Чек из ресторана представительские расходы

Учет представительских расходов без кассового чека об оплате

Цитата:Вопрос: Можно ли учесть в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль суммы представительских расходов по проведению официального ужина для партнеров, оплаченные с помощью корпоративной банковской карты? Имеется слип, однако кассовый чек отсутствует. (Консультация эксперта, 2007)
Ответ: Согласно пп. 22 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ в составе прочих расходов учитываются представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.
При этом в п. 2 ст. 264 НК РФ приведена расшифровка представительских расходов. В данном пункте также установлено ограничение размера представительских расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Представительские расходы могут быть учтены в составе затрат при исчислении налога на прибыль в размере, не превышающем 4 процента от расходов на оплату труда за текущий отчетный период.
Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
На законодательном уровне порядок оформления представительских расходов не установлен.
Однако представители налоговых органов считают, что для правомерного списания представительских расходов в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства. То есть в наличии у организации должны быть: приказ о проведении официального приема и о назначении лица, ответственного за оформление документов, смета на проведение официального приема представителей, первичные документы на оплату услуг кафе, ресторанов и т.д., отчет о проведенной встрече, акт на списание расходов (см. Письма УФНС по г. Москве от 23.12.2005 N 20-12/95338, от 22.12.2006 N 21-11/113019@).
При этом под первичными документами налоговики понимают в том числе счета из кафе, ресторанов, кассовые чеки, товарные чеки.
То есть при отсутствии кассового чека расходы на проведение официального приема могут быть исключены представителями проверяющих органов из состава затрат, учтенных налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль.
Однако кассовый чек к числу первичных документов, на наш взгляд, не относится. Формы первичных документов утверждены в альбоме унифицированных форм. Кассовый чек не представлен в альбомах унифицированных форм.
При отсутствии первичных документов в альбомах унифицированных форм организация имеет право разработать их самостоятельно. При этом самостоятельно разработанная организацией форма первичного документа должна содержать обязательные реквизиты, установленные в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
К числу обязательных реквизитов относятся наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и их подписи. Однако в кассовом чеке подобная информация обычно отсутствует. Состав обязательных реквизитов кассового чека утвержден в п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745.
Таким образом, можно сделать вывод, что кассовый чек не относится к числу первичных документов. При этом представители Минфина России в Письме от 05.01.2004 N 16-00-17/2 в ответе на частный запрос налогоплательщика высказали противоположную позицию.
То есть на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что кассовый чек является документом, подтверждающим лишь оплату продавцу стоимости товаров, работ, услуг.
То есть при наличии должным образом оформленных документов, подтверждающих оплату товаров, работ, услуг продавцу, наличие кассового чека, на наш взгляд, не обязательно.
При этом хотим отметить, что Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» вменяет в обязательном порядке всем организациям и индивидуальным предпринимателям выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки (ст. 5 Закона N 54-ФЗ).
При использовании платежных карт для оплаты наличных расходов согласно п. 3.1 Положения ЦБ РФ от 24.12.2004 N 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» составляются документы на бумажном носителе. При этом документ должен содержать следующие реквизиты:
идентификатор технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных карт;
вид операции;
дата совершения операции;
сумма операции;
валюта операции;
сумма комиссии (если имеет место);
код авторизации;
реквизиты платежной карты.
Документ по операциям с использованием платежной карты на бумажном носителе дополнительно должен содержать подпись держателя платежной карты и подпись кассира.
Таким образом, при наличии у организации надлежащим образом оформленного документа, подтверждающего оплату услуг с применением платежной карты, претензии проверяющих об отсутствии факта оплаты продавцу услуг, товаров, работ будут необоснованными. В таком случае при отсутствии кассового чека организация, на наш взгляд, может учесть суммы представительских расходов, оплаченных с применением банковских платежных карт, в составе затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль.
Подтверждает это и судебная практика (см. Постановление ФАС Московского округа от 29.05.2006 N КА-А40/4677-06).
И.В.Перелетова
Консалтинговая группа «Зеркало»
28.11.2007

Как обосновать и документально подтвердить представительские расходы

Черевадская О. Е., директор по аудиту ЗАО «Финасовый Контроль и Аудит»

Опубликовано в журнале «Российский налоговый курьер», 2010 г., № 1-2.

Организация вправе учесть в налоговой базе по налогу на прибыль любые экономически оправданные расходы, если они произведены с целью получения дохода и подтверждены соответствующими документами. Разберемся, какие документы организации следует получить от контрагентов, а какие оформить самостоятельно, чтобы подтвердить расходы на представительские цели1.

О составе и об особенностях налогового учета представительских расходов читайте на с. 34 этого номера. — Примеч. ред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, включаются лишь обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Применительно к представительским расходам это означает, что при расчете налога на прибыль можно учесть затраты только на те представительские мероприятия, проведение которых направлено на получение дохода. Кроме того, сами расходы должны быть подтверждены документально.

1Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (п. 1 ст. 252 НК РФ)

Перечень необходимых документов

В Налоговом кодексе не оговорен конкретный перечень документов, подтверждающих представительские расходы. Примерный перечень таких документов приведен в письме Минфина России от 13.11.2007 № 03-03-06/1/807. Назовем их:

  • приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на представительские цели;
  • смета представительских расходов;
  • первичные документы, подтверждающие приобретение и стоимость товаров (услуг сторонних организаций или переводчиков), использованных для представительских мероприятий (договоры, счета, накладные, акты сдачи-приемки выполненных работ, счета-фактуры, наряд-заказы, чеки ККТ, товарные чеки, другие платежные документы);
  • отчет о фактических расходах по проведенным представительским мероприятиям.

Если расчеты за товары (услуги), приобретенные для проведения представительского мероприятия, осуществлялись через подотчетных лиц, то должны быть оформлены авансовые отчеты с приложением к ним подтверждающих документов

Целесообразно также иметь следующие документы (они помогут подтвердить официальный статус приема):

  • программу (план) представительских мероприятий с указанием целей, места и сроков их проведения;
  • утвержденный список официальных лиц, участвующих в мероприятиях, как со стороны принимающей организации, так и со стороны приглашенных партнеров (список может быть включен в приказ о проведении представительского мероприятия или в программу этого мероприятия);
  • отчет (акт) по результатам проведенных представительских мероприятий, утвержденный руководителем организации (с указанием сумм расходов, фактически произведенных на представительские цели).

Оформление подтверждающих документов

Собственно представительские расходы (на проведение официального обеда, транспортное и буфетное обслуживание, оплату услуг переводчиков и др.) подтверждаются первичными документами, составленными по унифицированным формам. При отсутствии таких форм документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

Первичные документы, подтверждающие представительские расходы, должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ)

  • наименование и дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции и ее измерители в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей и личные подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.

Большинство из документов, рекомендованных Минфином России2 для подтверждения представительских расходов (приказ о проведении представительских мероприятий, смета расходов, отчет о фактически осуществленных расходах и др.), не имеют унифицированных форм. Поэтому остановимся подробнее на особенностях составления таких документов. Помимо включения в данные документы всех необходимых реквизитов, организации также следует обратить внимание на используемые в них формулировки.

2Речь о письме Минфина России от 13.11.2007 № 03-03-06/1/807.

Так, в преамбуле приказа о проведении официального приема представителей другой организации обычно указывают, что прием проводится «в целях установления или поддержания взаимовыгодного сотрудничества», «в целях увеличения объема продаж» либо «в целях расширения рынков сбыта». Главное, чтобы формулировка в приказе свидетельствовала, с одной стороны, об официальности мероприятия, а с другой — о его экономической обоснованности. Примерный образец такого приказа приведен на рис. 1 (с. 43).

Определенные затруднения могут возникнуть, если переговоры проводятся в том городе, куда работник направлен в служебную командировку. Ведь нередко организации командируют сотрудников для поиска клиентов в том или ином регионе и заключения с ними договоров. В подобной ситуации руководитель организации вряд ли сможет издать соответствующий приказ о проведении деловой встречи, поскольку заранее не известны ни участники переговоров, ни место и дата их проведения. Документами, подтверждающими необходимость проведения представительского мероприятия, будут являться приказ (распоряжение) о направлении работника (работников) в командировку3 и служебное задание на командировку3. В них следует указать, что целью служебной командировки сотрудника являются поиск новых клиентов, проведение с ними переговоров о возможном сотрудничестве и заключение договоров.

3Формы указанных документов утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

По возвращении из командировки работник в трехдневный срок обязан составить письменный отчет о выполненной в командировке работе 4, согласовать его со своим непосредственным руководителем и затем представить на утверждение руководителю организации (другому уполномоченному на то лицу). Основание — пункт 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749.

4Отчет о выполненной в командировке работе составляется по форме № Т-10а, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

В приказе об осуществлении расходов на представительские цели, как правило, назначается работник, ответственный за проведение представительского мероприятия. Обычно этому же сотруднику поручается разработка программы мероприятия (образец — рис. 2 на с. 44) и составление сметы расходов (образец — рис. 3 на с. 45).

В деловой практике принято заранее сообщать участникам о намеченной программе (плане) официального мероприятия. Данная информация поможет им лучше спланировать собственное время, а также продемонстрирует уважение к партнерам.

Рисунок 1. Образец приказа о проведении официального приема представителей другой организации

Общество с ограниченной ответственностью «Формат»

20 ноября 2009 года г. Москва

Приказ № 42

о проведении официального приема

представителей ЗАО «Каркас» (г. Новосибирск)

В целях поддержания взаимовыгодного сотрудничества и ознакомления представителей ЗАО «Каркас» с новой модификацией станков, производимых ООО «Формат»,

Приказываю:

1. Провести официальный прием и переговоры с представителями ЗАО «Каркас» в период с 1 по 4 декабря 2009 года.

2. Начальнику отдела по связям с партнерами Оленеву Я.В. в срок до 24 ноября 2009 года пригласить представителей ЗАО «Каркас» на переговоры и согласовать с ними даты визита и список приезжающих.

3. Коммерческому директору Колпаковой И.М. в срок до 26 ноября 2009 года подготовить и представить на утверждение программу пребывания представителей ЗАО «Каркас» в г. Москве и смету представительских расходов.

4. Оленеву Я.В. в срок до 27 ноября 2009 года направить представителям ЗАО «Каркас» программу пребывания.

5. Утвердить список работников ООО «Формат» для участия в переговорах в следующем составе:

— Марсов А.П., генеральный директор;

— Колпакова И.М., коммерческий директор;

— Литовченко С.А., старший менеджер по сбыту;

— Сатиков И.О., начальник отдела контроля качества.

6. Колпаковой И.М. в срок до 7 декабря 2009 года представить отчет о проведенном мероприятии с приложением подтверждающих документов.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Марсов А.П. Марсов

С настоящим приказом ознакомлен:

Рисунок 2. Образец утвержденной программы официального приема

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор ООО «Формат»

Марсов (А.П. Марсов)

25 ноября 2009 года

Программа официального приема представителей

ЗАО «Каркас» (г. Новосибирск) 2—3 декабря 2009 года

Целями официального приема являются ознакомление представителей ЗАО «Каркас» с новой модификацией станков, производимых ООО «Формат», демонстрация этих станков и в случае заинтересованности партнеров — проведение переговоров по условиям поставки указанной продукции и заключение соответствующего договора.

Наименование мероприятия

Время

2 декабря 2009 года

Встреча в аэропорту «Домодедово»

Прибытие в офис ООО «Формат».

Кофе, чай (буфетное обслуживание)

10-00 — 10-30

Презентация — информирование о новой модификации станков, производимых ООО «Формат», представление технических характеристик, описание преимуществ по сравнению с предыдущими моделями

10-30 — 12-00

Кофе-пауза (буфетное обслуживание)

12-00 — 12-30

Демонстрация станков новой и предыдущей модификаций, сравнение их технических характеристик. Осмотр производственных линий и складских помещений

12-30 — 14-00

Отъезд в гостиницу «Ленинградская», размещение прибывших в гостинице

14-00 — 15-00

Официальный обед в ресторане гостиницы «Ленинградская»

15-00 — 17-00

Посещение спектакля в театре «Современник» (только для гостей)

Начало спектакля в 19-00

3 декабря 2009 года

Переговоры о возможности приобретения ЗАО «Каркас» станков новой модификации, обсуждение условий поставки

10-00 — 11-30

Кофе-пауза (буфетное обслуживание)

11-30 — 12-00

Продолжение переговоров

12-00 — 14-00

Обед

14-00 — 15-00

При необходимости — завершение переговоров и подписание договора (протокола о намерениях или другого документа)

15-00 — 17-00

Отъезд гостей в аэропорт «Домодедово»

Коммерческий директор Колпакова И.М. Колпакова

Смета представительских расходов составляется на каждое мероприятие в отдельности. В ней отражаются перечень запланированных расходов и предельные суммы, выделяемые на эти цели. Если компания часто проводит официальные приемы представителей других организаций, ей целесообразно разработать дополнительный документ — положение о представительских расходах. Такой документ удобен тем, что в нем можно прописать не только порядок проведения представительских мероприятий, но и установить перечень расходов на представительские цели, а также утвердить предельные суммы по каждой статье расходов,

Рисунок 3. Образец сметы расходов на официальный прием

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор ООО «Формат»

Марсов (А.П. Марсов)

25 ноября 2009 года

Смета расходов

на проведение официального приема представителей

ЗАО «Каркас» (г. Новосибирск) 2—3 декабря 2009 года

Наименование расхода

Предельная сумма расхода (включая НДС), руб.

Транспортное обслуживание — встреча прибывших в аэропорту «Домодедово» и доставка их в офис ООО «Формат» и проводы из офиса в аэропорт «Домодедово»

Буфетное обслуживание во время переговоров

Официальный обед

12 000

Сувениры (ручки, блокноты, календари, ежедневники, брелоки для ключей с символикой ООО «Формат»)

Билеты на спектакль в театре «Современник» (только для гостей)

Итого максимальная сумма расходов

25 000 (Двадцать пять тысяч)

Коммерческий директор Колпакова И.М. Колпакова

например, на месяц, квартал или календарный год. Кроме того, в данном положении указываются лица, ответственные за организацию и проведение представительских мероприятий и за составление отчетных документов. Здесь же можно установить сроки представления отчетов о состоявшихся мероприятиях (например, три рабочих дня по окончании мероприятия), перечень необходимых подтверждающих документов, а также порядок рассмотрения и утверждения отчетов. Фрагмент положения о представительских расходах приведен на рис. 4 (с. 46).

В отчете о проведенных представительских мероприятиях необходимо отразить цели представительских мероприятий, место их проведения, список участников (как от принимающей организации, так и со стороны приглашенных). Отчет должен давать представление о тематике вопросов, поднимавшихся на переговорах, и о достигнутых результатах (например, обсуждение условий и подписание договора или пролонгация контракта, срок действия которого заканчивался). Очевидно, что признать расходы на представительское мероприятие можно лишь в том случае, если вопросы, обсуждавшиеся в ходе его проведения, связаны с деятельностью принимающей стороны, направленной на получение дохода.

Помимо этого, в отчете следует указать итоговую сумму расходов, осуществленных в связи с данным представительским мероприятием, а при необходимости — иные существенные сведения. Примерный образец отчета о представительском мероприятии приведен на рис. 5 (с. 47).

Организация вправе оформить отдельный отчет (акт) о фактических расходах на представительское мероприятие (при значительном количестве информации).

Если необходимые первичные документы, подтверждающие расходы на представительские цели, оформлены ненадлежащим образом, не соответствуют друг другу или вообще отсутствуют, указанные расходы не могут быть учтены в целях налогообложения.

Нормирование представительских расходов при расчете налога на прибыль

В целях налогообложения прибыли представительские расходы признаются лишь в пределах, не превышающих 4% от суммы расходов организации на оплату

Рисунок 4. Фрагмент положения о представительских расходах на 2009 год

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор ООО «Формат»

Марсов (А.П. Марсов)

26 декабря 2008 года

Нормативы представительских расходов на 2009 год

Наименование расхода

Предельная сумма расхода (включая НДС)

Подтверждающие документы

Расходы на транспортное обслуживание

800 руб. на человека

Договоры, заявки (заказы), счета, акты оказанных услуг, счета-фактуры, чеки ККТ

Расходы на аренду помещения для проведения представительского мероприятия

2500 руб. в день

Договоры, счета, акты приема-передачи имущества в аренду, счета-фактуры.

В случае проведения переговоров командированным работником в гостинице — бланки строгой отчетности или чеки ККТ

Расходы на буфетное обслуживание во время переговоров (в том числе на приобретение минеральной и питьевой воды, чая, кофе, соков, сахара, сливок, меда, джемов, печенья, пирожных, конфет и других кондитерских изделий, хлеба, галет, сыров, масла сливочного, икры, мясной и рыбной гастрономии, зелени, овощей, фруктов, одноразовой посуды и др.)

250 руб. на человека в день*

Договоры, счета, накладные, акты, счета-фактуры, чеки ККТ, товарные чеки

Расходы на официальный прием (деловой завтрак, обед, ужин или иное аналогичное мероприятие), включая спиртные напитки**

1500 руб. на человека*

Договоры, наряд-заказы, счета-заказы, счета ресторанов (кафе или других заведений общественного питания), накладные, акты, счета-фактуры, чеки ККТ, товарные чеки

Сувенирная продукция с символикой ООО «Формат» (ручки, блокноты, календари, ежедневники, брелоки для ключей)

150 руб. на человека

Накладная на выдачу сувенирной продукции со склада, акт на списание

Расходы на услуги переводчиков, не состоящих в штате ООО «Формат» (при приеме иностранных делегаций)

3000 руб. в день

Договоры, счета, акты оказанных услуг, счета-фактуры, чеки ККТ

Расходы на организацию досуга

1300 руб. на человека*

Билеты на концерты, в театры, музеи, кинотеатры, договор с туристическим агентством на экскурсионное обслуживание, путевка, бланки строгой отчетности (чеки ККТ)

* Предельная сумма указанных расходов рассчитана на одного участника мероприятия, включая представителей принимающей стороны, переводчиков и сопровождающих лиц.

** Количество участников, представляющих ООО «Формат» на официальном приеме (деловом завтраке, обеде, ужине или ином аналогичном мероприятии), не должно превышать количества участников с приглашенной стороны.

Составил

Главный бухгалтер

Матросова

А.В. Матросова

Рисунок 5. Образец отчета о проведении официального приема

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор ООО «Формат»

Марсов (А.П. Марсов)

7 декабря 2009 года

Отчет

о проведении официального приема представителей

ЗАО «Каркас» (г. Новосибирск) 2—3 декабря 2009 года

В соответствии с приказом генерального директора от 20.11.2009 № 42 в период с 2 по 3 декабря 2009 года проведен официальный прием и переговоры с представителями ЗАО «Каркас» (г. Новосибирск), являющегося постоянным заказчиком компании.

Место проведения переговоров — помещение ООО «Формат» и ресторан гостиницы «Ленинградская» (г. Москва).

Цели официального приема:

— ознакомление представителей ЗАО «Каркас» с новой модификацией станков, производимых ООО «Формат»;

— демонстрация станков новой и предыдущей модификаций, сравнение их технических характеристик, описание преимуществ новой модификации;

— проведение переговоров по условиям поставки станков (любой модификации) и при необходимости заключение соответствующего договора.

Участники:

Согласно утвержденной программе в рамках официального приема проведены следующие мероприятия:

— 2 декабря 2009 года — презентация станков новой модификации, производимых ООО «Формат», описание преимуществ по сравнению с предыдущими моделями. Демонстрация станков новой и предыдущей модификаций, сравнение их технических характеристик. Осмотр производственных линий и складских помещений. Ответы на вопросы партнеров;

— 3 декабря 2009 года — переговоры о приобретении ЗАО «Каркас» трех станков новой модификации. Обсуждение сроков изготовления и отправки станков в адрес ЗАО «Каркас», стоимости станков, порядка оплаты и доставки заказчику, условий гарантийного обслуживания. Подписание договора на поставку трех станков новой модификации.

В рамках досуговых мероприятий 2 декабря 2009 года для партнеров организовано посещение спектакля в театре «Современник».

Результаты официального приема:

1. Представителями ЗАО «Каркас» проявлена заинтересованность в приобретении станков новой модификации.

2. Подписан договор на поставку трех станков новой модификации.

3. После испытания станков новой модификации в работе и получения положительного заключения от технических специалистов ЗАО «Каркас» партнеры готовы частично обновить свое производственное оборудование и приобрести еще не менее 20 станков новой модификации.

4. Установлены партнерские отношения между представителями ЗАО «Каркас» и ООО «Формат».

Общая сумма расходов на проведение официального приема составила 19 518 (Девятнадцать тысяч пятьсот восемнадцать) руб., включая НДС, в том числе:

— расходы на транспортное обслуживание — 2950 руб.;

— расходы на буфетное обслуживание во время переговоров — 2200 руб.;

— оплата официального обеда в ресторане (на восемь персон) — 8968 руб.;

— приобретение четырех билетов на спектакль в театре «Современник» (только для гостей) — 4800 руб.

— стоимость сувенирной продукции, врученной партнерам, — 600 руб.

Коммерческий директор Колпакова И.М. Колпакова

труда за данный отчетный (налоговый) период. Основание — абзац 3 пункта 2 статьи 264 НК РФ. Причем для расчета предельной суммы, включаемой в расходы, учитываются не только начисления по тарифным ставкам, должностным окладам,

Рисунок 6. Образец расчета норматива и суммы представительских расходов, учитываемой в целях налогообложения прибыли

ООО «Орион»

Расчет норматива и суммы представительских расходов,

учитываемой при расчете налога на прибыль за 2009 год

Отчетный (налоговый) период

Общая сумма расходов на оплату труда, руб.

Норматив представительскихрасходов (предельная сумма, включаемая в расходы), руб. (гр. 2 х 4%)

Фактическая сумма представительскихрасходов (нарастающим итогом с начала года), руб.

Включено в прочие расходы, руб.

I квартал 2009 года

910 000

36 400

Полугодие 2009 года

1 720 000

68 800

130 000

68 800

9 месяцев 2009 года

2 610 000

104 400

130 000

104 400

2009 год

3 440 000

137 600

130 000

130 000

Составил

Старший бухгалтер по затратам

Костикова

О.Н. Костикова

Проверил

Главный бухгалтер

Малахов

С.К. Малахов

сдельным расценкам, но также и надбавки к ним, премии, отпускные и другие начисления стимулирующего или компенсирующего характера, стоимость коммунальных услуг, питания и продуктов, жилья, форменной одежды и обмундирования, бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с действующим законодательством РФ. Иными словами, в расчет норматива для отражения представительских расходов берутся все виды выплат в пользу работников, предусмотренные в статье 255 НК РФ.

Предельный размер представительских расходов, которые могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, определяется нарастающим итогом с начала года до окончания соответствующего отчетного периода (п. 3 ст. 318 НК РФ). То есть он рассчитывается на конец I квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года. Окончательная сумма, включаемая в расходы, определяется по завершении календарного года — на 31 декабря.

Если в отношении отдельных видов расходов в главе 25 НК РФ предусмотрены ограничения по размеру признаваемых расходов, то база для расчета предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 3 ст. 318 НК РФ)

Получается, что представительские расходы, осуществленные в I квартале и не признанные в данном периоде из-за превышения суммы норматива, могут быть полностью или частично включены в расходы по итогам полугодия, девяти месяцев или календарного года. При этом высока вероятность того, что к концу налогового периода (года) указанные расходы можно будет учесть в целях налогообложения в полном размере. Какие еще документы необходимо составить, чтобы отразить представительские расходы в налоговом учете?

Прежде всего отметим, что представлять уточненные декларации по налогу на прибыль за предыдущие периоды текущего года не нужно. Ведь налог исчисляется нарастающим итогом с начала года (п. 7 ст. 274 НК РФ).

Единственный документ, который следует дополнительно оформить, — это расчет предельной величины признаваемых представительских расходов. Такой расчет составляется по окончании каждого отчетного периода (I квартала, полугодия и девяти месяцев), в котором производились представительские расходы.

Итоговая сумма расходов, признаваемых за год, определяется в аналогичном расчете, составляемом по окончании календарного года. Образец расчета за год приведен на рис. 6 (с. 48).

Обратите внимание: сумма представительских расходов, не учтенных в одном календарном году (из-за превышения суммы норматива), на следующий год не переносится.

Пример

В апреле 2009 года ООО «Орион» принимало делегацию иностранных деловых партнеров. Общая сумма осуществленных представительских расходов равна 130 000 руб. (без учета НДС). Других представительских расходов у организации в 2009 году не было. Расходы компании на оплату труда составили:

  • за полугодие 2009 года — 1 720 000 руб.;
  • за девять месяцев — 2 610 000 руб.;
  • за 2009 год — 3 440 000 руб.

Предельная величина представительских расходов, которую ООО «Орион» вправе было учесть по окончании полугодия, — 68 800 руб. (1 720 000 руб. × 4%). Эту сумму организация включила в прочие расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль за полугодие 2009 года (рис. 6 на с. 48).

Норматив признаваемых представительских расходов за девять месяцев 2009 года составил 104 400 руб. (2 610 000 руб. × 4%). Значит, при расчете налога на прибыль за этот период организация дополнительно учла в расходах 35 600 руб. (104 400 руб. — 68 800 руб.).

По итогам 2009 года предельная величина представительских расходов составила 137 600 руб. (3 440 000 руб. × 4%). Поскольку фактические расходы не превысили указанной суммы, организация вправе признать в целях налогообложения всю сумму представительских расходов. В декабре 2009 года она дополнительно включила в прочие расходы оставшуюся сумму — 25 600 руб. (130 000 руб. — 68 800 руб. — 35 600 руб.)

Счет из ресторана

Опубликовано11 июня 2019 в 16:43

Добрый день, спасибо за Ваш вопрос, Вы должны знать, что представительские расходы признаются при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода и имеют документальное подтверждение.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Документами, служащими для подтверждения представительских расходов (Письмо от 13.11.2007 г. № 03-03-06/1/807), могут являться, в частности:

— приказ руководителя организации об осуществлении представительских расходов, с указанием цели;

— смета представительских расходов, программа проведения деловой встречи с указанием даты, места и сроков проведения деловой встречи, ФИО участников со стороны организации и со стороны приглашенных и их должностей;

— первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;

— отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:

1) цель представительских мероприятий, результаты их проведения;

2) иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.

При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами (счет ресторана, товарные чеки, чеки ККМ, документы об оплате транспортных расходов, документы об оплате услуг переводчика и т.д.). Если нет документального подтверждения представительских расходов, они не учитываются для целей налогообложения прибыли (Письмо УФНС России по г. Москве от 22 декабря 2006 г. N 21-11/113019@), так как не соответствуют принципам признания расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ);

Имейте в виду, что спиртные напитки, включенные в счет ресторана, могут быть учтены в представительских расходах.

По мнению Минфина, расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, в случае их осуществления в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (Письмо Минфина России от 9 июня 2004 г. № 03-02-05/1/49). При этом ст. 5 ГК РФ под обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Налоговым органам всё труднее оспаривать такие расходы, так как им необходимо доказать, что их осуществляли в размерах, не предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров. Кроме того позже, в разъяснениях Минфина, при признании расходов на спиртные напитки в составе представительских расходов привязки к обычаям делового оборота не делается (Письмо Минфина России от 16 августа 2006 г. № 03-03-04/4/136).

Такой же позиции придерживаются и суды. ФАС Уральского округа (Постановление от 10.11.2010 г. № Ф09-7088/10-С2) отмечает, что, потому как НК РФ не содержит перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов, можно сделать такой вывод — налогоплательщик имеет право включать в состав представительских расходов затраты на приобретение алкогольных напитков, поскольку данные расходы имеют целью установление и поддержание сотрудничества с контрагентами и связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода;

Если переговоры не достигли поставленной цели (например, заключение соглашения), такие расходы также можно учесть в представительских расходах.

Арбитры свидетельствуют в этом вопросе в пользу налогоплательщика (Постановления ФАС Уральского округа от 23 декабря 2008 г. № Ф09-8529/08-С2, Северо-Западного округа от 21 ноября 2005 г. № А44-1354/2005-15, ФАС Поволжского округа от 29 марта 2005 г. № А12-18384/04-С36), важно чтобы расходы соответствовали статьям 252 и 264 НК РФ, то есть были направлены на получение дохода, а достижение конкретных результатов в виде заключенных договоров в процессе проведения или по окончании встречи не является обязательным условием признания произведенных расходов. Для того, чтобы избежать споров с налоговыми органами в случаях, если в результате встречи не достигнута поставленная цель, рекомендуется в протоколе проведения мероприятия (деловых переговоров) подробно изложить обсуждаемые вопросы, по каким их них не достигнуто соглашения, причины.

Важно усвоить — чем подробнее будет вестись протокол официального мероприятия, в связи с которым у организации возникают представительские расходы, тем менее нареканий будет со стороны налоговых органов.

Рекомендация эксперта
Таким образом,важно усвоить — чем подробнее будет вестись протокол официального мероприятия, в связи с которым у организации возникают представительские расходы, тем менее нареканий будет со стороны налоговых органов.

С наилучшими пожеланиями