Фрахтовый договор

Наиболее сложным и дискуссионным (как в теории, так и на практике) представляется вопрос о разграничении договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

Непоследовательность законодателя в изложении норм, посвященных договору аренды и договору фрахтования, порождает научную дискуссию в отношении определения правовой природы договора фрахтования. Существует несколько точек зрения, а именно:

  1. договор фрахтования является договором на передачу имущества (т.е. разновидностью договора аренды транспортных средств)
  2. договор фрахтования является договором на оказание услуг (т.е. разновидностью договора перевозки наравне с договором перевозки грузов или пассажиров)
  3. договор фрахтования — самостоятельный договор: по своей правовой природе договор фрахтования (чартер) занимает промежуточное место между транспортными договорами и договором аренды

Все приведенные научные позиции заслуживают должного внимания и уважения. Однако для более полного исследования указанной проблематики необходимо обратиться к легально закрепленным понятиям договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

В ГК РФ различается два вида договора аренды транспортного средства: договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа) (ст. 642 ГК РФ).

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 632 ГК РФ). В скобках указывается иное наименование договора аренды транспортного средства с экипажем, а именно: «фрахтование на время». Тем самым законодатель как бы ставит знак равенства между этими договорами

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 642 ГК РФ).

Понятие договора фрахтования, которое содержится в нескольких источниках и вызывает большое количество дискуссий в связи с неоднозначным его содержанием, в общем виде дано в ст. 787 ГК РФ: по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. При этом сам договор фрахтования рассматривается законодателем как разновидность договора перевозки и расположен в гл. 40 ГК РФ «Перевозка». В ГК РФ нет иных положений, посвященных договору фрахтования, а есть лишь отсылка к транспортным уставам и кодексам, где раскрывается порядок заключения договора фрахтования, а также определяется его форма.

Исходя из анализа действующего транспортного законодательства следует несколько выводов.

  1. Нельзя однозначно утверждать, что договор фрахтования есть разновидность договора перевозки и на основании такой родовой принадлежности отличается от договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа.
  2. Из содержания понятий договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа и договора фрахтования представляется, что договор фрахтования в большей степени имеет схожие черты с договором аренды транспортного средства без экипажа
  3. Однако в ряде случаев законодатель приравнивает договор фрахтования к договору аренды транспортного средства с экипажем. Речь идет о договоре фрахтования судна на время (тайм-чартер), регулируемом ст. 198 — 210 КТМ РФ, в котором прямо предусмотрено, что судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ). Предмет названного договора полностью совпадает с предметом договора аренды транспортного средства с экипажем. Он состоит из двух элементов: имущества — транспортного средства и оказания услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатацией. Кроме того, эти понятия идентичны с содержательной точки зрения. Законодатель использует одинаковые термины: в ст. 632 ГК РФ аренда транспортного средства с экипажем именуется как «фрахтование на время».

При этом судебные органы при разрешении такого рода дел трактуют рассмотренные выше нормы иным образом. Так, в решении Арбитражного суда Астраханской области от 8 ноября 2016 г. по делу N А06-3037/2015, указано, что таможенный орган, требуя от организации уплаты таможенных платежей и пеней, ошибочно отождествляет понятия фрахтования и аренды, не учитывая при этом положения ст. 8, 33, 115 КТМ РФ, ст. 130, 787 ГК РФ.

  1. В некоторых случаях законодатель явно указывает на то, что договор фрахтования и договор аренды транспортных средств есть разные договорные типы. Так, например, в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ содержится гл. X «Аренда судов» (ст. 60 — 65 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ) и также есть п. 3 ст. 97, посвященный понятию договора фрахтования судна.

Таким образом, в силу непоследовательности в применении терминов и их содержательного расхождения действующее законодательство не дает однозначных критериев для разграничения исследуемых договоров

Последствиями того, что в действующем законодательстве отсутствует четкое нормативное правовое регулирование, является неправильное применение сторонами норм к сложившимся между ними отношениям. На практике заключаемые такого рода договоры часто именуют как договоры на оказание услуг. В случае возникновения разногласий между сторонами суд вынужден устанавливать суть сложившихся правоотношений и выбирать соответствующие для них правила регулирования.

Так, например, в одном из судебных решений Арбитражного суда Саратовской области от 21 июля 2017 г. по делу N А57-9445/2017, указывалось, что ООО «Стройтранссервис» (далее — Исполнитель) и ФГУП «Консервный завод» ФСИН России (далее — Заказчик) заключили договор на оказание услуг по перевозке работников Заказчика автомобильным транспортом. В соответствии с текстом договора Исполнитель обязался «производить перевозку пассажиров — работников Заказчика по маршрутам и графикам, согласованным с Заказчиком» в приложениях к договору, которые являются его неотъемлемой частью. Стороны договорились, что документом, в котором фиксируется объем фактически оказанных услуг, является акт оказанных услуг. Исходя из содержания представленного в материалы дела договора суд пришел к выводу, что между сторонами был заключен договор фрахтования. Следовательно, к отношениям должны применяться нормы гл. 40 ГК РФ, а именно ст. 787 ГК РФ.

В решении суда Ростовской области от 20 июля 2017 года по делу N А53-14926/17, рассматривались требования истца (фрахтовщика) о взыскании задолженности и пени с ответчика (фрахтователя). Стороны заключили договор фрахтования автотранспортного средства для перевозки пассажиров, по условиям которого фрахтовщик обязался предоставить фрахтователю автотранспортное средство (автобус) за плату и оказывать автотранспортные услуги по управлению и технической эксплуатации автотранспорта для перевозки пассажиров и багажа. Суд, так же как и стороны, квалифицировал возникшие между сторонами правоотношения как договор фрахтования и указал на необходимость применения к ним положений ст. 787 ГК РФ.

Итак, разграничение договора аренды транспортного средства и договора фрахтования — одна из самых сложных задач как в науке, так и на практике. Неоднозначность, противоречивость действующего законодательства — основные причины возникновения многочисленных споров, ключевым вопросом которых является следующий: какое правовое регулирование должно быть применено к возникшим между сторонами правоотношениям.

Для того чтобы минимизировать такого рода споры, представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство. Во-первых, следует «с терминологической точки зрения привести в порядок» нормы, посвященные договору аренды транспортных средств и договору фрахтования. Во-вторых, выработать единый подход к определению договора фрахтования, который будет применяться во всех транспортных уставах и кодексах.

Глобализация процессов на Земле сделала грузовые перевозки одним из самых востребованных направлений коммерческой деятельности. В них задействуются все виды транспорта, движущиеся по:

  • воде;
  • суше;
  • воздуху.

Их используют для перевозки пассажиров, багажа, грузов. Однако для понимания особенностей отношений субъектов перемещения товара нужно определить, что такое фрахт в грузоперевозках. В зависимости от контекста применения этого термина под ним понимают:

  • груз, доставляемый перевозчиком на арендованном у него транспорте;
  • плату за доставку товара на таком средстве перевозки;
  • аренду средств перевозки с целью доставки грузов;
  • договорные отношения между владельцем продукции, которую требуется транспортировать, и перевозчиком, берущимся за ее доставку;
  • перевозку товара арендованным транспортом и обязанности перевозчика.

Виды фрахта

Договор (контракт), который реализует понятие фрахта, предполагает, что:

  • владелец транспорта (фрахтовщик) принимает на себя обязательство за вознаграждение перевезти (своевременно и в целости) товар, который является собственностью фрахтователя;
  • фрахтовщик обязуется предоставить для этой цели собственнику груза транспортное средство или часть его вместимости.

Виды фрахта предусматривают, что владелец предоставляет транспорт:

  • на время перевозки или на определенное количество рейсов;
  • для перемещения товара.

Перевозки разделяют на виды:

  • внутренние (различной дальности);
  • межрегиональные;
  • внешние – международный фрахт (перевозки) при импорте/экспорте.

Они могут осуществляться:

  • на одном виде транспорта единственного фрахтовщика;
  • на различных средствах перевозки нескольких фрахтовщиков.

В частности, фрахт из Китая морского судна предусматривает контракт:

  • аренды судна с экипажем (тайм-чартер);
  • фрахтования транспорта без команды (бер-боут-чартер).

Условия фрахта

Контракт фрахтования — особая разновидность договора перевозки, в соответствие с которой:

  • груз не проходит процедуру приемки к транспортированию;
  • не допускается распоряжаться товаром.

Условия фрахта (договора) также учитывают следующее:

  • он считается заключенным, когда сторонами согласованы все существенные условия;
  • транспортировку могут сопровождать представители владельца товара;
  • к перевозке также допускаются грузы, не подлежащие учету движения материальных ценностей;
  • фрахтователь может выбирать конкретную часть грузового пространства и предъявлять к нему требования;
  • зафрахтованный грузовой объем на время транспортировки может считаться складом владельца товара.

Используя карго фрахт, из-за границы доставляют от единичных посылок массой в 1 кг до значительных объемов партий товаров. Во время его проведения:

  • груз может сопровождаться на всем пути и времени следования;
  • используются легальные схемы пересечения границ;
  • оказываются услуги таможенного брокера и страхования товара;
  • оказывается финансовое сопровождение;
  • обеспечивается получение сертификатов (для определенных грузов).

Во многих случаях перевозка и страхование оплачиваются владельцем до отправки товара. К примеру, доставку карго из Китая производят различными видами международных перевозок, а также их комбинированием на маршруте следования. Цель — сокращение времени и затрат на транспортировку. Размер фрахта устанавливается соглашением сторон (не по тарифам) в отношении величины платы за аренду (чартер) транспорта.

При отсутствии соглашения он исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки/выгрузки. В последнем случае владелец груза принимает на себя предполагаемые риски и иные вероятные дополнительные расходы по доставке. За фрахтовщиком также закреплена обязанность страховать груз в пользу получателя от повреждения и потери.

Особенностью морских и авиаперевозок является увеличение фрахта, если:

  • в транспорт погружено большее количество груза, чем предусмотрено;
  • владелец не обеспечил загрузку минимального веса (количества) товара, которое прописано в контракте («мертвый фрахт»).

Также может быть ситуация, когда фрахтовщику выплачивается весь оговоренный размер фрахта независимо от количества товара, который принят к транспортированию (люмсум). Стоимость фрахта определяется:

  • длиной маршрута;
  • безопасностью в районах следования;
  • величиной международных и внутренних пошлин и сборов;
  • нестандартными габаритами грузов;
  • объемом погрузочно-разгрузочных работ;
  • сезонными изменениями цен на рынке грузовых перевозок;
  • финансовыми условиями прохождение проливов, каналов, портов.

Фрахт контейнера, который имеет стандартные размеры и форму, значительно удешевляет перевозки товаров. Он является универсальным съемным грузовым приспособлением, в котором можно перевозить различные товары. Стоимость фрахта контейнера минимизирует затраты фрахтователей, так как:

  • сокращается длительность погрузочно-разгрузочных операций и перевозки в целом;
  • перемещается контейнер, а товар перегружать не нужно;
  • удешевляется страхование груза;
  • отпадает необходимость в использовании складских помещений;
  • контейнеры легко переустанавливаются с одного вида транспорта на другой (грузовой, железнодорожный, морской, авиа, речной);
  • сохраняется конфиденциальность и целостность груза.

Стандартные конструкции и размеры контейнеров приведены к требованиям для всех видов транспорта. В зависимости от них перевозимая продукция должна соответствовать установленным нормам загрузки.

Отправить запрос
Заполните поля формы и отправьте нам запрос. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Поля, помеченные «*», обязательны для заполнения

Договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров.

Хотя термин «фрахт» появился не так давно, история приводит многочисленные примеры его активного использования ещё в Средние века, во времена, когда купцы нанимали экипаж вместе с кораблём для плавания по различным маршрутам.

Постепенно направление распространилось на иные виды транспортного сообщения и хотя, действующее законодательство не лимитирует виды ТС, к которым он применим, исторически так сложилось, что в большей степени фрахтование используется в морском, речном и воздушном сообщении.

Что это означает

В первую очередь следует раскрыть термин «фрахтование». Здесь подразумевается своеобразная аренда транспортного средства для дальнейшей перевозки пассажиров и багажа (в данной ситуации). Таким образом, это своеобразная услуга, оказываемая перевозчиком нанимателю.

Ключевым объектом может выступать следующий транспорт:

  1. Воздушное судно.
  2. Морское или речное транспортное средство.
  3. Автомобиль, автобус.
  4. Железнодорожный вагон.

Необходимо учитывать, что фрахтование может выполняться в следующих вариациях:

  1. Рейсовое, подразумевающее выполнение одного рейса в одном направлении.
  2. Последовательно рейсовое допускает несколько поездок. Например, определённое количество пассажиров забирается из одной точки и перевозится в другую. После этого, транспортное средство возвращается назад, забирает вторую партию и доставляет их по аналогичному адресу и так до тех пор, пока все люди не окажутся в условленном пункте назначения. Если необходимо выполнить рейсы с определённым интервалом времени, последующие могут осуществляться по устному заказу или письменному заявлению фрахтователя.

Чем отличается от простого соглашения

Основные отличия между 2 казалось бы одинаковыми договорами, подразумевающими доставку пассажиров, следующие:

  1. Договор перевозки пассажиров предусматривает обязанность перевозчика, доставить вверенных ему пассажиров и багаж в установленное место за отдельную плату стоимости проезда.
  2. Договор фрахтования делает основное ударение на обязанности фрахтовщика, то есть перевозчика, предоставить в пользование фрахтователя (нанимателя) часть или всё транспортное средство полностью.
  3. Ещё одна отличительная сторона, различающая их заключается в том, что при фрахтовании, фрахтователь является организатором перевозки, например туристическая компания, организующая автобусный тур или чартер для туристов, заключивших с ней соглашение.

Таким образом, соглашение о фрахтовании становится похожим на аренду (имущественный найм), в соответствии с которым в пользу нанимателя передаётся имущество иных лиц.

Последние в данной ситуации не являются пассажирами, хотя гарантии на них распространяются идентичные:

  1. Компания перевозчик отвечает за их доставку и несёт ответственность за предоставление ущерба жизни, здоровью или имуществу (багажу).
  2. Граждане, находящиеся на борту имеют право предоставлять претензии, касающиеся ущемления их прав или ненадлежащего исполнения обязанностей перевозчика, непосредственно фрахтовщику, а не фрахтователю (в данной ситуации туристическому оператору).
  3. В их отношении действует классическая схема страхования гражданской ответственности, предусмотренная в иных случаях билетной доставки.

Когда какой лучше заключить

Что касается принципиальных различий между перевозкой и фрахтованием, в отношении пассажирской деятельности, особых отличий не наблюдается. Поэтому выделить тот или иной способ отдельной строкой не выйдет.

Однако, ситуация затрагивающая грузоперевозки, требует более пристального разбора, так как здесь имеются некоторые нюансы, которые желательно знать.

Можно взять в пример фрахт автомобильного транспорта и рассмотреть ситуацию, когда имущество компании перемещается с одного склада на другой:

  1. Получается, доставка материальных ценностей осуществляется без цели получения финансовой прибыли, таким образом, необходимости обязательного учёта товаров нет.
  2. Этот факт позволяет провести перевозку без лишней бумажной волокиты, то есть оформления товарно-транспортных накладных, путевого листа и иных бумаг.
  3. Это значительно уменьшает документооборот бухгалтерии и позволяет сотрудникам заниматься иной работой.
  4. Следует отметить, что при заключении договора перевозки, такая возможность отсутствует.

В данной ситуации нужно учитывать, что налоговые органы недолюбливают такие перемещения груза и всеми силами пытаются обязать налогоплательщиков документально подтвердить факт транспортировки, который был выполнен в режиме фрахтования автомобиля.

Их неправомерные действия объясняются тем, что таким образом для ИП и юридических лиц появляется возможность избежать уплаты налогов даже в том случае, если транспортировка была выполнена с целью получения финансовой выгоды для грузополучателя или отправителя.

Перевозка детей в таксиПро перевозку детей в такси расскажет статья: Перевозка детей в такси.

Каковы тарифы РЖД на 2020 год на пассажирские перевозки .

В качестве доказательства правоты фрахтователя следует привести в пример, п.13 Постановления Правительства № 272 от 15.04.2011 г.: «Перемещение грузов, в отношении которых не ведётся документальный учёт либо в присутствии представителя грузоотправителя, выполняется с привлечением ТС, задействованного на основании соглашения фрахта».

Таким образом, законодательство не то чтобы допускает – оно подчеркивает, факт необходимости осуществлений грузоперевозки таким образом.

Особенности

Основным документом, характеризующим что такое договор фрахтования является Гражданский Кодекс РФ ст. 787.

Хотя его заключение и подразумевается, как аренда транспортного средства, между этими двумя соглашениями, как и в случае с перевозкой, присутствует существенная разница. Прежде всего это определяется тем, что фрахт предполагает пользование ТС в отношении перемещения, то есть поездки.

Условия

Условия договора регулируются «Уставом автомобильного транспорта» Федеральным Законом № 259 от 08.11.2007 г. ст. 27. Здесь приводятся основные аргументы, которые необходимо затронуть при заключении сделки между сторонами.

Из всего содержания документа можно выделить ряд ключевых вопросов, относящихся к данной ситуации:

  1. Перевозка пассажиров должна осуществляться только при заключении договора, причём устное соглашение не допускается, только письменное.
  2. Условия относительно фрахтовщика:
    • предоставление транспортного средства у указанное время;
    • отличие автомобильного фрахта от морского или речного заключается в том, что ТС предоставляется по умолчанию с экипажем, то есть с водителем, имеющим соответствующую квалификацию и медицинское освидетельствование согласно действующему законодательству;
    • транспортное средство должно полностью отвечать требованиям, предъявляемым заказчиком, то есть фрахтователем. Например если планируется выполнение организованной перевозки детей, то автобус должен отвечать всем необходимым критериям безопасности, предусмотренных законами РФ;
    • ремонтные работы оплачиваются из средств собственника ТС. Аналогичная ситуация касается и заправки и обеспечения экипажа всем необходимым во время поездки;
    • затраты, возникшие в результате дорожно-транспортного происшествия или нанесения ущерба имуществу третьих лиц или пассажиров так же, являются проблемой владельца автомобиля.
  3. Условия, относительно фрахтователя:
    • в соответствии с условиями договора произвести оплату предоставленных услуг;
    • снизить вероятность предоставленных неудобств со стороны пассажиров в отношении водителя и экипажа;
    • лично убедиться в максимальной безопасности людей, удостоверившись в наличии ремней безопасности. Не допускать передвижения людей по салону автобуса вовремя его движения.

Пакет документов для сделки

Заключение договора фрахтования транспортного средства происходит при предоставлении фрахтователем и фрахтовщиком ряда документации.

Со стороны нанимателя потребуется следующее:

  1. Наименование компании, индивидуального предпринимателя.
  2. Доверенность на предоставление интересов организации.
  3. Юридический адрес или место постоянной регистрации для ИП.
  4. Контактная информация, включающая в себя телефон, факс и электронную почту.
  5. Полный список всех лиц, являющихся пассажирами.
  6. Адреса, по которым потребуется сбор пассажиров (если это оговаривается при заключении сделки).

Исполнитель, в свою очередь обязан предоставить иной пакет бумаг:

  1. Ксерокопию Устава и учредительных бумаг.
  2. Лицензию, допускающую предприятие к перевозке пассажиров.
  3. Реквизиты.
  4. Полный список имеющихся в наличии транспортных средств.
  5. Водительские права и ксерокопии трудовой книжки лиц, которые будут задействованы в транспортировке.

Образец договора фрахтования автобуса для перевозки пассажиров

Единой формы документа, законодательство РФ не предусматривает, поэтому заключение сделки может происходить по усмотрению сторон.

Порядок заполнения представленного образца выглядит следующим образом:

  1. «Шапка» соглашения выглядит как любой иной документ.
    Шапка соглашения

Услуги грузоперевозок тесно связаны с предпринимательской деятельностью и международной торговлей. Один из основных вопросов при транспортировке – это стоимость доставки товара.

Что такое фрахт в грузоперевозках?

Фрахт – это плата за перевозку груза согласно условиям договора.

Понятие «фрахт» чаще всего встречается в воздушных и морских перевозках. Для остальных видов транспорта характерно понятие «ставка». Но в обоих случаях, простыми словами, они означают стоимость доставки.

На конечную стоимость грузоперевозки влияет множество факторов. В логистике ставка для каждого вида транспорта рассчитывается по-разному. Часто Вы можете встретить калькулятор доставки груза. Давайте рассмотрим, как рассчитать стоимость грузоперевозки по каждому виду транспорта.

Стоимость морской доставки включает расходы на:

  • доставку от склада отправителя до морского порта и от порта до склада получателя (зависит от типа контейнера, протяжности маршрута);
  • погрузочно-разгрузочные работы в порту (зависит от судоходной линии);
  • морской фрахт (зависит от судоходной линии, протяжности маршрута);
  • портовые сборы.

Получив котировки ставок на морской фрахт от логистических компаний, Вы, скорее всего, столкнетесь с такими неизвестными аббревиатурами, как FIFO, LIFO, FILO, LILO. Эти термины указывают на то, включена ли стоимость погрузки/выгрузки контейнера в портах отправления/назначения в сумму фрахта.

Погрузка Выгрузка
Free In Free Out (FIFO)
Liner In Free Out (LIFO)
Free In Liner Out (FILO)
Liner In Liner Out (LILO)

Стоимость авиа доставки состоит из:

  • авиа фрахт (насчитывается на фактический или объемный вес);
  • терминальные сборы (прием товара, погрузка-выгрузка, безопасность и т.д.);
  • хранение на грузовом терминале.

Стоимость автоперевозки зависит от:

  • типа груза;
  • весо-габаритных характеристик;
  • способа загрузки;
  • типа необходимого вида автомобиля;
  • протяжности маршрута;
  • страхования.

Стоимость железнодорожной перевозки зависит от:

  • протяжности маршрута;
  • тип груза (особенности, код ТНВЭД);
  • типа вагона;
  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • скорость.

Рекомендация от компании UBI Logistic-Ukr касательно авиа и морских перевозок:

  • Если Вы только начинаете импортировать/экспортировать грузы, у Вас небольшие объемы партий – обратитесь в экспедиторские компании, которые работают с авиа и морскими линиями. У них есть специальные предложения от судовладельцев, которые Вы, как начинающий предприниматель, не сможете получить напрямую. Сотрудничество с логистическим агентом предоставит Вам возможность сэкономить на фрахте.

Обязательно учитывайте специфику Вашего груза, его объемы, желаемые сроки и географию пути доставки. Это позволит с легкостью выбрать необходимый вид транспорта, а UBI Logistic-Ukr с радостью поможет рассчитать стоимость грузоперевозки.

УАТГНЭТ ввел новый для автомобильного транспорта договор перевозки груза – договор фрахтования. Такой договор заключается в двух случаях: первый касается перевозок грузов, осуществляемых с сопровождением представителя грузовладельца, второй связан с перевозками грузов, в отношении которых не ведется учет движения товарно-материальных ценностей. В Уставе отсутствует определение договора фрахтования, заключаемого при перевозке груза автомобильным транспортом. Поэтому при рассмотрении отношений, возникающих при его заключении, следует опираться на дефиницию договора фрахтования, сформулированную в ст. 787 ГК.

В отличие от договора перевозки груза, оформляемого транспортной накладной, этот договор является консенсуальным. Он считается заключенным с момента, когда стороны достигли согласия по всем существенным условиям и надлежащим образом его оформили.

Предметом договора фрахтования является предоставление вместимости автомобильного транспорта соответствующего типа для перевозки грузов. Он может также включать указание на предоставление вместимости нескольких автомобильных транспортных средств, на один или несколько рейсов для перевозки груза.

Условия договора фрахтования определяются исходя из тех данных, которые должен содержать договор (ч. 2 ст. 18 УАТГНЭТ). Это: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; наименование груза; тип предоставляемого транспортного средства; маршрут и место подачи транспортного средства; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством.

Помимо перечисленных, стороны могут включить в договор фрахтования и другие условия. К ним могут быть отнесены, в частности, условия о роде и виде перевозимого груза, а также о месте назначения (месте доставки) груза.

В УАТГНЭТ среди обязанностей фрахтовщика выделены две основные: 1) предоставление для перевозки грузов транспортного средства, соответствующего условиям договора; 2) предоставление его в установленный срок. Что касается соблюдения требований к транспорту, то типовой их перечень включает техническую исправность транспорта, его пригодность для перевозки конкретного груза (исправность транспорта в коммерческом отношении) и соответствие его грузоподъемности, указанной в договоре, или перевозимой массе груза.

Транспортное средство должно быть предоставлено фрахтователю в установленный договором срок. Исчисление времени его подачи к месту, предусмотренному договором фрахтования, осуществляется с момента предъявления водителем транспортного средства фрахтователю документа, удостоверяющего личность, а также путевого листа.

УАТГНЭТ предъявляет жесткие требования к выполнению фрахтовщиком указанных обязательств. В нем закреплено положение, согласно которому предоставление фрахтовщиком для перевозки груза транспортного средства, не соответствующего условиям договора фрахтования, или с опозданием считается непредоставлением транспортного средства (ч. 5 ст. 18). При этом фрахтователь вправе отказаться от исполнения договора и взыскать с фрахтовщика штраф, предусмотренный Уставом.

Следует отметить, что положение нормы, приравнивающей предоставление фрахтовщиком транспортного средства с опозданием к его непредоставлению, недостаточно конкретно. Это может негативно отразиться на практике его применения. Устав не содержит какой-либо конкретизации понятия «опоздание предоставления транспортного средства». Такая ситуация иногда служит источником споров между сторонами договора, в частности, когда допущено незначительное опоздание в пределах 1–20 минут, обусловленное, как правило, напряженной дорожной обстановкой, особенно в крупных городах.

Если принять формальную позицию, то опоздание даже на одну минуту против установленного договором времени уже является основанием приравнивать данное нарушение к непредоставлению транспортного средства для перевозки груза, дающему право фрахтователю не только расторгнуть договор фрахтования, но и взыскать с фрахтователя штраф. Следовательно, не имеет значения, предоставлен ли транспорт с опозданием на одну минуту или, например, на 20 минут. Абсурдность такой ситуации вполне очевидна.

В связи с этим было бы целесообразно в законодательном порядке закрепить определенную временную градацию опоздания предоставления транспортного средства для перевозки груза (например, на 20, 30, 40 минут) и соответствующую ей градацию по возрастающей санкции, а также установить предельный срок опоздания, после которого оно должно приравниваться к непредоставлению транспортного средства и влечь за собой те правовые последствия, которые действуют в настоящее время.

В отличие от обязанностей фрахтовщика, обязанности фрахтователя в УАТГНЭТ не нашли четкого урегулирования. Основная его обязанность заключается в оплате предоставления транспортного средства для перевозки груза. Сроки оплаты устанавливаются договором фрахтования. Обычно они совпадают с моментом предоставления транспортного средства фрахтователю.

Следующей обязанностью фрахтователя является предъявление для перевозки груза, указанного в договоре фрахтования. Он должен отвечать установленным требованиям. Как указанно в Уставе, грузом, предъявляемым для перевозки по договору фрахтования, должен быть такой груз, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей. Предъявление иного груза для перевозки в нарушение договора фрахтования считается отказом фрахтователя от использования предоставленного фрахтовщиком транспортного средства.

Законом урегулированы правовые последствия отказа фрахтователя от использования предоставленного транспортного средства. В соответствии с ч. 8 ст. 18 УАТГНЭТ такое решение дает право фрахтовщику отказаться от исполнения договора фрахтования и применить к фрахтователю установленные законом санкции. Эти санкции такие же, как и применяемые к фрахтовщику в случае непредоставления им транспортного средства для перевозки груза.

По договору фрахтования при перевозке груза с сопровождением представителя грузовладельца условием его заключения является осуществление такого сопровождения. Это еще одна обязанность фрахтователя.

Сопровождающее груз лицо должно обладать полномочиями представителя грузовладельца. Документом, подтверждающим статус представителя грузовладельца, является выданная ему доверенность. Этот участник перевозочного процесса допускается к сопровождению груза при перевозке только по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и доверенности.

Форма договора фрахтования. Данный договор заключается в письменной форме. УАТГНЭТ закреплена особая форма договора фрахтования, именуемая заказом-нарядом. Его реквизиты и порядок заполнения устанавливаются правилами перевозок грузов. Заказ-наряд подписывается обеими сторонами договора.

Норма, определяющая форму договора фрахтования, является диспозитивной. Поэтому стороны могут заключить договор фрахтования и в другой форме. По при этом такой договор должен содержать все условия, присущие договору фрахтования и закрепленные в УАТГНЭТ.

Цену договора составляет плата за пользование транспортным средством, предоставленным фрахтовщиком для перевозки груза. Размер цены устанавливается сторонами.

Порядок заключения договора фрахтования для перевозки груза включает подачу фрахтователем заказа-наряда фрахтовщику, который обязан рассмотреть этот документ и в срок до трех дней со дня его принятия проинформировать фрахтователя о принятии или об отказе в принятии заказа-наряда с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ-наряд.

При положительном решении вопроса фрахтовщик по согласованию с фрахтователем определяет условия фрахтования транспортного средства, которые указывает в заказе-наряде. Эго сведения о фрахтовщике, транспортном средстве, путевом листе, порядке выполнения погрузочно-разгрузочных работ, работ по промывке и дезинфекции транспортного средства, данные о водителе и режиме его работы в пути следования, размере платы за пользование транспортным средством. Это также указание размера штрафа за непредоставление транспортного средства, отказ от пользования транспортным средством.

Со своей стороны фрахтователь, подавая фрахтовщику заказ-наряд, заполняет в нем пункты, относящиеся к фрахтователю, грузу (наименование, состояние, количество грузовых мест, маркировка и др.), указаниям фрахтователя, касающимся параметров транспортного средства, а также выполнения фитосанитарных, карантинных, таможенных и прочих требований, установленных законодательством.

Любые исправления в заказе-наряде заверяются подписями и печатями как фрахтователя, так и фрахтовщика.

Заказ-наряд составляется в трех экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтователем и фрахтовщиком, а в случае если фрахтователь и фрахтовщик являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, экземпляры заказа-наряда также заверяются печатями фрахтователя и фрахтовщика. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий – вручаются фрахтовщику (водителю). При этом третий экземпляр заказа-наряда с необходимыми отметками в последующем прилагается к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и направляется фрахтователю.

  • См. об этом в параграфе 9.4 учебника.