Движения которые слушатель представляет мысленно

Принципы идеомоторной тренировки

Идеомоторную тренировку в основном применяют высококвалифицированные спортсмены, которые пришли к убеждению её необходимости в результате длительных эмпирических поисков. Низкоквалифицированные спортсмены не имеют навыков её проведения. Они мысленно воспроизводят упражнение только визуально, в зрительных образах, которые не дают должного эффекта. Суть же идеомоторного метода состоит в умении сознательно, преднамеренно вызывать кинестезические представления – комплекс тех ощущений и восприятий, от которых зависит успех выполнения реального действия.

Использование идеомоторной настройки перед соревнованием в течение 10 – 15 занятий подготавливает спортсмена к успешному выступлению. Все это происходит только в том случае, если спортсмен путём усиленной тренировки развивает у себя способность в нужный момент вызывать мышечно-двигательные представления о движении. Этому способствуют следующие приёмы:

— систематическое индивидуальное планирование предстоящих действий;

— мысленное выполнение упражнений с применением волевых усилий, мышечным напряжением и расслаблением, имитационными движениями;

— умение разделять движение на части и находить в них основные фазы двигательных действий;

— сравнение и анализ мышечно-двигательных ощущений реального действия с представляемыми;

— внушение и самовнушение;

— выполнение упражнения после сокращенной специальной разминки.

При этом процесс обучения идеомоторному методу надо строить на основе общеизвестных дидактических принципов: последовательности, доступности, систематичности, индивидуализации и др.

Кроме них необходимо учитывать и следующие специальные принципы:

1 Принцип мотивированной заинтересованности, предполагающий привитие спортсменам серьёзного отношения к методу.

2 Принцип универсальной эффективности. Идеомоторная подготовка эффективна во многих аспектах: обучении технике, настройке на выступление, воспитании психических, волевых, интеллектуальных качеств, воспитании творческого отношения к тренировочному процессу.

3 Принцип доминирующей эффективности. В наибольшей степени тренирующий эффект проявляется в овладении пространственными характеристиками движения, затем временными и в определенной степени силовыми. Чем сложнее по координации действие, тем более необходима идеомоторная подготовка.

4 Принцип отсроченного эффекта. Первые занятия по этому методу не дают результата. Это происходит из-за отсутствия программ представления движения и связей в коре головного мозга.

5 Принцип индивидуальности. Варианты идеомоторной настройки зависят от индивидуально-психологических различий спортсмена. Спортсмены с сильной нервной системой обычно начинают идеомоторные выполнения движения непосредственно перед стартом. Лица со слабой нервной системой проделывают это намного раньше, и используют её чаще и намного эффективнее. Индивидуальна также и содержательная сторона идеомоторной программы.

6 Принцип содержательной эффективности. Наибольший реальный тренирующий эффект представления движения достигается при идеомоторном воспроизведении в мышечно-двигательных образах узловых моментов действия, его результативной сути.

7 Принцип вербализации. Проговаривание или чёткое словесное обозначение (вслух или про себя) основных моментов действия усиливает тренирующий эффект представления движения.

8 Принцип дозирования. Многократное повторение (мысленное) движения утомляет нервные центры. В итоге двигательные представления теряют ясность и чёткость, становятся беспорядочными, что снижает результативность идеомоторной подготовки. Целесообразно мысленно повторять задание 5 раз, а сложные задания однократно.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

5 движения которые слушатель представляет мысленно. Вообразимые успехи: идеомоторная тренировка. Принципы построения идеомоторных тренировок

Профессиональная тренировочная деятельность спортсменов-легкоатлетов направлена на достижение высоких результатов, успешное выступление во всероссийских и международных соревнованиях, борьбу за места в сборной команде страны. За многолетние развитие легкой атлетики спортсменам и спортсменкам все труднее становится достигать отличных спортивных результатов за счет физиологических особенностей человека при этом как можно дольше оставаться в спорте и платить за это минимум биологической ценности своего организма. Коломенская школа легкой атлетики из года в год ставит перед собой задачу воспитание спортсменов, показывающие достойные спортивные результаты на соревнованиях различных уровней. Тренерам приходится проводить много работы в поисках того, что может привести их спортсмена к лучшим спортивным показателям. В процессе подготовки спортсмен должен получить не только физическую нагрузку, но и быть подготовлен технически, тактически, психологически. К сожалению, не все тренера уделяют должное внимание всем аспектам подготовки.

«Идеа» — слово греческого происхождения, соответствующее таким русским словам, как мышление, мысленный образ, представление, идея, то есть, таким, которые относятся к психическим процессам, к деятельности головного мозга. Идеомоторная тренировка – регуляция психических состояний, которая позволяет при правильной организации в каждом виде спорта повысить спортивную работоспособность, совершенствовать технику выполнения упражнений и способствовать ее сохранению после перерыва в тренировках.

1.​ Идеомоторный акт, идеомоторная тренировка

Движение начинается в головном мозгу в виде мысленного образа предстоящего движения, в виде его идеи. Этот мысленный образ (его «картинка») переходит затем в исполняющую часть организма (мышцы, суставы н т. д.), которая уже физически реализует идею движения, предварительно запрограммированную в головном мозгу. Почему так происходит?

Лауреат Нобелевской премии академик И. П. Павлов писал: «Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении. вы его невольно, этого не замечая, производите». Следовательно, мысленное представление движения автоматически порождает едва заметные сокращения и расслабления в соответствующих мышечных волокнах. На глаз эти микропроцессы не заметны. Но есть очень простая возможность убедиться в их реальном существовании. Для этого нужно взять обычную нитку длиной около метра, привязать к одному ее концу грузик весом в 5-15 граммов (например, колечко, небольшой ключик или винтик), а другой конец намотать на последнюю фалангу указательного пальца ведущей руки (правой — у правшей, левой — у левшей). Намотать так, чтобы расстояние между пальцем и грузиком было приблизительно 70-80 сантиметров. После этого надо вытянуть прямую руку перед собой на уровне плеча и уравновесить груз. А затем, спокойно сосредоточившись на висящем предмете, мысленно представить, что он начинает раскачиваться, как маятник: слева- направо, справа-налево. И буквально через несколько секунд груз действительно придет в соответствующее движение. Его можно изменить — представить, например, что грузик движется вперед-назад или вращается по кругу. И он начнет двигаться по заданной мыслью траектории.

Процессы, которые в виде мысленных представлений движений, или, говоря другими словами, в виде идей, родившись в сознании, затем реализуются в моторике — в реальном физическом движении соответствующих мышц, получили в науке название идеомоторных актов.

Идеомоторный акт (от др.-греч. ἰδέα — идея, образ, лат. Motor — приводящий в движение и actus — движение, действие) — переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нём

Таким образом, идеомоторная тренировка состоит в сознательном представлении техники движений. В идеомоторной тренировке принято выделять три основных функции представлений: программирующую, тренирующую и регуляторную. Первая из них базируется на представлении идеального движения, вторая — на представлениях, облегающих освоение навыка, третья — на представлениях о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных элементов.

Многие авторы указывают, что действенное улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной и физической тренировки. При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт. В то же время отдельные исследования (Д. Джонс, 1963; А. А. Белкин, 1965) показывают, что посредством только идеомоторной тренировки можно в глубокой форме овладеть новым упражнением (совсем незнакомым действием) без предварительного его выполнения. Но этой способностью обладают только отдельные высококвалифицированные спортсмены. Рядом исследований установлено, что идеомоторная тренировка дает возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, а может сопровождаться эффектом, если мысленное выполнение действия недостаточно точно и тщательно.

2.​ Принципы идеомоторной тренировки

Итак, головной мозг — орган, где формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу. От того, насколько успешно функционируют программирующая и исполняющая системы, и от того, насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит качество конечного результата нашей деятельности.

Для того, чтобы мысленные образы будущего движения воплощались предельно эффективно, надо правильно пользоваться ими. Причем пользоваться совершенно сознательно, активно, а не просто полагаться на те процессы, которыми природа одарила наш организм. Представление, как психический процесс, подчиняется определенным законам.

Принцип первый: чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, «чище» выполняемое движение.

Принцип второй: идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека.

Мысленные представления могут быть «зрительными». В этом случае человек видит себя как бы со стороны, будто на экране телевизора. Надо хорошо уяснить, что такие «зрительные» представления обладают очень малым тренировочным действием. Ведь в этом случае импульсы, рожденные в головном мозгу, почти не передаются на мышцы, которые должны выполнять задуманное движение. Поэтому работа идет как бы вхолостую, не возникает достаточной активности в соответствующих мышцах. Рассогласованность между программирующим органом — головным мозгом и исполняющим аппаратом — мышцами и суставами особенно хорошо заметна во время наблюдении за обнаженным телом неподвижно сидящего или лежащего с закрытыми глазами человека. В тех случаях, когда он мыслит идеомоторно, «пропускает» представления о движении «через себя», в его мышцах довольно отчетливо видны микросокращения и микрорасслабления. Если же представления имеют чисто зрительный характер, то никаких микродвижений в мышцах не возникает, хотя человеку кажется, что он «пропускает» мысленные представления через свой организм. Следовательно, наблюдая за мышцами человека во время идеомоторной тренировки, можно легко выяснить, насколько его мысленные представления о том или ином техническом элементе достигают цели.

Принцип третий: надо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других — непосредственно перед ним. Как поступать в каждом конкретном случае, — подсказывает практика. В своих исследования это доказали ряд авторов, в частности А.Д.Пуни, Ю.З.Захарьянц и В.И.Силина, Е.Н.Суркова.

Принцип четвертый: начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе, так, как мы это видим при демонстрации кинопленки, заснятой рапид-методом. Замедленное промысливание технического элемента позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеет возможные ошибки.

Принцип пятый : при овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента. Когда человек, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к реальному положению тела, возникает гораздо больше импульсов от мышц и суставов в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку движения. И головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное представление о движении, становится легче «связываться» с исполняющим аппаратом — опорно-двигательным. Другими словами, у человека появляется возможность более осознанно отрабатывать необходимый технический элемент.

Вот почему так полезны тренажеры, позволяющие принимать самые различные позы, особенно, где движения часто происходят в воздухе, после отрыва от точек опоры. Побывав в состоянии своеобразной невесомости, человек начинает лучше чувствовать тонкие элементы техники движения и лучше представлять их.

Принцип шестой: во время идеомоторного промысливания движения оно иногда осуществляется настолько сильно и явственно, что человек начинает невольно двигаться. И это хорошо, так как говорит о налаживании прочной связи между двумя системами — программирующей и исполняющей. Поэтому такой процесс полезен — пусть тело как бы само по себе включается в исполнение того движения, которое рождается в сознании. Вот почему в тех случаях, когда идеомоторные представления реализуются не сразу, с затруднениями, можно рекомендовать сознательно и осторожно связывать идеомоторные представления с соответствующими движениями тела и таким способом соединять мысленный образ движения с мышцами, выполняющими его.

Принцип седьмой: неправильно думать о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. Это одна из довольно распространенных ошибок.

Когда в сознании доминирующее положение занимает забота о результате, она вытесняет самое главное — представление о том, как достичь этого результата. Вот и выходит, что, например, стрелок думает о том, что ему необходимо попасть в «десятку», эта мысль начинает мешать точным представлениям о тех технических элементах, без выполнения которых попасть в «десятку» просто невозможно. Поэтому он и не попадает. «Перестарался, очень хотел», — говорят в таких случаях, забывая о том, что для достижения желаемого результата надо думать не о нем, а опираться на мысленные образы тех действий, которые ведут к этому результату.

Итак, в умении непосредственно перед выполнением движения представить его идеомоторно и точно, назвать исполняемое движение соответствующими точными словами — и заключается суть «идеомоторного принципа построения движений».

Чтобы достичь высокой точности движения необходимо создать предельно точный мысленный образ данного движения. Перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, на рельсы идеомоторики, то есть сделать движение таким, чтобы вслед за его мысленным образом начали (пусть еле заметно) функционировать соответствующие мышечные группы. Далее подбираем программирующее словесное оформление хотя бы для наиболее главных — опорных — элементов в отрабатываемом движении. К физическому исполнению движения — можно переходить только после того, как будут выполнены предыдущие условия, после того, как идеомоторный образ движения станет точным и устойчивым и будут хорошо «размяты» мышцы, которым предстоит выполнить намеченное движение.

Соблюдение такого принципа построения движений, как показывает практика, избавляет от многих осложнений и дает нужный результат намного скорее, чем обычный метод «проб и ошибок».

Подводя итоги, можно сказать, что спортсмены будут показывать высокие результаты, если вместо многократных повторений одного и того же упражнения они будут давать себе возможность анализировать и мысленно проматывать нужное действие до тех пор пока оно не будет совершенным.

Идеомоторная тренировка позволяет не только освоить технику выполняемого двигательного движения, но и существенно повысить «мышечную выносливость», спортивную работоспособность, способствовать сохранению техники сложных упражнений после перерыва в тренировках. Идеомоторику можно использовать при психорегуляции эмоциональных состояний спортсменов перед соревнованиями.

Но при всей значимости идеомоторной тренировки, надо помнить о том, что образы двигательного действия должны быть правильно сформированы. Неправильное представление движения ведет к выполнению упражнений с ошибками, что является недопустимым. Поэтому большое значение надо уделять формированию правильного представления о двигательном действии. Таким образом, идеомоторная тренировка должна начинаться с изучения двигательного действия, используя различные наглядные пособия (учебники, картинки, презентации, фильмы), рассказы, беседы, объяснения и т.д. При этом тренеру – преподавателю необходимо обратить внимание на сознательность и активность спортсмена во время идеомоторной тренировки. Можно сказать, что метод идеомоторной тренировки может быть использован спортсменами, имеющий немалый спортивный опыт. И работа тренера – преподавателя в этом направлении должна быть индивидуальна к каждому воспитаннику.

Также хотелось бы отметить, что легче с помощью визуальных образов представить преодоление барьера, чем, в случае ошибки, восстанавливаться после падения.

Вообразимые успехи: идеомоторная тренировка

Теория идеомоторных актов существует с XIX века, и, к настоящему времени, подтверждена массивом исследований. Суть в том, что любое движение человека предваряется идеей об этом движении, которая вызывает непроизвольно возникающие зачаточные двигательные импульсы. Для появления таких импульсов не обязательно совершать действие. Когда мы лишь воображаем собственное движение, в коре головного мозга возникают характерные для него нервные возбуждения. Это явление получило название идеомоторного акта.

Идеомоторная тренировка

Установлено и многократно подтверждено, что повторяющееся представление выполнения двигательного навыка повышает быстроту его освоения и «чистоту» исполнения, а также тонус вовлеченной в движение мускулатуры. Такой эффект возникает за счет микросокращений мышц во время идеомоторного акта. Это знание лежит в основе идеомоторной тренировки, которая заключается в планомерном, сознательном и активном повторении в воображении действия и связанных с ним ощущений.

Идеомоторная тренировка используется не только в спорте, но и в искусстве, и некоторых профессиональных областях. Она может применяться на любом этапе обучения – при освоении навыка и его совершенствовании.

В обучении фридайвингу идеомоторное действие играет важнейшую роль. Дело в том, что при тренировке на воде количество попыток выполнения навыка оказывается ограниченным – из-за замерзания и усталости. Поэтому каждая попытка должна быть максимально эффективной. Мы просим студентов воображать заданные действия перед погружениями. Это позволяет не только ускорить приобретение и оттачивание навыков. Подробное представление предстоящих движений помогает выполнить погружение чисто – при попытках на максимум или выступлениях на соревнованиях. Идеомоторная тренировка как самостоятельная «сухая» практика применяется фридайверами для отработки действий на больших глубинах, свободного падения, расслабления.

Типы образов для идеомоторных тренировок

Образы, воображаемые при идеомоторной тренировке, разделяют на внешние (визуальные) и внутренние (кинестетические). Представлять эти образы можно от первого лица – и визуальные, и кинестетические, либо от третьего лица – только визуальные. При проекции от первого лица человек воображает свои действия и ощущения – зрительные, слуховые, тактильные. При проекции от третьего лица представляют, что наблюдают действующего себя или какого-то персонажа со стороны.

Для освоения двигательных навыков, выполняемых самостоятельно в индивидуальных видах спорта, наиболее эффективны кинестетические образы от первого лица. Это означает, что человек представляет себя действующим, воображая свои точные движения и ощущения во время выполнения навыка. Если восстановить такой образ сразу не получается, можно начать с визуального представления себя или другого человека со стороны, а затем перейти к кинестетическому образу.

Принципы построения идеомоторных тренировок

Для наилучшего прогресса нужно сочетание идеомоторных и фактических тренировок. В случае фридайвинга регулярные занятия на воде необходимы еще и потому, что в этом спорте важную роль играет физиологическая адаптация к плаванию на задержке дыхания и к гидростатическому давлению при нырянии на глубину.

Cформулируем основные принципы построения идеомоторной тренировки для максимально эффективных занятий.

1. Найдите комфортное место/положение/состояние и настройтесь на тренировку.

Важна мотивированная заинтересованность практикующего, его готовность к активному воображению, снижение интенсивности внутренних и внешних помех, а также внимания к ним.

2. Ясно сформулируйте и проговорите задачу.

Информация должна быть сформулирована четко и однозначно. Словесное проговаривание основных моментов действия – вслух или про себя – усиливает тренирующий эффект идеомоторного упражнения.

3. Найдите – сами или с помощью тренера – собственные задачи и подход к тренировкам.

Содержание программы идеомоторной тренировки будет зависеть как от состава навыка и уровня его освоения, так и от индивидуально-психологических характеристик практикующего. Эти же факторы следует учитывать, определяя режим тренировок. Если спортсмен хочет улучшить чистоту выступления, он может выполнять идеомоторные упражнения непосредственно перед стартом. Если же стоит задача освоить или усовершенствовать комплексный навык, то ментальную тренировку практикуют чаще – не только перед выполнением фактических движений, но и как самостоятельное упражнение.

4. Научитесь разбивать навык на элементы и воображать себя на месте эталона.

Чтобы составить хорошее словесное обозначение действий, важно уметь видеть основные моменты навыка и разделять его на простейшие элементы, которые можно точно описать. Наблюдая эталон оптимальной техники — демонстрацию тренера или видео выступлений мастеров, можно и удерживать внимание на просмотре, и представлять себя, действующим на месте эталона или вместе с ним.

5. Наилучшие результаты ожидайте через некоторое время регулярной практики.

Программы представления движений и нейронные связи в коре головного мозга выстраиваются постепенно. Более того, на этапе освоения идеомоторного упражнения практикующему придется научиться направлять активное внимание в зоны тела, участвующие в исполнении навыка, вовлекать воображение в представление чувства движения в этих зонах, а также сопутствующих ощущений – зрительных, тактильных.

6. Тренируйтесь часто и понемногу.

При тренировке моторных навыков оптимальное число повторений – от 3 до 5. Очень сложные комплексные движения может быть целесообразным активно и подробно воображать однократно. Множественные мысленные повторения действий утомляют нервные центры; из-за этого кинестетические образы теряют ясность и становятся беспорядочными. В течение одного занятия лучше делать несколько подходов с малым количеством повторений.

Идеомоторное расслабление

Знания об идеомоторном акте применимы и к расслаблению. Могут быть предложены техники, направленные как на достижение моментального эффекта во время задержки дыхания, так и на регулярную тренировку расслабления. Такие техники помогут быстро достигать оптимального состояния перед погружением и освоить релаксацию мышц, к управлению которыми человек не привык. Например, на курсах фридайвинга часто звучит вопрос: «А как расслабить грудь/живот/горло?» Этот аспект требует отдельного рассмотрения и, конечно, станет темой наших будущих публикаций.

Восприятиеоратора аудиторией

Дляоратора чрезвычайно важна проблемапервого впечатления. Это важно длякаждого человека, но для оратора —вдвойне и даже втройне. Почему? Встречаоратора со слушателями, как правило,непродолжительна, и он не имеет достаточновозможностей для того, чтобы изменитьвпечатление о себе в свою пользу, еслисразу не смог завоевать симпатииаудитории.

Естьизвестная поговорка По одежке встречают,по уму провожают. Эта поговорка вернатолько применительно к продолжительномуобщению, а встреча с аудиторией таковойне является. Надо помнить, что лектора,оратора чаще всего и провожают «поодежке», оценивая его преимущественнопо внешним признакам.

П. Соперприводит в своей книге такую историю:Лектор Сэм Сэнфорд однажды рассказало случае, происшедшем в фойе гостиницыгородка, где он должен был выступать.Молоденькая продавщица табачногокиоска, где он покупал газету, радостнообъявила ему, что вечером собираетсяпослушать лекцию профессора Сэнфорда.Узнав, что перед ней сам Сэнфорд, девушкавнимательно окинула его взглядом исказала: «Ну, что ж… Все-таки я пойду».

Что нужно иметьв виду оратору?

Во-первых, первоевпечатление — очень сильное, яркое, онохорошо запоминается.

Вдальнейшем его приходится корректировать,опровергать, менять, а это всегдапредполагает большие усилия. Вспомним:необычные, сенсационные сообщения,первые новости всегда воспринимаютсячеловеком легко и с большим доверием,а последующим опровержениям, разъясненияммы доверяем с большим трудом. Именнопоэтому газеты стремятся первымисообщить новость, сенсацию: кто первыйсообщает, тот формирует мнение, ктосообщает вторым или опровергает, вынужденуже изменять мнение, что всегда труднее.

Во-вторых, первоевпечатление обычно далеко от истины.

Экспериментальноустановлено, что большинство черт,которые приписываются человеку припервом впечатлении, не могут бытьвыведены из его внешности или наблюдаемогоповедения. Так, 58 % приписываемых припервом впечатлении черт (целеустремленность,умственные способности, моральныеценности и др.) нельзя вывести визуальнымпутем; в эксперименте испытуемые выделялидаже такие признаки, как «любит сидетьв кафе», «наедине плачет» и др., а еще 27% выделяемых черт представляют чистооценочные суждения (хороший, плохой,приятный, неприятный…). Таким образом,85 % качеств, приписываемых человеку припервом впечатлении, внешне никак немогут быть обнаружены, но тем не менееони приписываются человеку. Именно этои обусловливает большой процент ошибочноприписываемых черт.

ПсихологЛ.A.Бодалев проводил такой эксперимент:один и тот же преподаватель по-разномувходил в разные аудитории, и егосоответственно по-разному оценивали.Так вот, при определении его отношенияк людям ошиблись 75% опрошенных, волевыхкачеств педагога — 42 % и его эмоциональныхкачеств — 28 %. Таким образом, наиболееточно определяются эмоциональныекачества человека.

Первоевпечатление во многом зависит отвозраста, жизненного и профессиональногоопыта слушателей, их настроения, т.е.оно очень субъективно.

В-третьих, первоевпечатление очень устойчиво.

Установлено, чтона протяжении лекции изменения в оценкелектора составляют всего 4—6 %, причемпо факторам «доверие» и «привлекательность»такие изменения составляют не более 1%.

В-четвертых,оцениваются и запоминаются прежде всегоиндивидуальные качества оратора.

Ораторв принципе оценивается аудиторией каксо стороны его объективных ролевыххарактеристик (ученый, депутат, мужчина,женщина, писатель, комментатор, журналисти др.), так и со стороны его индивидуальныхличностных характеристик (внешность,коммуникативное поведение, внутренниекачества). Для аудитории, воспринимающейоратора, его индивидуальныехарактеристики оказываются в три разаболее важными и «заметными», чем егоролевые характеристики.На 20 % запоминаются внешние признакиоратора, на 34 % — его коммуникативныеособенности и на 44 % — его внутренниекачества. Таким образом, на 98 % запоминаетсяиндивидуальность и лишь на 2 % — ролевыепризнаки.

Ив-пятых, основой первого впечатленияявляется зрительный образ.

Проводилитакой эксперимент: одной группе испытуемыхдавали послушать сначала речь, а затемпоказывали фотографию оратора, другой— сначала фотографию, потом речь. И втом и в другом случае просили датьхарактеристику оратора. После предъявленияфотографии характеристика оратораменялась в значительно большей степени,нежели тогда, когда сначала оцениваласьфотография, а потом добавлялась речь.Таким образом, зрительный образ привосприятии оратора значительно важнее,чем для формирования впечатления о немречью. При первом впечатлении рользрительного образа невозможно переоценить.

П. Соперполагал, что «хорошая речь на добруючетверть воспринимается чисто зрительнымпутем». Около 50 % информации в процессепубличного выступления передаетсяневербально. Все это свидетельствуето большом значении зрительно воспринимаемыхэлементов речи.

Ораторскаяиндивидуальность

Оченьважно иметь в виду следующее положение.Слушателине отделяют в процессе выступлениясведения, которые сообщает оратор, отличности самого оратора.

Все, чтооратор говорит, напрямую связываетсяслушателями с его личностью. (Ср.:школьника спрашивают: «Какой твойлюбимый предмет?» Он отвечает: «Физика!У нас такой учитель!» — «А что тебе ненравится?» — «Черчение. У нас такаяучительница…». Ученик неразрывносвязывает предмет с его «интерпретатором».)То же самое делает и любая аудитория:запоминают оратора, а уже только потом— то, что он сказал: «Вот у нас выступалН., так он сказал, что…». Сведения накрепкопривязаны к личности оратора. Понравилсяоратор — понравится и то, что онпроповедует.

В оратореаудитория хочет прежде всего видетьличность, индивидуальность, непохожестьна других.

Слушателихотят знать, в чем отличительные чертыочередного оратора, какую позицию онзанимает, можно ли ему доверять. Вместес тем любая аудитория видит и запоминаетличность оратора упрощенно, подводя еепод некоторые стереотипные схемы,представления, роли: безнадежныйтеоретик, чистый практик, молокосос,старичок, моралист, бюрократ или чиновник,умница, весельчак и балагур и т.д.Необходимо заботиться, чтобы ваш имиджбыл благоприятным и чтобы вы быливосприняты именно так, как вы хотитесебя подать.

Индивидуальность,непохожесть оратора на других должнабыть очевидна для аудитории, ее нужнокультивировать, демонстрировать. Издесь не надо стараться «работать подкого- либо», а необходимо всяческикультивировать собственную индивидуальность.Как говорил В.Маяковский: «Я поэт, этими интересен».

В. Гримм критиковалВ. Гете за то, что тот употребляет в своейречи диалектные слова, показывающие,откуда он родом. На это В. Гете говорил:»От своего отказываться нельзя. По ревумедведя должно быть слышно, из какой онберлоги».

Д. Карнегиподчеркивал: «Самое драгоценное дляоратора — его индивидуальность, лелейтеее и берегите». Оратор должен заботитьсяо своем имидже, как это делают политики,журналисты, актеры. Следует такжеотметить, что индивидуальность оратораповышает внушаемость аудитории.

Все выдающиесяораторы были индивидуальностями.

Прекрасным ораторомв XVI в. был Иван Грозный. Он был оченьвозбудим, эмоционален и в таком состояниинеобычайно красноречив устно и письменно,остроумен, сыпал колкостями; однакоутомление лишало его красноречия.

А.В.Луначарскийобладал огромной эрудицией, импровизировал,демонстрировал огромное личное обаяние,обладал даром приводить необычныесравнения и параллели.

И.И.Мечниковотличался кристаллической ясностью иобразностью изложения, свободойповедения, умением держать внимание ваудитории.

Д.И.Менделеев,выступая, показывал путь, которым былиполучены те или иные истины. Он был вравной мере логичен и эмоционален,приводил лишь тщательно отобранныефакты. Слушатели очень любили его метод»словесных экскурсий» — отступленияв другие науки, в практическую жизнь.Он мастерски менял высоту голоса вовремя выступления.

К.А.Тимирязевпоражал слушателей высокой научностьюв сочетании с образностью, художественностьюизложения, а также тем, что очень частосопровождал свои выступления опытами.

В.И.Ленинотличался от других ораторов страстностью,полемичностью и устремленностью крешению практических задач.

Ф. Кастроотличается огромной способностью кимпровизации, страстностью, эмоциональностьювыступлений, интенсивной жестикуляцией.Однажды он говорил без перерыва почтисемь часов.

М. С.Горбачев как оратор отличаетсянепривязанностью к тексту, умениемимпровизировать в рамках текста, держатьпаузу, эмоциональностью, способностьюудерживать внимание аудитории. Он частоссылается на личный опыт, мненияприсутствующих в зале людей, включаетих идеи и высказывания в свое выступление.

В.В.Жириновскийзапоминается своей непредсказуемостью,ораторским напором, порой остроумнымишутками, полемичностью, готовностьювысказаться и вступить в спор по любомувопросу.

Именноиндивидуальность ораторской манеры —тот важнейший фактор, который побуждаетслушать оратора, доверять ему, запоминатьего идеи. Запоминается личность, а вместес личностью ее идеи.

Риторическиепозиции оратора в ходе выступления

В процессевыступления каждый оратор занимаетопределенную риторическую позицию —выбирает для себя роль, в которой онбудет выступать. Таких риторическихпозиций можно выделить довольно много,назовем лишь наиболее типичные и частоиспользуемые.

1.Позицияинформатора.

Такаяпозиция предполагает чистое изложениенекоторого материала, сопровождающеесяпредупреждением о возможных ошибках впонимании. С этой позиции обычноизлагается инструктивная или директивнаяинформация.

2.Позициякомментатора.

Этупозицию обычно занимают, если аудиториязнает основное и ждет дополнительныхсведений и личных оценок.

3.Позициясобеседника.

Этапозиция предполагает, что ораторразделяет интересы и заботы аудитории,выступает на равных. Данная позицияпредполагает, что оратор обращается каудитории с просьбой высказать своемнение, широко использует вопросы.

4.Позициясоветчика.

Позициюсоветчика обычно занимают, если слушателихорошо подготовлены в базовой области.Оратор в таком случае лишь как бырасставляет акценты.

5. Позицияэмоционального лидера.

Этупозицию занимают в том случае, если ваудитории приподнятое настроение,самого оратора хорошо знают и ждут синтересом и нетерпением. В позицииэмоционального лидера оратор чувствуетсебя достаточно свободно, допустимыимпровизированные отступления от темы.

Есть ириторическиепозиции «коммуникативного самоубийства»,которые рекомендуется всячески избегать.К таким прежде всего относятся позициянаставника (ораторнравоучителен, категоричен); позициятрибуна(преувеличенный пафос); позицияпросителя(потерпите, я скоро закончу).

Тольковыступления, длящиеся не более однойминуты, можно проводить с одной позиции;подавляющее большинство выступленийследует проводить, занимая поочередноразные позиции по ходу выступления.Важно продумать перед выступлением,какие позиции вы будете занимать, излагаяматериал.

Внешний видоратора

Внешностьоратора должна быть привлекательной,но в пределах нормы. Излишняяпривлекательность выступающего отвлекаетот содержания его выступления и снижаетдоверие к излагаемому.

Мужчинелучше выступать в костюме, которыйдолжен быть умеренно модным. Женщинатоже должна быть одета умеренно модно;очень модно одетые женщины оцениваютсяаудиторией отрицательно. Костюм илиплатье не должны плотно облегать фигуру.Женщине лучше выступать без украшений,мужчине — убрать все из карманов (записи,торчащие карандаши и ручки, газеты).Одежда оратора должна соответствоватьего возрасту, всякие несоответствия вту и другую сторону раздражают аудиторию.

Снижаютдоверие к оратору: одежда ярких, насыщенныхцветов; слишком модная одежда;многочисленные украшения; кокетливыеэлементы женской одежды (кружева,воланчики и др.). Повышают доверие очкив темной оправе.

Манера выступления

Общаяманера выступления имеет большоезначение — она хорошо запоминается иможет существенно повысить или понизитьдоверие аудитории к вам.

Манера ораторавоспринимается и оценивается аудиториейположительно, если она энергичная,достаточно напряженная и демонстрируетего уверенность.

Укажем на то, чтони в коем случае не должно ощущаться входе выступления оратора:

•ораторне должен выглядеть уставшим, спешащим,недовольным (помещением, задержкойначала работы, числом собравшихся,опаздывающими и т.д.), избыточновозбужденным, аффектированным (слушателичувствуют неловкость за излишневозбужденного оратора);

•ораторне должен демонстрировать беспомощность,нерешительность;

•ораторни в коем случае не должен извинятьсяперед аудиторией за свою миссию (Извините,что задерживаю вас, Потерпите, я скорозакончу и т.д.).

Оптимальнаяманера выступления предполагает:

Энергичностьизложения.

Всевыступление должно быть энергичным отначала до конца. Энергия выступленияпередается слушателям, она держит их внапряжении и повышает доверие ксодержащейся в выступлении информации.»Будьте энергичны, — советовал Д.Карнеги. — Энергия обладает магнетическимисвойствами. Люди скапливаются вокругэнергичного оратора, как дикие гусивокруг поля озимой пшеницы». «Ничем неумеряйте вашу энергию», — советовалон. О.Эрнст отмечал, что на протяжениивсего выступления оратор должен ощущать»усиленное целевое напряжение», котороеи создает необходимый оратору динамическийнастрой.

Физическаябодрость, подвижность.

Аудиториядолжна видеть, что оратор бодр, в хорошейфизической форме, и это ощущениепередается самой аудитории.

Уверенный внешнийвид.

Уверенностьоратора очень быстро передаетсяаудитории, и она начинает восприниматьто, что говорит оратор, все менее и менеекритически, все с большим доверием.»Имейте уверенный внешний вид — ондействует на слушателей положительно»,— призывал ораторов П. Сопер. Уверенныйвид при выступлении принять не тактрудно — прежде всего необходимо вышедержать подбородок и говорить как бынемного вверх (оптимальную высотуподъема подбородка можно выбрать,руководствуясь таким правилом: «Смотритена пересечение задней стены аудиториис потолком», этого будет вполне достаточнодля демонстрации уверенности); стойтепрямо, не наклоняясь; смотрите в глазаслушателям. Д. Карнеги советует: «Смотритепрямо в глаза вашим слушателям и начинайтеговорить так уверенно, как будто онивсе должны вам деньги… Представьтесебе, что они собрались здесь, чтобыпросить вас отложить срок уплаты».

Дружеский,интимный тон.

Аудиторияждет от оратора дружеской, интимнойбеседы. Нужно пойти ей навстречу.Разговаривать с аудиторией надо как содним человеком, в такой же непринужденнойманере.

Необходимо всяческиподчеркивать аудитории, что вы «свой».Установлено, что чем более «своим»ощущает оратора аудитория, тем болееона доверяет тому, что он говорит.

Надовсячески подчеркивать общность вашихинтересов, проблем, трудностей иинтересов, проблем, трудностей вашейаудитории.

Неследует убегать из аудитории сразупосле выступления, необходимо датьвозможность подойти к вам, перекинутьсярепликами, задать вопрос, высказатьсвое отношение к изложенному вами —это тоже оставляет у аудиторииположительное «послевкусие».

Расположение ваудитории

Как уже отмечалось,оратору в аудитории лучше стоять, ондолжен быть хорошо виден. Стоять нужноперед слушателями, а не посередине их.

Необходимопомнить, что оратор, который стоит передслушателями:

•демонстрируетуважение к аудитории;

•создает постоянноенапряжение для себя;

•лучше чувствуетвремя;

•энергичнееговорит.

Трибуны,возвышения, эстраду следует использоватькак можно меньше. Искусственно возвышаясьнад аудиторией, оратор демонстрируетей свое официальное превосходство, чтопротиворечит правилу интимности общения,которое очень эффективно в публичномречевом воздействии. «Стойте рядом сосвоими слушателями», — рекомендует Д.Карнеги. Если слушателей менее 75 человек,то следует разговаривать с ними внизу,а не с эстрады, считает П.Сопер.

Движение

Важнымсредством повышения эффективностиречевого воздействия оратора на аудиториюявляется его движение по аудитории.

Неподвижнымораторам аудитория не очень доверяет,считает их консервативно мыслящими.Движение оратора по аудитории повышаетдоверие к нему, усиливает симпатииаудитории.

Следуетприближаться к слушателям. Спускайтесьв зал, ходите по аудитории (медленно, ине очень злоупотребляя этим приемом),наклоняйтесь к слушателям. Если вывыступаете с возвышения, подходите ксамому его краю. Из-за трибуны время отвремени выходите и становитесь рядомс ней либо вообще стойте рядом с трибуной,а не за нею.

Ходитьлучше не перед аудиторией, а в глубинузала, при этом не следует очень углублятьсяи доходить до последних рядов слушателей— в таком случае неуютно ощущают себяте, кто сидит впереди, они вынужденыоборачиваться вслед за оратором. Лучшевсего углубляться не более чем на третьдлины зала; при этом, возвращаясь обратно,не следует поворачиваться спиной кзалу, надо двигаться обратно «заднимходом».

Походкаоратора должна быть ровной, размеренной,без ускорений, несколько медленнее, чемобычная походка человека: только в такомслучае походка разнообразит восприятиевыступления, а не отвлечет от него. Рукипри ходьбе не должны быть статичными,оратору необходимо умеренно жестикулировать.Подбородок при ходьбе надо держатьвверх, что создает впечатление уверенностив себе. Не следует при ходьбе держатьруку или руки в карманах: это воспринимаетсяаудиторией как свидетельство скрытностиоратора, а в некоторых случаях — егонеуверенности.

Приходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться— это очень отвлекает слушателей.Расхаживая по аудитории, оратору неследует фиксировать взгляд на чем-либоодном, поскольку это заставляет аудиториюперенести свое внимание на то, чторазглядывает оратор.

Нельзявертеть в процессе выступления в рукахмелкие предметы, ручки, ключи и т.д. —лучше взять в руки указку или мел.

Взгляд

Взглядоратора имеет для аудитории оченьбольшое значение. Слушатели полагают,что если оратор на них смотрит, то ихмнение и оценка для него важны, чтозаставляет их слушать более активно ивнимательно. Кроме того, если собеседниксмотрит на нас мало, мы считаем, что онк нам плохо относится (даже не взглянул!),пренебрегает нами.

Если нанас много смотрят, то это рассматриваетсялибо как некоторый вызов (что бываеттогда, когда мы чувствуем себя в оппозициик собеседнику), либо как демонстрацияхорошего к нам отношения или, по крайнеймере, интереса. В аудитории обычно имеетместо второй вариант, что должен учитыватьвыступающий.

Можнодать следующие рекомендации поиспользованию взгляда в ходе выступления.

1.Оратордолжен смотреть на всех слушателейпопеременно, не выделяя никого из нихперсонально. Иначе может получиться,как у одного лектора, к которому подошлипосле лекции слушатели, поблагодарилии сказали: «Но почему вы читали лекциютолько для нашей Кати?».

2.Вбольшой аудитории следует разбить зал(и слушателей) на секторы и переводитьвзгляд в процессе выступления с одногосектора на другой, не оставляя безвнимания ни одного из секторов.

3.Отводитьвзгляд от аудитории можно ненадолго —при формулировании некоторой мысли,затем необходимо вновь устанавливатьзрительный контакт со слушателями.

4.Не выступать,глядя в пространство, это вызываетнедоверие и раздражение слушателей.

5.Не смотреть впроцессе выступления на пол, ноги, вокно, в потолок, не рассматриватьпосторонние предметы. Это ведет к утратеконтакта с аудиторией.

6.Переводя взглядпо аудитории, делать это медленно.

7.Осуществлятьзрительный контакт с аудиторией напротяжении всей речи.

8.Смотреть наслушателей дружелюбно, взглядом, которымвы встречаете друзей. Делайте вид, чторады взглянуть на каждого, это вамприятно.

9.Глядяна отдельного слушателя достаточнопродолжительное время, смотрите ему влицо, а не в глаза. Помните: взгляд вглаза слушателю всегда рассматриваетсякак выражение интереса, симпатии, нопри одном условии: он должен бытькратковременным, непродолжительным.Длительный, интенсивный, серьезныйвзгляд, направленный в глаза слушателя,вызовет у него чувство беспокойства,ощущение оказываемого давления.

Позы и жесты

Если оратор стоит,ноги должны быть слегка расставлены,носки раздвинуты.

Упор наобе ноги не должен быть одинаковым. Внаиболее выразительных местах упордолжен переноситься больше на носок,чем на пятку.

Если выстоите, выставив вперед одну ногу,обратите внимание, какую ногу вывыставили. Если человек выставил впередлевую ногу, он демонстрирует агрессивность(как бы готовится нанести правой рукойудар собеседнику), если же он выставилвперед правую, «благоприятную» ногу,то он открыт к диалогу, сотрудничеству,ищет контакта. Слушатели нередкоподсознательно воспринимают этуинформацию, что должен учитывать иоратор.

Подбородокни в коем случае не должен быть опущен,он должен быть слегка приподнят.

Грудь должна бытьнемного выставлена, живот подтянут.

Локти держите неближе трех сантиметров от корпуса; еслибудете прижимать их к туловищу, этобудет свидетельствовать о вашейнеуверенности.

Лучшестоять, чем сидеть. Чем выше человек надаудиторией, тем сильнее его коммуникативнаяпозиция (правило «вертикальногодоминирования»), тем он убедительнее.

Неследует опираться руками о невысокийстол, слегка склоняясь над ним. Это позадоминирования, которая отрицательнооценивается аудиторией.

Используйтев процессе речи жесты. Речь без жестовнастораживает слушателей, «оставляетосадок предубеждения и недоверия»(П.Сопер).

Демонстрируйтеоткрытые позы и жесты, демонстрирующиестремление к контакту, доброжелательность,стремление убедить. Руки должны бытьслегка разведены, подвижны. Используйтедвижения рук в сторону слушателей, когдаладони раскрыты к слушателям (ладониоратора должны быть им видны).

Используйтериторические жесты: руки должны слегкасходиться и расходиться, подниматьсяи опускаться в такт убеждению.

Жестикуляцияоратора должна удовлетворять следующимтребованиям.

1.Жестикуляциядолжна быть естественной, следоватьестественным импульсам человека кжестам.

2.Жестикуляциядолжна быть умеренной, жесты не должныбыть непрерывными.

3.Жесты необходиморазнообразить, нельзя повторять однии те же (или один и тот же). Это раздражаетаудиторию.

4.Жестикулируйтеобеими руками.

5.Нельзяпальцами теребить одежду, украшения,дотрагиваться до часов и т.д. Эторассматривается аудиторией как проявлениевашей неуверенности. Такие жестыназываются навязчивыми: они оченьотвлекают слушателей, а речь оратораделают монотонной и невыразительной.

6.Не делайте резких,порывистых движений локтями.

7.Не прерывайтеначатые жесты, доводите их до конца.

8.Не шевелитеоткрыто пальцами.

9.Делайтежесты только выше пояса; жесты нижепояса воспринимаются слушателями каквыражение неуверенности, растерянности.

Громкость, темпи интонация

В голосевыступающего должны быть напор, усилие,некоторый призыв следовать за мыслью.

Каковаоптимальная громкость для публичноговыступления? Разумеется, она связана сразмером аудитории. Но важно выбратьименно ту громкость, которая в данныхусловиях явится оптимальной. Необходимоиметь в виду, что, если оратор говоритслишком тихо, аудитория делает вывод оего неуверенности, если слишком громко— о его агрессивности. И того и другогонадо постараться избежать. П.Сопер давалтакой совет: «Говорите громче, чем это,по вашему мнению, нужно». Можно сказатьи так: говорите с такой громкостью, чтобывы ощутили, что говорите громче обычного;в подавляющем большинстве случаев этойгромкости будет достаточно.

Кинтонации публичного выступленияпредъявляются следующие требования:

1)онане должна быть монотонной, ее надоизменять на протяжении всего выступления.»Изменяйте силу голоса, остальноеоставьтекак есть», — рекомендует Ф.Снелл;

2)интонациядолжна быть естественной и соответствоватьсодержанию того, о чем вы говорите. Несдерживайте свою интонацию, стремитесьвысказаться энергично — и ваша интонациябудет естественна. Интонация, несоответствующая содержанию речи,раздражает слушателей и вызываетнедоверие к словам, иногда даже создаеткомический эффект.

Используйте среднийтемп речи, обычно это оптимальный темп.

Следует избегатьбольших пауз — они раздражают аудиторию,особенно хорошо подготовленную.

Передважным местом, мыслью следует несколькопонизить голос. Небольшие паузы следуетделать до и после важных мыслей. Пауза»до» готовит слушателей к чему-либоважному, пауза «после» призываетнапрячься и обдумать, стимулируетмыслительную деятельность.

Приемы борьбы сволнением

Оратор может иметьтри причины для волнения.

1. Боязнь незнакомойаудитории.

В таком случаерекомендуется несколько раз произнестивслух фразу: «Я хорошо знаю материал,меня будут хорошо слушать», — и послеэтого выходить на трибуну. Говоритегромче, чем обычно, или громче, чем высобирались, — это тоже хорошо помогаетсправиться с волнением.

Сповышенной энергией произноситезаготовленные заранее фразы. Найдитезнакомые или просто симпатичные лицаи обращайтесь в начале выступлениятолько к ним, они вас поддержат (но несмотрите на них на протяжении всеговыступления!).

2.Ощущениеплохой, недостаточной подготовки.

Имейте резервныйматериал, опустите то, что хуже знаетеи сосредоточьтесь на том, что вы знаетедостаточно твердо.

3.Творческаявзволнованность(Сумею ли хорошо выступить? Поймут ли?Как выступить наилучшим образом?)

Подобнаявзволнованность придает выступлениюискренность и естественность, боротьсяс ней не надо.

Несколькопрактических приемов борьбы с волнением:

•повысьтеэмоциональность речи;

•повысьте громкостьречи;

•повысьтеэнергичность речи;

•дышите ртом иносом одновременно;

•шевелите пальцамирук за спиной или пальцами ног;

•возьмитесь застул, трибуну, край стола;

•зажмите в кулакмонету;

•возьмите мел,указку;

•пишите что-нибудьна доске, даже если это и не очень нужно(тему, разделы плана, отдельные термины,цитаты).

Демонстрируйтесосредоточенность на содержании. Ввыступлении должно ощущаться, что вашаглавная цель — передать слушателямсвое понимание проблемы, сообщить имнекоторую важную для них информацию.Оратор должен сосредоточить все своиусилия именно на содержании, на смыслесвоего выступления. Форма при этом какбы отступает на второй план, идет засодержанием, и слушатели должны ощущатьэто.

«Небеспокойтесь о том, как вы выглядите,позабудьте о личных ощущениях:сосредоточьтесь на одном — донестиваши мысли до слушателя» (П.Сопер).Ф.Снелл: «Аудиторию можно сравнить лишьс голодными гостями, уставившимися навас».

Неизвиняйтесь за мелкие оговорки,их слушатели не зафиксируют, не придадутим значения, если вы сами на них неукажете; вообще, меньше извиняйтесь —извинение усиливает волнение.

Реакция ораторана неполадки и помехи в ходе выступления

Неполадкив ходе выступления могут очень легкосбить оратора с мысли и даже поставитьпод угрозу все его выступление. Поэтомунужно твердо усвоить некоторые приемыреагирования на типичные неполадки ипомехи, которые могут встретиться впроцессе публичного выступления.

1.Доноситсяшум из соседнего помещения или с улицы,слышны чужие разговоры и др. В такомслучае следует, пока возможно, игнорироватьэту помеху. Начните говорить громче,подойдите ближе к слушателям. Можнопослать слушателя с просьбой устранитьпомеху. Если помеха продолжается ивидно, что аудитория обращает на неевнимание, лучше всего тоже среагировать:как-то прокомментировать, лучше вюмористическом плане.

2.В дверь все времязаглядывают посторонние.

Можно попроситьслушателя повесить записку «Лекция»или попросить слушателя выйти и сказать,чтобы не заходили. Если заглядывающиеобращаются к вам с просьбой кого-либопозвать или отпустить, лучше сделатьпаузу и сказать: «Пожалуйста, не мешайтенам, мы работаем» — и затем продолжитьсвою речь.

3.Слушателиопаздывают, в аудиторию все время входятновые слушатели.

Одиночныхопоздавших лучше всего не замечать;если же вошла группа — лучше переждать,пока они сядут, пригласить их пройти,демонстрируя максимум доброжелательности.Можно допустить и ироническую шуткутипа: «Вы извините нас, пожалуйста, чтомы без вас начали». Недовольстваобнаруживать не следует.

4.В помещении сталодушно.

В таком случаелучше сделать перерыв, проветритьпомещение. Перерыв имеет смысл делатьне менее чем на 10 мин, меньшие перерывыэффекта не дают. Можно также простосократить свое выступление.

5.Вышел из строямикрофон.

Объявитьперерыв и найти техника, вызватьорганизатора вы¬ступления, сделав эточерез слушателей. Если починитьневозможно, надо спуститься в зал илиподойти к слушателям и закончитьвыступление за 2—3 мин.

6.Погас свет.

Поступатьтак же, как при отключении микрофона:объявить перерыв для устранения неполадкилибо за 2 мин закончить выступление.

Неполадки вдеятельности оратора

Допустим,вы оговорились и заметили это. Мелкиеоговорки не исправляйте: вас все равнопоймут, не надо привлекать к ним внимание.Если оговорка может исказить смысл,скажите: «Простите, я оговорился. Я,конечно, имел в виду…». Не следуетпреувеличивать ущерб, который вам могутнанести ваши оговорки, сосредоточьтесьна выражении мысли, на ее понятностидля аудитории — это главное.

Если вызаметили, что вы опустили какой-то пунктв вашем выступлении, продолжайте дальше,закончите мысль или раздел. А потом уже,если без опущенного никак нельзя,скажите: «О чем я еще забыл упомянуть,так это о…» или «Я хочу вернуться сейчаск…». Но прежде чем возвращаться, ещераз подумайте, нужно ли это делать? Разпо ходу выступления вам этот факт непонадобился, может быть, он был лишним?

Помехи в поведениислушателей.

В процессевыступления может возникнуть ряд помех.Что это за помехи?

1.Активнаяреакция аудитории на отвлекающие внешниефакторы.

Аудитория,какой бы интересной ни была лекция иливыступление, не может не обратитьвнимания на чей-то интенсивный кашель,посторонние движения, хлопок двери,шелест бумаг и т.д. «Аудитория не можетпротивиться соблазну взглянуть на любойдвижущийся предмет, животное иличеловека», — справедливо отмечалД.Карнеги. Преодолеть этот соблазн уаудитории еще не удавалось ни одномуоратору или артисту.

Что жеделать, если, например, в аудиториюзалетел воробей? Как отвлечь от негослушателей? Во-первых, не замечатьстолько, сколько это можно. Во-вторых,переждать его активные действия, сделатьпаузу: аудитория длительное время небудет на нем сосредоточена, и самислушатели примут какие-то меры. В-третьих,можно использовать метод «подключения»:обратить внимание самому, прокомментировать,кратко обсудить со слушателями, а затемсказать: «Ну достаточно, вернемся кнашей работе». Слушатели обычновоспринимают данный прием хорошо.В-четвертых, можно подойти поближе кслушателям: это будет мешать имотвлекаться.

2.Слушателипереговариваются между собой.

Непринимайте это сразу на свой счет: ихразговоры, скорее всего, никак не связаныс лекцией и тем более с вами лично. Здесьтоже лучше не замечать помеху как можнодольше. Можно также подойти поближе кразговаривающим (это весьма эффективно),посмотреть подольше на них, некотороевремя говорить, обращаясь к ним, сделатьпаузу (можно неожиданную), задать имвопрос: «Вы согласны? Вы не согласны?».

3.Кто-то зеваетвам в лицо.

Не стоит сразуотносить это к себе — может быть,слушатель просто устал. Реагировать нестоит, пока вы не поняли, что это ужезаметили другие и реагируют на это. Втаком случае лучше сказать: «Да, здесьчто-то стало душно, воздуха не хватает.Вижу, некоторым трудно дышать — можетбыть, сделаем небольшой перерыв, проветримкомнату?».

4.Слушателивстают и уходят.

У людеймогут быть самые разные причины длятого, чтобы уйти с вашего выступления.Никак не реагируйте, не делайте имзамечания. Наоборот, можно сказать:»Если кому-то нужно срочно уйти,пожалуйста, выходите, только потихоньку».Никак не показывайте, что это васзадевает.

5.С места раздаютсяреплики несогласия.

Еслиэти реплики тривиальные, сделайте вид,что не слышали или не поняли. Если жеслушатель станет настаивать на своейточке зрения, то тогда нужно вступитьв дискуссию, но достаточно формально:»Я понял вашу точку зрения. Но у менядругая, я сейчас (или несколько позже)приведу еще дополнительные аргументы».Если возражение связано не с личнымиамбициями, а действительно важное, толучше сказать: «Я вернусь к вашемузамечанию, но, если разрешите, — немногопозже», и обязательно сдержите обещание.

Еслинесогласие высказано в резкой, категоричнойформе, то лучше в дискуссию не вступать,сказав: «Я понял вашу точку зрения. Нучто ж, будущее покажет, кто из нас прав».

6.Сместа раздаются грубые, провокационныевыкрики, реплики.

Ваудитории могут оказаться люди сневысокой культурой, которые хотятпоказать, что этот оратор не так уж хороши умен, не так уж и компетентен. Своимирепликами они хотят показать себя,выделиться, обратить на себя внимание(«комплекс Моськи»). Как вести себя стакими людьми?

Если репликаявлялась разовой, то ее лучше не заметить.

Если это невозможно,не показывайте, что она вас задела илиобидела, всячески демонстрируйте своепревосходство, контроль над ситуацией.Скажите: «Да!.. Ну тут уж ничего недобавить!» И после паузы: «Ну, а мывсе-таки пойдем дальше…».

Можносказать и иронически: «Да, я понимаюваши проблемы… Но, простите, нам нужноидти дальше…».

Ещевариант ответа: «Я понял ваш вопрос…(хотя это был и не вопрос вообще, но такаяфраза сразу ставит нарушителя в тупик),но мы сейчас, к сожалению, не можемподробно на этой проблеме остановиться…».Ненадо ставить провокатора на место —это уже перебранка, а ему только этогои надо.Подчеркнуто вежливо и корректно отвечайтена любые реплики других людей — этимвы покажете, что осуждаете провокатора.

Есливы уверены в своих силах, наступайтенемедленно, используя иронию, шутку,сарказм,а потому держите наготове острыеизречения, басни, анекдоты, поговорки,истории («Вы знаете, эта реплика напомниламне случай…» — общий хохот надолгопосадит хама на место, даже если то, чтовы рассказали, и имеет весьма косвенноеотношение к его реплике).

Еще одинпуть — попробуйтеего похвалить,найти какое-то рациональное зерно в егореплике и используйте ее, чтобы рассказатьдополнительно что-либо интересное.Эффективен также «отложенныйответ».Скажите: «Я понял вашу мысль (вопрос,идею), я отвечу вам, но, если позволите,— в конце, а то сейчас это нас уведет всторону». А в конце, когда время вашеговыступления иссякло, обратитесь каудитории: «Вот тут был еще вопрос, надоотвечать на него?». Обязательно несколькочеловек крикнут: «Не надо, все ясно!» —»Ну не надо, так не надо. Благодарю завнимание».

Можнопопросить провокатора минуточкуподождать. «Минуточку, я только закончумысль…». Поговорив еще минуты 2—3, неменьше, обратитесь к провокатору: «Такчто вы хотели сказать? Ничего? Ну тогдамы пойдем дальше!».

Можно признать:»Да, в том, что вы говорите, есть проблема.К сожалению, мы ее сейчас не решим, обэтом надо поговорить отдельно».

И еще один путь —если реплика очень груба, следуетсказать: «Простите, я не понял, что высказали. Будьте добры, повторите ещераз погромче и помедленнее!». (Какправило, второй раз гру¬бость сказатьне смогут и вам не придется на нееотвечать.) «Ну тогда идем дальше».

Резковыраженное несогласие можно перевестив личную плоскость. Так, на лекции,посвященной общению в семье, однаслушательница возмущенно выкрикнула:»Так что же, мужу, по-вашему, вообщеникаких замечаний делать нельзя?» — «Японимаю ваши проблемы, — ответил лектор.— Я уверен, что вашему мужу обязательнонадо делать замечания». Ответ потонулв общем хохоте аудитории, причемзасмеялась и сама слушательница, задавшаявопрос.

Как-то,рассказывают, в британском парламентешли дебаты, и У. Черчилль язвительнощипал лейбористов. Вскочила пожилая инекрасивая лейбористка и закричала навесь зал: «Мистер Черчилль, вы несносны!Если бы я была вашей женой, то подлилабы вам в кофе яд». Раздался смешок. Ноневозмутимый потомок герцогов Мальборо,выдержав паузу и окинув соболезнующимвзглядом разгневанную леди, промолвил:»Если бы вы были моей женой, то я бы этотяд с наслаждением выпил…».

Отметимв заключение, что успокоить аудиторию,восстановить дисциплину можно, сопровождаянегромкую речь указательными жестамив направлении тех, кто нарушает дисциплину,указывая рукой в их направлении либопросто протягивая руку в сторонунарушителей. Указательный жест, какзаметили, успокаивает даже животных.Жестикуляция вытянутой рукой, особенноесли еще и подойти к нарушителямспокойствия, оказывает на них весьмаэффективное воздействие.