Доход комитента, что это?

О доходе комитента

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации»;
  • ПБУ 9/99;
  • Письмо Минфина России от 07.05.2007 N 03-11-05/95;
  • Постановление ФАС Западно-сибирского округа от 29.07.2009 г. по делу № А75-8021/2008.
  • Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.

    Согласно ст. 990 Гражданского кодекса РФ, По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) совершить для него за вознаграждение одну или несколько сделок от своего имени, причем по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным сам комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке.

    В соответствии с ст. 991 ГК РФ договор комиссии является возмездным договором. В случаях, когда договор комиссии не был исполнен по причине, зависящей от комитента, комиссионер сохраняет за собой право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов. Комиссионер получает от комитента вознаграждение за оказание ему услуг по реализации товара в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии. Если комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Вознаграждение может быть установлено в договоре как фиксированная сумма, процент от стоимости реализованной продукции или разница в ценах.

    Вещи, которые комитент передает комиссионеру, остаются в собственности комитента (п. 1 ст. 996 ГК РФ). Поэтому при передаче комитентом товара комиссионеру реализации не происходит и, значит, отсутствует объект налогообложения по НДС (п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

    Исходя из норм ст. 996 ГК РФ вещи, переданные комиссионеру, остаются в собственности комитента. Как указывается в ст.ст. 39, 146 НК РФ при передаче комитентом товара комиссионеру реализации товара не происходит, следовательно отсутствует объект налогообложения по НДС.

    Поскольку собственником товара, реализуемого комиссионером является комитент, то НДС по операциям реализации товара, уплачивается комитентом.

    Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 утверждены правила ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, согласно п. 20 указанных правил при реализации имущества комитента комиссионером комитент должен выставить комиссионеру счет-фактуру. В этом счете-фактуре отражаются показатели счета-фактуры, выставленного комиссионером покупателю.

    В случаях удержания комиссионером своего вознаграждения из средств, которые подлежат перечислению комитенту, не влияет на порядок уплаты комитентом НДС по операции, связанной с реализацией товаров. Это обусловлено тем, что сумма налога рассчитывается исходя из стоимости реализованных товаров, а не из фактически полученной от комиссионера суммы (п. 1 ст. 154 НК РФ).

    В соответствии с п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ сумма, получаемая через комиссионера, от продажи товаров, продукции или иного имущества через (за вычетом НДС), является для комитента выручкой от реализации.

    При этом учитывая п. 1 ст. 268 НК РФ сумма дохода от реализации покупной продукции, не являющейся товарами и иным имуществом комитента, уменьшается на стоимость их приобретения и сумму затрат, связанных с реализацией, включая комиссионное вознаграждение и возмещаемые комиссионеру расходы.

    В соответствии с ст. 268 НК РФ, в случаях когда операция по реализации продукции оказалась убыточной, понесенный убыток учитывается в целях налогообложения единовременно (в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования и фактическим сроком эксплуатации, — при реализации амортизируемого имущества).

    Если комитент применяет метод начисления, то моментом получения дохода признается дата реализации, указанная в извещении или в отчете комиссионера (п. 3 ст. 271 НК РФ). Соответствующее извещение комиссионер обязан направить комитенту в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла реализация (абз. 5 ст. 316 НК РФ). При использовании кассового метода доходы от реализации учитываются в целях налогообложения при поступлении средств на расчетный счет или в кассу комитента (п. 2 ст. 273 НК РФ, Письмо Минфина России от 07.05.2007 N 03-11-05/95).

    Согласно п. 2 ст. 249 НК РФ, в случаях когда комиссионер удержал вознаграждение комитент обязан включать в доходы всю выручку, получаемую от реализации товаров (счетом, суммы которая была удержана комиссионером), поскольку выручка определяется исходя из всех поступления, связанных с расчетами за реализованную продукцию.

    При методе начисления факт поступления денег вообще не имеет значения, а при кассовом методе доходы признаются не только на дату поступления средств на расчетный счет или в кассу, но и при погашении задолженности иным способом (п. 1 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ). При удержании комиссионером вознаграждения встречные обязательства сторон в соответствующей части прекращаются зачетом (ст. ст. 410, 997 ГК РФ).

    Таким образом, независимо от применяемого метода доходом комитента является вся сумма, поступившая на счет комиссионера от покупателя. Кроме того, сумму удержанного комиссионером вознаграждения комитент учитывает в расходах.

    Как указывается в п.п. 6, 10.1 ПБУ 9/99 выручка (прочий доход) признается в сумме, за которую имущество реализовано комиссионером. В учете комитента отражаются расчеты с комиссионером как по реализованному имуществу, так и по вознаграждению. Выручка (или прочий доход) отражается в учете комитента по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90, субсчет 90-1 (или кредиту счета 91, субсчет 91-1). При этом одновременно делается запись по дебету счета учета расчетов с комиссионером (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») и кредиту счета 62 на сумму, за которую реализовано имущество.

    Сумма комиссионного вознаграждения, причитающегося комиссионеру, отражается в составе расходов на продажу (или прочих расходов) и признается на дату утверждения отчета комиссионера (п. п. 5, 11, 16 ПБУ 10/99). В аналогичном порядке учитываются расходы, понесенные комиссионером и подлежащие возмещению комитентом.

    В своем постановлении от 29.07.2009 г. по делу № А75-8021/2008 Федеральный арбитражный суд Западно-сибирского округа указал, что с учетом положений статей 247, 248, 252, 264, 270 НК РФ, статей 990, 991, 992 ГК РФ всю выручку, полученную комиссионером, комитент учитывает в составе доходов; в составе же расходов — вознаграждение и часть дополнительной выгоды. В свою очередь, комиссионер учитывает свою часть дополнительной выручки в доходах. Получение дополнительной выгоды является стимулом по выполнению комиссионером поручения комитента на более выгодных для него условиях. Также дополнительная выгода подлежит выплате наряду с комиссионным вознаграждением. Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что налогоплательщик правомерно уменьшил налоговую базу по налогу на прибыль на сумму дополнительного вознаграждения комиссионера, суд кассационной инстанции считает правильным.

    Резюме

    Выручка от реализации продукции (товара) является доходом комитента, вознаграждение комиссионера является частью выручки, поскольку из ст.ст. 999, 1000, 1001 Гражданского кодекса РФ прямо следует, что все вещи, приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Кроме того, посредник обязан передать комитенту все полученное по договору комиссии. Следовательно, у комитента имеется обязанность на отражение полной суммы доходов, не вычитая из них плату за услуги комиссионера. При этом не имеет значения, перечисляет комиссионер полную сумму выручки, или самостоятельно удерживает свое вознаграждение. Как указывается в п.1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ датой получения доходов является день, когда выручка поступила на счет или в кассу комитента.

    Также стоит дополнительно отметить, что доходом комитента является вся сумма, поступившая на счет комиссионера от покупателя.

    Вместе с тем комитент вправе учесть посредническое вознаграждение в затратах. Датой признания расхода будет являться день утверждения отчета комиссионера, где указана сумма выручки и вознаграждения. Если же в отчете нет информации о вознаграждении, то комитент и комиссионер обязаны составить отдельный акт сверки взаиморасчетов и отразить в нем сведения о плате за услуги посредника.

    Остались вопросы? Позвонив сейчас, Вы можете получить ответ на свой вопрос!

    Как комитент, применяющий «упрощенку», должен учитывать доходы и расходы

    Доходы комитента

    Предприниматели (и организации) на упрощенной системе учитывают доходы от реализации по правилам, изложенным в статье 249 Налогового кодекса (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). В ней говорится, что доходы — это выручка от реализации. Является ли вознаграждение комиссионера частью выручки? Является, поскольку из Гражданского кодекса прямо следует, что все вещи, приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Кроме того, посредник обязан передать комитенту все полученное по договору комиссии (ст. 999 – 1001 ГК РФ). Следовательно, комитент обязан показать доходы, не вычитая из них плату за услуги комиссионера. При этом не имеет значения, перечисляет комиссионер полную сумму выручки, или самостоятельно удерживает свое вознаграждение. Датой получения доходов будет день, когда выручка поступила на счет или в кассу комитента (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

    Расходы комитента

    Посредническое вознаграждение комитент вправе учесть в затратах. Дата признания расхода — это день утверждения отчета комиссионера, где указаны суммы выручки и вознаграждения. Если же в отчете нет информации о вознаграждении, то комитент и комиссионер обязаны составить отдельный акт сверки взаиморасчетов и отразить в нем сведения о плате за услуги посредника. Тогда комитент сможет сформировать расходы на дату подписания акта.

    Пример
    Комитент, применяющий упрощенную систему, в апреле 2009 получил от поставщика товар на сумму 1 000 000 руб. (но не оплатил его). В этом же месяце комитент отгрузил эту продукцию комиссионеру. Посредник продал товар за 1 500 000 руб., удержал вознаграждение в размере 150 000 руб., а оставшуюся часть денег в сумме 1 350 000 руб. (1 500 000 – 150 000) перевел комитенту. Средства поступили на счет последнего 30 апреля. На эту дату комитент сформировал доходы от реализации в сумме 1 500 000 руб., отразил их в книге доходов и расходов и учел при исчислении авансового платежа по «упрощенному» налогу за первый квартал 2009 года.

    Комиссионер составил отчет, в котором указал сумму выручки и посреднического вознаграждения по сделке. Комитент утвердил отчет 12 мая 2009 года. В книге учета доходов и расходов он отразил расходы в сумме 150 000 руб. и учел их при исчислении авансового платежа по единому налогу за полугодие 2009 года.

    В июле 2009 года комитент рассчитался с поставщиком товара. Тогда же он зафиксировал расходы в размере 1 000 000 руб. в книге доходов и расходов. Эту сумму он учел при исчислении авансового платежи по единому налогу за девять месяцев 2009 года.

    УСН и договор комиссии: как платить налоги

    Участниками договора комиссии могут быть организации, применяющие упрощенную систему. Если же одной стороной является предприятие, находящееся на общем режиме налогообложения, а другой — «упрощенец», то у обоих возникает множество проблем, связанных с налогообложением. Попробуем их разрешить.

    Контонистова Е.В.
    юрист консалтинговой группы «Что делать Консалт»
    Источник: журнал «Российский налоговый курьер» № 11 2004

    Согласно пункту 1 статьи 990 ГК РФ в рамках договора комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, несмотря на то что комитент был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению.

    Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя поручительство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение. Размер и порядок уплаты дополнительного вознаграждения должны быть установлены в договоре комиссии. Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен, оно уплачивается после исполнения договора в размере, в котором при сравнимых обстоятельствах обычно взимается плата за аналогичные услуги. Это установлено пунктом 1 статьи 991 ГК РФ.

    Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере согласно статье 1001 ГК РФ возместить комиссионеру суммы, израсходованные им на исполнение комиссионного поручения.

    Если комиссионер совершил сделку на более выгодных условиях, чем те, которые были указаны комитентом, то дополнительная выгода делится между комиссионером и комитентом поровну. Если, конечно, договором не предусмотрен другой порядок распределения этой выгоды. Об этом сказано в статье 992 ГК РФ.

    По исполнении поручения комиссионер обязан в соответствии со статьей 999 представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Если у комитента имеются возражения по отчету, он должен сообщить о них комиссионеру в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым.

    Если комиссионер — «упрощенец»…

    В ситуации, когда участники посреднического договора используют разные системы налогообложения, часто возникает много сложных вопросов. Как исчислять налоги, если комиссионер — «упрощенец», а комитент применяет общую систему налогообложения? Что является доходом комиссионера? Как правильно оформить учетные документы? Какие расходы комиссионер может признать, если он выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы»? Нужно ли комиссионеру, применяющему УСН, выставлять счета-фактуры? Попробуем ответить на эти вопросы.

    Порядок определения налоговой базы

    Объектом налогообложения по единому налогу при упрощенной системе налогообложения признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Об этом гласит пункт 1 статьи 346.14 НК РФ. При этом, как сказано в пункте 2 той же статьи, выбор объекта налогообложения осуществляет налогоплательщик.

    Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При этом доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ, при УСН не учитываются.

    Статья 251 Кодекса содержит норму, напрямую касающуюся участников посреднических договоров. Подпунктом 9 пункта 1 этой же статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего комиссионеру в связи с исполнением договора комиссии. То есть имущество (в том числе деньги), полученное от комитента или покупателя (продавца) для комитента, у комиссионера-«упрощенца» доходом не является и единым налогом не облагается. Доходом комиссионера является только комиссионное вознаграждение. Денежные средства, полученные от комитента в счет возмещения расходов комиссионера, также не являются доходами.

    Как известно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, используют кассовый метод для определения момента признания доходов. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Это установлено пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ.

    Если комиссионер-«упрощенец» не участвует в расчетах, то доход у него признается на дату поступления на его счет комиссионного вознаграждения от комитента. В случае участия комиссионера в расчетах он, как правило, удерживает свое вознаграждение из средств, полученных или от покупателей, или от комитента (в зависимости от того, что делает комиссионер для комитента: продает или покупает).

    Доход у комиссионера считается полученным в тот день, когда покупатели или комитент перечислят деньги. При этом не имеет значения, что отчет комиссионера еще не подписан, то есть комиссионные услуги еще не оказаны. Ведь у тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, к доходам относятся и авансы, так как «упрощенцы» используют кассовый метод (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Получив от комитента или покупателей денежные средства и удержав из них комиссионное вознаграждение до момента подписания отчета, комиссионер получает таким образом аванс в сумме причитающегося вознаграждения.

    В некоторых случаях по условиям договора комиссионер перечисляет всю сумму дохода комитенту. Последний после утверждения отчета комиссионера выплачивает ему вознаграждение. Это уже не аванс, а оплата за оказанные посреднические услуги.

    В Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения , комиссионер отражает суммы, полученные в рамках договора комиссии, в графе «Доходы — всего» раздела I «Доходы и расходы». Из полученной суммы комиссионер выделяет доходы, облагаемые единым налогом, и отражает их в соответствующей графе.

    Расходы, на сумму которых комиссионер может уменьшить свой налогооблагаемый доход, перечислены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Кроме того, пунктом 2 этой же статьи установлено, что расходы из указанного перечня должны соответствовать критериям пункта 1 статьи 252 Кодекса. А именно: они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.

    Налогоплательщики, применяющие УСН, признают расходы только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Это обусловлено тем, что «упрощенцы» применяют кассовый метод признания доходов и расходов.

    Обратите внимание: имущество, переданное комиссионером комитенту в результате исполнения условий договора комиссии, не включается в состав расходов, уменьшающих доходы.

    Комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение находящегося у него имущества, если договором не установлено иное. Об этом сказано в статье 1001 ГК РФ. То есть расходы на хранение имущества комитента, находящегося у комиссионера, несет последний. Причем независимо от того, где комиссионер хранит имущество комитента — на арендованном складе или на собственном. У комиссионера-«упрощенца» расходы по аренде склада уменьшают доходы (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Затраты на содержание собственного склада уменьшают доходы только по тем статьям расходов, которые предусмотрены для «упрощенцев» пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ.

    Остальные расходы, понесенные комиссионером в связи с исполнением поручения, не уменьшают налогооблагаемую базу. Комитент обязан их возместить. Следовательно, это расходы не комиссионера, а комитента.

    Налог на добавленную стоимость

    Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию России). Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ. Поэтому организации, применяющие УСН, обычно не выписывают счетов-фактур, не ведут журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж.

    А если «упрощенец» является комиссионером по договору комиссии? Тогда выписывать счета-фактуры ему приходится. И вот почему.

    Исходя из норм Гражданского кодекса комиссионер, заключая договор комиссии, оказывает комитенту услуги, а комитент в рамках договора комиссии осуществляет реализацию товаров (работ, услуг), принадлежащих ему на праве собственности, или покупку товаров (работ, услуг) с помощью комиссионера. Фактически покупателем или продавцом перед третьими лицами является комитент, а не комиссионер. Комиссионер выступает как посредник. Поэтому комиссионер должен выполнить за комитента его обязанность по исчислению НДС и предъявить счет-фактуру покупателю.

    При реализации товаров (работ, услуг) комитента посредник, выступающий от своего имени, выставляет счет-фактуру покупателю. Второй экземпляр счета-фактуры посредник подшивает в журнал учета выставленных счетов-фактур, не регистрируя его в книге продаж. Такой порядок установлен в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость .

    Показатели счетов-фактур, выставленных посредником покупателям, отражаются в счетах-фактурах, которые комитент выписывает посреднику и регистрирует в своей книге продаж. Это установлено пунктом 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость .

    В налоговом и бухгалтерском учете комитент отражает поступившую на расчетный счет или в кассу посредника выручку на основании отчета комиссионера. Поэтому в посреднических договорах необходимо четко определить порядок и сроки представления комиссионером отчета комитенту. Поступление отчета от комиссионера позднее установленных договором комиссии сроков не освобождает комитента от ответственности за несвоевременную уплату НДС.

    Если комиссионер закупает товары для комитента, то основанием у последнего для вычета НДС по приобретенным товарам является счет-фактура, выставленный на его имя продавцом. Если же продавец выставил счет-фактуру на имя комиссионера, комитент может принять НДС к вычету на основании счета-фактуры, полученного от посредника. В этом случае посредник выставляет комитенту счет-фактуру, в котором отражает показатели из счета-фактуры, полученного от продавца. При этом счета-фактуры — ни выставленный комиссионером, ни полученный им — в книге покупок и книге продаж у комиссионера не регистрируются.

    На сумму вознаграждения комиссионера-«упрощенца» НДС не начисляется. Следовательно, счет-фактуру на комиссионное вознаграждение комиссионер комитенту не выставляет.

    Если комитент — «упрощенец»…

    Если организация, применяющая УСН, по условиям договора комиссии является комитентом, у нее возникает еще больше проблем, чем у «упрощенца»-комиссионера. При этом основные трудности связаны с особенностями признания доходов и расходов при УСН.

    Порядок определения налоговой базы

    Если комитент-«упрощенец» реализует товары по договору комиссии, то у него появляются сложности с определением даты возникновения дохода. Дело в том, что пункт 1 статьи 346.17 НК РФ устанавливает дату признания доходов как день поступления средств на расчетный счет или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При этом не уточняется, в чью кассу (комитента или комиссионера) должны поступить деньги.

    Исходя из общих принципов признания доходов и расходов кассовым методом, можно сделать вывод, что в статье 346.17 НК РФ идет речь о денежных средствах, поступивших на расчетный счет или в кассу комитента, а не комиссионера. Это подтверждается также пунктом 2 этой же статьи, в котором есть прямая ссылка на налогоплательщика. А таковым в нашем случае является комитент. Следовательно, комитент, применяющий УСН, должен признавать доходы в момент поступления денежных средств на его расчетный счет или в кассу. Основанием для этого служит выписка с расчетного счета комитента или кассовые документы. Такая же позиция изложена, например, в письме УМНС России по г. Москве от 23.09.2003 № 21-09/54651.

    Если комиссионер не участвует в расчетах, то комитент получит от покупателей всю вырученную сумму за реализованный товар, включая комиссионное вознаграждение. В этом случае датой признания дохода будет день поступления денег от покупателя на расчетный счет комитента. Доходом комитента будет вся полученная от комиссионера сумма. Такой же момент признания и размер доходов у комитента будет, если комиссионер, участвующий в расчетах, сначала перечислит комитенту все полученное в рамках договора комиссии, а потом комитент выплатит ему вознаграждение.

    Но при этом у комитента, применяющего упрощенную систему налогообложения, который выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы», появляются сложности с отнесением комиссионного вознаграждения в состав расходов. Ведь статья 346.16 НК РФ, где дается закрытый перечень расходов, применяемых при упрощенной системе налогообложения, не содержит такого вида расходов, как оплата услуг посредника. Правда, есть одно исключение. Речь идет о комиссионном вознаграждении, выплачиваемом комиссионеру за покупку материалов для комитента. В этом случае вознаграждение можно учесть в стоимости материалов. Подпунктом 5 статьи 346.16 к расходам, уменьшающим доходы при «упрощенке», отнесены материальные расходы. Они определяются в порядке, установленном статьей 254 Кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В свою очередь, в пункте 2 статьи 254 сказано, что в стоимость товарно-материальных ценностей включаются и комиссионные вознаграждения. Во всех остальных случаях комиссионное вознаграждение не уменьшает доходы комитента, применяющего УСН.

    А как учитываются доходы комитента-«упрощенца», если комиссионер удерживает свое вознаграждение из поступивших от покупателя денежных средств? В этом случае сумма дохода комитента в книге учета доходов и расходов будет отражена уже за минусом вознаграждения. То есть будет равна сумме, фактически поступившей на расчетный счет комитента. Поэтому мы рекомендуем применять именно этот способ расчета.

    Налогоплательщики, применяющие «упрощенку», вправе в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении налоговой базы уменьшить полученные доходы на сумму НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам). Правда, сделать это можно только в том случае, если стоимость таких товаров (работ, услуг) включена в расходы согласно закрытому перечню, данному в статье 346.16 Кодекса.

    Но есть и другая точка зрения. Она заключается в следующем: независимо от того, уменьшают ли затраты по товарам (работам, услугам) доходы или нет, признать в составе расходов сумму уплаченного НДС все равно можно. Ведь в подпункте 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ нет ограничения в части признания в составе расходов только сумм НДС по затратам из закрытого перечня. Налогоплательщикам, придерживающимся такой точки зрения, придется отстаивать ее в судебном порядке.

    Налог на добавленную стоимость

    Комитент, применяющий УСН, счет-фактуру на свои товары комиссионеру не выставляет. Обязанность по ее составлению возлагается только на плательщиков НДС, а «упрощенец» таковым не является (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

    Не должен выставлять счет-фактуру и комиссионер покупателям при реализации товаров комитента, применяющего УСН. Ведь продавцом товаров остается комитент, а он освобожден от уплаты НДС.

    Если же комиссионер ошибочно начислил и предъявил к уплате НДС, то налог необходимо заплатить в бюджет в той сумме, которая была указана в выставленном счете-фактуре (п. 5 ст. 173 НК РФ). Заплатить НДС в бюджет должен тот участник договора комиссии, который получил сумму налога. Если комиссионер перечислит сумму налога комитенту, то последний должен уплатить НДС в бюджет. Если же комитенту были перечислены деньги без НДС, то комиссионер должен заплатить налог в бюджет.

    Некоторые налогоплательщики полагают, что, если они в данной ситуации налог не уплатят, ответственность им не грозит. При этом они ссылаются на то, что комитент-«упрощенец» не является плательщиком НДС. А ответственность по статье 122 НК РФ (за неуплату налога) применяется только к налогоплательщикам. Пени по статье 75 Кодекса также можно взыскать только с плательщиков налога.

    Однако такой подход является ошибочным. Обязанность по уплате налога в бюджет в случае, если «упрощенец» предъявил НДС покупателю, прописана в пункте 5 статьи 173 НК РФ. Поэтому избежать штрафных санкций при неуплате в бюджет НДС, полученного от покупателя, не удастся.

    Следует отметить особенности учета «входного» НДС. Если комиссионер закупает товары для комитента-«упрощенца», то полученный от покупателя счет-фактуру на эти товары комиссионер перевыставляет комитенту. Последний в свою очередь принять сумму НДС к вычету не вправе, так как не является плательщиком этого налога. Но комитент может учесть налог в составе расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

    Комиссионер и ЕНВД

    Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться только в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, которые перечислены в Налоговом кодексе. В частности, в розничной торговле. Поэтому на практике возник спор: как расценивать торговлю по договору комиссии в случае, если она осуществляется в розницу? Как отдельный вид деятельности — посреднические услуги или как розничную торговлю товарами?

    Комиссионер не реализует товары, он реализует услуги. Посреднические услуги не относятся к видам деятельности, по которым применяется единый налог на вмененный доход. По комиссионной торговле комиссионер должен применять либо «упрощенку», если он перешел на этот режим, либо общий режим налогообложения.

    Однако есть и другая точка зрения. Представители МНС России считают, что организации-комиссионеры, фактически осуществляющие продажу товаров в розницу, могут быть переведены на уплату ЕНВД в порядке, установленном для налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей. В обоснование своей позиции они приводят следующие доводы.

    Согласно положениям статьи 346.27 НК РФ розничной торговлей для целей ЕНВД является торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. Данное определение позволяет утверждать, что действующее налоговое законодательство не дифференцирует для целей перехода на уплату ЕНВД торговлю товарами комитента и торговлю собственными товарами налогоплательщика, так как основным критерием для перехода на уплату ЕНВД является форма расчета с покупателями. К тому же комитент делегирует свои полномочия по реализации товара комиссионеру, а фактически осуществляет торговлю комиссионер. Поэтому налогообложение организации, которая перешла на уплату ЕНВД и реализует не только собственные товары, но и товары комитента, осуществляется в соответствии с главой 26.3 НК РФ.

    Если налогоплательщики не согласны с последней точкой зрения, им придется отстаивать свою позицию в суде. Следует отметить, что у судебных органов нет единого мнения по данному вопросу. В практике федеральных судов принимались решения, как разрешающие налогоплательщикам, осуществляющим розничную торговлю комиссионными товарами, применять общий режим налогообложения, так и обязывающие их уплачивать ЕНВД.

    Форма этого документа утверждена приказом МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606.

    Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

    Подробнее о порядке документооборота при договоре комиссии читайте в одном из ближайших номеров журнала. — Примеч. ред.

    Об учете ИП-комитентом, применяющим УСН, доходов по договору комиссии

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО

    от 20.04.17 N 03-11-11/23918

    Вопрос: Об учете ИП-комитентом, применяющим УСН, доходов по договору комиссии.

    Ответ:

    Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

    Пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

    Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы — в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

    В соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

    Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

    В соответствии со статьей 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

    При этом согласно пункту 1 статьи 996 ГК РФ вещи, поступившие комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса датой получения доходов у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

    Учитывая изложенное, доходом индивидуального предпринимателя — комитента, полученным в рамках договоров комиссии, признается вся полученная комитентом сумма денежных средств, включая комиссионное вознаграждение комиссионера.

    Датой получения доходов для комитента будет являться день поступления указанных средств на счета в банках и (или) в кассу комитента.

    Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

    Заместитель директора Департамента

    Р.А.СААКЯН