Финансирование мероприятий по от

Содержание

Финансирование мероприятий по охране труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Указанный в Трудовом кодексе РФ размер средств, выделяемых организациями на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, может быть повышен в соответствии с условиями коллектив­ного договора или соглашения.

Затраты на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда включаются при расчете налогооблагаемой базы в себестоимость продукции (работ, услуг). Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Расходование средств фондов охраны труда и выделенных для нее материалов на другие цели запрещается. Те предприятия, которые используют эти средства не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в фонд охраны труда предприятия в размере до 100% средств, затраченных не по назначению, и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда. Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначенных на охрану труда, и своевременно могут соответствующим образом реагировать, если установят, что средства используются не по назначению.

Финансирование отдельных мероприятий по охране труда организации могут проводить за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот вид страхования предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения которых ежегодно устанавливается Минздравом России по согласованию с Фондом социального страхования РФ.

Затраты на охрану труда: что учесть в работе специалисту по ОТ

Каждое мероприятие по охране труда стоит денег, именно поэтому каждый работник службы охраны труда должен предусмотреть затраты, обосновать их, корректировать суммы, следить за исполнением бюджета. В противном случае, затраты будет невозможно ни возместить через ФСС, ни подтвердить их необходимость на следующий год. В статье мы расскажем, как составить бюджет затрат по ОТ, в том числе на обучение работников.

Из статьи вы узнаете:

  • Как сформировать перечень затрат по охране труда
  • Как подсчитать затраты на обучение по ОТ

Как сформировать перечень затрат по охране труда

Каждый работодатель обязан выделять на мероприятия по улучшению условий труда каждый год не менее 0,2% от всех затрат на производство. Если сумма затрат на ОТ будет меньше этого процента, предприятие оштрафуют за нарушение требований статьи 226 Трудового Кодекса РФ.

Поэтому перед составлением перечня затрат по ОТ необходимо получить в бухгалтерии справку о составе затрат на производство, высчитать размер согласно ст. 226 ТК РФ, и придерживаться этой цифры.

Внимание! Затраты на охрану труда можно увеличить, а вот уменьшать нельзя. В противном случае, работодателя оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Смотрите все виды наказаний по ст. 5.27.1 в статье

Если не тратить на охрану труда 0,2% от затрат на производство, штраф может составить для предприятия от 50 000 до 80 000 рублей. Кроме того, такое правонарушение может привести к административной ответственности для должностных лиц: руководителя организации, специалиста по ОТ, главного бухгалтера в сумме от 2 000 до 5 000 рублей. Если работодатель-индивидуальный предприниматель совершит подобное нарушение, штраф также может составить для него от 2 000 до 5 000 рублей.

Хуже всего, если работодатель ранее был привлечен к ответственности по этой статье КоАП РФ. В части 5 статьи 5.27.1 КоАП об этом написано следующее: если должностное лицо было ранее подвергнуто штрафу за аналогичное правонарушение, штраф может составить или 40 000 рублей, или же сотруднику грозит дисквалификация. Решение о дисквалификации принимает суд. Если суд посчитает возможным, он может дисквалифицировать должностное лицо на три года.

Компанию также могут оштрафовать до 200 000 рублей, или инспектор может закрыть предприятие, издав постановление об административном приостановлении деятельности на 90 суток.

Не каждое мероприятие можно запланировать в бюджете на охрану труда. Например, не относят к затратам на охрану труда повышение квалификации сотрудников (бюджет отдела кадров), закупку и перезарядку огнетушителей (бюджет на пожарную безопасность и охрану здания), расходы на доставку к месту производства работ (расходы на основное производство), приобретение мебели для кабинета по охране труда (расходы на содержание зданий и сооружений).

Совет эксперта! Чтобы не ошибиться при формировании перечня затрат, руководствуйтесь нормативными правовыми актами, прошедшими регистрацию в Минюсте.

Минтруд утвердил типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда приказом от 1.03.2012 года № 181н. В перечне указано несколько десятков мероприятий по ОТ, которые можно включить в годовой бюджет, но не каждое, а часть из них, по потребности.

Если же потребность возникает в проведении каждого мероприятия, рекомендуем вначале запланировать те расходы, которые можно будет возместить через Фонд социального страхования.

Профинансировать часть мероприятий по улучшению условий и охране труда можно за счет страховых взносов в ФСС от НС и профзаболеваний, но только в том случае, если у предприятия нет задолженности перед бюджетом.

Как производят финансирование

Финансирование проводят согласно приказу Минтруда от 10.12.2012 г. № 580н. Для того, чтобы претендовать на возмещение, необходимо заранее составить план затрат, и провести их в тот год, в котором подают заявление в ФСС. Чтобы получить возмещение затрат на спецоценку или обучение, необходимо, чтобы каждый акт приемки выполненных работ (услуг, работ) был подписан именно в текущем году. Поэтому нужно правильно планировать затраты, то есть так, чтобы в дальнейшем сэкономить часть своих денег, и на сэкономленные деньги закупить комплекты СИЗ, или оплатить за обучение по ОТ.

За счет бюджета охраны труда можно профинансировать проведение таких обязательных для каждого работодателя мероприятий по ОТ (полный список в приложении к приказу Минтруда от 1.03.2012 года № 181н):

  • закупка СИЗ, а также дерматологических очищающих средств
  • проведение СОУТ
  • проведение оценки профрисков
  • устранение замечаний по плану улучшающих мероприятий по результатам СОУТ и оценки профрисков
  • установка систем автоматического и дистанционного управления производственным процессом (в том числе роботизация опасных процессов), установка аварийной сигнализации на технологической линии, кнопок аварийной остановки, опасности
  • затраты на проведение обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников и т.п

Как подсчитать затраты на обучение по ОТ

В бюджете по охране труда отдельное место занимает обучение по охране труда. Для этого в приказе Минтруда № 181н есть такая статья расходов, как приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

К расходам на обучение относятся: затраты на организацию и проведение вводного, инструктажей по ОТ на рабочем месте, стажировки, обучения первой помощи, обучению и проверке знаний по ОТ.

Включите в бюджет по ОТ стоимость обучения руководителей и специалистов в учебных центрах (их обучение проводится не реже 1 раза в 3 года, и является обязательным при приеме на работу, а также при переводе на другую работу).

Также необходимо в бюджет включить расходы на тиражирование инструкций и программ инструктажа и обучения по охране труда, к примеру, закупку переплетного устройства для брошюрования. Также можно купить за счет ОТ обучающий комплекс, сборник тестов, обучающую литературу, плакаты.

Эти программы и плакаты предназначены для подготовки по ОТ и стажировке работников рабочих профессий, а также тех руководителей и специалистов, которые обучаются внутри своей организации. Также и тренажер по оказанию первой помощи можно закупить за счет средств ОТ. Самое главное, чтобы все эти покупки были сертифицированы, а программы – лицензионными.

Таким образом, нужно включать каждый год в бюджет затраты на оснащение и поддержание материально-технической базы кабинета по ОТ, уголков охраны труда средствами наглядной агитации и техническими средствами обучения (но, повторяемся, никак не закупка шкафов и столов).

Как осуществляется финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Ключевая задача каждого работодателя с целью повышения уровня безопасности рабочих и организации комфорта при ведении занятости в целом заключается в организации соответствующих мероприятий. Без надлежащего финансирования невозможно обойтись. Чтобы исключить допущение ошибок, необходимо знать об имеющихся особенностях.

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятии

Исчерпывающий перечень действий, которые планируется направить на улучшение условий труда, закрепляется нормами законодательства России. Среди наиболее значимых выделяют следующие:

  • процедура оценивания текущих условий труда;
  • модернизация производственного оборудования;
  • установка (монтаж) системы защиты оборудования от воздействия внешних факторов;
  • модернизация (совершенствование) системы оповещения наемного персонала и сигнализации;
  • обеспечение всех сотрудников специальными индивидуальными и коллективными средствами защиты – спецодежда обязательно изготавливается на территории России и только из отечественных материалов;

Выделение средств осуществляется в установленном порядке

  • обучение охране труда – в данном случае стоит говорить об имеющихся опасных производственных объектах и обязанности по обучению наемного штата сотрудников согласно с нормами российского федерального законодательства;
  • обеспечение качественного освещения на рабочем месте в соответствии с разработанными нормативами;
  • оснащение медицинских пунктов всем необходимым оборудованием для качественного осмотра и предоставления первичной помощи при первой необходимости;
  • обустройство зон для отдыха согласно разработанным стандартам;
  • установка автоматов с качественной питьевой водой в местах большого скопления персонала и зонах с повышенным температурным режимом;
  • проведение регулярных медицинских осмотров согласно разработанному графику и рекомендаций Минздрава.

Смета зависит от разработанного комплекса мер

Справка! Предложенный перечень не является исчерпывающим. Полный список указан в российском законодательстве и несет исключительно рекомендательный характер. Дополнительно он предлагает классификации непосредственно по группам: организационный, санитарный, технический, общий, частный и индивидуальный.

Кто разрабатывает подобный план

Ст 226 ТК РФ определяет, что согласно в установленными нормами, разработка плана осуществляется:

  • непосредственным работодателем;
  • начальником цеха;
  • начальником структурного подразделения или прочими уполномоченными лицами.

В государственных организациях обязанность возлагается на местные органы самоуправления.

Как составить план мероприятий

В процедуре составления плана не возникает каких-либо сложностей. Достаточно использовать типовой образец, чтобы исключить ошибки и недопонимания со всеми вытекающими последствиями.

Что должен содержать в себе план

Типовая форма документа предложена нормами федерального законодательства. Во время разработки соответствующего проекта с целью улучшения условия труда на территории конкретного предприятия возникает необходимость руководствоваться утвержденной системой планирования.

Стандартная структура плана требует обязательно учитывать нормы трудового законодательства и включать в себя соответствующие сведения относительно процесса финансирования всех ранее запланированных мероприятий, а также перечне лиц, несущих прямую ответственность за реализацию поставленных целей.

Важно! В большинстве случаев ответственными выступают непосредственные начальники всех имеющихся структурных подразделений и прочие квалифицированные специалисты, которые установлены нормами Положения об ОТ.

Оной из наиболее значимой частью рассматриваемого плана считается срок его выполнения в целом и отдельно взятого комплекса мер в частности. Уполномоченные инспекторы ГИТ во время проведения плановой проверки обязательно сверяют сведения относительно расходов на охрану труда с имеющейся статотчетностью за прошлый отчетный календарный год и информации из бухгалтерии (бухгалтерской отчетности). Цифровые показатели обязательно должны совпадать.

Что учесть при подготовке плана

К наиболее важной процедуре принято относить правильное составление и утверждение сметы расходов на следующий отчетный календарный год. Размер затрачиваемых средств напрямую зависит от следующих факторов:

  • специфика деятельности предприятия;
  • наличие либо отсутствие предписаний от государственного контролирующего органа;
  • целесообразность и необходимость проведения специальной оценки;
  • комплекс мер, который направлен на модернизацию производственного оборудования.

При разработке стоит уделять внимание реальной сумме финансирования

При составлении специально утвержденной рабочей группой комплекса мер с целью определения конкретного перечня мероприятий и одновременной их оптимизации необходимо:

  • Тщательно анализировать тот комплекс мер, который был реализован в прошлом отчетном периоде с целью правильной оптимизации.
  • Анализировать имеющиеся расходы.
  • Составить подробный план проведения процедуры – прописать все особенности. Каждый работник (его место) обязательно берется во внимание – могут рекомендовать специалистам комплекс мер.
  • Подготовить структурированную смету финансовых затрат.
  • Согласовать и утвердить смету с вышестоящим руководством и начальниками структурных подразделений компании. При необходимости вносится изменение. Финансироваться в таком случае предстоит по-другому.

Прежде чем приступить к процедуре планирования и заполнить форму, необходимо подробно анализировать:

  • затраты на охрану труда и производство товаров и услуг или прочей продукции;
  • карту специальной оценки условий труда;
  • 8-ого раздела акта о расследовании ранее возникших несчастных случаев;
  • всех без исключения имеющихся предписаний уполномоченного государственного надзорного органа;
  • подписанных договоров на закупку специальных средств индивидуальной и комплексной защиты;
  • установленного графика проведения медицинских осмотров;
  • процедуры обучения наемного штата сотрудников.

Важно! Благодаря проведенному анализу предоставляется возможность реально оценить предстоящие затраты и имеющуюся вероятность возникновения сверхплановых потребностей предприятия.

Все перечисленное обязательно учитывается в составленной смете.

В каком размере осуществляется финансирование мероприятий по охране труда

Размер финансирования напрямую зависит от разработанного и одновременно утвержденного перечня действий, которые планируется совершить для улучшения качества работы в целом.

Размер средств определяется нормами федерального законодательства

Работодатель имеет право финансировать соблюдение разработанного плана в установленном нормами законодательства размере.

Источники финансирования мероприятий по охране труда

Ст. 226 ТК РФ подробно описывает стандартный механизм выделения средств на повышение уровня безопасности каждого наемного рабочего.

Источниками являются:

  • средства из федерального бюджета, а также регионального либо местного, при этом предусматривается финансирование из внебюджетных источников;
  • средства из добровольных сборов организации и трудоустроенных лиц (наемных сотрудников: электрогазосварщика, инженера и пр.);
  • средства работодателя.

Важно! Каждый вариант отличается определенными особенностями, что позволит достичь эффекта и существенно улучшить в дальнейшем показатели безопасности.

Финансирование мероприятий по охране труда за счет бюджетных средств

Средства должны быть выделены для повышения безопасности при выполнении работ в целом. Процедура по организации мероприятий осуществляется за средства:

  • государственного;
  • территориального;
  • областного бюджета, а также многочисленных внебюджетных фондов.

Порядок регулируется нормами федерального и регионального законодательства.

Справка! На государственном уровне и местными органами самоуправления в частности формируются дополнительные фонды. Основная задача заключается в выделении дополнительных средств в случае необходимости.

Финансирование мероприятий по охране труда за счет средств работодателей

Средства выделяются без ограничений по суммам. Одновременно с этим, минимум составляет 0,2% от израсходованного размера на производство товаров и услуг.

Деньги на повышение уровня безопасности наемных рабочих, к примеру, оздоровление, СОУТ и пр. могут быть увеличены в объемах исключительно согласно нормам коллективного договора или прочей документации.

Справка! Имеющиеся показатели затрат, которые напрямую связаны с финансированием программы повышения качества работы, должны быть обязательно включены в расчет налоговых сборов в себестоимость предоставления продукции, включая их производство, и услуг. Сотрудники не несут затраты для реализации поставленных задач.

Категорически запрещается расходование средств фонда ОТ и выделение с него различных материалов на прочие нужды, если он не входят в перечень.

В случае нецелевого использования организации обязаны вернуть средства в фонд и дополнительно уплатить штраф в установленном размере. Игнорирование требований влечет дополнительное начисление пени.

Нецелевое использование средств влечет штраф

В соответствии с имеющимися правилами, дополнительные средства могут быть выделены на повышение уровня безопасности наемных рабочих во время выполнения должностных обязанностей. Для этого допускается использование средств из страховых взносов и социальных в частности

Под этим подразумевается один из видов страхования, который представляет собой организацию соответствующих предупредительных мер непосредственно с целью сокращения уровня производственного травматизма и возникновения профессиональных заболеваний, в том числе действующего порядка выделения финансового обеспечения. Правила действуют на основании норм федерального российского законодательства в соответствии с рекомендациями Фонда социального страхования.

Судебная практика по вопросам финансирования мероприятий по охране труда

Отсутствие должного уровня финансирования компании либо прочего учреждения, не считается весомым основанием для отказа в реализации разработанного комплекса мер, основная задача которых заключается в улучшении безопасности и комфорта при выполнении работ.

Важно! При выявленном нецелевом израсходовании средств требуется вернуть их в полном объеме в сочетании с уплаченным штрафом, выписанном уполномоченным контролирующим органом. Трудовой Кодекс Российской Федерации предоставляет всевозможные рычаги давления на нарушителей.

Расчёт размера финансирования мероприятий по охране труда

В соответствии с нормами федерального российского законодательства, периодом для расчета выступает отчетный календарный год. Законодательством установлен порядок определения системы определения суммы, которая способна дать положительный результат, в том числе экономический (рост производства и пр.) после реализации поставленных целей и задач.

Как осуществляется финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, указано в законодательстве РФ. Трудовым законодательством предусмотрена сумма финансирования, которая является минимальной (0,2 от суммы производственных затрат). При несоблюдении правил предусматривается административная ответственность со всеми вытекающими последствиями.

Финансирование мероприятий – ключевой этап для улучшения условий охраны труда. Порядок расчет необходимого объема средств регулируется нормами российского законодательства. При нецелевом использовании наступает административная ответственность.

Статья 226 ТК РФ. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Новая редакция Ст. 226 ТК РФ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Комментарий к Статье 226 ТК РФ

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Другой комментарий к Ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств различных бюджетов, указанных в настоящей статье.

Кроме того, финансирование данных мероприятий осуществляется также за счет:

— средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ;

— добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда и используемые на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, распределяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» (СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095) в следующем порядке (в процентах):

30 — органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;

40 — на текущий счет Минздравсоцразвития России;

30 — Государственной инспекции труда.

Правила учета средств от штрафов, направления использования этих средств и отчетность об их использовании определены Порядком, утвержденным Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19 (БМТ РФ. 2001. N 3).

В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда.

3. В соответствии с изменениями в ТК РФ от 30 июня 2006 г. изменен размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Раньше он составлял для всех организаций (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) не менее 0,1% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — не менее 0,7% от суммы эксплуатационных расходов. Теперь установлен единый размер — не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.

Финансирование работ по охране труда. Бюджетные организации. Организации, осуществляющие эксплуатационную деятельность. Формирование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболевании.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда регламентировано ст. 226 Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 210 ТК РФ в числе основных направлений государственной политики в области охраны труда указано участие государства в финансировании мероприятий по охране труда.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) (ч. 1 ст. 115) федеральное казенное предприятие — это унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления имуществом, находящимся в федеральной собственности.
Федеральное учреждение — организация, созданная на базе государственной собственности, принадлежащей Российской Федерации, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая собственником полностью или частично (ст. 120 и 214 Гражданского кодекса РФ).
Бюджетные организации нематериальной сферы (образование, наука, здравоохранение, культура, управление) по своему правовому положению в соответствии с Гражданским кодексом РФ относятся к учреждениям (ст. 120), осуществляющим свою деятельность на основе права хозяйственного ведения (ст. 214, 294, 296) государственным имуществом (федеральным или субъектов Федерации). Федеральные учреждения основаны на государственной собственности РФ, учреждения субъектов Федерации — на государственной собственности, принадлежащей республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Поскольку эти учреждения финансируются полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, к ним применяется термин «бюджетные организации». Норматив финансирования мероприятий по охране труда для этих учреждений (бюджетных организаций) на федеральном уровне не введен.
Вместе с тем отдельными субъектами РФ принимаются собственные нормативы финансирования работ по охране труда для бюджетных организаций. Так, в соответствии со ст. 10 Закона Иркутской области от 4 декабря 2002 г. №63-оз бюджетные организации, финансируемые из областного бюджета (кроме организаций, занимающихся производством продукции (работ, услуг) и эксплуатационной деятельностью), осуществляют расходы на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,1% сумм затрат на содержание. Нормативы финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях, финансируемых из местных бюджетов (кроме организаций, занимающихся производством продукции (работ, услуг) и эксплуатационной деятельностью), устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Затраты на мероприятия по охране труда включаются в смету расходов на содержание бюджетной организации и утверждаются в коллективных договорах.

Предприятия отраслей материального производства финансируют мероприятия по охране труда в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Термин «затраты на производство продукции (работ, услуг)», используемый в ст. 226 Трудового кодекса РФ, является синонимом понятий «фактическая себестоимость» или «себестоимость готовой продукции». Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции (работ, услуг). В затраты на производство продукции (работ, услуг) не включаются расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).
В статье также установлено, что «в отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».
Фонды охраны труда могут быть образованы на основе обязательств в принимаемых тарифных и региональных соглашениях о добровольном выделении целевых средств для реализации мероприятий по охране труда, утверждаемых в целевых программах по улучшению условий и охраны труда.
Кроме того, в субъектах РФ фонд охраны труда может формироваться за счет средств, выделяемых в бюджете отдельной строкой на основе решения законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации.
Территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов административно-территориальных образований РФ, части фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующих территориях, добровольных отчислений предприятий и прочих поступлений.
Фонды охраны труда предприятий формируются за счет прибыли предприятий в размерах, определяемых коллективными договорами и соглашениями по охране труда между работодателем и трудовым коллективом.
Помимо перечисленных фондов, могут создаваться общественные фонды охраны труда. Средства фондов охраны труда могут ис
пользоваться только на оздоровление работников и на улучшение их условий труда.
В законы об охране труда, принимаемые в субъектах РФ, вводятся статьи, определяющие порядок образования фондов охраны труда. Например, в Законе «Об охране труда в Пермской области» (принят Законодательным Собранием Пермской области 25 июля 1997 г.) в ст. 20 «Фонды охраны труда» указано, что для концентрации финансовых ресурсов, расходуемых только на цели охраны труда, могут создаваться фонды охраны труда. Областной фонд охраны труда создается в соответствии с федеральными и областными законами и является внебюджетным целевым областным фондом. В областной фонд могут зачисляться добровольные взносы юридических и физических лиц (в том числе иностранных), иные средства из источников, не запрещенных законодательством. Порядок формирования средств общественных фондов охраны труда регулируется их уставами в соответствии с федеральным и областным закон одател ьством.
Финансирование мероприятии по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
С 6 января 2001 г. в России начала работать система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в которой также концентрируются финансовые средства, обеспечивающие реапизацию вопросов связанных с охраной труда.
Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет: обязательных страховых взносов страхователей; взыскиваемых штрафов и пени; капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей; иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний аккумулируются на банковских счетах Фонда социального страхования Российской Федерации, являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат.
Обязательные страховые взносы страхователей уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки к ним, устанавливаемых страховщиком.
Страховые взносы, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо включаются в смету расходов на содержание страхователя.
Страховые тарифы, дифференцированные по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска, ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Класс профессионального риска — это уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся в видах экономической деятельности. Все виды экономической деятельности распределяются по классам в зависимости от их уровня профессионального риска. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска для установления страховых тарифов, соответствующих уровню производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сложившемуся в соответствующих видах деятельности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 713.
Установлено, что отнесение видов экономической деятельности страхователей к классам профессионального риска осуществляется страховщиком до 1 января 2006 г. в соответствии с классификацией отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска, предусмотренной приложением к Правилам отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1999 г. № 975 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 36. Ст. 4408; 2000. № 23. Ст. 2429; 2001. № 1.Ст. 128; № 53. Ст. 5194), и с учетом отрасли (подотрасли) экономики, которой соответствует вид экономической деятельности страхователя.
Виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска. В настоящее время в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 10 января 2006 г. № 8 установлено 32 класса профессионального риска, по которым распределены все виды экономической деятельности, осуществляемые в экономике Российской Федерации.
Наименования видов экономической деятельности, используемые в указанной классификации, соответствуют общероссийскому классификатору ОКВЭД.
Класс профессионального риска определяется исходя из величины интегрального показателя профессионального риска, учитывающего уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Интегральный показатель профессионального риска по виду экономической деятельности определяется по формуле:

где Ип — интегральный показатель профессионального риска поданному виду экономической деятельности, выраженный в процентах;
Евв — общая сумма расходов на обеспечение по страхованию поданному виду экономической деятельности в истекшем календарном году;
Ефот — размер фонда оплаты труда по данному виду экономической деятельности, на который начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в истекшем календарном году.
При изменении величины интегрального показателя профессионального риска по виду экономической деятельности Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению Фонда социального страхования Российской Федерации принимает решение об отнесении этого вида экономической деятельности к другому классу профессионального риска.
При отнесении вида экономической деятельности к другому классу профессионального риска изменяется размер страхового тарифа страхователя.
Изменение страхователем в течение текущего года вида экономической деятельности не влечет изменения размера страхового тарифа, установленного на этот год в отношении такого страхователя.
Самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей — юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей — юр иди-
ческих лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
Основной вид экономической деятельности страхователя — физического лица, нанимающего лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, соответствует основному виду деятельности, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. При этом ежегодного подтверждения страхователем основного вида деятельности не требуется.
Основной вид деятельности страхователя — юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности.
Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Страхователи — бюджетные учреждения относятся к 01 классу профессионального риска в части деятельности, которая финансируется из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников.
Страховые тарифы, дифференцированные по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска, установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» для страхователей в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях — к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска в следующих размерах: класс профессионального риска 0,2 класс профессионального риска 0,3 класс профессионального риска 0,4 класс профессионального риска 0,5 класс профессионального риска 0,6 класс профессионального риска 0,7 класс профессионального риска 0,8 класс профессионального риска 0,9 класс профессионального риска 1,0 класс профессионального риска 1,1 класс профессионального риска 1,2 класс профессионального риска 1,3 класс профессионального риска 1,4 класс профессионального риска 1,5 класс профессионального риска 1,7 класс профессионального риска 1,9 класс профессионального риска 2,1 класс профессионального риска 2,3 класс профессионального риска 2,5 класс профессионального риска 2,8 класс профессионального риска 3,1 класс профессионального риска 3,4 класс профессионального риска 3,7 класс профессионального риска 4,1
XXVкласс профессионального риска 4,5 класс профессионального риска 5,0 класс профессионального риска 5,5 класс профессионального риска 6,1 класс профессионального риска 6,7 класс профессионального риска 7,4 класс профессионального риска 8,1 класс профессионального риска 8,5
Штрафы и пени, уплачиваемые в пользу страховщика субъектами страхования, также являются источником формирования средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 125-ФЗ при задержке уплаты страхового взноса страхователь уплачивает страховщику пеню в размере 0,5% суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос.
При сокрытии или занижении страхователем размера начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных взысканию подлежит вся сумма страхового взноса от сокрытого или заниженного размера начисленной оплаты груда по всем основаниям (дохода) с начислением указанной выше пени. Кроме того, страховщиком налагается на страхователя штраф в размере сокрытой или заниженной оплаты труда (дохода) застрахованных, начисленной по всем основаниям.
В случае уклонения от регистрации (перерегистрации) у страховщика в качестве страхователя лица, нанимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхо- ванию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации (перерегистрации) с начислением пени в размере 0,5% суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос.
Задолженность по страховым взносам, начисленная пеня взыскиваются страховщиком со страхователя — юридического лица в бесспорном порядке, со страхователя — физического лица на основании решения суда.
Суммы страховых выплат, назначенные и выплаченные страхователем без решения страховщика, в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.
Застрахованный и лица, которым предоставлено право на получение страховых выплат, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и своевременность представления ими страховщику сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение обеспечения по страхованию, включая изменение размера страховых выплат или прекращение таких выплат.
В случае сокрытия или недостоверности указанных ими сведений, необходимых для подтверждения права на получение обеспечения по страхованию, застрахованный и лица, которым предоставлено право на получение страховых выплат, обязаны возместить страховщику излишне понесенные им расходы добровольно или на основании решения суда.
Источником формирования средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются также капитализированные платежи, которые страхователь — юридическое лицо обязан внести слраховшику при своей ликвидации. В соответствии с Порядком внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц- страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. № 863, ликвидируемые (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридические лица — страхователи обязаны внести в Фонд капитализированные платежи, предназначенные для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставления обеспечения по страхованию застрахованным и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев.

Страховщик, получив уведомление о ликвидации (признании банкротом) страхователя, направляет ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) для расчета размера капитализируемых платежей список лиц, получавших обеспечение по страхованию, с указанием размера выплат по каждому виду обеспечения по страхованию.
Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц-страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Внесение капитализированных платежей осуществляется ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по месту регистрации страхователя путем их перечисления в установленном порядке на счет страховщика.
Внесенные капитализированные платежи по решению страховщика направляются для предоставления обеспечения по страхованию и формирования финансовых резервов для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме этого, в целях повышения заинтересованности работодателя (страховщика) уделять внимание улучшению условий труда и повышению его безопасности законодатель устанавливает условия, позволяющие страховщику рационально использовать имеющиеся в его распоряжении материальные ресурсы.
Так, в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 52. Ст. 5586) Фонду социального страхования РФ разрешено принимать в 2006 году решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных страхователем в Фонд за 2005 г., за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим у данного страхователя в 2000-2005 гг., на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этого страхователя. Аналогичный порядок был и прежде в 2002-2005 гг.
Порядок направления части страховых взносов на частичное финансирование мероприятий по охране труда в 2006 г. регламентирован приказом Минздравсоцразвития России от 26 мая 2006 г. № 390 «Об утверждении правил финансирования в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
Перечень предупредительных мер, частично финансируемых в 2006 г. за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — страховые взносы), перечисленных страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) за 2005 г., утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Фондом и является основанием для разработки плана проведения страхователем предупредительных мер. Данный перечень утвержден приказом Минздравсоцразвития от 26 мая 2006 г. № 390 и включает следующие мероприятия:
а) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам;
б) проведение аккредитованной организацией аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;
в) проведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
г) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Частичное финансирование предупредительных мер осуществляется страхователем соответственно суммам страховых взносов, перечисляемых в установленном порядке страхователем в Фонд в 2006 г Размер средств, направляемых страхователем на частичное финансирование предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, перечисленных этим страхователем в Фонд за 2005 г., за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим у этого страхователя в 2000—2004 гг
Определено, что заявления страхователей о частичном финансировании предупредительных мер принимаются Фондом до 1 августа 2006 г. К заявлению должны прилагаться план проведения страхователем предупредительных мер на 2006 г, документы, обосновывающие необходимость финансирования этих мер, и план их финансирования.
Решение о частичном финансировании предупредительных мер, размере финансирования или об отказе в частичном финансировании
принимается Фондом в 15-дневный срок со дня подачи страхователем соответствующего заявления.
Фонд вправе принять решение об отказе в частичном финансировании предупредительных мер, если у страхователя имеется задолженность по уплате страховых взносов за 2005 год или если представленные им документы содержат недостоверную информацию.
Решение Фонда в 5-дневный срок с даты его принятия направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансировании — с обоснованием причин отказа).
Страхователь ведет в установленном порядке учет страховых взносов, направленных на частичное финансирование предупредительных мер, и ежеквартально представляет в Фонд отчет об их использовании по утвержденной Фондом форме.
Расходы, произведенные страхователем с нарушением требований настоящих Правил, не засчитываются Фондом в счет уплаты страховых взносов.
Контроль за целевым использованием страхователем страховых взносов, направленных на реализацию предупредительных мер, осуществляется Фондом. Общественный контроль за целевым использованием страхователем страховых взносов осуществляется профессиональными союзами или иными уполномоченными работниками представительными органами.
Споры по вопросам использования страховых взносов на осуществление мероприятий, предусмотренных указанным Порядком, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контрольные вопросы Назовите минимальные нормативы финансирования организаций, независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие эксплуатационную деятельность, бюджетных организаций. Критерии отнесения деятельности организации к эксплуатационной; бюджетной. Принципы формирования бюджета Фонда социального страхования РФ по направлению страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Порядок отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классам профессионального риска. Тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Порядок использования части средств Фонда социального страхования на профилактические мероприятий по охране труда.
Вопросы для обсуждения Проанализируйте вопросы отнесения организаций к категории организаций, осуществляющих эксплуатационную деятельность. Обсудите правильность существующих подходов отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классам профессионального риска, формирования тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.