Должность муниципальной службы

Типовые случаи несоблюдения государственными и муниципальными служащими Новгородской области мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов и механизм привлечения к ответственности государственных и муниципальных служащих Новгородской области за несоблюдение требований установленных антикоррупционным законодательством

  1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
  • Описание ситуации

Руководитель структурного подразделения, являясь муниципальным служащим муниципального района, до момента заключения (возникновения) трудовых отношений с супругом, в качестве водителя данного структурного подразделения, не направил соответствующее уведомление в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов для рассмотрения и дачи заключения (согласия).

Меры предотвращения и урегулирования

Решением комиссии установлено, что муниципальный служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. Рекомендовано Главе района, в целях противодействия коррупции, за неисполнение обязанностей, установленных Федеральными законами от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» указать муниципальному служащему на недопустимость нарушения требований об урегулировании конфликта интересов и применить к муниципальному служащему конкретную меру ответственности.

  • Описание ситуации

Прокуратурой Новгородской области была проведена проверка соблюдения требований антикоррупционного законодательства при предоставлении лицензий на право пользования участками недр местного значения коммерческой организации.

В ходе выявлены грубые нарушения требований законодательства о недропользовании при предоставлении участков недр местного значения без проведения аукциона, в том числе при участии комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения (далее-комиссия).

Комиссией рассмотрено несколько заявок коммерческой организации о предоставлении права пользования участками недр местного значения.

Однако проверка установила, что заявки подавались с нарушениями требований Порядка предоставления участков недр местного значения (отсутствовала годовая бухгалтерия (финансовая) отчетность (отчеты о финансовых результатах за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии).

Причинами вышеуказанных нарушений, допущенных органом исполнительной власти Новгородской области, может быть личная заинтересованность государственного гражданского служащего, обусловленная наличием дружеских отношений с супругом директора и учредителя коммерческой организации, с которым он знаком более 5 лет.

Однако, как установлено в ходе проверки, государственным гражданским служащим, несмотря на наличие личной заинтересованности, не принято мер по предотвращению конфликта интересов, работодатель не уведомлен им о возможном конфликте интересов и (или) о возможности его возникновения.

Меры предотвращения и урегулирования

Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов было

принято решение применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности.

В настоящее время гражданский служащий уволен с гражданской службы.

1.3. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного или муниципального управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего. Например, рекомендуется временно вывести государственного или муниципального служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной или муниципальной службы является его родственник.

В соответствии с частью 4.1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан уведомить в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и принять меры по предотвращению подобного конфликта. Также в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности связано с непосредственным подчинением или подконтрольностью этому должностному лицу.

Осуществление государственным или муниципальным служащим функций государственного или муниципального управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:

— государственный или муниципальный служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственного или муниципального органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном или муниципальном органе является родственник государственного или муниципального служащего;

— государственный или муниципальный служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника государственного или муниципального служащего.

Так, близкие родственники (дети) муниципального служащего, замещающего должность заместителя Главы администрации одного из муниципальных районов Новгородской области, были приняты на работу в Администрацию района: одна дочь — служащей в комитет образования, другая – в комитет ЖКХ на должность муниципальной службы. Заместитель Главы администрации осуществляет контрольно-надзорные функции, контролирует и координирует деятельность комитета образования и по Уставу муниципального образования период отсутствия Главы района исполняет полномочия Главы.

Муниципальному служащему, замещающему должность заместителя Главы администрации муниципального района, следовало уведомить представителя нанимателя (работодателя) в письменной форме о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и принять меры по предотвращению подобного конфликта. Изначально это сделано не было, поэтому по результатам заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов представителю нанимателя (работодателю) было рекомендовано принять меры по устранению (недопущению) конфликта интересов. Конфликт интересов между сторонами урегулирован путем внесения изменений в их должностные регламенты.

  1. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

2.1. Описание ситуации

Муниципальный служащий уведомил представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы с нарушением установленного Федеральным законом от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О противодействии коррупции» срока, не предварительно, а после выполнения иной оплачиваемой работы.

Меры предотвращения и урегулирования

Решением комиссии установлено, что муниципальным служащим не соблюдены требования к служебному поведению, к соблюдению обязанностей, установленных законодательством о муниципальной службе, выразившиеся в несвоевременном направлении уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы. Рекомендовано Главе района в целях противодействия коррупции, за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О противодействии коррупции» (несоблюдение требования к служебному поведению муниципального служащего, выразившиеся в несвоевременном направлении уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы) применить к муниципальному служащему меру дисциплинарной ответственности в виде замечания.

2.2. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный или муниципальный служащий осуществляет отдельные функции государственного или муниципального управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственный или муниципальный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Уведомительный порядок направления государственным или муниципальным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить государственному или муниципальному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный или муниципальный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного или муниципального служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному или муниципальному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный или муниципальный служащий осуществляет отдельные функции государственного или муниципального управления.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации государственный или муниципальный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации родственники государственного или муниципального служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

В случае если государственный или служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой государственный или муниципальный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и частью 2 статьи 11 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» гражданский или муниципальный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ситуация, при которой гражданский или муниципальный служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельности которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность гражданского или муниципального служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.

Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройство родственников государственного или муниципального служащего. Тем не менее, ситуация, когда родственники государственного или муниципального служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути, схожа с ситуацией, рассмотренной в пункте 1.4 данного обзора. В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» под личной заинтересованностью гражданского или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским или муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов не только для самого гражданского или муниципального служащего, но и для членов его семьи или ряда иных лиц.

2.3. Описание ситуации

Государственный служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.

Меры предотвращения и урегулирования

Представителю нанимателя рекомендуется указать государственному служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае если государственный служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении государственного служащего от замещаемой должности.

Важно отметить, что непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы.

2.4. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.

Представителю нанимателя рекомендуется вывести государственного служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у государственного служащего есть личная заинтересованность.

  1. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами

3.1. Описание ситуации

Государственный служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

В случае если государственный служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.

Необходимо отметить, что существует проблема выбора управляющей организации или доверительного управляющего, которым государственный служащий может доверить управление принадлежащими ему ценными бумагами. Кроме того, передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно повлечет исключение возникновения конфликта интересов, то есть, не всегда может быть признана исчерпывающей мерой, в этой связи государственным служащим может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.

В случае если родственники государственного служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов государственному служащему необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.

До принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет государственный служащий или его родственники.

Данная ситуация в целом аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что в случае, если владение государственным служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.

Для родственников государственного служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее, важно понимать, что наличие в собственности у родственников государственного служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой государственный служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.

При рассмотрении данной ситуации необходимо отметить, что отсутствует коллизия норм статей 11 и 12.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 12.3 устанавливает обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов, в случае если владение этими ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов. Аналогичные положения установлены в качестве запретов для государственных служащих в федеральных законах, регулирующих прохождение различных видов государственной службы (для гражданской службы — часть 2 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»). Такие предписания являются общим для всех государственных служащих запретом, связанным с государственной службой.

В то же время в статье 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрены меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, что в свою очередь предполагает применение изложенных в ней положений при наличии конкретной ситуации, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Таким образом, исходя из анализа взаимосвязанных положений частей 2, 4 и 6 статьи 11 вышеуказанного закона, предусмотренная обязанность государственного служащего передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление является мерой предотвращения и урегулирования конфликта интересов в конкретной ситуации, когда государственному служащему стало известно о возможности такого конфликта.

3.2. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

  1. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг

4.1. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный или муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного или муниципального управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный или муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного или муниципального управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении государственным или муниципальным служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный или муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного или муниципального управления, необходимо оценить, настолько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.

Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении государственного или муниципального служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного государственным или муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным или муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то государственному или муниципальному служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.

В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками государственного или муниципального служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный или муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного или муниципального управления, рекомендуется:

— указать государственному или муниципальному служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;

— предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;

— до принятия государственным или муниципальным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.

Так, по месту работы государственного гражданского служащего одного из органов исполнительной власти Новгородской области была направлена бандероль с подарком (не превышающего по сумме 3000 руб.) из организации, в отношении которой служащий осуществлял отдельные функции государственного контроля.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Гражданским служащим были приняты следующие меры по предотвращению возможного конфликта интересов:

— бандероль с подарком была возвращена почтой в организацию, в отношении которой служащий осуществлял отдельные функции государственного контроля;

— гражданский служащий обратился с заявлением в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Комиссия рассмотрела представленные материалы и единогласно пришла к решению признать, что при исполнении государственным служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует.

4.2. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий осуществляет отдельные функции государственного или муниципального управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному или муниципальному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности,

Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения государственного или муниципального служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному или муниципальному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего.

4.3. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.

Представителю нанимателя, которому стало известно о получении государственным или муниципальным служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному или муниципальному служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать государственному или муниципальному служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.

  1. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами

5.1. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации, перед которой сам государственный или муниципальный служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.

Меры предотвращения и урегулирования

В этом случае государственному или муниципальному служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, государственному или муниципальному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам государственный или муниципальный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего, имеют имущественные обязательства.

5.2. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники государственного или муниципального служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении кредиторов организации, владельцами или сотрудниками которых являются родственники государственного или муниципального служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего.

5.3. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным или муниципальным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным или муниципальным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего.

5.4. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых государственный или муниципальный служащий осуществляет отдельные функции государственного или муниципального управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства с государственным или муниципальным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего.

  1. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы

6.1. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную или муниципальную службу.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную или муниципальную службу, рекомендуется уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.

Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения государственного или муниципального служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.

Государственный или муниципальный служащий, поступивший на государственную или муниципальную службу в государственный или муниципальный орган из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации в целом. Возможна и обратная ситуация, при которой государственный или муниципальный служащий по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю.

И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению государственным или муниципальным служащим его должностных обязанностей.

При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться личной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения доходов для государственного или муниципального служащего, членов его семьи или организаций, с которыми государственный или муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Тем не менее, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 18 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и пунктом 3 части 1 статьи 14.2 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» гражданский или муниципальный служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

6.2. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной или муниципальной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного или муниципального управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного или муниципального управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации государственному или муниципальному служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной или муниципальной службы.

В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, государственному или муниципальному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной или муниципальной службы.

С трудоустройством бывших государственных или муниципальных служащих также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации государственного или муниципального органа, но при этом не могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например:

— бывший государственный или муниципальный служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным или муниципальным органом, в котором государственный или муниципальный служащий ранее замещал должность;

— бывший государственный или муниципальный служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с государственным или муниципальным органом, в котором государственный или муниципальный служащий ранее замещал должность;

— государственный или муниципальный служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с государственной или муниципальной службы заниматься их реализацией.

  1. Ситуации, связанные с явным нарушением государственным или муниципальным служащим установленных запретов

7.1. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» гражданскому или муниципальному служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или не предоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение государственным или муниципальным служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

7.2. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный или муниципальный служащий рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного или муниципального служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

7.3. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и пунктом 16 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» гражданскому или муниципальному служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или российским законодательством.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или не предоставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение гражданским или муниципальным служащим иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также «выяснить», какую именно работу он там выполняет.

7.4. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной или муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование не конфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.

В связи с этим государственному или муниципальному служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.

Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования государственным или муниципальным служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к государственному или муниципальному служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной или муниципальной службой, учитывая характер совершенного государственным или муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным или муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным или муниципальным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного или муниципального органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

УТВЕРЖДЕН
решением Собрания
Углегорского муниципального района
от 10.08.2017г. № 423
(в ред. Решения Собрания
Углегорского городского округа
от 28.12.2018г. № 52)

РАЗДЕЛ I

ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ

1. Должности категории «специалисты»
Высшая группа должностей
Начальник отдела
Главная группа должностей
Советник
Ведущая группа должностей
Консультант

2. Должности категории «обеспечивающие специалисты»

Главная группа должностей

Главный специалист 1 разряда
Главный специалист 2 разряда

Ведущая группа должностей

Ведущий специалист 1 разряда
Ведущий специалист 2 разряда

Старшая группа должностей

Старший специалист 1 разряда
Старший специалист 2 разряда
Старший специалист 3 разряда

РАЗДЕЛ II
ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
В АДМИНИСТРАЦИИ

1. Должности категории «руководители»

Высшая группа должностей

Первый вице-мэр
Вице-мэр
Управляющий делами
Директор департамента <**>
Заместитель директора департамента <**>

Главная группа должностей

Начальник отдела <***>

2. Должности категории «помощники (советники)»

Ведущая группа должностей

Помощник главы администрации

3. Должности категории «специалисты»

Главная группа должностей

Начальник отдела в департаменте <***>
Референт

Ведущая группа должностей

Ведущий советник
Советник
Ведущий консультант
Консультант

Старшая группа должностей

Ведущий специалист-эксперт
Специалист-эксперт

4. Должности категории «обеспечивающие специалисты»

Ведущая группа должностей

Ведущий специалист 1 разряда
Ведущий специалист 2 разряда
Ведущий специалист 3 разряда

Старшая группа должностей

Старший специалист 1 разряда
Старший специалист 2 разряда
Старший специалист 3 разряда

Младшая группа должностей

Специалист 1 разряда
Специалист 2 разряда
———————————
<*> Должность замещается по контракту.
<**> Вводится при условии численности муниципальных служащих в департаменте администрации девять и более человек.
<***> Вводится при условии численности муниципальных служащих в отделе четыре и более человек.

РАЗДЕЛ III
ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
В ИНЫХ ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Подраздел I. Должности муниципальной службы в территориальном органе

1. Должности категории «руководители»

Ведущая группа должностей

Руководитель территориального органа

2. Должности категории «обеспечивающие специалисты»

Ведущая группа должностей

Ведущий специалист 3 разряда

Старшая группа должностей

Старший специалист 1 разряда
Старший специалист 2 разряда
Старший специалист 3 разряда

Младшая группа должностей
Специалист 1 разряда
Специалист 2 разряда

Подраздел II. Должности муниципальной службы
в иных органах местного самоуправления

1. Должности категории «руководители»

Высшая группа должностей

Руководитель (председатель, начальник) органа
Заместитель руководителя (председателя, начальника) органа

Главная группа должностей

Начальник отдела

2. Должности категории «специалисты»

Ведущая группа должностей

Советник
Ведущий консультант
Консультант

Старшая группа должностей

Ведущий специалист-эксперт
Специалист-эксперт

3. Должности категории «обеспечивающие специалисты»

Ведущая группа должностей

Ведущий специалист 1 разряда
Ведущий специалист 2 разряда
Ведущий специалист 3 разряда

Старшая группа должностей

Старший специалист 1 разряда
Старший специалист 2 разряда
Старший специалист 3 разряда

Младшая группа должностей

Специалист 1 разряда
Специалист 2 разряда

РАЗДЕЛ IV
ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
В КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОМ ОРГАНЕ

1. Должности категории «руководители»

Высшая группа должностей

Председатель контрольно-счетного органа
Заместитель председателя контрольно-счетного органа

2. Должности категории «специалисты»

Ведущая группа должностей

Главный инспектор

Старшая группа должностей

Инспектор

(статьи 5.1 – 5.3 Закона ХМАО – Югры от 20.07.2007 №113-оз
«Об отдельных вопросах муниципальной службы
в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»)

Статья 5.1. Классные чины муниципальных служащих

(введена ЗакономХМАО — Югры от 31.03.2009 N 40-оз)

1. Классные чины муниципальных служащих (далее — классные чины) указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

2. Муниципальным служащим присваиваются следующие классные чины:

1) секретарь муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы младшей группы;

2) референт муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы старшей группы;

3) советник муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы ведущей группы;

4) муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы главной группы;

5) действительный муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей группы.

3. Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в пункте 2 настоящей статьи.

Статья 5.2. Порядок присвоения муниципальным служащим классных чинов

(введена ЗакономХМАО — Югры от 31.03.2009 N 40-оз)

1. Муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы на определенный срок, за исключением муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы высшей группы, а также муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, учреждаемые для выполнения функции «помощник (советник)», классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

(в ред. Законов ХМАО — Югры от 18.02.2012 N 13-оз, от 05.04.2013 N 23-оз)

2. Порядок проведения квалификационного экзамена устанавливается муниципальным правовым актом.

(п. 2 в ред. ЗаконаХМАО — Югры от 30.06.2017 N 36-оз)

3. Классные чины присваиваются муниципальным служащим персонально с соблюдением последовательности в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки муниципальных служащих, продолжительность муниципальной службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности муниципальной службы.

4. Классный чин может быть первым или очередным.

5. Муниципальному служащему, не имеющему классного чина муниципального служащего, присваивается первый классный чин с учетом пункта 12настоящей статьи.

При назначении муниципального служащего на должность муниципальной службы, которая относится к более высокой группе должностей муниципальной службы, чем замещаемая им ранее, указанному муниципальному служащему может быть присвоен классный чин, являющийся в соответствии с пунктом 6настоящей статьи первым для этой группы должностей муниципальной службы, если этот классный чин выше классного чина, который имеет муниципальный служащий. В указанном случае классный чин присваивается без соблюдения последовательности присвоения предыдущего классного чина и без учета продолжительности муниципальной службы в предыдущем классном чине.

6. Первыми классными чинами (в зависимости от группы должностей муниципальной службы, к которой относится должность муниципальной службы, замещаемая муниципальным служащим) являются:

1) для младшей группы должностей муниципальной службы — секретарь муниципальной службы 3 класса;

2) для старшей группы должностей муниципальной службы — референт муниципальной службы 3 класса;

3) для ведущей группы должностей муниципальной службы — советник муниципальной службы 3 класса;

4) для главной группы должностей муниципальной службы — муниципальный советник 3 класса;

5) для высшей группы должностей муниципальной службы — действительный муниципальный советник 3 класса.

7. Очередной классный чин присваивается муниципальному служащему по истечении срока, установленного для прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность муниципальной службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый муниципальному служащему.

8. Для прохождения муниципальной службы устанавливаются следующие сроки:

1) в классных чинах секретаря муниципальной службы 3 и 2 класса, референта муниципальной службы 3 и 2 класса — не менее одного года;

2) в классных чинах советника муниципальной службы 3 и 2 класса, муниципального советника 3 и 2 класса — не менее двух лет;

3) в классных чинах действительного муниципального советника 3 и 2 класса — не менее одного года;

4) в классных чинах секретаря муниципальной службы 1 класса, референта муниципальной службы 1 класса, советника муниципальной службы 1 класса, муниципального советника 1 класса, действительного муниципального советника 1 класса сроки не устанавливаются.

9. Срок муниципальной службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.

10. При назначении муниципального служащего на более высокую должность муниципальной службы в пределах одной группы должностей ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок, установленный пунктом 8настоящей статьи для прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине, и при условии, что для этой должности муниципальной службы предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый муниципальному служащему.

11. Первый классный чин и при назначении муниципального служащего на более высокую должность муниципальной службы в пределах одной группы должностей очередной классный чин присваиваются муниципальному служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось — не ранее чем через три месяца после его назначения на замещаемую должность муниципальной службы.

12. При поступлении на муниципальную службу гражданина, имеющего классный чин федеральной государственной гражданской службы, классный чин государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, первый классный чин присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы с соблюдением сроков, установленных пунктом 11настоящей статьи.

(в ред. Законов ХМАО — Югры от 03.05.2011 N 37-оз, от 25.06.2015 N 61-оз)

Если указанный классный чин ниже имеющегося у гражданина классного чина государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, ему может быть присвоен первый классный чин на одну ступень выше, но в пределах группы должностей муниципальной службы, к которой относится замещаемая им должность, при условии продолжительности пребывания в классном чине государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры не менее одного года.

(в ред. ЗаконаХМАО — Югры от 03.05.2011 N 37-оз)

Абзац утратил силу. — ЗаконХМАО — Югры от 03.05.2011 N 37-оз.

13. Очередной классный чин не присваивается муниципальным служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также муниципальным служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.

14. Классные чины присваиваются представителем нанимателя (работодателем). Решение о присвоении классного чина оформляется правовым актом представителя нанимателя (работодателя).

15. Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и в трудовую книжку (при наличии) муниципального служащего. Указанная информация также вносится в сведения о трудовой деятельности муниципального служащего.

(в ред. ЗаконаХМАО — Югры от 24.09.2020 №88-оз)

16. Муниципальному служащему в соответствии с присвоенным классным чином устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин.

17. Соотношение классных чинов государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и классных чинов муниципальных служащих устанавливается Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Статья 5.3. Порядок сохранения классных чинов муниципальных служащих

(введена ЗакономХМАО — Югры от 31.03.2009 N 40-оз)

1. Ранее присвоенные квалификационные разряды муниципальных служащих считать соответствующими классными чинами муниципальных служащих, предусмотренными пунктом 2 статьи 5.1 настоящего Закона:

1) квалификационный разряд секретаря муниципальной службы 3, 2, 1 класса — классным чином секретаря муниципальной службы 3, 2, 1 класса;

2) квалификационный разряд референта муниципальной службы 3, 2, 1 класса — классным чином референта муниципальной службы 3, 2, 1 класса;

3) квалификационный разряд советника муниципальной службы 3, 2, 1 класса — классным чином советника муниципальной службы 3, 2, 1 класса;

4) квалификационный разряд муниципального советника 3, 2, 1 класса — классным чином муниципального советника 3, 2, 1 класса;

5) квалификационный разряд действительного муниципального советника 3, 2, 1 класса — классным чином действительного муниципального советника 3, 2, 1 класса.

2. Присвоенный классный чин сохраняется за муниципальным служащим при освобождении от замещаемой должности муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на муниципальную службу вновь.

Муниципальному служащему, вновь поступившему на муниципальную службу, правовым актом представителя нанимателя (работодателя) устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу в соответствии с имеющимся классным чином муниципального служащего.

(абзац введен ЗакономХМАО — Югры от 03.05.2011 N 37-оз)

(п. 2 в ред. ЗаконаХМАО — Югры от 08.04.2010 N 71-оз)

САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ЗАКОН
08 апреля 1997 года № 2-ГД
О муниципальной службе в Самарской области

Принят решением
Самарской Губернской Думы
от 25.03.97 N 319

Настоящий Закон регулирует организацию муниципальной службы в Самарской области (далее — муниципальная служба), правовой статус муниципальных служащих в Самарской области (далее муниципальные служащие).

Настоящий Закон действует на всей территории Самарской области.

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Муниципальная служба

1. Муниципальная служба — профессиональная деятельность в выборных и формируемых иным образом органах местного самоуправления, в учреждениях и организациях, образуемых в соответствии с уставами муниципальных образований, финансируемых из средств бюджета соответствующего муниципального образования и обладающих полномочиями по решению вопросов местного значения (далее — муниципальные органы).

2. К муниципальной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, занимающими муниципальные должности, включенные в единый реестр муниципальных должностей Самарской области, установленные в муниципальных образованиях в соответствии с законами Российской Федерации, Самарской области, уставами соответствующих муниципальных образований.

3. Муниципальные должности подразделяются на следующие категории:

— должности, устанавливаемые уставом муниципального образования для непосредственного исполнения полномочий муниципальных органов, — муниципальные должности категории «А» Глава местного самоуправления, Глава администрации муниципального образования, руководитель и заместители руководителя представительного органа местного самоуправления (в случае их работы на постоянной основе);

— должности, учреждаемые уставами муниципальных образований, а также иными нормативными актами местного самоуправления для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», — муниципальные должности категории «Б» — Заместители Главы местного самоуправления, заместители Главы администрации муниципального образования;

— должности, учреждаемые муниципальными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, — муниципальные должности категории «В».

Перечень муниципальных должностей категорий «А», «Б» и «В» дается в Едином реестре муниципальных должностей в Самарской области.

4. На лиц, занимающих должности категории «А», не распространяются положения статьи 15, статьи 22, статьи 23, пункта 2 статьи 24.

5. Муниципальная служба на должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие должности категории «А».

6. Не является муниципальной службой работа в органах территориального общественного самоуправления, в том числе платная, независимо от источников финансирования такой работы.

7. Не является муниципальной службой депутатская деятельность депутатов представительного органа местного самоуправления.

8. Организационная структура муниципальной службы определяется муниципальным образованием самостоятельно в соответствии с его уставом, с учетом положений настоящего Закона.

Статья 2. Полномочия органов государственной власти Самарской области в регулировании муниципальной службы

Органы государственной власти Самарской области в пределах своих полномочий осуществляют:

1) принятие закона о муниципальной службе, контроль за его соблюдением;

2) обеспечение соответствия уставов муниципальных образований и нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам муниципальной службы законам Российской Федерации и Самарской области;

3) принятие региональных программ развития и совершенствования муниципальной службы;

4) формирование резерва государственных служащих Самарской области, установление порядка перехода с муниципальной на государственную службу, обучение и аттестацию резервных служащих;

5) установление соотношения муниципальных должностей с реестром государственных должностей в зависимости от численности населения и других особенностей муниципальных образований;

6) обеспечение гарантий реализации полномочий муниципальных служащих на территории Самарской области.

Статья 3. Полномочия муниципального образования в области муниципальной службы

Муниципальные образования самостоятельно решают все вопросы организации муниципальной службы в соответствии с их уставами, за исключением вопросов, отнесенных федеральными и областными законами к ведению Российской Федерации и Самарской области.

Статья 4. Муниципальная должность

1. Муниципальная должность — должность, включенная в Единый реестр муниципальных должностей Самарской области, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий муниципального органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

2. Каждое муниципальное образование имеет реестр муниципальных должностей, утверждаемый главой местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

3. Муниципальные должности подразделяются на следующие группы:

а) высшие муниципальные должности,

б) главные муниципальные должности,

в) ведущие муниципальные должности,

г) старшие муниципальные должности,

д) младшие муниципальные должности.

4. Представительный орган местного самоуправления муниципального образования по предложению главы муниципального образования вправе устанавливать классификацию (разряды) должностей внутри соответствующих групп муниципальных должностей, а также производить классификацию муниципальных должностей.

5. Наименования муниципальных должностей устанавливаются муниципальным образованием самостоятельно.

Статья 5. Реестр муниципальных должностей

1. В Едином реестре муниципальных должностей в Самарской области содержится сводный перечень муниципальных должностей всех категорий, предусмотренных настоящим Законом и нормативными актами органов местного самоуправления (Приложение).

Единый реестр муниципальных должностей в Самарской области формируется на основании уставов и иных нормативных актов муниципальных образований.

2. Внесение изменений и дополнений в Единый реестр муниципальных должностей в Самарской области осуществляет Губернатор Самарской области по представлению соответствующих органов местного самоуправления.

Статья 6. Финансирование муниципальной службы

Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета соответствующего муниципального образования.

Глава 2. Правовой статус муниципального служащего
Статья 7. Принципы муниципальной службы

Муниципальная служба основана на принципах:

1) законности;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности муниципальных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) единства системы местного самоуправления, разграничения предметов ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления;

4) равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии со способностями и уровнем профессиональной подготовки;

5) обязательности для муниципальных служащих выполнения решений, принятых вышестоящими государственными и муниципальными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе;

7) профессионализма и компетентности муниципальных служащих;

8) гласности в осуществлении муниципальной службы;

9) внепартийности муниципальной службы, отделения религиозных объединений от государства;

10) стабильности кадров муниципальных служащих в муниципальных органах;

11) правовой и социальной защиты муниципальных служащих.

Статья 8. Муниципальный служащий

1. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральными законами, законами Самарской области, уставами, другими нормативными актами муниципального образования, обязанности по муниципальной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета муниципального образования.

2. Муниципальным служащим является лицо, занимающее муниципальную должность на основе трудового договора (контракта).

3. На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе.

4. Органы муниципальных образований не вправе устанавливать правила муниципальной службы, ограничивающие права граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации, Уставе Самарской области , федеральных и областных законах.

Статья 9. Личное дело муниципального служащего

1. Прохождение муниципальной службы отражается в личном деле муниципального служащего, которое ведет кадровая служба органа муниципального образования. При переводе или увольнении с последующим поступлением на другую муниципальную или государственную должность личное дело муниципального служащего передается с нарочным либо пересылается почтой на новое место работы.

Ведение нескольких личных дел для одного муниципального служащего не допускается.

2. Единая (унифицированная) форма личного дела муниципального служащего в Самарской области устанавливается Губернатором Самарской области.

Личное дело муниципального служащего имеет порядковый номер, содержит общие биографические сведения о муниципальном служащем, прохождении им службы, копии приказов, распоряжений и других актов, касающихся служебной деятельности муниципального служащего, отзывы о его работе, заключения аттестационных комиссий, рекомендации и другую информацию согласно утвержденной форме личного дела муниципального служащего.

Личное дело содержит опись включенных в него документов.

3. Муниципальный служащий вправе представлять вышестоящему должностному лицу информацию, документы, характеризующие его служебную деятельность, профессиональную подготовку, творческие достижения, связанные с муниципальной службой, для отражения их в личном деле муниципального служащего.

4. Сбор и внесение в личное дело муниципальных служащих сведений об их политической и религиозной принадлежности, о частной жизни не допускается.

5. Муниципальный служащий вправе знакомиться с содержанием своего личного дела.

Статья 10. Основные права муниципального служащего

1. Муниципальный служащий имеет право:

а) знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой муниципальной должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе;

б) получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

в) посещать в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности;

г) принимать решения и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

д) участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной или муниципальной должности либо выставлять свою кандидатуру на выборах на выборные муниципальные и государственные должности;

е) на продвижение по службе, включая переход на государственную службу, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

ж) знакомиться со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщать к личному делу свои объяснения;

з) на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации;

и) проведения по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

к) входить в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов, состоять в политических партиях;

л) внесения предложений по совершенствованию муниципальной службы в органы государственной власти, самоуправления, должностным лицам.

2. Уставом муниципального образования могут быть установлены иные права муниципального служащего не противоречащие Конституции Российской Федерации , федеральным законам, законам Самарской области.

Статья 11. Основные обязанности муниципального служащего

Муниципальный служащий обязан:

а) осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными инструкциями, положениями, нормативными актами муниципальных образований, законами Самарской области, Российской Федерации;

б) соблюдать Конституцию Российской Федерации, Устав Самарской области, исполнять законы, другие нормативные правовые акты, принятые государственными органами, органами самоуправления муниципального образования, решения, принятые населением на референдуме, собрании (сходе), конференции;

в) добросовестно исполнять должностные обязанности;

г) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

д) исполнять приказы, распоряжения и указания, отданные в пределах должностных полномочий, за исключением незаконных;

е) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами, законами Самарской области, нормативными актами муниципального образования;

ж) соблюдать нормы служебной этики, а также установленные в муниципальном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

з) сохранять государственную и другую, охраняемую законом, тайну, конфиденциальную информацию, состав которой определяется соответствующим органом местного самоуправления, а также ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;

и) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей.

Статья 12. Ограничения, связанные с муниципальной службой

1. Муниципальный служащий не вправе:

а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;