Экспорт Белоруссия

Содержание

Экспорт в Беларусь: таможенное оформление, документы, возврат НДС, контроль сделки

Собираетесь организовать экспорт своего товара в Беларусь (Белоруссию), но не знаете, с чего начать? Мы поможем Вам организовать весь процесс оформления и отправки вашего груза в Белоруссию из любого города России. Проконсультируем по вопросам таможенного оформления и статистического учета товаров.

Экспорт в Беларусь, Экспорт в Белоруссию

Республика Беларусь является членом ЕАЭС (прежнее название Таможенный Союз). Помимо Российской Федерации и Белоруссии в это объединение так же включены (Армения, Киргизия, Казахстан).

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Между странами Евразийского Экономического Союза упразднен таможенный контроль и отсутствует необходимость в таможенном оформлении на экспорт в Беларусь, однако существует несколько нюансов, имеющих отношение к учету импорта/экспорта между государствами — членами ЕАЭС. Поэтому консультации и участие квалифицированного таможенного брокера при совершении экспортных сделок с Белоруссией может понадобиться на начальном этапе.

Компания «РТА» включена в реестр таможенных представителей

Мы несем полную ответственность перед таможней и клиентом за качество оказываемых услуг

Экспорт в Беларусь регулируется следующим нормативными актами:

  • Налоговым кодексом России (НК РФ)
  • Законом № 150-ФЗ от 30.05.2016
  • Протоколом «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля их уплаты при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, приложение №18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.

Оформление зачета Налога на Добавленную Стоимость при экспорте в Беларусь

Начиная с 01.07.2016 — право на зачет входящего НДС, иными словами — на возврат Налога на Добавленную Стоимость от суммы сделки, при осуществлении экспортных поставок, возникает у налогоплательщика в момент оформления входящей счет-фактуры, а не после предоставления требуемого комплекта бухгалтерских документов. Подтверждение 0% ставки Налога на Добавленную Стоимость для вывоза в Беларусь необходимо завершить в течение шести месяцев с момента отгрузки продукции.

Для того, чтобы доказать 0% ставку требуется следующий комплект документов:

  • Внешнеэкономический договор (копия);
  • Учетный номер контакта (бывший Паспорт Сделки);
  • Товаросопроводительные документы (копии) (счет-фактуры, накладные по форме ТОРГ-12, товарно-транспортные накладные либо CMR);
  • Заявление (оригинал) об оплате налогов от импортера, или уведомления из налоговой инспекции государства импортера о принятии и об оплате налогов в своей стране.

Таможенное оформление грузов, перемещаемых между участниками ЕАЭС

Заполнение деклараций на товары в обычном режиме на грузы, перемещаемые между государствами ЕАЭС упразднено, учет производится через подачу формы статистического декларирования (статформы) в таможню государства вывоза. Подача статистических форм производится в целях учета перемещения грузов при внешней торговле России со странами-участниками Евразийского экономического союза. Статформа оформляется тем лицом, которое совершило сделку, или по поручению которого была совершена данная сделка, или которое наделено правом владения, распоряжения товарами.

Статформа подается в таможню не позднее восьмого рабочего дня месяца, который следует за месяцем, когда осуществлена отгрузка товаров.

Важно! За нарушение сроков подачи статистической формы учета экспорта в Белоруссию может быть назначен штраф по статье 19.7.13 КоАП РФ на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Форма статистического учета в виде бумажного документа может быть отправлена через Личный кабинет участника ВЭД на сайте Таможенной Службы в следующем порядке:

  • Необходимо заполнить статформу в электронном виде;
  • Убедитесь в правильности и полноте заполнения формы;
  • Запросите системный номер и сохраните форму;
  • Удостоверьте полученный документ подписью и печатью заявителя;
  • Отправьте полученный документ в бумажной форме собственнолично или почтовым отправлением с уведомлением о вручении в таможню, в по месту регистрации заявителя;
  • Таможенный инспектор, получив статформу в бумажной форме, загрузит её из таможенной системы используя системный номер, сверит информацию и зарегистрирует ее, присвоив официальный регистрационный номер;

Стоимость

Вы можете подать форму самостоятельно или воспользоваться нашими услугами

Узнать стоимость наших услуг вы можете у наших специалистов оставив заявку на сайте или позвоните нам по телефону:

Трудности, которые могут возникнуть у экспортеров:

Не взирая на упрощенный порядок оформления экспортно-импортных операций в государствах ЕАЭС, существует масса особенностей. Например:

  • При отсутствии подтверждения 0% ставки Налога на добавленную стоимость в определённый срок экспортеру может быть доначислен Налог по внутренней ставке на сумму отпущенного на экспорт товара;
  • Проверка налоговой инспекцией — нужно подготовиться к серьезной камеральной проверке компании-экспортера и ее контрагентов;
  • Некоторые товары попадают в контрольные списки, и для их экспорта требуется получение разрешений или лицензий в различных государственных организациях. Установить принадлежность продукта к контрольным спискам сможет лишь опытный таможенный представитель;

Наша компания гарантирует выполнение принятых на себя обещаний по организации ВЭД. Таможенное оформление вывоза вашей продукции в Беларусь из России с нашей помощью будет лёгким и прозрачным, а так же существенно расширяет количество потенциальных партнеров в обоих государствах.

Консультация по услуге

НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА

  • УДОБНО

    Персональный кабинет позволяет осуществлять подавляющее большинство процедур в электронном виде, от выгрузки документов и сведений до наблюдения за ходом таможенного оформления. Декларация на товары подается в таможенный орган по защищенному каналу при помощи технологии Электронного Декларирования (ЭД-2).

  • БЫСТРО

    Благодаря длительному опыту работы с таможенной службой, мы сформировали четкий порядок взаимодействия, позволяющий выполнять процедуру таможенного оформления достаточно быстро.

  • ВЫГОДНО

    Наши клиенты получают Декларацию на Товары (ДТ), и комплект документов для пересечения границы по единой цене, определенной в Договоре, без дополнительных расходов.

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО

    Ваши экспортные сделки исполняются опытными специалистами в отрасли внешнеторговой деятельности. Все наши сотрудники имеют аттестаты Таможенной Службы и опыт работы не менее 7 лет.

Почти год действует новый порядок взимания косвенных налогов в отношении торговых операций с Республикой Беларусь. Однако пробелы в законодательстве заставляют налогоплательщиков задавать чиновникам все новые и новые вопросы.

В письме ФНС РФ от 10 октября 2005 г. N ММ 6-03/842 налоговики дают разъяснения по отдельным вопросам, которые касаются применения положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте, подписанного 15 сентября 2004 г. и ратифицированного Федеральным законом РФ от 28 декабря 2004 г. N 181 — ФЗ. Неотъемлемой частью Соглашения является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь. Указанные разъяснения согласованы и одобрены специалистами главного финансового ведомства страны (письмо Минфина РФ от 20 сентября 2005 г. N 03-04-08/247).

Экспорт

При продаже товаров в Белоруссию российская организация может применить нулевую ставку НДС и получить освобождение от уплаты акцизов. Такой порядок налогообложения, напоминают налоговики, действует с 1 января 2005 г. Следовательно, по ставке 0% облагаются те российские товары, которые были отгружены в Республику Беларусь после этой даты (ответ на вопрос N 8).

Существенной частью внешнеторгового контракта являются базисные условия поставки. К ним относятся условия внешнеторговой сделки, которые определяют обязанности продавца и покупателя по срокам поставки, оформлению документов, распределению расходов, в том числе на перевозку и пр.

В тексте внешнеторгового контракта условия поставки, распределения коммерческих расходов и коммерческих рисков указываются в соответствии с правилами «ИНКОТЕРМС»(1).

(1) ИНКОТЕРМС — это акт, утвержденный Международной торговой палатой, который содержит международные правила толкования терминов в отношении базисных условий поставок.

В тексте договора условия поставки указываются в виде аббревиатуры из трех латинских букв (EXW, FCA, FAS, FOB, CFR, GIF, CPT, CIP, DAF, DES, DEQ, DDU, DDP).

Все базисные условия разделены на четыре группы в зависимости от распределения обязанностей между продавцом и покупателем. Объем обязанностей продавца последовательно увеличивается от базисных условий поставки «Е», «F», «С» к «D». Например, при базисных условиях поставки: * EXW — продавец должен передать товар в распоряжение покупателя на своей территории (складе, заводе и т.д.);

* группы «F» — продавец должен передать товар в распоряжение перевозчика, которого выбирает покупатель;

* группы «С» — продавец должен заключить договор перевозки без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товаров;

* группы «D» — продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения.

По мнению налоговиков, российские товары, экспортируемые в Республику Беларусь, облагаются по ставке 0% независимо от базисных условий поставок, указанных в тексте внешнеторгового контракта (ответ на вопрос N 7).

Кроме того, налоговики напоминают, что применять Соглашение можно лишь к тем товарам, которые подпадают под один из трех критериев, установленных п. 2 ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13 ноября 1992 г.

Речь идет о тех товарах, которые:

* полностью произведены на территории РФ или Республики Беларусь;

* подверглись обработке на территории РФ или Республики Беларусь с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий происхождением из третьих стран. Но только при условии, что после обработки изменилась принадлежность товаров по классификации Гармонизированной системы(1) описания и кодирования товаров хотя бы одному из четырех первых знаков;

(1) Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров была принята в Брюсселе 14 июня 1983 г. Гармонизированная система означает Номенклатуру, которая включает товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы, приведенные в Приложении к указанной Конвенции.

* произведены с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий третьих стран. Но только при условии, что их совокупная стоимость не превышает фиксированной доли экспортной цены реализуемых товаров. Этот показатель можно взять из Перечня условий производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (Приложение N 1 к решению Совета глав Правительств СНГ от 30 ноября 2000 г. «О правилах определения страны происхождения товаров»).

Согласно п. 3.6 этого документа товар признается происходящим из страны, в которой он был изготовлен, если стоимость сырья, материалов и комплектующих изделий, произведенных в третьих странах, не превышает 15% его цены на условиях поставки EXW (франко-завод).

Следовательно, делают вывод налоговики, товары, происходящие из третьих стран, не попадают под действие Соглашения. При экспорте в Республику Беларусь таких товаров применяется налоговая ставка 0%, но порядок налогообложения в этом случае регулируется п.1 ст. 164 и ст. 165 НК РФ (ответ на вопрос N 9).

При экспорте товаров из России в Республику Беларусь российский налогоплательщик применяет нулевую ставку НДС и освобождается от акцизов. Но только при условии, что представит в налоговые органы следующие документы:

1 Налоговая декларация по НДС.

2 Копии договоров, на основании которых осуществляется реализация товаров.

3 Копии транспортных и товаросопроводительных документов о перевозке экспортируемых товаров, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера.

4 Третий экземпляр заявления о ввозе товара на территорию Республики Беларусь, полученного от белорусского покупателя, с отметкой белорусских налоговиков.

5 Копии документов, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара.

Если же российский налогоплательщик экспортирует товары по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям, то вместо документов, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя в налоговые органы, необходимо представить копии документов, подтверждающие ввоз товаров на территорию РФ и принятие их на учет. К таким документам, по мнению Минфина РФ (ответ на вопрос N 12), относятся:

* транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию России;

* товаросопроводительный документ налогоплательщика белорусского партнера;

* заявление о ввозе товаров на территорию РФ из Республики Беларусь и уплате косвенных налогов с отметкой российского налогового органа;

* регистры бухгалтерского учета, в которых отражено принятие на учет ввезенных товаров;

* и др.

И российские, и белорусские организации должны использовать одну и ту же форму заявления, которая приведена в Приложении к письму ФНС РФ от 12 января 2005 г. N ММ-6 26/4.

Указанные документы организация-экспортер должна представить в налоговую инспекцию по месту своей регистрации в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

При отгрузке товаров в республику Беларусь организация-экспортер должна составлять счет-фактуру, в котором указывается нулевая ставка НДС.

Составляется счет-фактура в 2 экземплярах: один экземпляр передается покупателю, другой — подшивается в Журнал учета выданных счетов-фактур и регистрируется в Книге продаж. Перед тем, как направить счет-фактуру белорусскому покупателю, необходимо получить отметку налоговых органов.

Налоговики в своих разъяснениях (ответ на вопрос N 10) подчеркивают: регистрировать в Книге продаж счет-фактуру, выставленный белорусскому покупателю, следует в том порядке, который предусмотрен Правилами ведения Журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, Книг покупок и Книг продаж при расчетах по НДС.

Напомним: согласно п. 17 Правил счет-фактура регистрируется в Книге продаж в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство.

При экспортных операциях моментом определения налоговой базы по НДС является последний день налогового периода, в котором собран полный пакет документов. Именно в этот день российский экспортер должен зарегистрировать в Книге продаж счет-фактуру, выданный белорусскому покупателю.

Если на 91-й день документы так и не будут собраны и представлены в налоговые органы, моментом определения налоговой базы по НДС будет считаться день отгрузки товаров. Причем операция по реализации товаров в Республику Беларусь в этом случае будет облагаться НДС по ставке 10 или 18%.

Порядок регистрации счетов-фактур по белорусскому экспорту в данной ситуации законодательно не урегулирован. Какую запись в этой ситуации должен сделать экспортер в Книге продаж, не понятно!

В счете-фактуре, который был выставлен белорусскому покупателю, указан НДС по ставке 0%. Должен ли экспортер вносить исправления в свой экземпляр счета-фактуры, на котором стоит отметка налогового органа, изменяя ставку налога на 10% или 18% ?

Налоговики в своем письме не дают ответа на этот вопрос. Поэтому обратимся к письму Минфина РФ от 4 марта 2005 г. N 03-04-08/34, в котором рассматривается ситуация, связанная с неподтверждением обоснованности применения нулевой ставки НДС.

По мнению специалистов финансового ведомства, в этом случае налогоплательщик не имеет права перевыставить счет-фактуру покупателю с указанием другой налоговой ставки (10% или 18%), а сумму НДС налогоплательщик должен рассчитать по этой ставке исходя из контрактной стоимости товаров и уплатить в бюджет за счет собственных средств.

Если экспортер зарегистрирует в Книге продаж счет-фактуру с указанием нулевой ставки и суммы НДС, то данные по гр. 5-7 Книги продаж не будут соответствовать данным налоговой декларации по НДС. А ведь при заполнении Налоговой декларации налогоплательщик должен использовать данные, указанные в итоговой строке по этим графам.

Если экспортер соберет и представит в налоговые органы подтверждающие документы уже по истечении 90 дней, но не позднее 3 лет со дня отгрузки товаров, то сумма НДС, уплаченная в бюджет, должна быть ему возвращена.

Остается открытым вопрос о том, какую запись в этом случае следует делать в Книге покупок? И нужно ли вообще регистрировать в ней экспортный счет-фактуру, в котором указана нулевая ставка НДС.

Надеемся, что вскоре Минфин даст ответы и на эти вопросы.

В своем письме специалисты ФНС констатируют, что Положение о порядке взимания косвенных налогов не содержит норм, которые регулировали бы вопрос об авансовых платежах, которые получает экспортер от белорусских партнеров в счет будущих поставок товаров.

Поэтому при поступлении предварительной оплаты экспортер должен руководствоваться положениями главы 21 НК РФ, в частности, подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Согласно действующей редакции указанного подпункта налогоплательщики обязаны включать в налоговую базу авансы, поступившие от покупателей в счет будущей отгрузки товаров. Исключением является только предоплата за товары, у которых длительность производственного цикла превышает 6 мес. Перечень таких товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 602.

Следовательно, в 2005 г. экспортеры обязаны рассчитывать НДС с авансов, полученных от белорусских партнеров, если только товары, подлежащие вывозу в Республику Беларусь, не указаны в постановлении Правительства N 602.

В то же время налогоплательщик, который экспортирует товары в Республику Беларусь, может возместить сумму налога с предоплаты, начисленную к уплате в бюджет, в том же порядке, как и все другие экспортеры (ответ на вопрос N 4).

По мнению чиновников (письмо Минфина РФ от 28 декабря 2004 г. N 03-04-08/147), предъявить НДС с полученных авансов экспортеры могут:

* либо в последний день месяца, в котором собраны документы, подтверждающие экспорт;

* либо на следующий день после истечения срока, который установлен для представления в налоговые органы документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки (для всех экспортеров — 181-й день, для белорусских экспортеров — 91-й день после оформления ГТД).

С 1 января 2006 г. вступят в силу изменения, внесенные в гл. 21 НК РФ Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ.

Согласно этим поправкам подп. 1 п. 1 исключен из ст. 162 НК РФ. В то же время ст. 154 НК РФ «Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)» дополнена новым п. 9. Это касается порядка определения налоговой базы по НДС в случае получения экспортерами оплаты и частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров на экспорт. В нем говорится, что до момента определения налоговой базы экспортеры не должны включать в налоговую базу по НДС суммы оплаты или частичной оплаты, полученные от зарубежных покупателей.

Следовательно, с 1 января 2006 г. налогоплательщики, экспортирующие российские товары в Республику Беларусь, не должны облагать НДС суммы предоплаты, полученной от зарубежных покупателей.

Если белорусский покупатель возвращает товар российскому поставщику, то, по мнению налоговиков, оформлять эту операцию следует как обычный импорт. При этом чиновники ссылаются на то, что положения Соглашения не распространяются на ввоз российских товаров на территорию РФ (ответ на вопрос N 21).

Следовательно, при возврате российских товаров, экспортированных в Республику Беларусь, экспортеру придется заплатить НДС по ставке 10 или 18%. Правда, потом экспортер может зачесть сумму налога, уплаченную таможенным органам.

Если российский экспортер реализует товары белорусскому покупателю через посредника, то в составе документов, которые необходимо представить для подтверждения нулевой ставки, он должен подать договор комиссии и договор купли-продажи между посредником и белорусским покупателем.

Импорт

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за датой принятия на учет ввезенных товаров, организация-импортер должна представить в налоговую инспекцию по месту своей регистрации Налоговую декларацию по косвенным налогам.

К налоговой декларации необходимо приложить следующие документы: 1 Заявление о ввозе товаров и об уплате косвенных налогов.

2 Копия выписки банка, которая подтверждает факт перечисления косвенных налогов в бюджет.

3 Копия договора, на основании которого ввозится товар.

4 Копии транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров из Республики Беларусь в Россию.

5 Копия товаросопроводительного документа белорусского поставщика.

Чиновники уточняют, что на товаросопроводительных документах белорусского поставщика не должна стоять отметка налоговых органов Республики Беларусь, так как подобного требования нет в п. 6 Раздела 1 Положения о порядке взимания косвенных налогов (ответ на вопрос N 14).

Если в одном месяце были ввезены товары по нескольким договорам и приняты к учету, то составлять Заявление о ввозе товаров и оплате косвенных налогов следует по каждому договору отдельно. Следовательно, делают вывод специалисты ФНС, количество заявлений, представляемых в налоговые органы, должно быть равно количеству договоров с белорусскими партнерами, по которым были получены товары (ответ на вопрос N 13).

Моментом начисления НДС по белорусским товарам является дата принятия к учету ввезенных товаров. По мнению налоговиков, под этой датой следует понимать дату отражения поступления товаров на счетах бухгалтерского учета на основании первичных документов (ответ на вопрос N 26).

Что касается белорусского оборудования, то предъявить к налоговому вычету НДС, уплаченный при ввозе этого имущества с территории республики Беларусь, можно в том налоговом периоде, когда выполнены все условия (ответ на вопрос N 15):

НДС начислен, отражен в налоговой декларации по косвенным налогам и уплачен в бюджет;

оборудование принято к учету в качестве основных средств и его первоначальная стоимость отражена на счете 01 «Основные средства».

Как уже говорилось, форма Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов приведена в Приложении к письму ФНС РФ от 12 января 2005 г. N ММ-6-26/4. Там же приведен и порядок заполнения Заявления.

В гр. 8 Заявления организация-импортер указывает серию, номер и дату товаросопроводительного документа белорусского продавца, а также виды ввезенных товаров. На основании этого документа в гр. 1 Заявления необходимо вписать наименование товаров, импортированных с территории Республики Беларусь.

В соответствии с данными гр. 1 и 8 импортер вписывает в гр. 2 Заявления код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Для этого налоговики советуют импортерам воспользоваться Таможенным тарифом РФ, который утвержден постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 (ответ на вопрос N 18).

На основании данных товаросопроводительного документа белорусского продавца, указанного в гр. 8, импортер проставляет в гр. 6 Заявления стоимость товаров.

В гр. 7 следует отразить расходы, которые принимаются для определения налоговой базы по НДС, но не были включены в стоимость товаров, указанных в гр. 6.

Речь идет о расходах, связанных с импортом товаров. К ним относятся:

* стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

* стоимость контейнеров или другой многоборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

* сумма страховки;

расходы по доставке товара, в том числе — на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров.

Налоговики в своем письме отмечают, что расходы, связанные с импортом, нужно указывать в гр. 7:

* без учета НДС, который был предъявлен импортеру сторонней организацией и подлежит вычету на основании ст. 171 НК РФ;

* независимо от того, на территории какой страны они были осуществлены импортером — на территории России или на территории Республики Беларусь и кто являлся перевозчиком импортных товаров (ответ на вопрос N 23).

По мнению налоговиков, расходы покупателя по доставке товара собственными силами должны включаться в налоговую базу по НДС (ответ на вопрос N 6).

Если же импортер ввозит товары, которые облагаются по разным налоговым ставкам на основании одного транспортного документа, то расходы по доставке следует разделить между товарами:

* облагаемыми НДС по ставке 10% ,

* облагаемыми НДС по ставке 18% ;

* не облагаемыми.

О том, как следует распределять НДС между указанными группами товаров, налоговые органы в своем письме ничего не говорят (ответ на вопрос N 24).

Те импортеры, которые по одному договору в течение месяца получают несколько поставок однородного товара, должны вписывать виды товаров по каждой поставке на отдельных строках Заявления. Налоговики запрещают указывать сведения обо всех поставках месяца в одной строке, даже если во всех товаросопроводительных документах фигурирует одно и то же название товара (ответ на вопрос N 27).

Если импортер не укажет в Заявлении сумму расходов, связанную с импортом товаров с территории Республики Беларусь, то при проверке представленных документов будут обнаружены расхождения. В этом случае на 11-й день с момента их получения налоговики возвратят импортеру 2 экземпляра заявления с уведомлением об отказе в проставлении отметки. В Уведомлении работники налоговых органов должны указать выявленные несоответствия и предложить импортеру представить новое Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ответ на вопрос N 16).

На наш взгляд, это можно сделать пропорционально контрактной стоимости приобретенных товаров или иным способом, который организация-импортер укажет в своей учетной политике в целях налогообложения.

В своем письме ФНС напоминает, что помимо стоимости приобретения товаров, с учетом перечисленных выше расходов, в налоговую базу по НДС включается сумма акцизов, которая должна быть уплачена в бюджет при ввозе подакцизных товаров (ответ на вопрос N 1). Следовательно, при заполнении гр. 11 «Налоговая база по НДС» следует учесть не только показатели по гр. 6 и 7, но и показатель по гр. 16 «Сумма акциза».

Чиновники напоминают импортерам, что Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов необходимо составлять в 3 экземплярах и представлять в налоговую инспекцию по месту своей регистрации. Первый экземпляр заявления налоговики оставляют себе, а второй и третий — через 10 рабочих дней после их получения возвращают организации-импортеру с отметкой об уплате НДС и акцизов. Третий экземпляр заявления с отметкой налогового органа передается белорусскому поставщику для того, чтобы он смог подтвердить экспорт товаров.

Поэтому, делают вывод налоговики, Заявление о ввозе товаров следует составлять отдельно по каждому белорусскому поставщику товаров, а также отдельно по каждому договору с этими поставщиками (ответ на вопрос N 2).

При ввозе белорусских товаров на таможенную территорию РФ организации должны перечислить в бюджет сумму НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

В специальной Налоговой декларации по косвенным налогам (Приложение N 3 к Приказу Минфина от 3 марта 2005 г. N 31 н) налог, подлежащий уплате при ввозе белорусских товаров, необходимо отразить по строке 030 раздела 1.1 и раздела 2.

Эту сумму можно предъявить к налоговому вычету в том же порядке, что и НДС, уплаченный на таможне при ввозе товаров из других стран. Для этого сумму НДС по белорусским товарам надо указать в составе общей суммы уплаченного на таможне НДС по строке 332 раздела 2.1 Налоговой декларации по НДС (Приложение N I к Приказу Минфина от 3 марта 2005 г. N 31 н).

В своем письме налоговики подчеркивают, что для подтверждения права на вычет суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров на территорию РФ, представлять с Налоговой декларацией по НДС повторно Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не нужно (ответ на вопрос N 3).

Кроме того, импортеры должны сделать запись в Книге покупок. Ведь при составлении Налоговой декларации по НДС используются данные по итоговой строке Книги покупок.

В счете-фактуре, который импортер получает от белорусского поставщика, указаны нулевая ставка и сумма НДС. Поэтому регистрировать в Книге покупок этот счет-фактуру не имеет смысла.

По мнению налоговиков, регистрации в Книге покупок подлежит Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, которое импортеры представляли в налоговые органы одновременно с Налоговой декларацией по косвенным налогам.

При ввозе в Россию белорусских товаров импортер обязан заплатить НДС и акциз. Исключением являются товары, которые:

не подлежат налогообложению при ввозе их на территорию РФ;

перемещаются транзитом;

ввозятся для переработки с последующим вывозом продуктов переработки.

В Соглашении не указано, что следует понимать под «переработкой» товаров. Поэтому в целях налогообложения налоговики предлагают использовать положения п. 2 ст. 8 Таможенного кодекса (ответ на вопрос N 22). Положения этого пункта приведены ниже.

Состав операций по переработке товаров

Вид операции /Отличительные особенности

1 /2

Собственно переработка или обработка товаров

Изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров /Потеря индивидуального характера: товаров для переработки; используемых российских товаров Сохранение характера этих товаров в товарной продукции

/Сохранение основных черт в товарной продукции: товаров для переработки; используемых российских товаров

Ремонт товаров, в том числе их восстановление, замена составных частей, восстановление потребительских свойств /Восстановление или замена поврежденных или изношенных товаров для переработки, устранение дефектов по рекламации

Переработка товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки /Использование иностранных товаров, содействующих или облегчающих производство товарной продукции, если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки (катализаторы, флюсы, электроды, присадки и т.д.)

Налоговики напоминают, товары, которые ввозятся для переработки, освобождаются от уплаты НДС, но только в том случае, если соблюдены следующие условия:

срок переработки товаров на территории РФ не превышает 2 лет;

продукты переработки вывозятся с территории РФ;

в налоговые органы представлены все необходимые документы.

В своем письме налоговики отмечают, что косвенные налоги при ввозе белорусских товаров следует начислять только в случае реализации этих товаров белорусскими налогоплательщиками.

При заключении договора хранения перехода права собственности не переходит, следовательно, реализации ввезенных товаров не происходит и не возникает объекта обложения НДС.

Если российская организация приобретает белорусские товары, которые уже ввезены на территорию РФ, то местом их реализации признается территория РФ. Следовательно, операция по продаже указанных товаров не попадает под действие Соглашения. В этой ситуации российский налогоплательщик, выполняя функции налогового агента, должен удержать у белорусского поставщика сумму НДС и перечислить ее в бюджет.

Если белорусский товар ввозится в Россию посредником, в роли которого выступает российский налогоплательщик, то платить косвенные налоги должен покупатель этих товаров. При этом не имеет значения, кто выступает в роли комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору) — российский покупатель или белорусский продавец. Такого мнения придерживаются специалисты ФНС (ответ на вопрос N 19).

Если в роли комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору) выступает российский покупатель, то в налоговые органы он должен представить не только Налоговую декларацию по косвенным налогам, но и:

копию посреднического договора;

копию договора купли-продажи, заключенного между белорусским поставщиком и посредником.

В том случае, когда в роли комитента (принципала) выступает белорусский поставщик, то посредник (комиссионер или агент) должен выставить в адрес покупателя — российской организации или индивидуального предпринимателя счет-фактуру.

В этом счете-фактуре необходимо указать нулевую ставку НДС, отсутствие акциза путем надписи или проставления штампа «Без акциза», страну происхождения товара (Республика Беларусь).

Возврат товаров, которые ввезены с территории Республика Беларусь, не является реализацией (экспортом), но только в том случае если покупатель отказался от исполнения договора купли-продажи из-за существенного нарушения требований к качеству товаров.

В этом случае облагать НДС по ставке 0% передачу товаров обратно белорусскому поставщику не нужно.

***

Порядок налогообложения при различных базисных условиях поставки

Несмотря на дружественные отношения между странами и более простой порядок проведения торговых операций, без таможенного оформления невозможна торговля с Белоруссией, экспорт продукции в страну.

Оформление при экспорте в Белоруссию

Любая компания, осуществляющая торговлю с Белоруссией, экспортирующая свою продукцию или занимающаяся перевозками, сталкивается с определенными сложностями при прохождении таможенного контроля. Не секрет, что требуется подготовить массу документации. При обнаружении ошибки или неточностей в ней, возникнут трудности и при прохождении таможни. Поэтому стоит доверить данную процедуру компании, сотрудники которой обладают опытом и должным уровнем квалификации для проведения процедуры.

Торговля с Белоруссией (экспорт) в 2021 году существенно не отличается от предыдущего периода. Между государствами все еще действуют соглашения по Таможенному союзу и вступили в силу принципы торговых отношений согласно Евразийскому. Потому, торговля с Белоруссией подразумевает прохождение таможенного оформления на приграничном пункте контроля. Проверка на контрольном пункте включает в себя заполнение декларации и досмотр груза, идентификацию его на соответствие контракту, счету-фактуре, сопроводительным накладным. Также аудит касается таких моментов:

  • соответствие кода ТН ВЭД;
  • анализ цены на товар;
  • актуальность метода расчета цен;
  • соблюдение принципов нетарифного регулирования;
  • правильное осуществление платежей.

Поэтому правильное оформление экспорта в Белоруссию нередко доверяют профессионалам даже крупные компании, ведущие торговлю с Белоруссией на экспорт уже не первый год. Это дает возможность ускорить и упростить процедуру для компании.

Возврат НДС: этапы процедуры

От операции таможенного оформления, ее правильности и законности, зависит возможность возврата НДС. В 2021 году осуществляя торговлю с Белоруссией на экспорт, НДС можно вернуть, если следовать таким образом:
1. Заполнить декларацию.
2. Пройти проверку документации, досмотр продукции и транспортного средства.
3. При доставке груза белорусскому партнеру, заручиться подтверждением, что продукция была вывезена из России.
4. Получить в 180-дневный срок от белорусской стороны документы, удостоверяющие вывоз: акт выгрузки, справка об оплате за товар, отметка налоговой.
5. Собрать копии документов на товар и договора с белорусской стороной.
6. Передать в налоговый орган заявление и документацию.
7. Пройти процесс проверки.
8. Получить возврат НДС.

Отказ налоговая может выдать из-за ошибок в документах, несоответствующим образом заверенных копий, присутствия неточностей в накладных, справках и контракте. Также не стоит ожидать положительного ответа при недостаче одного из документов.

Мы помогаем в проведении таможенного оформления экспорта товаров в Белоруссию, что позволяет вам сосредоточиться на своей деятельности, не беспокоиться о каких-то нюансах и сэкономить свое время и силы.

20 сентября Минфин России издал Письмо N 03-04-08/247, в котором ответил на наиболее сложные вопросы по расчету НДС при торговле с Белоруссией. Разъяснения понадобились из-за того, что с 1 января 2005 г. порядок такого расчета принципиально изменился. А именно при экспорте товаров в Белоруссию НДС теперь начисляется по нулевой ставке, а при импорте из Белоруссии налог уплачивает российский покупатель.

Эти нововведения внесены Соглашением между правительствами России и Белоруссии. Однако в нем не учтены многие сложные ситуации, с которыми налогоплательщики столкнулись на практике. О том, как советует поступать в таких ситуациях Минфин России, и пойдет речь в нашем комментарии.

Заявление о ввозе товаров: сколько раз подавать?

Российская фирма, импортировавшая белорусский товар, вместе с декларацией обязана представить в налоговую инспекцию три экземпляра заявления о ввозе товара. На практике у импортеров возник вопрос: можно ли оформить одно заявление на несколько поставок по разным контрактам, которые произошли в течение одного месяца? Минфин России утверждает, что нельзя. Причина в самой форме заявления. Она предписывает покупателю указать в этом документе номер и дату контракта. Несколько же контрактов в одном заявлении указать невозможно.

Также, по мнению чиновников, недопустимо подать одно заявление, когда несколько партий товара были получены за месяц по одному контракту. В данном случае свой отказ минфиновцы ничем не аргументируют.

У импортеров есть выбор: либо следовать разъяснениям чиновников и ежемесячно нести в инспекцию толстые пачки заявлений, либо спорить с налоговиками, доказывая, что будет достаточно одного заявления на все поставки. Впрочем, переубедить чиновников удастся вряд ли. А обращаться по этому поводу в суд, очевидно, не имеет смысла. В конечном итоге победа в судебном разбирательстве может оказаться пирровой. Дело в том, что в дальнейшем заявление пригодится, чтобы принять к вычету НДС, уплаченный при ввозе белорусских товаров. Ведь для такого вычета наряду с платежными документами, подтверждающими уплату налога, в книге покупок надо зарегистрировать и заявление. По крайней мере на этом настаивают специалисты из Минфина России. И высока вероятность того, что налоговики откажут в вычете, если в книге покупок будет зарегистрировано одно заявление сразу на несколько поставок.

Поэтому, на наш взгляд, стоит оформлять на каждую поставку отдельное заявление.

Налогообложение авансов

При экспорте в Белоруссию применяется нулевая ставка НДС. А надо ли начислять НДС по авансу, поступившему от белорусского покупателя? В Соглашении об этом ничего не сказано. Чиновники же утверждают, что надо. Аргумент такой. Соглашением надо руководствоваться лишь в тех случаях, когда его нормы устанавливают порядок налогообложения, отличный от правил Налогового кодекса РФ. Это следует из ст. 7 Кодекса. Как мы уже сказали, экспортные авансы в Соглашении не упомянуты. Поэтому, получив предоплату от белорусского покупателя, российская фирма должна следовать требованиям ст. 162 Налогового кодекса РФ. Таким образом, требование минфиновцев абсолютно законно.

Ставка, по которой надо начислять НДС с аванса, равна 10%/110% или 18%/118% (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

В дальнейшем НДС с аванса можно принять к вычету (п. 8 ст. 171 Налогового кодекса РФ). Согласно п. 6 ст. 172 Налогового кодекса РФ вычет возможен после реализации авансированных товаров. По общему правилу, закрепленному в ст. 39 Налогового кодекса РФ, реализация происходит в тот момент, когда право собственности на товар переходит к покупателю.

Однако специалисты из Минфина России в устной беседе сообщили, что по товарам, экспортированным в Белоруссию, вычет надо производить по правилам, установленным для экспорта в другие страны. А именно НДС, начисленный с аванса, принимают к вычету в том месяце, когда собран пакет документов, подтверждающих экспорт. Если же документы за 90 дней не собраны, налог к вычету принимают задним числом: в том месяце, когда был отгружен товар.

Данный вывод чиновники обосновывают ссылкой на п. 3 ст. 172 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что вычет НДС по экспортным операциям возможен только после того, как собран полный пакет подтверждающих документов. Но в п. 3 ст. 172 речь идет о документах, которые перечислены в ст. 165 Налогового кодекса РФ. Перечень же документов, подтверждающих экспорт товаров в Белоруссию, дан в Соглашении.

Таким образом, у предприятия, торгующего с Белоруссией, нет законных препятствий для того, чтобы принять к вычету НДС с аванса сразу же после отгрузки. Ведь дожидаться месяца, в котором будут собраны все необходимые для подтверждения экспорта документы, Соглашение не требует. Другое дело, что против такого подхода скорее всего будут возражать налоговики. Предсказать, чем закончится спор с ними, сейчас сложно, поскольку пока подобная арбитражная практика не сложилась.

Поэтому, если вы хотите свести конфликты с инспекторами к минимуму, лучше придерживаться их требований. В конечном итоге это лишь отсрочит вычет на некоторое время.

Импорт через комиссионера

При импорте из Белоруссии помимо заявления и декларации необходимо представить в инспекцию копию договора, на основании которого товар ввезен в Россию. Минфин России в своем новом Письме разъяснил, какие договоры нужно представлять налоговикам, если товары закуплены через комиссионера. В таком случае в инспекцию надо отнести копии двух документов:

  1. договора комиссии;
  2. договора между белорусским поставщиком и комиссионером.

По мнению Минфина России, НДС по товарам, ввезенным из Белоруссии через комиссионера, должен платить российский покупатель, то есть комитент. А комиссионеру придется выставить в адрес покупателя счет-фактуру. В этом документе надо указать нулевую ставку НДС, а в графе 10 «Страна происхождения» сделать запись «Республика Беларусь». Кроме того, на данном счете-фактуре должны стоять штамп или надпись «Без акциза».

Пример 1. ЗАО «Экватор» заключило договор комиссии с белорусской компанией. По этому договору ЗАО «Экватор» обязуется реализовать партию трикотажных изделий, произведенных белорусским партнером. ЗАО «Экватор» реализовало товары российскому предприятию ООО «Полюс» за 100 000 руб. При этом ЗАО «Экватор» выставило ООО «Полюс» счет-фактуру, который приведен на с. 21.

Приложение N 1

к Правилам ведения журналов учета

полученных и выставленных счетов-фактур,

книг покупок и книг продаж при расчетах

по налогу на добавленную стоимость

 500 от "10" ноября 2005 г.
СЧЕТ - ФАКТУРА N --- от ------------------------------- (1)
ЗАО "Экватор"
Продавец --------------------------------------------------- (2)
117647, г. Москва, ул. Островитянова, д. 3
Адрес ------------------------------------------------------ (2а)
7728517280/772801001
ИНН/КПП продавца ------------------------------------------- (2б)
ЗАО "Экватор", 117647,
г. Москва, ул. Островитянова,
д. 3
Грузоотправитель и его адрес ------------------------------- (3)
ООО "Полюс", 119049, г. Москва,
ул. Шаболовка, д. 2
Грузополучатель и его адрес -------------------------------- (4)
- -
К платежно-расчетному документу N ------- от --------------- (5)
ООО "Полюс"
Покупатель ------------------------------------------------- (6)
119049, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 2
Адрес ------------------------------------------------------ (6а)
7706230304/770601001
ИНН/КПП покупателя ----------------------------------------- (6б)
Наименование
товара
(описание
выполненных
работ,
оказанных
услуг)
Еди- 
ница
изме-
рения
Коли- 
чество
 Цена 
(тариф)
за единицу
измерения
 Стоимость 
товаров
(работ,
услуг),
всего без
налога
В том
числе
акциз
Нало- 
говая
ставка
Сумма 
налога
 Стоимость 
товаров
(работ,
услуг),
всего с
учетом
налога
Страна
проис-
хожде-
ния
Номер 
грузовой
тамо-
женной
деклара-
ции
 1 
 2 
 3 
 4 
 5 
 6 
 7 
 8 
 9 
 10 
 11 
Трикотажные 
изделия
 шт. 
 50 
2 000 руб.
100 000 руб.
без 
акци-
за
 0% 
0 руб.
100 000 руб.
Рес- 
публи-
ка
Бела-
русь
10123040/
111005/
0008055
Всего к оплате 

 Фролова Фролова Полина Сергеевна
Руководитель организации --------- ------------------------
(подпись) (ф.и.о.)
Иванова Иванова Анна Павловна
Главный бухгалтер --------- ---------------------
(подпись) (ф.и.о.)
Индивидуальный _________ _____________________ _____________________________
предприниматель (подпись) (ф.и.о.) (реквизиты свидетельства
о государственной регистрации
индивидуального
предпринимателя)

Примечание. Первый экземпляр — покупателю, второй экземпляр — продавцу.

В свою очередь ООО «Полюс» начислило к уплате НДС со стоимости белорусских товаров — 18 000 руб. (100 000 руб. х 18%).

Расходы на доставку импортных товаров

Рассчитывая НДС по товарам, ввезенным из Белоруссии, в налоговую базу надо включить расходы по доставке. Речь идет о тех расходах, которые не учтены в цене товара. Такой порядок прописан в п. 2 разд. I Положения о порядке взимания косвенных налогов, которое является приложением к Соглашению. В связи с этим Минфин России разъяснил две ситуации.

Первая — доставка собственными силами. Чиновники считают, что средства, истраченные на такую доставку, также надо включать в расчет НДС. К таким затратам, в частности, относятся: стоимость ГСМ, суточные водителя, стоимость его проживания во время командировки и т.д. Конечно, это значительно увеличит сумму НДС, которую придется перечислить в бюджет. Но в данном случае оспорить выводы Минфина России невозможно.

Вторая ситуация — когда товар, импортированный из Белоруссии, доставляет сторонняя фирма-перевозчик. По мнению Минфина России, при расчете НДС надо учесть суммы, уплаченные российским перевозчикам. При этом чиновников абсолютно не смущает то, что в данном случае возникает двойное налогообложение. Ведь российские перевозчики также начисляют НДС на стоимость своих услуг. Получается, эти услуги облагаются налогом дважды. Первый раз НДС начисляет перевозчик, а второй раз — импортер на стоимость услуг по доставке.

На наш взгляд, требования Минфина России неправомерны и учитывать стоимость услуг российских транспортных компаний при расчете «импортного» НДС не нужно. Однако доказывать свою правоту придется в суде. Если же вы решите избежать судебного разбирательства, то со стоимости транспортных услуг придется уплатить НДС. Правда, после уплаты этот налог можно будет принять к вычету. А значит, в конечном итоге налоговые потери вашей фирмы будут временными.

Экспорт по бартеру

Чтобы подтвердить экспорт товаров в Белоруссию, среди прочего налоговикам надо представить копию выписки банка, которая покажет, что ваша фирма получила выручку по отгруженным товарам. Понятно, что при бартерной сделке такой выписки у вас не будет. Однако право на нулевую ставку можно подтвердить и в такой ситуации. Для этого вместо копии выписки Минфин России рекомендует представить в инспекцию документы, подтверждающие, что белорусские товары ввезены в Россию и приняты к учету.

Среди таких документов чиновники назвали накладную белорусского партнера, заявление о ввозе товаров, а также регистры бухучета, из которых видно, что белорусский товар принят на учет.

Однако у индивидуальных предпринимателей и у фирм, работающих по «упрощенке», таких регистров нет, поскольку они бухгалтерский учет не ведут. В этой связи Минфин России разъяснил, что предпринимателям и «упрощенщикам» достаточно представить товаросопроводительные документы, из которых будет видно, что белорусский поставщик передал товары покупателю.

Само собой, НДС, уплаченный при ввозе белорусских товаров, которые были получены по бартерной сделке, можно принять к вычету. При этом надо соблюдать общие условия, прописанные в ст. ст. 171 и 172 Налогового кодекса РФ. В частности, купленный товар должен быть принят к учету. По этому поводу Минфин России в очередной раз заявил, что основные средства считаются принятыми к учету лишь после того, как их отразят на счете 01. Вместе с тем налогоплательщикам уже не раз удавалось доказать в суде, что вычет возможен и в том случае, когда объект не введен в эксплуатацию и числится на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 апреля 2005 г. N А42-8721/04-22). Однако, как видно из новых разъяснений Минфина России, чиновники пока свое мнение не изменили.

Возврат некачественных товаров

В Письме N 03-04-08/247 Минфин также затронул проблему, которая возникает при возврате товаров, купленных у белорусской фирмы или, наоборот, экспортированных в Белоруссию.

Возврат товара белорусскому поставщику

Допустим, что купленный товар возвращен белорусскому поставщику из-за того, что он не соответствует условиям сделки, скажем, в нем обнаружен брак. Тогда никаких проблем с НДС не возникает. По разъяснениям Минфина России, возврат некачественного или неукомплектованного товара не считается реализацией. Следовательно, объекта обложения НДС не возникает. Иными словами, российскому покупателю не нужно собирать пакет документов, необходимых для использования нулевой ставки. И НДС платить не придется.

Сложнее обстоят дела, когда белорусскому продавцу возвращен качественный товар. Тогда, чтобы не платить НДС, необходимо представить налоговикам документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки. Причем речь будет идти о тех документах, которые названы в ст. 165 Налогового кодекса РФ, а не в Соглашении. Дело в том, что Соглашение применяется только при экспорте товаров, произведенных в России. На возврат же белорусской продукции нормы Соглашения не распространяются.

Товар возвращает белорусский покупатель

Причина возврата товара из Белоруссии при исчислении НДС никакого значения не имеет. Ведь в данном случае объектом обложения является не реализация, а сам факт ввоза товара на территорию России (пп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Поэтому Минфин России считает, что российской фирме, получившей обратно экспортированный товар, нужно руководствоваться исключительно ст. 151 Налогового кодекса РФ.

Эта статья устанавливает различные правила налогообложения в зависимости от таможенного режима, в котором ввезен товар. Другое дело, что при возврате товаров белорусским покупателем единственно возможный режим — это импорт. А значит, российской фирме, получившей назад свой товар, придется заплатить на таможне НДС.

Несмотря на то что в Письме Минфин сделал ссылку на ст. 151, в устной беседе чиновники сами признали такой подход несправедливым. При этом они заверили нас, что в ближайшее время совместно с ФНС России будет выработан подход, позволяющий возвращать товар из Белоруссии в Россию без неблагоприятных налоговых последствий для российского поставщика. Как только соответствующие разъяснения появятся, мы прокомментируем их на страницах нашего журнала.

Л.Д.Воронцов

Эксперт журнала «Главбух»

Минфин России в письме от 11.09.2020 № 03-04-05/80095 рассмотрел порядок обложения НДФЛ и страховыми взносами выплат белорусскому гражданину, который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Республики Беларусь, по договору оказания услуг.

Вкомментируемом письме специалисты Минфина России указали, что физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством Республики Беларусь, индивидуальным предпринимателем для целей российского законодательства не признается. Ведь исходя из положений п. 2 ст. 11 НК РФ таковым является физическое лицо, зарегистрированное в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в отношениях с российской организацией белорусского предпринимателя нужно рассматривать как иностранного гражданина.

По мнению финансового ведомства, порядок обложения НДФЛ полученных белорусским ИП доходов от оказания услуг российской организации будет зависеть от того, где оказываются услуги — в России или в Республике Беларусь. А в части страховых взносов значение имеет правовое положение иностранца при нахождении на территории РФ.

НДФЛ

Если физическое лицо оказывает услуги по гражданско-правовому договору на территории РФ, то получаемое им вознаграждение относится к доходам от источников в РФ (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). Такой доход согласно ст. 209 НК РФ признается объектом обложения НДФЛ как для налоговых резидентов РФ, так и для лиц, у которых такой статус отсутствует. В этом случае российские организации, от которых или в результате отношений с которыми физическое лицо получает доходы, признаются налоговыми агентами по НДФЛ. Следовательно, они должны исчислить, удержать у физического лица и перечислить в бюджет сумму НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

А вот если физическое лицо оказывает услуги на территории иностранного государства, то получаемые им доходы относятся к доходам от источников за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). Такой доход является объектом обложения НДФЛ только для физических лиц — налоговых резидентов РФ. При этом исчисление, декларирование и уплату НДФЛ они производят самостоятельно по завершении налогового периода (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Страховые взносы

Объектом обложения страховыми взносами являются выплаты в пользу физических лиц, подлежащих обязательному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые в том числе по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Иностранные граждане, осуществляющие деятельность в России по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, подлежат:

  • обязательному пенсионному страхованию, если они являются постоянно или временно проживающими на территории РФ, а также временно пребывающими (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, далее — Закон № 167-ФЗ);

  • обязательному медицинскому страхованию, если они являются постоянно или временно проживающими на территории РФ (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, далее — Закон № 326-ФЗ).

При этом если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные Законом № 167-ФЗ и Законом № 326-ФЗ, то применяются правила международного договора РФ. Россия и Белоруссия являются участниками договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее — Договор о ЕАЭС). Пунктом 3 ст. 98 этого договора предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов, включающее в том числе обязательное медицинское страхование, осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства.

В комментируемом письме специалисты Минфина России указали, что поскольку Договор о ЕАЭС не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств — членов ЕАЭС, и отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, то в этой части применяется законодательство страны трудоустройства. Ею признается государство — член ЕАЭС, на территории которого осуществляется трудовая деятельность, которая включает в себя в том числе деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС). Следовательно, вопросы пенсионного страхования регулируются положениями ст. 7 Закона № 167-ФЗ.

Таким образом, если белорусский предприниматель относится к категориям граждан, указанным в п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ и ст. 10 Закона № 326-ФЗ, с выплат в его пользу российская организация начисляет и уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя по законодательству Республики Беларусь.