Д15 к60

Учет расчетов с бюджетом

Для учета расчетов с бюджетом используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», на котором учитываются расчеты по налогам, уплачиваемым организацией, и по налогам, удерживаемым с персонала. По кредиту счета 68 отражается сумма начисленных налогов, фактически причитающихся к уплате в бюджет, по дебету счета 68 — перечисление налогов и предъявление НДС к зачету в бюджет. К счету 68 могут быть открыты следующие субсчета:

  • 68-1 — «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
  • 68-2 — «Расчеты по НДС»;
  • 68-3 — «Налог на прибыль»;
  • 68-4 — «Расчеты по налогу на имущество» и др. по усмотрению организации.

В бухгалтерском учете оформляются следующие записи:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит счета 68, субсчет 1 — удержан налог на доходы физических лиц из заработной платы;

Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»;

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 3 «НДС», Кредит счета 68, субсчет 2;

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «НДС» — начислен НДС (моментом признания выручки является момент отгрузки либо момент оплаты соответственно);

Дебет счета 76, субсчет 3 «НДС», Кредит счета 68, субсчет 2 — учтен НДС при уплате налога «по оплате»;

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные», Кредит счета 68, субсчет 2 — начислен НДС с авансов полученных;

Дебет счета 68, субсчет 2, Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» — предъявлен НДС к зачету из бюджета;

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» Кредит счета 68, субсчет 3 — начислен налог на прибыль;

Дебет счета 91, субсчет 1 «Прочие расходы», Кредит счета 68, субсчет 4 — начислен налог на имущество;

Дебет счета 99, Кредит счета 68 — начисленые штрафные санкции в бюджет;

Дебет счета 68, соответствующие субсчета, Кредит счета 51 «Расчетные счета» — перечислены налоговые платежи и штрафные санкции в бюджет.

Аналитический учет ведется по каждому налогу.

Дебет 15
Кредит 60

Заготовление и приобретение материальных ценностей. Расчеты с поставщиками и подрядчиками

  • Акцепт счета поставщика к оплате до поступления материально-производственных запасов, при условии, если учетной политикой предусмотрено применение счета 15.
    Эта проводка не означает фактического поступления МПЗ, но лишь фиксирует их фактическую (покупную, как принято говорить) стоимость.
  • Отражается стоимость транспортных услуг, заказанных в связи с приобретением материально-производственных запасов или стоимость иных услуг сторонних организаций, связанных с приобретением определенной партии МПЗ.

Необходимость применения счета 15 (а с ним и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей») обусловлена необходимостью применения учетных цен. В свою очередь, необходимость применения учетных цен возникает в случаях, когда поступление материальных активов происходит прежде, чем будет известна сумма всех затрат, фактически понесенных в связи с их доставкой.

Сальдо по счету 15 на конец отчетного периода означает наличие МПЗ в пути.

Операции по оприходованию материалов (сырья, материалов, покупных п/ф и комплектующих, топлива и т.д. по субсчетам сч.10), отражаются в учете по следующей схеме:

  • Дт 15 Кт 60 – на сумму, указанную в счете поставщика;
  • Дт 10 Кт 15 – на сумму, исчисленную исходя из учетных цен;
  • Дт 15 Кт 60 (76) – на сумму, равную стоимости транспортных услуг, заказанных в связи с приобретением МПЗ;
    В итоге, оборотами по кредиту счета 15 показаны учетные цены, а по дебету – фактическая себестоимость. Разница списывается на счет 16.
  • Дт 16 Кт 15 – на сумму отклонений между фактической себестоимостью приобретенных МПЗ и их учетной ценой (перерасход); в случае отрицательной разницы проводка выполняется красным сторно (экономия) или это отражается обратной записью: Дт 15 Кт 16;
  • Дт 20 Кт 10 – на стоимость переданных в производство материалов, по учетным ценам;
  • Дт 20 Кт 16 – на сумму отклонений между фактической себестоимостью списанных в производство материалов и их учетной ценой.

Примечание. Отдельный авторский комментарий к каждой из указанных здесь проводок можно найти в базе данного модуля.

Справка. В качестве учетных цен на материалы, в соответствии с п. 80 Методических указаний по бухучету МПЗ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н, применяются:

  1. договорные цены (без учета транспортно-заготовительных расходов);
  2. фактическая себестоимость материалов прошлого периода (месяца, года);
  3. планово-расчетные цены, разрабатываемые организацией;
  4. средняя цена группы МПЗ.

Счет 60 в бухгалтерском учете

Актуально на: 28 сентября 2017 г.

Мы рассказывали в отдельном материале об учете расчетов с покупателями и заказчиками. В этой консультации остановимся на бухгалтерском учете расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Сч 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Ответы на вопросы, как ведется бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями, с персоналом по оплате труда, учредителями и т.д., содержатся в Плане счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Если сказать об учете расчетов с поставщиками и подрядчиками кратко, то этот учет ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». А счет 60 — активный или пассивный? Данный счет – активно-пассивный. Это означает, что остаток по данному счету учета расчетов может быть как дебетовый, так и кредитовый. Соответственно, и в балансе сальдо счета 60 может отражаться как в активе, так и в пассиве в зависимости от вида задолженности.

Подробная характеристика счета 60 содержится в Инструкции по применению Плана счетов.

Так, на счете 60 обобщается информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

  • полученные ТМЦ, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
  • ТМЦ, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
  • излишки ТМЦ, выявленные при их приемке;
  • полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.

Стоимость принятых к учету ценностей, работ и услуг отражается по дебету учета соответствующего имущества и расходов и кредиту счета 60. При этом операции на счете 60 учитываются по принципу начисления: расчеты за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги отражаются на счете 60 независимо от времени оплаты.

А дебетуется счет 60 в бухгалтерском учете на суммы оплаты. При этом в корреспонденции, к примеру, со счетом 51 «Расчетные счета» дебет 60 счета показывает не только погашение задолженности перед поставщиком, но и возникновение дебиторки при перечислении ему аванса.

Аналитический учет расчетов с поставщиками

Инструкция по применению Плана счетов предусматривает, что аналитический учет на счете 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику.

Кроме того, аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками должен быть организован таким образом, чтобы давал возможность получать необходимые данные в разрезе поставщиков по:

  • акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • не оплаченным в срок расчетным документам;
  • неотфактурованным поставкам;
  • авансам выданным;
  • выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
  • просроченным оплатой векселям;
  • полученному коммерческому кредиту и др.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками: проводки (примеры)

По учету расчетов с поставщиками и подрядчиками проводки, как правило, типовые.

Так, на оплату поставщику проводка делается следующая в зависимости от способа расчетов (наличные средства, безналичный порядок, расчеты в иностранной валюте):

Дебет счета 60 — Кредит счетов 50 «Касса», 51, 52 «Валютные счета» и др.

Так, бухгалтерская запись Д 60 К 51 означает, что поставщику перечислены средства с расчетного счета, а проводка Д 60 К 52 делается, если задолженность поставщика погашена или перечислен аванс с валютного счета.

При этом для учета авансов выданных на счете 60 обычно заводится отдельный субсчет.

При расчетах с поставщиками проводки на приобретение материалов, товаров, работ и услуг следующие:

Дебет счетов 10 «Материалы», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу» и т.д. – Кредит счета 60.

Если приобретаемые ценности, работы и услуги облагаются НДС, то одновременно делается проводка:

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» — Кредит счета 60.

Проводки по поставщикам не ограничиваются записями по формированию и оплате задолженности. Так, задолженность с поставщиками и подрядчиками, по которой истек срок исковой давности истек, а также в иных случаях, списывается на финансовые результаты организации на основании результатов проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя. При списании кредиторской задолженности делается бухгалтерская запись:

Дебет счета 60 – Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

При списании дебиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками формируется обратная проводка:

Дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 60.