Договор ЕАЭС страны

Статья 97. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 11.04.2017)

Статья 97

Трудовая деятельность трудящихся государств-членов

1. Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

2. Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.

3. В целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании.

Трудящиеся одного государства-члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств-членов признаются в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Работодатели (заказчики работ (услуг)) вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании на язык государства трудоустройства, а также в случае необходимости в целях верификации документов об образовании трудящихся государств-членов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), выдавшие документ об образовании, и получать соответствующие ответы.

4. Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора.

5. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).

6. Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда.

В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.

7. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена в случаях, предусмотренных законодательством государства въезда, используют миграционные карты (карточки), если иное не предусмотрено отдельными международными договорами государств-членов.

8. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда, освобождаются от использования миграционной карты (карточки), если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.

9. В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз.

Последние новости:

  • Авто из Европы: кому еще дали право на льготную растаможку
  • Россия разрешила въезд белорусским вахтовикам

Цели Таможенного союза

Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:

  • увеличение рынка сбыта;
  • стимул для производства качественной конкурентоспособной продукции;
  • защита рынка стран, входящих в ЕАЭС.

Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:

  • отменить таможенные пошлины, тем самым уменьшив цену товара, а значит, сделав ее более конкурентоспособной;
  • унифицировать методы оценки качества продукции;
  • создать единое таможенное пространство, что позволило ускорить бюрократические процедуры;
  • дать возможность гражданам стран ЕАЭС иметь равные условия трудоустройства.

Какие страны входят в ЕАЭС?

До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.

Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:

  • Республика Беларусь;
  • Российская Федерация;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика.

В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.

История создания Таможенного союза

1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).

Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.

1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.

2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.

Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.

2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.

Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.

2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).

2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.

2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.

В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.

2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.

2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.

2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.

2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.

2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.

Противоречия в евразийском Таможенном союзе

Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.

Основные проблемы ЕАЭС:

  • применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
  • неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
  • системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
  • недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.

Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.

На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.

В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.

Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:

  • санкции против России от США и Европейского союза;
  • конфликт России с Украиной;
  • кризисы на Ближнем Востоке.

Практика применения таможенных соглашений

Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:

  • упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
  • улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
  • увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
  • позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.

Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:

  • Беларусь – 23,7%;
  • Россия – 22,4%;
  • Казахстан – 21,7;
  • Армения – 32%;
  • Кыргызстан – 24,7%.

Краткие выводы

  1. Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
  2. Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
  3. Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
  4. Страны, входящие в ЕАЭС в 2020 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
  5. В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
  6. Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.

Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС

Какие страны входят в Таможенный союз?

В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.

В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?

Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.

Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?

Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.

Что такое ЕврАзЭС?

ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.

Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?

Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.

Какой орган регулирует работу ЕАЭС?

Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.

Кто является председателем ЕАЭС?

Председатель меняется каждый год. В 2020 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изменениями и дополнениями)

  • Часть первая. Учреждение Евразийского экономического союза (ст.ст. 1 — 22)
    • Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 — 2)
      • Статья 1. Учреждение Евразийского экономического союза. Правосубъектность
      • Статья 2. Определения
    • Раздел II. Основные принципы, цели, компетенция и право Союза (ст.ст. 3 — 7)
      • Статья 3. Основные принципы функционирования Союза
      • Статья 4. Основные цели Союза
      • Статья 5. Компетенция
      • Статья 6. Право Союза
      • Статья 7. Международная деятельность Союза
    • Раздел III. Органы Союза (ст.ст. 8 — 19)
      • Статья 8. Органы Союза
      • Статья 9. Занятие должностей в структурных подразделениях постоянно действующих органов Союза
      • Статья 10. Высший совет
      • Статья 11. Порядок работы Высшего совета
      • Статья 12. Полномочия Высшего совета
      • Статья 13. Решения и распоряжения Высшего совета
      • Статья 14. Межправительственный совет
      • Статья 15. Порядок работы Межправительственного совета
      • Статья 16. Полномочия Межправительственного совета
      • Статья 17. Решения и распоряжения Межправительственного совета
      • Статья 18. Комиссия
      • Статья 19. Суд Союза
    • Раздел IV. Бюджет Союза (ст.ст. 20 — 22)
      • Статья 20. Бюджет Союза
      • Статья 21. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности органов Союза
      • Статья 22. Внешний аудит (контроль)
  • Часть вторая. Таможенный союз (ст.ст. 23 — 61)
    • Раздел V. Информационное взаимодействие и статистика (ст.ст. 23 — 24)
      • Статья 23. Информационное взаимодействие в рамках Союза
      • Статья 24. Официальная статистическая информация Союза
    • Раздел VI. Функционирование таможенного союза (ст.ст. 25 — 29)
      • Статья 25. Принципы функционирования таможенного союза
      • Статья 26. Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)
      • Статья 27. Создание и функционирование свободных (специальных, особых) экономических зон и свободных складов
      • Статья 28. Внутренний рынок
      • Статья 29. Исключения из порядка функционирования внутреннего рынка товаров
    • Раздел VII. Регулирование обращения лекарственных средств и медицинских изделий (ст.ст. 30 — 31)
      • Статья 30. Формирование общего рынка лекарственных средств
      • Статья 31. Формирование общего рынка медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники)
    • Раздел VIII. Таможенное регулирование (ст. 32)
      • Статья 32. Таможенное регулирование в Союзе
    • Раздел IX. Внешнеторговая политика (ст.ст. 33 — 50)
    • Раздел X. Техническое регулирование (ст.ст. 51 — 55)
      • Статья 51. Общие принципы технического регулирования
      • Статья 52. Технические регламенты Союза и стандарты
      • Статья 53. Обращение продукции и действие технических регламентов Союза
      • Статья 54. Аккредитация
      • Статья 55. Устранение технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами
    • Раздел XI. Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры (ст.ст. 56 — 59)
      • Статья 56. Общие принципы применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер
      • Статья 57. Применение санитарных мер
      • Статья 58. Применение ветеринарно-санитарных мер
      • Статья 59. Карантинные фитосанитарные меры
    • Раздел XII. Защита прав потребителей (ст.ст. 60 — 61)
      • Статья 60. Гарантии защиты прав потребителей
      • Статья 61. Политика в сфере защиты прав потребителей
  • Часть третья. Единое экономическое пространство (ст.ст. 62 — 98)
    • Раздел XIII. Макроэкономическая политика (ст.ст. 62 — 63)
      • Статья 62. Основные направления согласованной макроэкономической политики
      • Статья 63. Основные макроэкономические показатели, определяющие устойчивость экономического развития
    • Раздел XIV. Валютная политика (ст. 64)
      • Статья 64. Цели и принципы согласованной валютной политики
    • Раздел XV. Торговля услугами, учреждение, деятельность и осуществление инвестиций (ст.ст. 65 — 69)
      • Статья 65. Цель и предмет регулирования, сфера применения
      • Статья 66. Либерализация торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций
      • Статья 67. Принципы либерализации торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций
      • Статья 68. Административное сотрудничество
      • Статья 69. Транспарентность
    • Раздел XVI. Регулирование финансовых рынков (ст. 70)
      • Статья 70. Цели и принципы регулирования финансовых рынков
    • Раздел XVII. Налоги и налогообложение (ст.ст. 71 — 73)
      • Статья 71. Принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения
      • Статья 72. Принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах
      • Статья 73. Налогообложение доходов физических лиц
    • Раздел XVIII. Общие принципы и правила конкуренции (ст.ст. 74 — 77)
      • Статья 74. Общие положения
      • Статья 75. Общие принципы конкуренции
      • Статья 76. Общие правила конкуренции
      • Статья 77. Государственное ценовое регулирование
    • Раздел XIX. Естественные монополии (ст. 78)
      • Статья 78. Сферы и субъекты естественных монополий
    • Раздел XX. Энергетика (ст.ст. 79 — 85)
      • Статья 79. Взаимодействие государств-членов в сфере энергетики
      • Статья 80. Индикативные (прогнозные) балансы газа, нефти и нефтепродуктов
      • Статья 81. Формирование общего электроэнергетического рынка Союза
      • Статья 82. Обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики
      • Статья 83. Формирование общего рынка газа Союза и обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа
      • Статья 84. Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов
      • Статья 85. Полномочия Комиссии в сфере энергетики
    • Раздел XXI. Транспорт (ст.ст. 86 — 87)
      • Статья 86. Скоординированная (согласованная) транспортная политика
      • Статья 87. Сфера применения
    • Раздел XXII. Государственные (муниципальные) закупки (ст. 88)
      • Статья 88. Цели и принципы регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок
    • Раздел XXIII. Интеллектуальная собственность (ст.ст. 89 — 91)
      • Статья 89. Общие положения
      • Статья 90. Правовой режим объектов интеллектуальной собственности
      • Статья 91. Правоприменение
    • Раздел XXIV. Промышленность (ст.ст. 92 — 93)
      • Статья 92. Промышленная политика и сотрудничество
      • Статья 93. Промышленные субсидии
    • Раздел XXV. Агропромышленный комплекс (ст.ст. 94 — 95)
      • Статья 94. Цели и задачи согласованной (скоординированной) агропромышленной политики
      • Статья 95. Основные направления согласованной (скоординированной) агропромышленной политики и меры государственной поддержки сельского хозяйства
    • Раздел XXVI. Трудовая миграция (ст.ст. 96 — 98)
      • Статья 96. Сотрудничество государств-членов в сфере трудовой миграции
      • Статья 97. Трудовая деятельность трудящихся государств-членов
      • Статья 98. Права и обязанности трудящегося государства-члена
  • Часть четвертая. Переходные и заключительные положения (ст.ст. 99 — 118)
    • Раздел XXVII. Переходные положения (ст.ст. 99 — 106)
      • Статья 99. Общие переходные положения
      • Статья 100. Переходные положения в отношении раздела VII
      • Статья 101. Переходные положения в отношении раздела VIII
      • Статья 102. Переходные положения в отношении раздела IX
      • Статья 103. Переходные положения в отношении раздела XVI
      • Статья 104. Переходные положения в отношении раздела XX
      • Статья 105. Переходные положения в отношении раздела XXIV
      • Статья 106. Переходные положения в отношении раздела XXV
    • Раздел XXVIII. Заключительные положения (ст.ст. 107 — 118)
      • Статья 107. Социальные гарантии, привилегии и иммунитеты
      • Статья 108. Вступление в Союз
      • Статья 109. Государства-наблюдатели
      • Статья 110. Рабочий язык органов Союза. Язык международных договоров в рамках Союза и решений Комиссии
      • Статья 111. Доступ и опубликование
      • Статья 112. Разрешение споров
      • Статья 113. Вступление Договора в силу
      • Статья 114. Соотношение настоящего Договора с иными международными договорами
      • Статья 115. Внесение изменений в Договор
      • Статья 116. Регистрация Договора в Секретариате Организации Объединенных Наций
      • Статья 117. Оговорки
      • Статья 118. Выход из Договора

Договор
о Евразийском экономическом союзе
(Астана, 29 мая 2014 г.)

С изменениями и дополнениями от:

10 октября, 23 декабря 2014 г., 8 мая 2015 г.

ГАРАНТ:

Протоколом, подписанным в Москве 15 марта 2018 г., в настоящий Договор внесены изменения. Протокол не вступил в силу

О разъяснении положений настоящего Договора см. Консультативные заключения Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза от 1 ноября 2016 г., от 4 апреля 2017 г., от 30 октября 2017 г. и от 11 декабря 2017 г. N СЕ-2-3/1-17-БК

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами,

основываясь на Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года,

руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина,

желая укрепить солидарность и углубить сотрудничество между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций,

выражая убежденность в том, что дальнейшее развитие евразийской экономической интеграции отвечает национальным интересам Сторон,

движимые стремлением укрепить экономики государств — членов Евразийского экономического союза и обеспечить их гармоничное развитие и сближение, а также гарантировать устойчивый рост деловой активности, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию,

обеспечивая экономический прогресс путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами — членами Евразийского экономического союза общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики,

подтверждая стремление к дальнейшему укреплению экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, а также международными интеграционными объединениями и международными организациями,

принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также другим общепризнанным принципам и нормам международного права, договорились о нижеследующем.

Совершено в городе Астане 29 мая 2014 года в одном экземпляре на белорусском, казахском и русском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.

В случае возникновения разногласий для целей толкования настоящего Договора используется текст на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Договора, направит каждой Стороне его заверенную копию.

За Республику Беларусь

За Республику Казахстан

За Российскую Федерацию

Приложения

Приложение N 1. Положение о Евразийской экономической комиссии

Приложение N 2. Статут Суда Евразийского экономического союза

Приложение N 3. Протокол об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза

Приложение N 4. Протокол о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза

Приложение N 5. Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов

Приложение N 6. Протокол о едином таможенно-тарифном регулировании

Приложение N 7. Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран

Приложение N 8. Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам

Приложение N 9. Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза

Приложение N 10. Протокол о проведении согласованной политики в области обеспечения единства измерений

Приложение N 11. Протокол о признании результатов работ по аккредитации органов по оценке соответствия

Приложение N 12. Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер

Приложение N 13. Протокол о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей

Приложение N 14. Протокол о проведении согласованной макроэкономической политики

Приложение N 15. Протокол о мерах, направленных на проведение согласованной валютной политики

Приложение N 16. Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций

Приложение N 17. Протокол по финансовым услугам

Приложение N 18. Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг

Приложение N 19. Протокол об общих принципах и правилах конкуренции

Приложение N 20. Протокол о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий

Приложение N 21. Протокол об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики

Приложение N 22. Протокол о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики

Приложение N 23. Протокол о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов

Приложение N 24. Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике

Приложение N 25. Протокол о порядке регулирования закупок

Приложение N 26. Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности

Приложение N 27. Протокол о промышленном сотрудничестве

Приложение N 28. Протокол о единых правилах предоставления промышленных субсидий

Приложение N 29. Протокол о мерах государственной поддержки сельского хозяйства

Приложение N 30. Протокол об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей

Приложение N 31. Протокол о функционировании Евразийского экономического союза в рамках многосторонней торговой системы

Приложение N 32. Положение о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе

Налоговая политика ЕАЭС. Плюсы и минусы

Автор материала: Азамат Акенеев, эксперт по экономике и финансам Совета по развитию бизнеса и инвестициям.

Вопросы налогообложения являются одним из ключевых аспектов функционирования экономических союзов, во многом определяющих успех или провал интеграционных объединений. Формирование налоговой политики в рамках ЕАЭС в перспективе должно способствовать устранению ограничений для свободного перемещения капиталов, финансовых ресурсов, услуг и рабочей силы. Однако на практике достичь сближения по наиболее существенным вопросам налогообложения достаточно сложно по причине того, что вектор развития налоговых систем государств, входящих в ЕАЭС, жестко привязан к их текущей экономической ситуации и перспективам экономического развития. Национальные налоговые системы стран-участниц имеют значительные различия, так, например, один из главных индикаторов — налоговая нагрузка в Казахстане составляет 13,2% от ВВП, что практически в 3 раза меньше чем в экономике России (35,3%). Для Кыргызстана уровень налоговой нагрузки составляет около 20%, что является средним показателем для стран ЕАЭС.

Также интеграционные процессы, направленные на унификацию налогового законодательства, тормозятся из-за имеющихся между странами ЕАЭС противоречий в вопросах гармонизации ставок акцизов, унификации рынка и гармонизации норм и стандартов в производстве товаров.

Кыргызстан после вступления в ЕАЭС. Изменения для налогоплательщиков

Правовые основы налогового администрирования на уровне ЕАЭС

Главной правовой основой по вопросам налогообложения среди участников ЕАЭС является Раздел XVII, а также Приложение № 18 Договора о Евразийском экономическом союзе, которые содержат нормы и принципы налогообложения товаров и услуг, импортируемых / экспортируемых в пределах интеграционного пространства. В рамках Договора преимущественно описан механизм взимания косвенных налогов в государствах-членах. Другие сферы налогообложения относятся к национальной политике. Данный факт объясняется тем, что именно косвенные налоги оказывают наибольшее влияние на формирование цен во взаимной торговле между странами. Формирование интеграционного объединения предполагает значительное расширение взаимного товарооборота, следовательно, ожидается увеличение непосредственного эффекта косвенных налогов на налоговые поступления в бюджеты стран. Таким образом, на текущий момент на уровне наднациональных правовых документов не предусмотрены нормы по унификации подходов стран-членов ЕАЭС к прямому налогообложению.

К основным направлениям гармонизации в сфере налогообложения, которые описаны в Договоре о ЕАЭС, относятся совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость (НДС) во взаимной торговле и сближение ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам.

Провозглашается принцип недискриминации во взаимной торговле: взимание налогов в государстве-члене, на территории которого реализуются товары других государств членов, должно быть не менее благоприятным, чем налогообложение, применяемое этим государством-членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории. То есть любое государство не имеет права после того, как товар попал на его рынок, взимать внутренний налог (например, налог с продаж или НДС) по более высоким ставкам, чем те, которые предусматриваются для товаров отечественного или внутреннего происхождения.

Товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, облагаются косвенными налогами. Взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами в ЕАЭС осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

При этом взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Предусматривается обмен необходимой для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов информацией между налоговыми органами стран ЕАЭС.

Особо следует отметить право граждан государств-членов на недискриминационное налогообложение доходов при работе по найму в любом государстве.

Очень важным обстоятельством является то, что договором о ЕАЭС не регулируется установление ставок налогов, как по прямым, так и по косвенным налогам. Различие ставок по косвенным налогам нейтрализуется введением механизма уплаты налога по принципу страны назначения, обеспечивая тем самым одинаковый уровень конкуренции на внутреннем рынке. В этом случае влияние косвенных налогов по разным ставкам на конечную стоимость товаров нейтрализуется.

Механизмы координации макроэкономической политики Кыргызстана в рамках ЕАЭС

Перспективы налоговой политики в ЕАЭС

В рамках Союза продолжается работа по постепенной гармонизации налоговых систем стран-участниц, а также внедрению новых инструментов налоговой политики с целью обеспечения равных правил конкуренции, снижению налоговых барьеров и развитию единого экономического пространства.

Продолжается работа по внедрению системы прослеживаемости товаров, связанных с вводом в систему администрирования косвенных налогов обращения электронных счетов-фактур и обмен информацией по таким счетам-фактурам между государствами-членами. При этом налогоплательщикам Кыргызстана следует иметь в виду, что прослеживаемость товаров в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нам партнерами от ЕАЭС, должна быть обеспечена по всему объему перемещаемых товаров. Это означает, что электронная счет-фактура должна будет оформляться всеми субъектами предпринимательства вне зависимости от их налогового статуса по режимам налогообложения, формам ведения предпринимательской деятельности, в отношении всех экспортируемых и импортируемых товаров, как из третьих стран, так и по торговле в рамках ЕАЭС.

Вводится и поэтапно распространяется система обязательной маркировки товаров в налоговых целях с обеспечением соответствующего обмена информацией с другими государствами-членами ЕАЭС. Данный механизм требует не только развитой инфраструктуры Налоговой службы, но и налогоплательщика. Неготовность Кыргызстана к введению маркировки может привести к практической изоляции субъектов предпринимательства и экономики страны.

Кыргызстан в ЕАЭС. Прогнозы и реальность

Серьезным вызовом сегодняшнего дня для фискальных систем всего мира служит переход экономики в цифровое пространство. Объем сделок по электронной торговле и электронным услугам постоянно растет. Необходимость администрирования налогообложения электронных услуг и электронной торговли требует инновационных и нестандартных подходов, в корне отличающихся от сегодняшних подходов к администрированию налогов. В настоящее время в рамках Консультативного комитета Евразийской Экономической Комиссии начата работа по разработке концепции налогообложения электронной торговли на территории ЕАЭС и выработки единообразных подходов. Данная работа изменит взаимодействие государств-членов ЕАЭС в области администрирования взаимной электронной торговли и предоставления и получения электронных услуг, а также приведет, к изменению системы и принципов налогообложения в каждом государстве ЕАЭС. В концепции налогообложения электронной торговли будут представлены изменения нормативно-правовой базы ЕАЭС в сфере косвенного налогообложения. В частности, изменения затронут раздел XVII «Налоги и налогообложение» Договора о ЕАЭС, где будут зафиксированы принципы налогообложения электронной торговли. В документе найдет отражение регламентация понятий, касающихся электронной коммерции в Приложении № 18 к Договору о ЕАЭС. Речь идет о таких терминах, как «электронная торговля», «электронные / цифровые товары», «электронные / цифровые услуги», «сервер», «программное обеспечение», «электронные / цифровые платежи», «электронные денежные средства», и другой терминологии, использующейся для налогообложения цифровых товаров и услуг на пространстве Евразийского экономического союза. В документе также будет отмечена необходимость создания наднационального механизма по взиманию НДС при оказании иностранными организациями услуг через сеть Интернет физическим лицам в странах ЕАЭС. Предполагается, в том числе, определить единый перечень таких услуг, места их оказания, порядок уплаты НДС и подтверждения нулевой ставки НДС и т.п. В концепции будет рассмотрена возможность создания наднационального механизма по взиманию НДС при продаже товаров через сеть Интернет физическим лицам, проработаны технические вопросы по подготовке механизма налогового администрирования при взимании налогов с операций, осуществляемых в цифровой форме, и другие

Продолжается переход в основном на дистанционные методы оказания услуг налогоплательщикам и населению. С одной стороны это приведет к сведению прямых контактов налоговых органов с налогоплательщиками к минимуму, с другой стороны, потребует большего объема информации, предоставляемой налогоплательщиками налоговым органам для осуществления мониторинга в камеральной форме. Данное противоречие может быть разрешено на основе применения следующих механизмов:

  • для розничного бизнеса — установки ККМ с функцией передачи информации в налоговые органы онлайн;
  • для организованного бизнеса — на основе введения механизма отмены выездных проверок при условии добровольного предоставления налогоплательщиком доступа налогового органа к своей бухгалтерской программе.

При этом перспективным представляется направление по дополнению бухгалтерских программ модулями, которые будут формировать все отчеты налогоплательщика, включая единую налоговую декларацию, а также статистические и другие отчеты в автоматическим режиме, с обеспечением возможности отправлять указанные отчеты непосредственно из бухгалтерской программы в соответствующие уполномоченные органы.

ЕАЭС неожиданно вышел в плюс. Надолго ли?

При развитой системе администрирования указанного типа станет возможным передача части важных функций администрирования налогов в части проверок и рассмотрения жалоб на аутсорсинг экспертному сектору страны.

Вносятся изменения в Договор о Союзе, цель которых — создание равных условий взимания НДС в свободных экономических зонах в отношении товаров, ввозимых из государств Союза, и товаров третьих стран. Соответствующий Протокол о внесении изменений направлен Коллегией Евразийской экономической комиссии в страны Союза для проведения внутригосударственного согласования.

Важным изменением, которое планируется внести в Раздел XVII «Налоги и налогообложение» Договора о ЕАЭС, станет уточнение статьи 72 «О принципах взимания косвенных налогов в государствах-членах». Пункт 5 предлагается дополнить новым абзацем, в котором уточняется, что предприниматели должны будут уплачивать НДС по товарам, освобожденным внутри страны от уплаты НДС, только один раз — при ввозе товаров. При этом НДС внутри страны не вводится. Страны Союза согласовали введение этого уточнения и предлагают направить его для рассмотрения сводной рабочей группой по совершенствованию Договора о ЕАЭС.

Также обсуждаются вопросы обоснованности применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов. Налоговые органы страны, куда импортирован товар, должны будут выявлять факты занижения (сокрытия) налоговой базы налогоплательщиком. Речь идет, в том числе о случаях, когда покупателем работ, услуг является налогоплательщик государства-члена, а их потребителем — его филиал или представительство на территории другой страны ЕАЭС.

Ведется работа над изменениями в Договор о ЕАЭС, включая Приложение № 18, в части взимания НДС в свободных экономических зонах в отношении товаров Союза и товаров тех государств, которые не являются его членами. Для достижения равных условий взимания НДС в СЭЗ в отношении товаров ЕАЭС могут быть внесены изменения, которые предполагают, что по уплате НДС будет предоставляться отсрочка в течение, например, 180 дней (сейчас НДС уплачивается сразу), а сумма исчисленного НДС будет приниматься к вычету.

Для решения проблем гармонизации налогового законодательства и налогового администрирования стран ЕАЭС необходимо усиление наднациональной координации и взаимодействия. При этом под гармонизацией понимается не введение единых ставок, процедур и правил налогообложения, а сближение позиций по вопросам налогообложения и налогового администрирования в той степени, в которой это возможно без нанесения ущерба национальным интересам отдельно взятых стран интеграционного пространства с учетом специфики и особенностей их регионального развития.