечень приобретаемых медицинских изделий

Схема получения заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации

БЛАНКИ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ:

Заявление на возмещение расходов на предупредительные меры

Форма отчета 2020 (предоставлять ежеквартально)

Список работников, прошедших обучение по охране труда

Справка по приобретенным СИЗ

Информационный лист о дате изготовления и срока годности приобретенных СИЗ (образец)

Список работников, прошедших санаторно-курортное лечение

Сведения по результатам проведения ПМО

Приказ № 709н от 11.07.2011 г. «Заявление о возмещении затрат страхователю» (Пилотный проект «Прямые выплаты»)

Нормативные документы

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.05.2019 г. № 237 «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования РФ государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.12.2012г. №580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2011г. N 294 «Об утверждении Положения об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 — 2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта»

Обзор для специалиста по охране труда за период с 18.05.2018 по 24.05.2018г.

«

Изменения законодательства

Утвердили перечень документов, которые проверит Санэпидемнадзор

Документ: перечень Роспотребнадзора от 21.03.2018 № б/н
Роспотребнадзор утвердил перечень нормативно-правовых актов, соблюдение которых может проверить Санэпидемнадзор (перечень Роспотребнадзора от 21.03.2018 № б/н). Список разбит по 40 отраслям. Всего в него вошло около 700 документов — это СанПиН, санитарные правила и гигиенические нормы.
Промышленные компании с особо опасными условиями труда и организации, которые расположены на отдельных территориях России, может проверить Роспотребнадзор либо Федеральное медико-биологическое агентство.

Полезная статья

Как профинансировать за счет ФСС мероприятия по охране труда в 2018 году: пошаговая инструкция

Средства ФСС на финансирование предупредительных мер ограниченны, поэтому лучше не откладывать предоставление документов на последние дни. Если фонд досрочно распределит все деньги между другими заявителями, то в финансировании вам откажут. В статье расскажем, что изменилось в 2018 году и какие документы теперь нужны, чтобы возместить расходы на охрану труда.

Шаг 1. Определите сумму взносов, которую можно возместить

Заранее уточните в бухгалтерии сумму, которую можно вернуть из ФСС. Это позволит спланировать мероприятия, которые можно заявить на возмещение. Потратить эти средства можно на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников. Каждая организация может вернуть до 20 процентов страховых взносов, которые она уплатила в предшествующем году за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования (п. 2 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н; далее — Правила № 580н).
ФСС не вернет компании реальные деньги. Он разрешит зачесть расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников в счет взносов на травматизм, начисленных в 2018 году (п. 3 Правил № 580н).
Рассчитайте максимальную сумму, на которую можно уменьшить начисленные взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, по формуле (п. 2 Правил № 580н):
Пример. Организация «Победа» за 2017 год начислила и уплатила в бюджет ФСС взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в размере 158 300 рублей. При этом работнику Ковалеву В.Ф. в 2017 году выплатили пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 24 500 рублей.
(158 300 руб. — 24 500 руб.) × 20% = 26 760 руб.
Следовательно, в 2018 году организация может претендовать на возмещение своих затрат на мероприятия по охране труда в размере не более 26 760 рублей.
Для организаций с численностью работающих до 100 человек, которые в течение двух предыдущих лет не обращались в ФСС за финансированием профилактики травматизма, лимит другой. Для таких организаций максимальную сумму, на которую можно уменьшить начисленные взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, рассчитывают по формуле (п. 2 Правил № 580н):
При этом использовать максимальную сумму можно, если она не превышает сумму страховых взносов, которые предприятие должно перечислить в Фонд социального страхования в текущем году.

Уточнить сумму, которую организация может возместить в текущем году, можно у специалиста ФСС. Для этого выясните в бухгалтерии, с каким отделением фонда они работают. Позвоните и узнайте, к какому специалисту прикреплена организация.
Обратите внимание
Перечень территориальных органов ФСС в субъектах РФ с адресами и телефонами, а также графики их работы можно найти в приложениях 1 и 2 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минтруда от 02.09.2014 № 598н
Сообщите специалисту Фонда социального страхования, что собираетесь написать заявление о возмещении страховых взносов. Узнайте у него сумму взносов, которая подлежит возмещению. Специалист отделения фонда окажет содействие, так как количество принятых заявлений — один из показателей его работы. Как правило, специалисты фонда помогают выбрать позиции, по которым можно сделать возмещение, и консультируют о порядке представления документов по выбранным мероприятиям. По договоренности специалист Фонда социального страхования может направить действующие формы документов и в дальнейшем по электронной почте проверить, правильно ли вы их заполнили. Такое предварительное согласование поможет избежать дополнительных поездок в отделение фонда.

Шаг 2. Составьте план мероприятий

При разработке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда используют Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н. При этом организация обязательно должна включить в план мероприятия, которые планирует финансировать за счет возмещения в текущем году. Поэтому конкретный перечень мероприятий определяет работодатель исходя из специфики деятельности организации и результатов специальной оценки условий труда.
Потратить деньги, сэкономленные на взносах ФСС, можно (п. 3 Правил № 580н):

  • на спецоценку условий труда;
  • приведение уровней воздействия вредных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с требованиями охраны труда, например, снижение электромагнитного излучения, запыленности, загазованности и т. п.;
  • обучение по охране труда, а также по вопросам безопасного ведения работ и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте для отдельных категорий сотрудников;
  • приобретение работникам СИЗ смывающих и обезвреживающих средств;
  • санаторно-курортное лечение работников, которые работают с вредными или опасными факторами;
  • медосмотры;
  • лечебно-профилактическое питание;
  • алкотестеры или алкометры;
  • тахографы;
  • аптечки первой помощи;
  • оборудование для обеспечения безопасности работников или контроля за безопасным ведением работ;
  • оборудование для обучения, в том числе дистанционного.

Полный перечень мероприятий и условия, при которых ФСС разрешить оплатить их за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, приведены в пунктах 2–4 Правил № 580н.
В 2018 году за счет сумм страховых взносов можно компенсировать расходы не только на обучение по охране труда, но и на обучение по вопросам безопасного ведения работ и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте. Такие изменения внес приказ Минтруда от 31.10.2017 № 764н.

Шаг 3. Выберите мероприятия для возмещения

С учетом сумм, которые вы планируете получить от ФСС, определите мероприятия, на которые потратите деньги. Выгоднее подобрать мероприятия, которые позволят получить максимальный размер возмещения. При этом учтите, чтобы получить финансирование, нужно предоставить в ФСС подтверждающие документы. Количество документов зависит от выбранного вида мероприятий. Документы, которые нужно предоставить в ФСС, смотрите в таблице.
В 2018 году при возмещении расходов на приобретение СИЗ необходимо дополнительно представлять копию заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданного Минпромторгом. Схему получения заключения смотрите на схеме.
Пример. Сумма взносов, которую организация может возместить в 2018 году из ФСС — 400 тыс. руб.
В организации:
— закупили средства индивидуальной защиты на 400 тысяч рублей;
— провели медицинские осмотры на 250 тысяч рублей;
— провели спецоценку за 500 тысяч рублей;
— обучили сотрудников по охране труда — 200 тысяч рублей.
Если организация решит финансировать медицинские осмотры и обучение по охране труда, нужно будет собирать документы по двум мероприятиям, что значительно увеличит объем работы. Поэтому удобнее выбрать одно мероприятие и потратить на него всю разрешенную сумму. При выборе обратите внимание, по какому мероприятию будет легче подготовить подтверждающие документы. Для финансирования СОУТ работодатель предоставляет в ФСС копию приказа о создании комиссии по проведению спецоценки и копию договора с организацией, которая будет ее проводить. Для подтверждения приобретения СИЗ нужно подготовить больше документов, в том числе получить заключение от Минпромторга. Работодатель может выбрать любое сочетание мероприятий, но в зачет пойдет сумма, не превышающая сумму взносов, то есть 400 000 рублей.

Шаг 4. Составьте план финансового обеспечения

В план финансового обеспечения входят затраты на мероприятия по охране труда в текущем году. Изменения 2018 года не коснулись формы и порядка заполнения плана финансового обеспечения. Его заполняют по обязательной установленной форме (приложение к Правилам № 580н).
Организации могут включать в план будущие затраты на мероприятия по охране труда. Например, спецоценку условий труда можно включить в план и представлять поэтапные отчеты о ее проведении в отделение ФСС. При этом на момент подачи заявления у организации должен быть заключен договор на проведение спецоценки (подп. «а» п. 4 Правил № 580н). Некоторые из мероприятий можно включать в план только после фактического выполнения, например, обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием (подп. «ж» п. 4 Правил № 580н). Поэтому, перед тем как включать то или иное мероприятие в план, уточните перечень необходимых документов по ссылке (п. 4 Правил № 580н).
План финансового обеспечения подпишите у главного бухгалтера и генерального директора предприятия и поставьте печать организации при ее наличии.

Шаг 5. Заполните заявление и направьте документы в ФСС

В 2018 году заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер в ФСС нужно подавать по измененной форме (приказ Минтруда от 04.12.2017 № 829н). Теперь в заявлении нужно указывать, каким способом организация предпочитает получить от ФСС решение о финансировании. Заявление заполните на бумажном носителе или в форме электронного документа. Форма заявления приведена в приложении 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минтруда от 02.09.2014 № 598н (далее — Регламент № 598н).
К заявлению приложите:

  • план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году по форме приложения к Правилам, разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, с указанием суммы финансирования;
  • копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, который разработан по результатам СОУТ;
  • копию или выписку из коллективного договора и (или) соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников, если на предприятии есть такой документ;
  • документы, подтверждающие необходимость финансового обеспечения, в зависимости от выбранных мероприятий.

Важно
Перед визитом в отделение ФСС получите у руководителя организации доверенность на представление интересов предприятия в отделении ФСС (п. 20 Регламента № 598н)
Заявление и документы можно предоставить в Фонд социального страхования на бумажном носителе или в форме электронного документа (п. 19 Регламента № 598н). Чтобы подать документы в электронном виде, организацию нужно зарегистрировать на портале госуслуг. Заявление и прилагаемые документы заверьте усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае дублировать документы на бумаге не нужно. Вы можете заверить заявление простой электронной подписью, но в этом случае документы нужно также подать в отделение ФСС на бумаге. В этом случае заявление не рассмотрят до того момента, пока фонд не получит документы на бумажном носителе.
Если подаете документы в бумажной форме, заявление и план финансового обеспечения оформите в двух экземплярах. На ваших экземплярах специалист ФСС должен поставить отметки о получении. Копии документов должны быть заверены печатью страхователя в установленном законом порядке.
Заявление и прилагаемые к нему документы нужно подать до 1 августа в территориальный орган ФСС по месту регистрации организации. Не откладывайте подачу заявления на крайний срок, так как его вернут, если специалист фонда найдет ошибки в документах. При этом понадобится время, чтобы исправить ошибки, возможно, нужно будет получить новые документы от контрагентов, поэтому есть вероятность не успеть сдать заявление в установленный срок. Кроме того, если ФСС распределит все деньги между другими заявителями, в финансировании откажут, даже если вы вовремя предоставите все документы.

Шаг 6. Узнайте, предоставят ли вам финансирование

Территориальный орган ФСС в течение одного рабочего дня с даты регистрации заявления разместит на своем сайте информацию о его поступлении, с указанием даты и времени. Также на сайте можно отследить ход рассмотрения заявления.
Затем ФСС примет решение о финансировании предупредительных мероприятий в срок, который зависит от суммы взносов (таблица).
Срок принятия решения ФСС о возмещении взносов на травматизм

Сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год Кто принимает решение Срок рассмотрения
До 10 млн рублей включительно Территориальный орган ФСС В течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов
Более 10 млн рублей Территориальный орган ФСС после согласования с ФСС России В течение 18 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов

Решение по заявлению фонд оформляет приказом и отправляет страхователю в течение трех рабочих дней. Приказ могут вручить на личном приеме, отправить по почте или в форме электронного документа через портал госуслуг в зависимости от того, какой способ вы указали в заявлении. Если ФСС откажет в финансировании, он укажет причины отказа.
Территориальный орган ФСС может отказать в возмещении взносов, если:

  • у предприятия есть задолженность по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления. Риск отказа есть, даже если долг составляет несколько рублей;
  • документы содержат недостоверную информацию;
  • средства на возмещение взносов предприятиям, которые предусмотрены бюджетом ФСС, полностью распределены;
  • предприятие представило неполный комплект документов.

По другим причинам ФСС отказать не вправе (п. 8–10 Правил № 580н).

Шаг 7. Подавайте в ФСС ежеквартальный отчет

Если фонд одобрит финансирование предупредительных мер за счет взносов, нужно будет вести учет расходов и составлять отчеты (п. 12 Правил № 580н). Если предприятие включило в план будущие расходы и не полностью ими воспользовалось, об этом необходимо сообщить в ФСС до 10 октября (п. 13 Правил № 580н).
Отчет следует готовить ежеквартально и сдавать в отделение фонда по месту регистрации. Срок сдачи не позднее 20-го числа первого месяца, который следует за истекшим кварталом. Отчеты составляйте по рекомендуемой форме из приложения 1 к письму ФСС от 20.02.2017 № 02-09-11/16-05-3685. К отчету приложите документы, которые подтверждают расходы. Если расходы не подтверждены документами о целевом использовании средств, их не засчитывают в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил № 580н). К документам оформите сопроводительный лист, на котором специалист ФСС поставит отметку о получении. В этом случае у вас будет подтверждение того, что вы сдали документы вовремя и в полном объеме.
Если фонд принял положительное решение во втором или третьем квартале, представлять отчеты за предыдущие кварталы не нужно. Отчет составляют нарастающим итогом, поэтому если впервые подаете отчет в третьем квартале, включите информацию за предыдущие периоды.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Как использовать страховые взносы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма в регионе, который участвует в пилотном проекте ФСС

Пилотный проект — эксперимент, который предусматривает выплату социальных пособий без участия работодателей, а также прямое финансирование расходов по профилактике травматизма и профзаболеваний за счет средств ФСС без использования взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Чтобы возместить расходы в регионе, который участвует в пилотном проекте, обратитесь в территориальное отделение ФСС с заявлением. Форма заявления утверждена приказом Минздравсоцразвития от 11.07.2011 № 709н. К заявлению приложите документы, которые подтверждают понесенные расходы. Документы вместе с заявлением направьте в фонд не позднее 15 декабря отчетного года. В течение пяти рабочих дней со дня приема заявления и документов территориальное отделение фонда решит, возмещать расходы или нет. Если решение положительное, ФСС перечислит деньги на расчетный (лицевой) счет организации. Перечень регионов, которые участвуют в пилотном проекте, приведен в постановлении Правительства от 21.04.2011 № 294.

Документы для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер

Мероприятие Документы
Спецоценка условий труда Копии:
— приказа о создании комиссии по спецоценке;
— договора с организацией, которая будет проводить спецоценку, с указанием количества оцениваемых рабочих мест и стоимости спецоценки
Снижение уровня вредных факторов Копии:
— отчетов о спецоценках, проведенных до и после реализации мероприятий по охране труда;
— документов о приобретении оборудования (о проведении работ) для снижения воздействия вредных и опасных факторов.
Если запланированные мероприятия не требуют приобретения оборудования — копия договора на проведение таких работ
Обучение по охране труда руководителей и работников малого бизнеса, руководителей госучреждений, специалистов и уполномоченных по охране труда, членов комиссий по охране труда Список работников, направляемых на обучение.
Копии:
— приказа о направлении работников на обучение;
— договора с обучающей организацией;
— уведомления Минтруда о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
— программы обучения.
Документы работников, подтверждающие их принадлежность к должностям, которые могут обучаться за счет ФСС (например, копии приказов о назначении на должность).
Подробный список документов в зависимости от должностей приведен в подпункте «в» пункта 4 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минтруда от 20.02.2014 № 103н
Приобретение СИЗ Перечень:
— приобретаемых СИЗ с указанием профессий, должностей работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;
— СИЗ, приобретаемых по результатам спецоценки.
Копии:
— сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011);
— заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в отношении СИЗ
Санаторно-курортное лечение работников Заключительный акт врачебной комиссии по итогам периодических медосмотров работников.
Списки сотрудников, направляемых на лечение, с указанием рекомендаций.
Калькуляция стоимости путевок.
Копии:
— лицензии санатория;
— договоров на покупку путевок
Проведение периодических медосмотров Копии:
— списка работников, подлежащих медосмотрам в текущем календарном году;
— договора с медучреждением;
— лицензии медучреждения
Покупка лечебно-профилактического питания Перечень работников, которым выдают питание, с указанием основания (пункт перечня), профессий работников и норм выдачи.
Номер рациона питания.
График занятости работников, которые имеют право получать профилактическое питание.
Копии:
— документов о времени, фактически отработанном во вредных условиях;
— постатейных смет расходов, запланированных на покупку профилактического питания;
— договоров страхователя с организациями общественного питания, если питание выдавали не в структурных подразделениях страхователя;
— документов, подтверждающих затраты на покупку питания
Покупка алкотестеров для предсменных и предрейсовых медосмотров Копии:
— локального нормативного акта о проведении предсменных или предрейсовых медосмотров;
— лицензии на проведение медосмотров или договора с организацией, которая вправе проводить такие медосмотры (с приложением лицензии этой компании на право проведения медосмотров);
— счетов на покупку алкотестеров и алкометров
Покупка тахографов Перечень транспортных средств (далее — ТС), которые нужно оснастить тахографами (с указанием их регистрационных номеров, даты выпуска, сведений о прохождении техосмотра), копии паспортов ТС.
Копии:
— лицензий на право осуществлять перевозки и копии документов, подтверждающих соответствующий вид деятельности организации;
— свидетельства о регистрации ТС в ГИБДД;
— счетов на покупку приборов
Покупка аптечек первой помощи Перечень приобретаемых медикаментов с указанием их количества, цены и санитарных постов, которые будут оснащены аптечками

Порядок возмещения расходов на охрану труда из ФСС

«

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.