Экологический сбор кто платит

Содержание

Экологический сбор 2019

Обновление: 12 февраля 2020 г.

Уже не первый год некоторые организации и предприниматели должны платить экологический (утилизационный) сбор. Посмотрим, кто должен заплатить экологический сбор за 2019 год, как его рассчитать и какую отчетность нужно сдать. Отметим, что порядок уплаты экологического сбора за 2020 год пока такой же, но ближе к концу года может и поменяться.

Экологический сбор: кто платит

Экологический (ликвидационный) сбор за 2019 год должны заплатить производители и импортеры определенных товаров (упаковки), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (п. 1, 7 ст. 24.2, п. 2 ст. 24.5 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Перечень таких товаров (упаковки) утвержден Распоряжением Правительства от 28.12.2017 N 2970-р. В него, в частности, входят готовые текстильные изделия, ковры, одежда, деревянные строительные и столярные изделия, бумага и картон, шины, издательская продукция и т.д.

Обязанность платить экологический сбор возникает в двух ситуациях:

  • производитель (импортер) не утилизирует отходы от использования таких товаров (упаковки);
  • производитель (импортер) обязался утилизировать отходы от использования таких товаров (упаковки), но в 2019 году не выполнил норматив по утилизации. Если норматив утилизации полностью выполнен или перевыполнен, то экологический сбор за 2019 год платить не надо.

Экологический сбор за упаковку платится только в отношении упаковки, входящей в Перечень, если (п. 2, 2(1) Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства от 08.10.2015 N 1073):

  • товар не является готовым к употреблению изделием;
  • товар реализуется производителем колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.

Экологический сбор: срок уплаты 2019

Срок уплаты экологического сбора за 2019 год – до 15 апреля 2020 года (п. 2 ст. 24.5 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Экологический сбор: реквизиты

Экологический сбор перечисляется (п. 4, 4(1) Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства от 08.10.2015 N 1073):

  • производителями товаров (упаковки) – на счет территориального органа Росприроднадзора по месту своей регистрации;
  • импортерами – на счет Росприроднадзора.

Реквизиты для уплаты экологического сбора можно найти на сайтах Росприроднадзора и его территориальных органов (п. 5 Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства от 08.10.2015 N 1073).

Расчет экологического сбора 2019

Как рассчитать экологический сбор за 2019 г.? Порядок уплаты экологического сбора различается в зависимости от ситуации.

Если производители (импортеры) самостоятельно не утилизируют товары (упаковку), то сбор рассчитывается по такой формуле (п. 6 ст. 24.5 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 6 Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства от 08.10.2015 N 1073):

Экологический сбор за 2019 год = Масса товара (упаковки), выпущенного в обращение в РФ для внутреннего потребления за 2018 год * Норматив утилизации отходов на 2019 год * Ставка экологического сбора

Если производители (импортеры) обязались утилизировать отходы, но не выполнили норматив, то сбор рассчитывается так (п. 7 ст. 24.5 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 8 Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства от 08.10.2015 N 1073):

Сумма экологического сбора за 2019 год = (Количество отходов, подлежащих утилизации за 2019 год, исходя из норматива – Количество утилизированных отходов за 2019 год) * Ставка экологического сбора

Разъяснения по уплате экологического сбора дает Росприроднадзор и его территориальные органы.

Экологический сбор: норматив утилизации и ставки

Ставки экологического сбора 2019 для каждой группы товаров (группы упаковки) утверждены Постановлением Правительства от 09.04.2016 N 284. Нормативы утилизации отходов утверждены Распоряжением Правительства от 28.12.2017 N 2971-р.

Экологический сбор: ответственность

Штрафы за экологический сбор (неуплата и несвоевременная уплата) следующие (ст. 8.41.1 КоАП РФ):

  • на организации – в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора, но не менее 500 000 руб.;
  • на должностных лиц организации – от 5 000 до 7 000 руб.;
  • на предпринимателей – в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора, но не менее 250 000 руб.

Экологический сбор: отчетность 2019

По экологическому сбору сдается следующая отчетность (п. 17 ст. 24.2 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ):

  • Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (форма утверждена Постановлением Правительства от 08.12.2015 N 1342) – до 1 апреля 2020 г.;
  • Декларация о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров (форма утверждена Постановлением Правительства от 24.12.2015 N 1417) – до 1 апреля 2020 г.;
  • Расчет суммы экологического сбора (форма утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488) – до 15 апреля 2020 г.

Расширенная ответственность производителя

Информация по приему отчетности по расширенной ответственности производителей и импортеров о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) по вопросу представления декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (далее – Декларация) и отчетности о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров (далее – Отчетность) сообщает следующее.

Порядок, формы и сроки декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки) установлены Положением о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 (далее – Положение № 1417).

Порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации установлены Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342 (далее – Правила № 1342).

Согласно пункта 10 Положения № 1417 и пункта 11 Правил № 1342 декларация и отчетность представляются ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239 дни c 30 марта по 3 апреля и c 4 апреля по 30 апреля соответственно объявлены не рабочими днями.

Статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Соответственно в 2020 году декларация, отчетность представляются до 6 мая (включительно).

В соответствии с пунктом 11 Положения № 1417 и пунктом 4 Правил № 1342 Декларация и Отчетность представляются производителями товаров, импортерами товаров в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (далее – система учета отходов).

При подаче отчетности в форме электронных документов путем использования программных средств системы учета отходов дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется.

Сервисы для формирования необходимого формата (XML) документов размещены на официальном сайте Росприроднадзора:

«Личный кабинет природопользователя» https://lk.rpn.gov.ru/

В соответствии с пунктом 13 Положения № 1417, пунктом 6 Правил
№ 1342 в случае отсутствия технической возможности использования программных средств системы учета отходов Декларация и Отчетность направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляются на бумажном носителе в одном экземпляре лично. При этом в обоих случаях Декларация представляется с копией на электронном носителе, сформированной путем использования электронных ресурсов, предоставляемых Росприроднадзором.

В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Дмитрия Григоренко от 25.03.2020 № ДГ-П17-2301кв об ограничении допуска посетителей в расположение федеральных органов исполнительной власти на период проведения ограничительных мероприятий по нераспространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Российской Федерации Росприроднадзором до завершения ограничительных мероприятий приостановлен прием обращений граждан и юридических лиц на бумажных носителях.

В связи с внесением изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» (далее – Постановление № 1417), постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» (далее – Правила № 1342), постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (далее – Правила № 1073) изменены порядок заполнения и перечень сведений, включаемых в декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации (далее – декларация), отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее – отчетность) и расчет суммы экологического года (далее – расчет).

При подаче декларации за отчетный 2019 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации в течение 2019 года;

Отчетность за отчетный 2019 год составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год, с применением нормативов утилизации 2019 года;

Расчет за отчетный 2019 год формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год, применяя нормативы утилизации 2019 года и ставки экологического сбора.

В силу положений пунктов 1.1, 1.2 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство товаров на территории Российской Федерации (далее — производители товаров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов Евразийского экономического союза (далее — импортеры товаров) возложена обязанность обеспечения выполнения нормативов утилизации с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации.

Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2970-р (далее — Перечень товаров).

Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018 — 2020 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р (далее — Нормативы утилизации).

Ставки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 284.

Форма расчета суммы экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;

со дня уплаты экологического сбора.

Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

Согласно пункту 10 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), что установлено пунктами 4, 5 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ.

Производитель товаров, импортер товаров имеют право на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации российскому экологическому оператору или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее — ассоциация). Такое обязательство выполняется российским экологическим оператором или ассоциацией путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров. В этом случае российский экологический оператор или ассоциация представляет от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем товаров, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

Перечень товаров содержит столбец «Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования» с порядковыми номерами, присвоенными группам товаров, упаковки товаров.

При выборе условия аналогичного назначения товаров, упаковки и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования следует руководствоваться присвоенной категорией товару, упаковке товара согласно перечню товаров.

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, установленных статьей 24.5 Закона № 89-ФЗ.

В случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ, предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.

Производители и импортеры товаров представляют декларацию, отчетность и расчет суммы экологического сбора в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Декларация и отчетность представляются до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Уплата экологического сбора и представление расчета осуществляются до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

При исполнении обязанности путем уплаты экологического сбора производителям и импортерам товаров необходимо представлять расчет, отчетность и декларацию.

Представление вышеуказанных документов в электронном виде возможно через личный кабинет природопользователя по адресу: https://lk.fsrpn.ru/#/unauthorized.

В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей документы могут представляться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы на бумажном носителе с учетом требований Правил № 1342, Положения № 1417, Правил № 1073.

При этом в случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей декларация представляется производителями товаров, импортерами товаров на бумажном носителе в одном экземпляре лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении) с обязательным предоставлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов.

Расчет суммы экологического сбора в случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей может представляться плательщиками или их уполномоченными представителями в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы, в которых осуществляется декларирование товаров и упаковки товаров, на бумажном носителе в одном экземпляре (с описью вложения и с уведомлением о вручении).

Декларация и отчетность предоставляются:

импортерами товаров – в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;

производителями товаров – в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров.

В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно является производителем товаров и импортером товаров, декларация и отчетность представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации:

а) плательщиками, являющимися производителями товаров, — на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика;

б) плательщиками, являющимися импортерами товаров, — на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.

В случае если плательщик одновременно является производителем товаров и импортером товаров, уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.

Экологический сбор — неналоговый платеж, который позволил государству создать механизм утилизации использованной упаковки и товаров с закончившимся сроком полезного использования на территории РФ. Для производителей это понятная и рациональная альтернатива утилизации произведенных упаковочных материалов и продукции своими силами. Узнать ставку и сроки уплаты экологического сбора в 2020 году, получить консультацию как рассчитать и заполнить отчеты по экосбору можно в ЭкоПромЦентре в Санкт-Петербурге.

Запросить консультацию

Кто платит экологический сбор

Согласно Статье 24.5 федерального закона 458-ФЗ, существует два главных плательщика экологического сбора:

  • Производитель одного из 42 перечисленных в законодательстве видов товаров. А также предприятия, упаковывающие свою продукцию в один из 8 видов упаковки, перечень которой приведен в том же акте.
  • Импортеры указанных в положении товаров или упаковки. Они выполняют норматив за производителя, ведущего свою деятельность за пределами РФ, а значит не подпадающего под наше законодательство.

Действующий перечень утвержден в Постановлении правительства 2970-р, которое утверждено 28 декабря 2017 года и вступило в силу с 2018 года. В нем приведены коды продукции и тары по ОКВЭД.

От чего зависит сумма экосбора

Согласно Приказу 488, выпущенному Росприроднадзором 22.08.16, сумма экологического сбора зависит от трех факторов:

Ставка экосбора

Ставка экологического сбора утверждается государством. Ее значение можно узнать на официальном сайте Росприроднадзора. Она зависит от вида товара, его категории опасности для экологии и сложности утилизации.

По состоянию на 2020 год ее максимальное значение — 33 476 рублей. Такая ставка установлена для аккумуляторных батарей, которые содержат токсичный свинец и должны утилизироваться только в специальных центрах по переработке. А для тары из металла, например, консервных банок — 2 423 рублей. Их утилизация существенно проще и вред, наносимый экологии, ниже.

Масса произведенных товара или тары

Чем больше объем продукции предприятия, тем больше сумма экологического сбора, потому что больше отходов подлежит утилизации. Для приведения к сравнимому показателю используется вес, выраженный в тоннах, как и в статистической отчетности.

Ежегодно предприятие обязано отчитываться об объемах производства за отчетный период. Для этого составляется и отправляется в Росприроднадзор декларация по форме, утвержденной в Постановлении 1417 Правительства РФ, утвержденное 24 декабря 2015 года.

При расчете базы экологического сбора объем продукции для импортеров — масса импортированных товаров и упаковки.

Норматив утилизации

Нормы утилизации утверждены в Постановлении 1342 Правительства РФ от 8 декабря 2015. Положение неоднократно уточнялось. В последний раз изменения были утверждены в 2018 году.

Норматив указан в относительном значении — в процентом отношении к общему объему производства. Его значение ежегодно увеличивается. Сделано это, чтобы смягчить переход предприятий к новым правилам расчета и уплаты экосбора. Так в 2018 году норматив утилизации для экологического сбора для ковровых изделий составлял 0%, в 2019 — 5%, а в 2020 — уже 10%.

Можно ли не платить экосбор

Есть несколько способов легального освобождения от уплаты этого сбора:

  • Не платят этот взнос экспортеры. Но только в отношении тех товаров, которые отправлены на экспорт. За тот объем, который продается на территории Российской Федерации, сбор уплачивается по тем же правилам, что и для других плательщиков.
  • Не облагаются экологическим сбором и производители полуфабрикатов, упаковки. Их продукция используется в процессе производства других предприятий, которые в свою очередь и уплачивают налог на этот объем. Работает тот же принцип, как и при уплате других налогов, например, НДС. Кто реализует продукцию конечному покупателю, тот и платит экосбор.
  • Законодательство освобождает от уплаты экосбора предприятие, если оно выполнило норматив переработки или уничтожения образовавшихся из-за ее деятельности отходов. Это стимулирует к организации сбора и переработки отходов своими силами.

Некоторое время Росприроднадзор относил к плательщикам экосбора офисные здания, как объекты IV категории опасности для экологии. Но в последних разъяснениях они были исключены из перечня облагаемых этим налогом.

Стоит отметить, что утилизация отходов I-IV категории относится к лицензируемым видам деятельности. Поэтому средним по размеру предприятиям не всегда выгодно разворачивать собственную систему сбора и переработки тары и товаров. В этом случае выполнения норматива можно добиться, заключив договор на утилизацию с перерабатывающими компаниями.

Альтернатива — заплатить полную сумму экосбора, которая рассчитывается, как произведение ставки на объем производства и на норматив. Если же норма утилизации выполнена не полностью, то правила вычисления размера платежа несколько изменяется. Умножать нужно на разницу между установленным в постановлении нормативом и выполненной его частью.

Установлен ли штраф за неуплату экологического сбора

Как и все нарушения в области экологии, уклонение от уплаты экосбора влечет наложение штрафов. Они определены в Административном кодексе РФ. Обычно используется Статья 8.41.1. Собственно, она была введена федеральным законом 141-ФЗ в июне 2019 года именно для того, чтобы определить ответственность за неуплату экологического сбора за упаковку, товары и нарушение сроков отчетности по нему.

Максимальный уровень штрафов по состоянию на 2020 год:

  • Для должностных лиц — до 7 тысяч рублей.
  • Для юридических штраф определяется, как кратно увеличенная сумма неоплаченного экосбора. Он может увеличиваться до трехкратного расчетного значения пропущенного платежа. Но он не может составлять менее 500 тысяч рублей.
  • Для предпринимателей, которые работают без оформления юридического лица, также установлена верхняя планка штрафа в трехкратной сумме расчетного платежа. Но не менее 250 тысяч рублей.

При этом штраф вычисляется по каждой группе товаров и упаковки отдельно. Т.е. если по одной предприятие рассчитало сумму, отчиталось и уплатило, а по другим — нет, санкции все равно могут быть наложены.

Как уплатить в сроки без штрафов

  • Для начала определите, попадает ли предприятие в список тех субъектов, кто должен платить экологический сбор. Это можно установить, сверяя список видов деятельности по ОКВЭД с перечнем, указанным в Постановлении 2970-р. Если таких видов несколько, экосбор нужно считать по каждой из них.
  • До 1 апреля составьте отчет (декларацию) по экологическому сбору и отправьте ее в электронном виде в Росприроднадзор. Теперь это можно сделать через официальный сайт ведомства.
  • Вычислите сумму платежа и оплатите его в установленный законодательством срок — до 15 апреля следующего за отчетным года.

При расчете суммы сбора к уплате нужно учитывать действующие в отчетный период ставки и нормативы утилизации также по каждому виду товаров или упаковки. Если отходы предприятия собирает и утилизирует сторонняя организация, нужно проверить наличие действующего договора, чтобы предъявить его проверяющим при необходимости.

Компания ЭкоПромЦентр предлагает предприятиям в Санкт-Петербурге и по всей России заключить договор на экологическую поддержку. Эта услуга позволит:

  • Избежать ошибок при заполнении отчетности, нарушения сроков ее сдачи.
  • Снизит вероятность возникновения рисков, связанных с изменением законодательства. Ведущий ваше предприятие эколог ЭкоПромЦентра вовремя предупредит о новых вступающих в силу положениях, касающихся организации.
  • Поможет оптимизировать затраты. Используя рекомендации экологов, предприятия в некоторых случаях могут выполнить утилизационный норматив с меньшими затратами. Делается это с помощью нахождения оптимального баланса утилизации своими силами и привлеченными специализированными компаниями по переработке, переходом на другой тип упаковки или технологию.
  • Разгрузит штатных экологов предприятия. Передача сторонней организации части их функций повысит качество работы сотрудников за счет снижения их нагрузки.

Запросить консультацию

Экологический налог в России с 2020 года закрепляется в Налоговом Кодексе РФ. Он распространяется на те субъекты хозяйственной деятельности, которые наносят ущерб окружающей среде. Из этого правила есть исключение. Ниже о том, кого коснутся изменения, по каким ставкам им придется уплачивать налоги, и кто исключен из-под налогообложения.

Кто будет платить экологический налог?

Он распространяется на организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, занимающиеся хозяйственной и другой деятельностью в России, из-за которой причиняется вред окружающей среде.

Для справки! Изначально планировался новый экологический налог с 1 января 2019. Затем проект предусматривал его введение через год. Переходной период рассматривается до 1 января 2021 года.

На практике это означает, что налог придется уплачивать всем, кто образует отходы. Исключение делается для твердых коммунальных отходов (ТКО/ТБО). За их утилизацию население уплачивает плату региональным операторам. А вот с них и будет взыматься налог в бюджет государства.

Кроме этого, экологический налог не должны уплачивать субъекты предпринимательской деятельности, а также физические лица, деятельность которых:

  1. Не загрязняет окружающую среду, они не находятся на учете в природоохранных ведомствах, например, в Росприроднадзоре;
  2. Реализуется на объектах IV категории;
  3. Образует исключительно ТКО.

Указанную IV категорию нужно подтверждать документально. Для этого необходимо получить свидетельство о постановке на учет.

Территориальные налоговые органы самостоятельно ставят на учет все субъекты хозяйственной деятельности, которые подпадают под экологическое налогообложение. Предпринимателям не нужно дополнительно заниматься этим вопросом, идти и подавать заявления в ФНС.

Что признается объектом налогообложения?

Все предприятия, которые наносят ущерб окружающей среде, признаются объектами налогообложения.

Таким объектом признается загрязнение окружающей среды, которое произошло в результате:

  1. Выбросы загрязнений в атмосферу;
  2. Слив в водоемы сточных вод, если в их составе есть загрязняющие вещества;
  3. Образования и обращения с отходами I-V класса опасности.

Из объектов налогообложения исключается загрязнение окружающей среды, если:

  1. Деятельность финансируется государственным бюджетом любого уровня;
  2. Образуются отходы на объектах, которые не причиняют вреда природе;
  3. Отходы после накопления отходов утилизируются в течение 11 месяцев с момента образования.

Во втором случае потребуется официальное заключение. Для этого понадобится экспертиза, согласование с местным природоохранным ведомством, получение от него соответствующего документального подтверждения.

С чего рассчитывается база для начисления экологического налога?

На каждом субъекте хозяйственной деятельности ведется подсчет объемов выбросов, которые загрязняют окружающую среду, а также образуемых и размещенных отходов. Данные заносятся в соответствующие журналы строгой отчетности. Именно эти объемы загрязняющих отходов и станут базой, с которой будут рассчитываться и удерживаться фискальные платежи.

При этом из объема образуемых отходов будет вычитаться та масса, которая отправлена на переработку и утилизацию. Это дает возможность субъектам хозяйственной деятельности снижать налогооблагаемую базу за счет оперативной утилизации вредных отходов и выбросов.

Кроме того, следует учитывать, что ставки экологического налога существенно выросли, если сравнивать их с экологическим сбором. Например, для диоксинов они составляют 13,4 млрд р. на 1 тонну.

Уже в 2021 году ставки для экологического налогообложения будут регулярно корректироваться. Их будут умножать на коэффициент, который учитывает изменение потребительской стоимости товаров в стране.

Также применяется и коэффициент 2 при расчете суммы фискального сбора, если деятельность предприятия осуществляется на охраняемой законом территории. Изменяется коэффициент и в случае принятия предприятия мер по снижению загрязнений окружающей среды. По мнению Законодателя, это будет стимулировать ускорение внедрения очистных технологий.

Как рассчитывать и платить экологический налог?

Периодом для уплаты экологического налога является 1 год.

Периодом для уплаты экологического налога является 1 год. Его размер рассчитывается для каждого объекта посредством умножения налогооблагаемой базы, предусмотренной ставки и соответствующих коэффициентов. Полученные результаты по каждому объекту суммируются.

Законодатель обязывает в течение года вносить авансовые платежи по экологическому налогу. От этой обязанности освобождаются субъекты, применяющие спецрежимы. Авансовые платежи вносятся ежеквартально в размере 25% от уплаченного налога за предыдущий период. По итогам периода доплачивается разница фискального сбора между периодами (текущим и предыдущим).

Уменьшить размер налога можно на размер затрат, которые пошли в связи с мероприятиями, целью которых было уменьшение вредного воздействия на окружающую среду. Эти расходы обязательно подтверждаются документально.

Сроки уплаты экологического налога

Срок уплаты экологического налога:

  1. За год – до 25 марта отчетного периода (ранее был до 1 марта);
  2. Авансовый платеж – до 25 числа каждого месяца, который следует за отчетным кварталом.

Налоговые декларации также нужно сдавать не позднее 25 марта отчетного года. Указанная в них информация перепроверяется сотрудниками налоговых органов с данными, которые получают фискалы из Росприроднадзора.

Штраф за неуплату эконалога

Если налог не уплачен, на субъект хозяйственной деятельности накладывается штраф:

  1. В размере 20% от неуплаченной суммы – за неумышленную просрочку;
  2. В размере 40% от неуплаченной суммы – за умышленные действия. Также начисляется неустойка.

Если сумма несвоевременно уплаченных фискальных сборов превысила 5 млн р. за 3 года, виновные лица привлекаются к уголовной ответственности. Размер неустойки составляет 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка за каждый день существования задолженности.

Экологический налог – это плата за недобросовестную утилизацию отходов, отсутствие эффективных мероприятий, предотвращающих загрязнение окружающей среды. Их внедрение позволит снизить налогооблагаемую базу, что сразу решает две проблемы – уменьшает фискальные платежи и повышает экологическую эффективность предприятия.

Вслед за «мусорной» реформой, в России введут экологический налог. 0 0 голос Article Rating