Единица измерения услуги

Когда применяют УПД

Универсальный передаточный документ (УПД) применяют одновременно для учета расходов (вместо накладной или акта приемки-передачи работ) и расчетов по НДС (как счет-фактуру).

УПД можно оформить при отгрузке товаров, приеме-передаче оказанных услуг и результатов выполненных работ, передаче имущественных прав.

Так же как и счет-фактуру, УПД можно передавать в налоговую инспекцию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Форму и рекомендации по УПД можно взять из письма ФНС от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96@. Электронный формат УПД установлен приказом ФНС от 19 декабря 2018 г. № ММВ-7-15/820@.

Основную часть УПД занимает счет-фактура. Эту часть документа заполняют по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года № 1137.

Для части, относящейся к первичке, обязательными являются реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать первичный документ

Среди обязательных реквизитов УПД — измерители хозяйственной операции в натуральном и (или) денежном выражении с указанием единиц измерения.

Код единицы измерения

В графе 2 таблицы УПД, соответствующей счету-фактуре, указывают код еди­ни­цы из­ме­ре­ния. В графе 2а – его условное обозначение. В графе 3 – количество (объем).

Данные о единицах измерения берут из Об­ще­рос­сий­ско­го клас­си­фи­ка­то­ра еди­ниц из­ме­ре­ния ОК 015-94 (МК 002-97) (утв. По­ста­нов­ле­ни­ем Гос­стан­дар­та от 26 декабря 1994 г. № 366).

Например, код 796 относится к единице измерения «штука» (обозначается «шт»), 006 – «метр» («м»), 657 – «изделие» («изд») и др.

А как быть, если в классификаторе нет нужного вам обозначения?

В чем измеряются услуги

В классификаторе единиц измерения нет кода единицы измерения услуги. Поэтому многие при оказании услуг проставляют код 796, относящийся к штукам.

Но услуга – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения (п. 5 ст. 38 НК РФ). Поэтому услуги в штуках не измеряются.

Вместе с тем, форма УПД служит, в том числе, основанием для принятия заказчиками услуг сумм НДС к вычету. Поэтому в УПД должны быть указаны количество (объем) и единица измерения реализуемого, а также цена (тариф) за единицу измерения (подп. 6 п. 5 ст. 169 НК РФ). Но только если для этого имеется возможность.

Если же такой возможности нет, в графах «единица измерения», «количество» нужно ставить прочерки (подп. «б» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением № 1137). На это же неоднократно указывал Минфин (см., например, письмо от 5 июня 2015 г. № 03-07-09/32579 и др.). Суды согласны (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 18 марта 2016 г. № Ф08-1159/2016). А цена (тариф) за единицу измерения – это цена оказываемой услуги по прейскуранту.

Поэтому гадать не стоит. Если ре­а­ли­зу­е­мый товар (работы, услуги) из­ме­ря­ет­ся в единицах, которые не указанны в Клас­си­фи­ка­то­ре единиц измерения, то в со­от­вет­ству­ю­щих графах счета-фактуры или УПД ставятся прочерки.

Ошибка при указании единицы из­ме­ре­ния не повлияет вычет

Если в счете-фактуре неправильно указан код единицы измерения, например, при указании услуг исполнитель указал штуки вместо прочерка, на НДС-вычет у заказчика это не повлияет.

Эта ошибка не является критической. А кри­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми, из-за которых откажут в вычете, являются те, которые пре­пят­ствую­т опре­де­лить (п. 2 ст. 169 НК РФ):

  • про­дав­ца;
  • по­ку­па­те­ля;
  • на­име­но­ва­ние то­ва­ров (работ, услуг);
  • сто­и­мость то­ва­ров (работ, услуг);
  • став­ку НДС;
  • сумму на­ло­га, предъ­яв­лен­ную по­ку­па­те­лю.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Как заполнить универсальный передаточный документ

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Яндекс Дзен!

Подписаться

Как выглядит, что означает и где отражается код услуги

Код услуги — это трехзначное число из Общероссийского классификатора единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97) (ОКЕИ), утв. постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 366), позволяющее:

  • измерить выполненную услугу;
  • единообразно заполнить первичные документы.

Внимание! Рекомендация от «КонсультантПлюс»:
Единицу измерения товара (работы, услуги), которая указана у вас в договоре, вам нужно найти в разд. 1 или в разд. 2 ОКЕИ (пп. «б» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры). Для заполнения счета-фактуры возьмите:
1) код единицы измерения, который указан в графе 1 «Код» разд. 1 или 2 ОКЕИ…().

В счете-фактуре для отражения этого кода предназначена графа 2, которая неразрывно связана с графой 2а. Они заполняются (или не заполняются) одновременно по данным разделов 1 и 2 ОКЕИ:

С кодом услуги у ее исполнителя могут возникнуть проблемы при оформлении счета-фактуры. Это связано с налоговым понятием «услуга» — согласно ст. 38 НК РФ под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения. Как же измерить услугу?

Как отражается наименование услуги в кассовом чеке, узнайте .

Как измерить услугу и отразить результат в счете-фактуре

По НК РФ исполнитель услуги обязан выставить заказчику счет-фактуру в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Какие ему нужно учесть нормативные документы, смотрите на рисунке:

При каждом оформлении счета-фактуры у исполнителей услуг возникает необходимость решения вопроса о количественном измерении результата своей деятельности для того, чтобы заполнить графы 2 и 2а.

На схеме ниже описана последовательность принятия решения исполнителем услуги для подобной ситуации:

Как работает этот алгоритм, посмотрим на примерах.

Пример 1

ООО «ТехноЛюкс» оказало услугу по нормоконтролю процедуры прокладки оптоволоконного кабеля. В договоре оплата установлена из расчета за метр кабеля.

При оформлении счета-фактуры специалисты ООО «ТехноЛюкс» решили указать код и расшифровку единицы измерения. В ОКЕИ эта единица измерения присутствует, поэтому в счете-фактуре указали:

  • в графе 2 — 006 (код услуги в счете-фактуре по ОКЕИ);
  • в графе 2а — метр (условное обозначение единицы измерения).

Если бы стоимость договора не была привязана к метражу кабеля, вместо кода ООО «ТехноЛюкс» проставило бы прочерки.

Пример 2

Консалтинговая фирма ПАО «Оптима Плюс» по заданию заказчика провела анализ эффективности работы его логистического отдела. Результаты были представлены в форме отчета. В договоре стоимость услуги была определена в твердой сумме. В графах 2 и 2а счета-фактуры ПАО «Оптима Плюс» проставило прочерки — единицу измерения услуги определить невозможно.

Часто исполнители услуг, если они не находят в ОКЕИ подходящую единицу измерения услуги, используют самую универсальную единицу. Расскажем об этом далее.

Универсальный помощник: когда лучше остановиться на коде 796 по ОКЕИ

Код 796 в счете-фактуре на услуги означает единицу измерения «штука». Эту единицу измерения можно считать универсальной — в штуках подсчитывают самые разнообразные объекты, в том числе при оказании услуг.

Пример 3

ИП Губайдуллин Л. Г. оказал ООО «Библиотечная компания» услугу по переплету книг. Объем услуги измеряется обновленными экземплярами. Единица измерения «книга» или «экземпляр» в ОКЕИ отсутствует, поэтому в счете-фактуре ИП Губайдуллин Л. Г. укажет:

  • в графе 2 — 796;
  • в графе 2а — шт.

Если же выполненную услугу сложно оценить в штуках, тут и универсальный код 796 не поможет — в счете-фактуре нужно будет проставить прочерк.

Как Минфин, ФНС и судьи предлагают заполнять код услуги в счете-фактуре

Учитывая, что от правильности оформления счета-фактуры зависит право на вычет НДС у заказчика услуги, важно изучить мнение контролирующих и судебных органов по данному вопросу. Для наглядности мнение чиновников и судей мы представили на одном рисунке:

И еще два важных момента:

  • штраф в налоговом законодательстве за неверное указание кода услуги или его отсутствие в счете-фактуре не предусмотрен;
  • ошибка в коде услуги не относится к препятствующим получению вычета по НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).

О причинах отказа в вычетах по НДС расскажем в этой публикации.

Итоги

Налогоплательщики указывают коды услуг в счете-фактуре в том случае, если их можно определить и они включены в ОКЕИ. Во всех остальных случаях код указывать необязательно и в счете-фактуре проставляется прочерк. Штраф за неверное указание кода или его отсутствие не предусмотрен.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ответ:

Услуги действительно в штуках не измеряются, так как услуга является деятельностью, результаты которой не имеют материального выражения (п.5 ст. 38 НК РФ).

При этом указание единицы измерения услуг в штуках ошибкой не является, так как такое заполнение графы «единица измерения» не препятствует налоговым органам при проверке идентифицировать наименование услуг, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную заказчику услуг. На это прямо указано в абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ.

Так как форма УПД разработана на основе счета-фактуры и служит в том числе основанием для принятия заказчиком предъявленных экспедиторами, осуществляющими реализацию услуг, сумм налога к вычету, в УПД должны быть зафиксированы количество (объем) и единица измерения реализуемого, а также цена (тариф) за единицу измерения, но только если для этого имеется возможность (пп. 6 п. 5 ст. 169 НК РФ).

Если такой возможности нет – в графах «единица измерения», «количество» нужно ставить прочерки (пп. «б» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Минфин РФ неоднократно давал разъяснения по вопросу заполнения граф, описывающих количественные и качественные характеристики реализуемых работ (услуг): если при оказании услуг невозможно определить названные показатели, в соответствующих графах счета-фактуры проставляются прочерки (письма от 05.06.2015 № 03-07-09/32579, от 10.02.2012 № 03-07-09/06, от 20.03.2009 № 03-07-09/10).

С этим согласны и суды — услуги могут не иметь единицы измерения (а также количественного объема и цены единицы измерения): постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.03.2016 № Ф08-1159/2016, Арбитражного суда Поволжского округа от 22.08.2014 № А12-24764/2013.

Рекомендуем во избежание излишних споров с контрагентами при оказании услуг проставлять прочерки в графах, определяющих единицы измерения и количество услуг экспедирования в случаях, аналогичных данному.

Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА

Особенности закупок отдельных видов услуг связи для учреждений

Быть всегда на связи – особенно это актуально в эпоху цифровизации и электронизации системы государственного управления. Как закупить то, к чему все привыкли, – услуги связи, почтовые услуги, услуги по предоставлению доступа к Интернету (далее – услуги связи)? Какие услуги и каким образом можно закупать в условиях действия Закона о контрактной системе – рассмотрим в рамках настоящей статьи.

В зависимости от объема и вида закупаемых услуг связи у заказчиков есть несколько вариантов действий.

Во-первых, если объем таких закупок не превышает 300 тыс. руб., то заказчик имеет право использовать так называемое общее основание для закупки у единственного поставщика (ЕП.

Во-вторых, если объем потребности превышает указанный стоимостный порог, то заказчик осуществляет закупки ряда услуг связи посредством проведения конкурентных процедур (например, аукциона, запроса котировок в электронной форме).

В-третьих, если услуги связи подпадают под монополистический вид деятельности, то вне зависимости от объема закупаемых услуг у заказчика имеется право на заключение контракта непосредственно с поставщиком таких услуг напрямую, как с ЕП.

Особенности закупок отдельных видов услуг связи.

На что заказчикам необходимо обратить внимание при закупке услуг связи рассмотрим далее. И начнем с простого – с основания для закупки у ЕП.

Закупка общедоступных услуг связи.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчик имеет право заключить контракт (договор) с единственным поставщиком (исполнителем) в случае закупки услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом № 147-ФЗ В свою очередь, в ст. 4 Закона № 147-ФЗ установлено, что услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи относятся к монополизированной сфере, следовательно, их закупка допустима без проведения конкурентных процедур, то есть напрямую с единственным поставщиком. Таким образом, для заказчиков важно понимать, какие виды услуг связи относятся к категории «общедоступные».

В соответствии с Постановлением № 637 к общедоступным услугам связи относятся:

  • предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;
  • предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;
  • предоставление междугородного, местного, внутризонового телефонного соединения абоненту сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

Например, по рассматриваемому основанию заказчики могут заключить контракт (договор) с ПАО «Ростелеком» как с единственным поставщиком на предоставление доступа к сети местной телефонной связи.

К категории «услуги общедоступной почтовой связи» относятся и пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), и передача внутренней телеграммы (Постановление № 637). В данном случае заказчик имеет право заключить контракт (договор) с АО «Почта России» как с единственным поставщиком перечисленных видов услуг.

Подчеркнем: список общедоступных услуг связи является закрытым и исчерпывающим, следовательно, не указанные в нем услуги недопустимо закупать на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (как у единственного поставщика). Например, услуги международной связи, сотовой связи или доступа к Интернету заказчики будут закупать либо путем проведения конкурентных процедур, либо на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (если объем закупки не превышает 300 тыс. руб.).

Закупка исключительных услуг связи.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчики имеют право заключать с ЕП контракт на услуги, оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, ГУП, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ.

В рамках рассматриваемой в статье темы (и в п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе) речь идет прежде всего о таких видах почтовой связи:

  • федеральная фельдъегерская связь;
  • фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны;
  • специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи.

Например, Указом № 897 утвержден перечень органов, служебные отправления которых доставляются органами федеральной фельдъегерской связи. В этот перечень входят Генпрокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры; Судебный департамент при ВС РФ, управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ; Центризбирком РФ, избирательные комиссии субъектов РФ.

Таким образом, для данной категории заказчиков фельдъегерская служба будет являться единственным исполнителем по передаче служебных отправлений (вне зависимости от цены заключаемого контракта).

В случае закупок услуг связи, которые не подпадают под закупки у ЕП, заказчик вынужден проводить конкурентную процедуру. Из всего многообразия способов закупок в электронной форме заказчик может выбрать две альтернативы:

  • либо запрос котировок в электронной форме (если объем закупок не превышает 500 тыс. руб.);
  • либо вне зависимости от объема закупки – аукцион в электронной форме.

Обратите внимание: при закупке услуг связи, которые по классификатору ОКПД включены в код 61 «Услуги телекоммуникационные», заказчик не вправе выбрать в качестве способа закупки конкурс в электронной форме. Это связано с законодательными ограничениями. Рассматриваемая позиция (код 61 по ОКПД 2) внесена в перечень, утвержденный Распоряжением № 471-р. Им определен перечень товаров, работ, услуг (ТРУ), в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Правда, в ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе предусмотрены исключения из этого правила. В частности, заказчик имеет право закупать ТРУ из перечня, утвержденного Распоряжением № 471-р, путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у ЕП с учетом требований Закона о контрактной системе. Как видим, в перечне исключений конкурс не поименован как допустимый способ закупки услуг связи.

Конкретизируем, какие услуги связи включены в перечень, утвержденный Распоряжением № 471-р:

  • 61.10 – услуги телекоммуникационные проводные (фиксированной телефонной связи; операторов связи в сфере проводных телекоммуникаций; передачи данных по проводным телекоммуникационным сетям; телекоммуникационные проводные в сети «Интернет»; и т. д.);
  • 61.20 – услуги телекоммуникационные беспроводные (подвижной связи; операторов связи в сфере беспроводных телекоммуникаций; передачи данных по беспроводным телекоммуникационным сетям; и т. д.);
  • 61.30 – услуги спутниковой связи;
  • 61.90 – услуги телекоммуникационные прочие.

Установление объема закупаемых услуг.

На подготовительном этапе закупки услуг связи заказчику необходимо определиться с объемом закупок в стоимостном выражении (в рублях), в физическом выражении (количестве), а также понять, как эти величины взаимозависимы. Можно назвать два типичных вопроса, с которыми приходилось сталкиваться автору статьи: как определить, сколько услуг связи потребуется в будущем году, и какие единицы указывать при закупке услуг связи? В отношении первого вопроса – заказчикам необходимо проанализировать закупки аналогичных услуг в предшествующие периоды, например за последние три года, и по аналогии установить объем закупки на текущий срок с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств (или показателей плана финансово-хозяйственной деятельности).

При определении единиц измерения при закупке услуг связи необходимо ориентироваться на порядок формирования цены контракта. Например, если условиями контракта предусматривается абонентская плата, то целесообразнее указывать единицу измерения «месяц»; если абонентской платы нет, а осуществляется тарификация по минутам – единицей измерения будет «минута». Например, при закупке услуг связи на год на 6 абонентских номеров и при наличии абонентской платы порядок формирования цены контракта будет следующим:

Наименование ТРУ

Единица измерения

Количество

Размер платы в месяц с НДС, руб.

Размер оплаты в год с НДС, руб.

Услуги связи (на 6 абонентских номеров)

Месяц

5 256,00

63 072,00

Если по данным видам услуг связи позиции включены в каталог товаров, работ, услуг, размещенный в ЕИС (далее – КТРУ), необходимо оперировать единицами измерения, предусмотренными КТРУ. Напомним: правила использования заказчиками информации, включенной КТРУ при осуществлении закупок, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145. Например, услуги связи, которые подпадают под код 61.10.11 (ОКПД 2), включены в КТРУ и имеют одинаковые единицы измерения:

Вид услуги

Код позиции КТРУ

Единица измерения

Внутризоновая телефонная связь

Условная единица

Междугородная телефонная связь

Условная единица

Международная телефонная связь

Условная единица

Местная телефонная связь

Условная единица

В частности, видно, что при закупке услуг связи должна устанавливаться в качестве единицы измерения «условная единица». В целях определения и обоснования цены заключаемого контракта заказчик для себя принимает правило, например: «одна условная единица = 12 месяцам оказания услуг на 6 абонентских номеров». То есть заказчик вводит «расшифровку» понятия «условная единица».

При закупке почтовой связи (коды по ОКПД 2 – 53.10.10.000 и 53.20.10.000) у заказчиков есть варианты указания единиц измерения:

Вид услуги

Код позиции КТРУ

Единица измерения

Услуги почтовой связи общего пользования

Час

Смена

Штука

Условная единица

Услуги почтовой связи прочие и услуги курьерские

Условная единица

Час

Месяц

Штука

Обратите внимание: каждая позиция, включенная в КТРУ, «привязана» к коду по ОКПД 2 (первые 9 цифр).

В завершение разговора об обязательности использования КТРУ отметим, что заказчик должен использовать не только единицы измерения, предусмотренные КТРУ, но и характеристики, включенные в КТРУ по той или иной позиции. Например, при закупке «Услуги по предоставлению внутризоновых, междугородных и международных телефонных соединений» (код по ОКПД 2 – 61.10.11.110) обязательны для применения следующие характеристики:

Наименование характеристики

Вид характеристики

Значение характеристики

Вид тарификации

Не изменяемая заказчиком

Абонентская система оплаты

Повременная система оплаты

Комбинированная система оплаты

Доступ к системе информационно-справочного обслуживания

Не изменяемая заказчиком

Да

Доступ к услугам связи сети связи общего пользования, кроме услуг местной и внутризоновой телефонной связи

Не изменяемая заказчиком

Да

Междугородные соединения по сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и передачи данных

Не изменяемая заказчиком

Да

При закупке почтовых услуг, например по позиции КТРУ 53.10.10.000-00000001 «Услуги почтовой связи общего пользования», характеристики пока не установлены. Рассматриваемая позиция КТРУ обязательна к применению с 01.02.2020, поэтому в дальнейшем в КТРУ могут быть внесены изменения.

При закупках услуг связи заказчикам необходимо: 1) внимательно относиться к специализированной терминологии в отношении классификации тех или иных видов услуг связи; 2) с учетом закупочного законодательства корректно выбрать способ закупки; 3) помнить требования подзаконных актов, которые могут оказать существенное влияние на установление параметров и характеристик закупаемых услуг.

* * *

В следующем номере мы рассмотрим особенности закупок услуг связи и узнаем, как осуществляется планирование закупок, как формировать требования к поставщику услуг связи и какие обязательные условия включать в контракт.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе – при условии, что объем закупок не превышает 5% совокупного годового объема закупок или 2 млн руб. Для отдельной категории заказчиков допустимо применение п. 5 ч. 1 ст. 93 – цена одной сделки не более 600 тыс. руб., а годовой объем не превышает 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не составляет более 20 млн руб.

Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Постановление Правительства РФ от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи».

Статья 9 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».

Указ Президента РФ от 10.12.2013 № 897 «Об утверждении перечня органов, служебные отправления которых доставляются органами федеральной фельдъегерской связи».

ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».

Руководитель бюджетной организации, №1, 2020 год