Бюджетное и денежное обязательство различия

Содержание

1C в бюджетном учете

Бюджетное обязательство возникает на основании, например, хозяйственного договора, заключенного государственным учреждением и другой организацией (либо физическим лицом) и отражает планируемые расходы на определенный срок в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Денежное же обязательство, согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации — это «обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения». Таким образом из вышесказанного следует, что такое обязательство надо ставить на учет, когда по условиям договора мы уже должны уплатить какую-то сумму, то есть уже после фактического совершения какой-либо «гражданско-правовой сделки». Также из этого определения видно, что денежные, как и бюджетные, обязательства могут возникать как при расчетах с физическими и юридическими лицами, так и с бюджетом.

Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях

с изменениями от 28.09.2018

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).

В свою очередь, денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Также, понятия обязательств закреплены нормой п. 308 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов — оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 «Обязательства» (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к Приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н.

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

  • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
  • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в Приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно п. 6 ст. 219 БК РФ.

Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

  • Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с п. 140 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства».
  • Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с п. 141 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?

Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.

Бюджетные обязательства и денежные обязательства разница

Как разграничить понятия «бюджетное обязательство» и «денежное обязательство»?

На основании каких документов учреждение должно принимать эти обязательства?

В ходе своей служебной деятельности специалисты бухгалтерских служб учреждений (получателей бюджетных средств) постоянно сталкиваются с необходимостью разграничивать бюджетные и денежные обязательства, возникающие у организаций в процессе финансовой и хозяйственной деятельности.

Определения данных понятий приведены в ст. 6 БК РФ. Однако ни нормы бюджетного законодательства, ни положения Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н, от 06.12.2010 N 162н, не позволяют учреждениям выработать единый, обоснованный и бесспорный подход как по вопросу определения даты возникновения соответствующих обязательств, так и по вопросу документального подтверждения факта их возникновения.

Вместе с тем при разработке соответствующих положений учетной политики безусловно должны учитываться положения правовых актов конкретных публично-правовых образований, определяющих порядок санкционирования оплаты денежных обязательств в соответствии с требованиями п.п. 2, 4, 5 ст. 219 БК РФ.

Кроме того, в последние годы органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, активизируют работу по организации учета бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств при исполнении бюджетов по расходам. Цель организации такого учета — проверка наличия у получателей бюджетных средств достаточного объема лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации, а также проверка соблюдения иных норм действующего законодательства при принятии бюджетного обязательства.

Свою позицию по рассматриваемому вопросу в 2010 году в рамках своих полномочий сформулировало и Федеральное казначейство (смотрите ст. 166.1 БК РФ, письмо Федерального казначейства от 30.06.2010 N 42-7.4-05/2.2-420). Появление таких разъяснений связано с утверждением новой формы бюджетной отчетности — Отчета о принятых бюджетных обязательствах (форма 0503128), в котором должны отражаться данные по принятым, исполненным (не исполненным) бюджетным и денежным обязательствам.

Обратите внимание, что, вырабатывая правовую позицию по рассматриваемому вопросу, должностные лица учреждений должны руководствоваться положениями упоминаемых выше правовых актов только во взаимосвязи с иными положениями действующего законодательства (прежде всего гражданского).

При этом следует понимать, что не все документы, на основании которых возникает бюджетное (денежное) обязательство, могут истребоваться органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета.

А отдельные бюджетные обязательства могут регистрироваться уполномоченными органами только в момент их оплаты (речь идет, например, о публичных нормативных обязательствах или об обязательствах по договорам, которые в соответствии с действующим законодательством могут не оформляться в письменной форме).

Итак, под бюджетными обязательствами понимается, в частности, обязанность действующего от имени публично-правового образования учреждения предоставить в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета:

— физическому или юридическому лицу;

— иному публично-правовому образованию;

— субъекту международного права.

Такое обязательство может быть принято на основании:

— иных нормативных правовых актов;

— государственных (муниципальных) контрактов;

— иных гражданско-правовых договоров, соглашений (в том числе и не оформляемых в письменной форме).

Документальное подтверждение факта принятия денежного обязательства может осуществляться, в частности, на основании:

1) государственных контрактов и иных договоров, заключенных в соответствии с действующим законодательством в виде единого документа;

2) заявок, оформленных должностными лицами учреждения — инициаторами платежей (иных документов, подтверждающих принятие предложения контрагента в соответствии с положениями ст.ст. 432, 433 ГК РФ) в тех случаях, когда договор в виде единого документа не оформляется;

3) судебных решений;

4) заявлений подотчетных лиц на выдачу аванса;

5) приказов руководителя бюджетного учреждения;

6) трудовых договоров (контрактов) и штатных расписаний (штатов) (в отношении обязательств по оплате труда);

7) регистров налогового учета и учета начисленных страховых взносов;

8) иных документов, устанавливающих расходные обязательства учреждения.

Как видим, принимая бюджетное обязательство, учреждение, по сути, осуществляет предварительное резервирование объема доведенных лимитов бюджетных обязательств под реализацию положений какого-либо закона (например под начисление в течение года определенного вида пособий в определенном размере определенному количеству получателей) или договора (например на строительство здания) (п. 3 ст. 219 БК РФ).

Однако в соответствии с положениями действующего законодательства или контракта обязанность по непосредственному перечислению денежных средств может возникнуть значительно позже. Например, обязанность по перечислению аванса по контракту (денежное обязательство) может быть предусмотрена по истечении определенного времени со дня заключения контракта. А денежные обязательства по окончательному расчету возникнут только после выполнения контрагентом всех условий контракта (по выполнению строительных работ, поставке товара).

Обратите внимание, что при окончательном расчете могут быть зафиксированы отклонения от первоначально зарезервированных в качестве бюджетных обязательств лимитов (объемов финансирования). Например, общая сумма командировочных расходов (по авансовому отчету) может быть меньше (больше) суммы, предусмотренной заявлением на выдачу аванса.

Другой пример. Выплата пособия может осуществляться с определенной периодичностью (ежемесячно, ежеквартально). Соответственно, денежные обязательства по непосредственному перечислению средств будут возникать с такой же периодичностью при начислении пособий. При этом они могут изменяться, в частности, при уменьшении (увеличении) по каким-либо причинам количества получателей, индексации пособий и т.п.

Практика показывает, что в качестве документов-оснований, подтверждающих возникновение денежных обязательств, могут применяться следующие документы:

3. При исполнении судебного решения: исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ);

4. При аренде: договор аренды;

5. По перечислению авансовых платежей: государственный контракт (договор) (в качестве дополнительного документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства по уплате аванса, может применяться также счет, оформленный поставщиком);

6. При расчетах с подотчетными лицами: заявления подотчетных лиц на выдачу аванса (в данном случае денежные обязательства принимаются одновременно с бюджетными);

7. В отношении обязательств по оплате труда: расчетно-платежные ведомости;

8. В отношении обязательств по уплате налогов (сборов): регистры налогового учета и учета начисленных страховых взносов;

9. В других случаях: иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и правовыми актами Минфина России.

Часть из таких документов необходимо обязательно предоставлять в органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, для санкционирования оплаты денежных обязательств. Другие же документы используются только в качестве оснований для отражения соответствующих хозяйственных операций в бюджетном учете.

Кроме того, важно понимать, что бюджетные (денежные) обязательства могут корректироваться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Основанием для таких корректировок могут служить перечисленные выше документы, а также иные документы.

Например, на основании авансовых отчетов и прилагаемых к ним документов может корректироваться величина бюджетных (денежных) обязательств, ранее учтенная на основании заявлений на выдачу авансов. Бюджетные обязательства по оплате труда, принятые в начале года на основании действующих трудовых договоров (контрактов) и размера выплат, причитающихся к перечислению по таким договорам (контрактам), могут корректироваться в течение года исходя из данных о фактах увольнений и приема на работу, индексации размеров окладов и т.п.

В заключение обращаем Ваше внимание на достаточно распространенное мнение, в соответствии с которым бюджетные обязательства по оплате труда и соответствующие обязательства по уплате страховых взносов следует принимать на дату утверждения документа об их начислении. При этом в качестве главного аргумента, как правило, указывают на то, что корректировка бюджетных обязательств, принятых в начале года, очень трудоемка, а ее осуществление только по итогам года не позволит соответствующим должностным лицам контролировать соблюдение объема прав на принятие обязательств (принятие обязательств только в пределах утвержденных учреждению лимитов бюджетных обязательств).

В то же время необходимость отражения бюджетных обязательств по оплате труда в начале года на основании положений действующих трудовых договоров (контрактов) предусмотрена в письме Федерального казначейства от 30.06.2010 N 42-7.4-05/2.2-420. Поэтому применение такого подхода в настоящее время представляется более предпочтительным, но при условии, что в рамках публично-правового образования выработана единая методика принятия и корректировки данных бюджетных обязательств.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Как отразить в учете бюджетные обязательства и денежные обязательства по заработной плате?

Каков порядок отражения в учете бюджетных обязательств и денежных обязательств по заработной плате? В чем заключается принципиальное отличие одного понятия от другого? В статье автор представил разъяснения по данным вопросам.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетные обязательства принимаются получателями бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, другим правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ). При этом государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, казенное учреждение заключает и оплачивает в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Таким образом, заключение трудового договора (контракта) с работником казенного учреждения означает, что учреждение приняло на себя бюджетные обязательства по его исполнению.

В соответствии с п. 140 Инструкции № 162н, а также с учетом разъяснений Минфина, приведенных в Письме от 21.01.2013 № 02‑06‑07/155 «О порядке отражения обязательств в бухгалтерском учете организаций сектора государственного управления», к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет, которые подлежат отражению в бюджетном учете в следующем объеме:

  • обязательства по выплате денежного содержания (денежного вознаграждения, денежного довольствия, заработной платы) работникам получателей средств соответствующего бюджета, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, – в объеме утвержденных ЛБО;
  • обязательства по оплате за счет средств соответствующего бюджета работникам, лицам, замещающим государственные должности РФ, государственным служащим, военнослужащим, иным категориям работников получателей бюджетных средств командировочных расходов (в том числе по выплате авансовых платежей), осуществлению иных выплат (суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году, – в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • обязательства по осуществлению за счет средств соответствующего бюджета обусловленных законодательством РФ выплат государственным (муниципальным) служащим, а также лицам, замещающим государственные должности РФ, работникам казенных учреждений, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (обладающим статусом военно­служащих, проходящих военную службу по призыву), лицам, обучающимся в государственных образовательных учреждениях (воспитанникам), предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году (публичные обязательства, не относящиеся к нормативным), – в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • обязательства по уплате обусловленных законодательством РФ обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (налогов, сборов, пошлин, взносов, включая обязательства по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, иных выплат), предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, – в сумме начисленных обязательств (платежей).

Денежные обязательства – это обязанность получателя бюджетных средств уплатить в бюджет, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в силу положений закона, иного правового акта, условий договора или соглашения (ст. 6 БК РФ). Следовательно, своевременная выплата заработной платы (денежного довольствия) является обязанностью казенного учреждения и данные обязательства переходят в разряд денежных обязательств.

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих принятие обязательств, по перечню, установленному учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований финансового органа по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств (п. 318 Инструкции № 157н).

В бюджетном учете для отражения получателями бюджетных средств принятых учреждениями обязательств Инструкцией № 157н предусмотрены соответствующие счета аналитического учета (разд. 6 «Санкционирование расходов экономического субъекта»).

Как принять бюджетные обязательства и не нарваться на штраф

Бюджетное обязательство и денежное обязательство

Принятые бюджетные обязательства — это выделенные на определенный финансовый период (год) и доведенные до учреждений расходные показатели (ст. 6 БК РФ) в пределах установленных лимитов. БО появляется на основании договорных отношений между учреждением и организацией-исполнителем и отражает те затраты, которые учреждение планирует произвести в отчетном году в пределах установленных ЛБО (ч. 3 ст. 219 БК РФ).

В отличие от бюджетных, денежные обязательства — это совокупность обязанностей ПБС по уплате выделенных денежных средств. Оплата должна производиться на основании исполненных условий, заключенных в соответствии с действующим законодательством, отношений гражданско-правового характера.

ДО проводятся в бухгалтерском учете только по факту выполнения условий сделки ГПХ, в момент непосредственной выплаты денежных средств.

Как принимают ЛБО

Принятие бюджетных обязательств казенными учреждениями происходит в пределах установленных лимитов БО в соответствии с ранее заключенными согласно действующему законодательству государственными (муниципальными) контрактами и договорами, в том числе с ИП и физическими лицами (п. 3 ст. 219 БК РФ). Для принятия БО казенному учреждению необходимо подготовить определенные подтверждающие документы:

  • контракт (договор) с приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии);
  • авансовый отчет;
  • расчетную ведомость;
  • РКО на выдачу денежных средств подотчет и иные документы.

Можно ли принять сверх лимита

Принятие сверх доведенных лимитов — это получение и использование бюджетных средств в размере, превышающем установленные для него на определенной финансовый год ограничения.

Контракты, заключаемые ПБС, исполняются и оплачиваются за счет средств бюджета субъектов РФ и муниципальных образований с учетом принятых и неисполненных БО (ч. 5 ст. 161 БК РФ).

Принятие БО в условиях отсутствия доведенных лимитов или сверх установленных ЛБО — это серьезное административное правонарушение, которое предусматривает определенные меры ответственности: на должностное лицо налагаются штрафные санкции в сумме от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

За заключение БУ и КУ контракта, неподкрепленного обязательства и сверх установленных ограничений, последуют наказания и штрафы по ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Бухгалтерам необходимо тщательно сверять поступающую на учет документацию (договоры, счета, РКО, авансовые отчеты) на предмет свободных лимитов. Особенно стоит быть внимательными в случае расходов, производимых подотчетниками наличными деньгами.

Проверяющие могут привлечь к ответственности и в случае фактического наличия лимита на дату принятия БО при отсутствии в момент заключения контракта (договора) утвержденной детализации по КОСГУ в бюджетной смете. Однако начиная с 2016 г. и по настоящий момент при составлении текущих и плановых бюджетов КОСГУ не применяется.

Когда штрафа не будет

Бывают и обратные ситуации, которые исключают наложение штрафных санкций:

  1. Ситуации, закрепленные положениями п. 3 ст. 72 БК РФ.
  2. Возникновение дополнительных БО во исполнение налоговых или судебных требований.
  3. Погашение кредиторской задолженности предыдущих лет за счет текущих ЛБО (письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.01.2016 № 02-03-08/4126, 07-04-05/05-66).
  4. Оплата налогов, взносов и авансовых платежей следующего года в рамках свободных ЛБО, установленных на текущий финансовый период (письмо Минфина России от 23.08.2013 № 02-03-09/34753). В таких случаях обязательным условием является обоснование платежа.

Шихов А.Ю.,
редактор-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

В прошлом номере был подробно рассмотрен порядок учета бюджетных обязательств согласно Единому плану счетов. В этой статье мы расскажем о бухгалтерском учете денежных обязательств.

Еще раз об исполнении бюджета по расходам и Едином плане счетов

Напомним, что, согласно статье 219 Бюджетного кодекса РФ, исполнение бюджета по расходам состоит из нескольких этапов.
На первом этапе получатели бюджетных средств принимают бюджетные обязательства в сумме доведенных до них лимитов. Именно этот этап соответствует формированию учетных данных по кредиту счета 1 50201 000 «Принятые обязательства» в корреспонденции со счетом 1 50103 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств». Поскольку порядок ведения учета и формирования учетных данных по принятию бюджетных обязательств не раскрывается в Инструкции от 01.12.2010 № 157н, то он подлежит самостоятельной разработке получателем бюджетных средств и закреплению в учетной политике учреждения.
Подробнее читайте в статье А.Ю. Шихова в журнале «Советник бухгалтера бюджетной сферы» № 3/2011.

На следующем этапе исполнения бюджета по расходам происходит подтверждение принятых денежных обязательств.
Согласно п. 4 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами. Именно данный этап соответствует формированию в бухгалтерском учете информации по счету 0 50202 000 «Принятые денежные обязательства».
Понятие обязательств, как бюджетных, так и денежных, закреплено в статье 6 БК РФ, действие которого с 2011 года распространяется только на казенные учреждения. При этом аналогичные положениям Бюджетного кодекса РФ определения обязательств даются в пункте 308 Инструкции № 157н.
Так, согласно статье 6 БК РФ денежные обязательства — это обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА БЮДЖЕТНЫЕ И ДЕНЕЖНЫЕ: ВОПРОСЫ УЧЕТА СОГЛАСНО ЕДИНОМУ ПЛАНУ СЧЕТОВ. ЧАСТЬ 2

Порядок учета бюджетных обязательств в 2016 году

Учет бюджетных обязательств в 2016 году осуществляется организациями бюджетной системы РФ в соответствии с нормами БК РФ и корреспондирующих с ним ведомственных правовых актов. В чем их специфика и какие виды обязательств подлежат учету учреждениями бюджетной системы?

Учет бюджетных обязательств: субъекты и классификация обязательств

Оплата труда как главное денежное обязательство в бюджетном учете

Денежные и бюджетные обязательства: принципиальные различия

Итоги

Учет бюджетных обязательств: субъекты и классификация обязательств

Под бюджетными обязательствами в соответствии со ст. 6 БК РФ понимаются обусловленные законом или договором обязанности бюджетного учреждения предоставить гражданину или юридическому лицу денежные средства из бюджета в том или ином финансовом году.

Если говорить о бюджетных обязательствах по федеральному бюджету, обусловленных законом, то к таковым можно отнести те, что предусмотрены п. 2.2 порядка, который утвержден приказом Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н, а именно:

  • социальные выплаты гражданам;
  • осуществление межбюджетных трансфертов;
  • осуществление международных платежей;
  • обслуживание долгов государства и муниципалитетов;
  • проведение мероприятий, связанных с правоохранительной деятельностью;
  • перечисление в федеральный бюджет дебиторской задолженности.

Учет бюджетных обязательств по федеральному бюджету, возникающих в силу закона, осуществляет Федеральное казначейство — в соответствии с нормами приказа № 98н и иными корреспондирующими с ним нормативными актами.

Стоит отметить, что основная часть положений приказа № 98н с 01.01.2016 утратила силу в связи с изданием приказа Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н. В течение 2016 года останутся актуальными положения отмеченного п. 2.2 приказа № 98н. Он, как и другие нормы данного НПА, утрачивает силу с 01.01.2017, когда все правоотношения, связанные с учетом бюджетных обязательств Федеральным казначейством, будут регулироваться приказом № 221н.

Самостоятельный бюджетный учет ведется учреждениями главным образом в тех случаях, когда речь идет об обязательствах бюджетной организации по договорам. Например, по трудовым, посредством которых осуществляется наем сотрудников в штат учреждения.

В случае заключения бюджетной организацией договора (в частности, трудового с физлицом) у нее появляется особый вид обязательства — денежное, предполагающее регулярную выдачу зарплаты нанятому сотруднику. В рамках его выполнения бюджетная структура должна вести самостоятельный учет финансовых операций.

Рассмотрим специфику учета денежных обязательств бюджетными структурами подробнее.

Оплата труда как главное денежное обязательство в бюджетном учете

Учет денежных обязательств — в частности, в виде оплаты труда, предполагает решение бухгалтерией учреждения следующих основных задач:

  • отражение операций по доведению лимитов (в казенных учреждениях) или прав на принятие обязательств (в автономных и «официальных» бюджетных учреждениях), то есть доступной величины денежных средств, имеющихся в распоряжении учреждения в целях исполнения обязательств;
  • отражение операций по принятию обязательств;
  • отражение операций по исполнению обязательств.

Данные операции фиксируются на различных счетах бюджетного учета по планам, которые утверждены:

  • приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н — данный нормативный акт регулирует учет в «официальном» бюджетном учреждении:
  • приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н, регулирующим учет в автономных учреждениях;
  • приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н, содержащим нормы бухучета в казенных учреждениях.

Узнать больше об использовании планов счетов бюджетного учета вы можете в статьях:

  • «Составляем план счетов бюджетного учета — образец 2015»;
  • «Инструкция к плану счетов бухгалтерского учета на 2015 г.».

Типичная последовательность операций (или групп операций) по учету зарплаты — главного денежного обязательства бюджетной организации — может быть следующей:

1. Отражается тот факт, что до организации доведены лимиты по обязательствам.

2. Отражается принятие обязательств — в соответствии с трудовыми договорами.

3. Отражается начисление зарплаты сотрудникам в пределах лимитов или располагаемых бюджетной организацией прав на принятие обязательств.

4. Отражается фактический объем зарплаты, подлежащий выдаче.

5. Отражается факт поступления средств в кассу.

6. Отражается факт выдачи зарплаты.

7. При необходимости фиксируется депонирование невыплаченной зарплаты из кассы.

8. Отражается факт перечисления депонированных денежных средств на специальный счет.

9. Отражается факт возврата депонированных средств в кассу в целях последующей выдачи зарплаты.

10. Отражается факт выплаты зарплаты за счет депонированных средств.

Следует отметить, что некоторые из учитываемых в рамках указанной последовательности операций относятся не только к денежным обязательствам, но также к типичным бюджетным.

Чем они принципиально отличаются?

Денежные и бюджетные обязательства: принципиальные различия

Главный критерий разграничения бюджетных и денежных обязательств — первые подлежат исполнению исходя из расчетных данных. Если говорить об оплате труда — это могут быть сведения по окладам и надбавкам в соответствии со штатным расписанием учреждения.

Денежные обязательства принимаются только при условии юридически значимых оснований, актуальных на момент исполнения. Таких как, например, фактическое выполнение работы по договору с учетом возможных переработок, фиксируемое, к примеру, в табеле учета рабочего времени.

Узнать больше о специфике учета рабочего времени и использовании в этих целях унифицированных форм вы можете в статьях:

  • «Табель учета рабочего времени по форме Т-12 — бланк»;
  • «Табель учета рабочего времени — форма Т-13 (бланк)».

Таким образом, первые 3 операции или их группы по алгоритму, рассмотренному нами выше, соответствуют бюджетным обязательствам. Операции с 4-й по 10-ю — уже денежным.

Итоги

Обязательства бюджетных организаций классифицируются на те, что предусмотрены законом, и те, что возникают в силу договора. Учет первых ведется непосредственно Федеральным казначейством, вторых — как правило, самой организацией. В числе собственных обязательств бюджетных организаций — финансовые, чаще всего представленные зарплатой сотрудников. Порядок учета бюджетных обязательств предполагает последовательное отражение типичных бюджетных, а также финансовых обязательств исходя из используемых оправдательных документов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.