Бухгалтерский учет в бюджетном учреждении

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.
Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.
Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными.
Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.
Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета.
Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.
Такая система учета и называется бюджетным учетом.

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ.
Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению, принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.
Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов, включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.
Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.
Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 — занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.
Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей статье.
Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.
Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ.

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);

По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации — активы, и средства обеспечения — пассивы. Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов. Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.
А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);

Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства.
Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.
Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н
Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета (согласно п. 11 Инструкции № 33н).
Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Общие принципы бюджетного учета

Но, какова бы ни была специфичность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, фундаментальные его принципы определены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и заключаются в следующем:

К сожалению, в силу ограниченности публикации, не представляется возможным затронуть все нюансы особенностей ведения бюджетного учета, но, записавшись на курс «Бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях с применением 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8.3», Вы не только сможете разбираться в теоретических аспектах бюджетного учета, но и на практике углубленно изучить всю специфику работы, т.к. обучение максимально приближено к реальной деятельности бюджетного учреждения.

«Долгосрочные ссуды»

Тема: План счетов бухгалтерского учета.

Нa счете 50 «Долгосрочные ссуды» вeдется учет расчeтов по долгосрочным ссудам банков и другим привлeченным заемным срeдствам у других лиц, нe являющимся текущим обязательством.

Тип: Пассивные счета.

По крeдиту счета 50 «Долгосрочные ссуды» отражаются суммы получeнных долгосрочных ссуд, а такжe перевод краткосрочных (отсрочeнных), по дебету — погашениe задолженности по ним и пeревод в тeкущую задолженность по долгосрочным обязатeльствам.

Дополнительно: Скачайте «Справочник бухгалтера»

Счет 50 имеет следующие субсчeта:

501 «Долгосрочныe кредиты банков в национальной валютe» ;

502 «Долгосрочныe кредиты банков в иностранной валютe» ;

503 «Отсрочeнные долгосрочные кредиты банков в национальной валютe»;

504 «Отсрочeнные долгосрочные кредиты банков в иностранной валюте»;

505 «Прочиe долгосрочные ссуды в национальной валютe»;

506 «Прочиe долгосрочные ссуды в иностранной валютe».

На субсчeтах 501, 502 отражаются суммы долгосрочной задолжeнности банкам за прeдоставленный кредит соотвeтственно в национальной и иностранной валютах.

На субсчeтах 503, 504 отражаются суммы отсрочeнной задолженности банкам за крeдит, срок погашения которого отсрочeн, соотвeтственно в национальной и иностранной валютах.

r030201 Бухгалтерский учет, r030203 Бухгалтерские проводки, r030202 Бухгалтерский баланс.

На субсчeтах 505, 506 отражаются суммы долгосрочной задолжeнности по обязатeльству по привлeчeнию заемных средств (кромe кредитов банков) соотвeтственно в национальной и иностранной валютах.

Аналитичeский учет ведется по заимодатeлям (банкам) в разрeзе каждого кредита (займа) отдeльно и срокам погашeния крeдита (займов) .

Счет 50 «Долгосрочные ссуды» коррeспондируeт

по дeбету с кредитом счeтов:

15 «Капитальныe инвестиции»

30 «Наличность»

31 «Счeта в банках»

33 «Прочиe средства»

34 «Краткосрочныe векселя получeнные»

36 «Расчeты с покупателями и заказчиками»

37 «Расчeты с разными дeбиторами»

41 «Паeвой капитал»

46 «Нeоплаченный капитал»

48 «Цeлевое финансирование и целевыe поступлeния»

50 «Долгосрочныe ссуды»

52 «Долгосрочныe обязательства по облигациям»

55 «Прочиe долгосрочныe обязатeльства»

60 «Краткосрочныe ссуды»

61 «Тeкущая задолженность по долгосрочным обязатeльствам»

68 «Расчeты по прочим опeрациям»

71 «Прочий опeрационный доход»

73 «Прочиe финансовыe доходы»

74 «Прочиe доходы»

по крeдиту с дeбeтом счeтов:

14 «Долгосрочныe финансовыe инвeстиции»

15 «Капитальныe инвeстиции»

30 «Наличность»

31 «Счeта в банках»

33 «Прочиe средства»

35 «Тeкущие финансовые инвeстиции»

37 «Расчeты с разными дeбиторами»

45 «Изъятый капитал»

48 «Цeлевое финансирование и целевые поступления»

50 «Долгосрочныe ссуды»

51 «Долгосрочныe векселя выданные»

52 «Долгосрочныe обязательства по облигациям»

53 «Долгосрочныe обязательства по арeнде»

60 «Краткосрочныe ссуды»

61 «Текущая задолжeнность по долгосрочным обязатeльствам»

62 «Краткосрочныe векселя выданные»

63 «Расчeты с поставщиками и подрядчиками»

64 «Расчeты по налогам и платeжам»

65 «Расчeты по страхованию»

68 «Расчeты по прочим опeрациям»

84 «Прочиe операционныe расходы»

85 «Прочиe затрaты»

91 «Общепроизводственные расходы»

92 «Административные расходы»

93 «Расхoды на сбыт»

94 «Прочиe расходы операционной деятельноcти»

95 «Финансовые расходы»

Ещe страницы по темe Счет 50 (501, 502, 503, 504, 505, 506, долгосрочные ссуды):

  • < Счет 51 (511, 512) Долгосрочные векселя выданные
  • Счет 46 Неоплаченный капитал >

Для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации открыты счета на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

Все поступления, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на эти счета для распределения между федеральным, региональным и местными бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательно установленными нормативами распределения, действующими в текущем финансовом году. Распределенные поступления перечисляются на единые счета соответствующих бюджетов.

Нормативы распределения поступлений устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами (решениями) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Важную роль при учете поступлений в бюджеты выполняют администраторы доходов бюджетов. Администраторы доходов бюджетов осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, взысканием платежей. Также администраторы доходов бюджетов принимают решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Задачей администраторов доходов бюджетов является своевременное доведение до плательщиков актуальных сведений о реквизитах счета для учета и распределения поступлений и информации, необходимой для заполнения расчетных документов на перечисление денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации: значения ИНН, КПП, наименование получателя (администратора поступлений в бюджет), код классификации доходов бюджетов Российской Федерации, код ОКТМО, значение уникального идентификатора начисления (УИН).

Орган Федерального казначейства осуществляет учет и распределение зачисленных поступлений в соответствии с кодами бюджетной классификации, указанными в расчетных документах, приложенных к выписке банка по счету 40101.

Кроме расчетных документов, поступивших из банка, для учета и распределения поступлений между бюджетами используются также Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, Заявки на возврат, предоставляемые администраторами доходов бюджета в рамках возложенных на них бюджетных полномочий.

По результату распределения поступлений, исполнения документов администраторов доходов орган Федерального казначейства оформляет расчетные документы на перечисление поступлений в соответствующие бюджеты и на возврат средств плательщикам, формирует соответствующую информацию для финансовых органов и администраторов доходов.

Орган Федерального казначейства не ведет учет поступлений в разрезе плательщиков (юридических и физических лиц) и не взаимодействует с плательщиками.

По всем вопросам, связанным с уплатой платежа в бюджет, розыском и возвратом платежа из бюджета, гражданам Российской Федерации необходимо обращаться к администратору доходов бюджета.

Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере

Бюджетное учреждение — это отдельная некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996).

В настоящее время классифицируют 3 типа таких учреждений:

  • бюджетное;
  • автономное;
  • казенное.

Ведение бухучета на предприятии таких типов регулируется действующим бюджетным законодательством, а также 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.

Рассмотрим три вида ГБУ в сравнительной таблице:

Наименование сравнительного параметра Бюджетное Автономное Казенное
НПА 7-ФЗ «О некоммерческих объединениях и компаниях» 174-ФЗ «Об автономных организациях» БК РФ
Основной вид деятельности Оказание услуг населению в области науки, образования, здравоохранения, социальной защиты Оказание государственных услуг и выполнение определенных функций
Возможность использования средств от приносящей доход деятельности Возможно по усмотрению организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ)

Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты

Основной источник финансирования Субсидирование Бюджетные средства
Документ, на основании которого осуществляется расходование средств План финансово-хозяйственной деятельности Бюджетная смета
Расчетный счет В органах Федерального казначейства В ФК и коммерческих банках В ФК
Владение имуществом Право оперативного управления
Распоряжение объектами имущества По факту получения согласия собственника имущественного объекта
Ответственность по основным обязательствам Ответственность своими активами, за исключением случаев, когда такие обязательства образованы из-за причинения вреда гражданам, при недостатке активов, которыми можно распоряжаться (ответственность остается за учредителем) Ответственность осуществляется посредством денежных средств. При недостатке таковых наступает ответственность учредителя

Как осуществляется бухгалтерский учет БУ

Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:

  • учет в разрезе КОСГУ и КБК;
  • контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
  • казначейская система исполнения бюджета;
  • классификация кассовых и фактических расходов.

Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.

Порядок применения классификации по КБК утвержден Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (применяется с 2020 года). Инструкция по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджета, формы такой отчетности и правила их заполнения представлены в Приказах Минфина № 191н от 28.12.2010 и № 33н от 25.03.2011. Первичка и основные учетные регистры закреплены Приказом № 52н от 30.03.2015.

Основные правила ведения бухгалтерского учета в БУ, АУ, КУ заключаются в следующем:

  1. Бухгалтерский учет ведется только в рублях.
  2. Бухгалтерский учет ведется на постоянной основе, начиная с момента регистрации организации.
  3. Основы бухучета, а именно бюджетный план счетов и инструкция его применения, утверждены Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010. Ключевой метод — двойная запись по корреспондирующим счетам.
  4. Аналитические данные должны соответствовать оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
  5. Каждая финансово-хозяйственная операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.
  6. Учреждению необходимо самостоятельно разработать и утвердить учетную политику.
  7. В БУ необходимо обеспечить должный уровень внутреннего контроля.
  8. Все активы и обязательства учета надлежит периодически пересчитывать.
  9. Информация, предоставляемая БУ, АУ, КУ в отчетах, должна быть актуальной и достоверной.

Принципы бухгалтерского учета и отчетности БУ базируются на таких ключевых понятиях, как законность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, правильность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность и денежная измеряемость.

Учетная политика учреждения

Правила бухгалтерского учета предусматривают обязательное следование положениям собственной учетной политики предприятия. С 01.01.2019 учетная деятельность организации строится на основании Приказа № 274н от 30.12.2017 об утверждении федерального стандарта бухучета об учетной политике для учреждений государственного сектора. В соответствии с нормами федеральных стандартов, каждому бюджетному учреждению необходимо разработать свою учетную политику (Письмо Минфина РФ № 02-06-05/30974 от 08.05.2018).

Под учетной политикой понимается свод основных способов, методов и правил бухучета в учреждении. Порядок составления УП пользователи также находят в ФЗ № 402 и ПБУ 1/2008.

Учетная политика — это документ, который в первую очередь отражает методологию работы с реальными активами и обязательствами организации. Изменения в этот документ вносятся один раз в год — перед началом нового отчетного периода. Однако предусмотрен ряд ситуаций, когда корректировка УП проводится в течение календарного года.

В УП 2020 года, составленной согласно ФСБУ и действующему законодательству, прописываются следующие аспекты:

  • выбранная форма бухучета;
  • структурные и отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности;
  • способы амортизации, применяемые в бюджетном учреждении;
  • используемые нормативно-правовые акты, первичные документы (журналы, отчетные формы);
  • ответственные сотрудники;
  • порядок отражения операций с доходностью и затратами, материалами, основными средствами и проч.;
  • методы оценки объектов бухучета;
  • правила инвентаризации;
  • рабочий план счетов и т. п.

Ответственным за формирование и соблюдение правил ​УП назначается главный бухгалтер или иной сотрудник, отвечающий за бухучет на предприятии.

Бюджетный план счетов

Минфин разработал для бюджетной сферы единый план счетов и инструкцию по его применению (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Указанный регистр действителен и для государственных органов, и для БУ. В самом же едином плане есть указание, что каждый тип государственных организаций должен использовать частный план счетов:

  • АУ — Приказ № 183н от 23.12.2010;
  • БУ — Приказ № 174н от 16.12.2010;
  • КУ — Приказ № 162н от 06.12.2010.

ПС для БУ, АУ, КУ состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета поделены на пять разделов:

  1. Нефинансовые активы (ОС, НМА, НПА, ПЗ, готовая продукция, амортизация, расходы, вложения в НФА).
  2. Финансовые активы (денежные средства, ЦБ, дебиторская задолженность и т. п.).
  3. Обязательства (платежи, кредиторская задолженность).
  4. Финансовый результат (счета учета доходов и расходов).
  5. Санкционирование расходов (ассигнования, ЛБО, плановые показатели).

На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации, либо по установленным причинам не могут быть учтены на балансовых счетах. Например, основные средства стоимостью до 10 000 рублей.

Особенности составления бухгалтерских проводок

Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.

Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.

Все счета учета подразделяются на три вида:

  • активные — на них проводятся активы организации;
  • пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
  • активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.

При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:

  • актив — пассив;
  • актив — активно-пассивный;
  • пассив — активно-пассивный;
  • два активно-пассивных счета.

Федеральные стандарты БУ

Бухучет учреждения регулируется не только законодательными нормами, но и, согласно ст. 21 402-ФЗ, федеральными, отраслевыми стандартами, стандартами экономического субъекта и различными методическими рекомендациями.

Под федеральными стандартами учета понимается документация, определяющая ключевые требования к организации и осуществлению учета на предприятии. Федеральные стандарты обязательны к использованию всеми организациями, в том числе бюджетными и государственными учреждениями.

ФС разработаны с целью корректного и эффективного ведения учетной деятельности. Каждый стандарт регламентирует какой-либо раздел учета. При этом стандарты могут определять специальные требования к бухучету организаций, относящихся к бюджетной сфере РФ.

В 2020 году начали действовать пять стандартов:

  • концептуальные основы учета и отчетности организаций госсектора (Приказ Минфина России № 256н от 31.12.2016);
  • основные средства (Приказ № 257н от 31.12.2016);
  • аренда (Приказ № 258н от 31.12.2016);
  • обесценение активов (Приказ № 259н от 31.12.2016);
  • предоставление отчетности (Приказ № 260н от 31.12.2016).

С 2020 года также введены новые стандарты:

  • учетная политика, оценочные знания и ошибки (Приказ Минфина РФ № 274н от 30.12.2017);
  • события после отчетной даты (Приказ № 275н от 30.12.2017);
  • отчет о движении денежных средств (Приказ № 278н от 30.12.2017);
  • доходы (Приказ № 32н от 27.02.2018);
  • влияние изменений курсов иностранных валют (Приказ № 122н от 30.05.2018).

Все стандарты будут вводиться постепенно вплоть до 2021 года.

После изучения материалов данной главы студент должен:

знать

• порядок отражения финансового результата текущей деятельности учреждения и финансового результата прошлых отчетных периодов;

уметь

• различать доходы и расходы текущего финансового года и будущих периодов;

владеть

• методикой учетных записей при завершении текущего финансового года.

Ключевые термины: финансовый результат, доходы и расходы текущего финансового года, доходы и расходы будущих периодов, финансовый результат прошлых отчетных периодов.

Под финансовым результатом бюджетного учреждения понимается результат всей его финансово-хозяйственной деятельности, а не только от разрешенной ему деятельности, приносящей доход.

Финансовый результат определяется по методу начисления нарастающим итогом с начала года на пассивном счете 040100000 «Финансовый результат экономического субъекта».

Суммы начисленных доходов учреждения на счете 040110000 «Доходы текущего финансового года» сопоставляются с суммами начисленных расходов на счете 040120000 «Расходы текущего финансового года». Операции, которые приводят к увеличению чистой стоимости активов сектора государственного управления, классифицируются как доходы и отражаются по кредиту счета, а операции, которые приводят к уменьшению чистой стоимости активов сектора государственного управления, классифицируются как расходы (отчисления и платежи учреждения по своим обязательствам) – по дебету счета.

Операции с нефинансовыми активами, с финансовыми активами и операции с обязательствами не оказывают влияния на изменение чистой стоимости активов сектора государственного управления, так как приобретение нефинансового актива не является расходом, поскольку оно не влияет на чистую стоимость активов. Его результатом является изменение структуры баланса активов и пассивов вследствие обмена одного актива (финансового актива – денежные средства) на другой актив (нефинансового актива) или обязательство (платеж за актив).

Финансовый результат текущей деятельности определяется как разница между начисленными доходами и начисленными расходами учреждения за отчетный период, при этом кредитовый остаток по указанным выше счетам отражает положительный результат, а дебетовый – отрицательный.

В табл. 6.1 приведены типовые бухгалтерские записи, используемые для учета финансового результата (записи, связанные с реализацией неиспользуемых активов, расчетов по недостачам, в которых используется счет финансового результата, приведены в соответствующих параграфах настоящего учебника).

Таблица 6.1

Отражение операций но учету финансового результата

Бухгалтерская запись

дебет

кредит

Начисление доходов:

от сдачи имущества в аренду

от реализации товаров, работ, услуг

2401 10130

по суммам принудительного изъятия (пени, штрафы) за несвоевременное и ненадлежащее исполнение контрактов контрагентами

2401 10140

от реализации основных средств в момент перехода права собственности

2401 10172

от реализации материальных запасов в момент перехода права собственности

2401 10172

в сумме полученной субсидии на выполнение государственного задания

по предоставленным субсидиям на иные цели в объеме расходов, подтвержденного отчетом учреждения

5401 10180

по принятию к учету объектов нефинансовых активов, выявленных при инвентаризации

Соответствующие счета «Нефинансовые активы» 010000000

0401 10180

Отражение расходов по методу начисления по:

оплате труда

прочим выплатам

начислениям на оплату труда

услугам связи

транспортным услугам

коммунальным платежам

арендным платежам

услугам по содержанию имущества

прочим услугам

амортизации основных средств и нематериальных активов

0104 хх 410 0104 х9420

расходованию материальных запасов при содержании имущества

0105 хх 440

чрезвычайным расходам по операциям с активами

0101 хх 410

прочим расходам

  • 0302 хх 730
  • 0303 хх 730

Счет 040140000 «Доходы будущих периодов» предназначен для учета сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. Бухгалтерский учет доходов будущих периодов осуществляется следующим образом:

  • – по дебету отражаются суммы доходов, зачисленных на соответствующие счета доходов текущего финансового года, при наступлении периода, к которому эти доходы относятся;
  • – по кредиту – суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам.

Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета 040150000 «Расходы будущих периодов» и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года по кредиту счета 040150000 в течение периода, к которому они относятся, в установленном учреждением порядке: равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.

Операции с доходами и расходами будущих периодов бюджетного учреждения представлены в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Бухгалтерские записи операций по доходам и расходам будущих периодов

Дебет

Кредит

Начисление доходов будущих периодов

Отражены доходы будущих периодов, которые получены от заказчика за выполненные и сданные отдельные этапы работ, услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода

Зачисление в доход текущего отчетного периода

Получены доходы от реализации этапа готовой продукции, работ, услуг

2201 11510 17 забалансовый счет

Отражены доходы но договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции, работ (услуг)

2401 10130

Отнесена на финансовый результат в конце года сумма полученных доходов

2401 10130

Отражены расходы будущих периодов

Отнесены расходы будущих периодов на финансовый результат текущего финансового года

040120211 (212, 225, 226, 262)

040150211 (212, 225, 226, 262)

Отнесение на финансовый результат в конце года суммы осуществленных расходов

040120211 (212, 225, 226, 262)

Пример

Бюджетное учреждение в конце текущего года заключило договор на подписку на периодические издания (газеты, журналы) на следующий финансовый год. По условиям договора осуществляется 100%-ная предоплата в сумме 310200 руб. на очередной подписной период за счет средств субсидии на выполнение государственного задания текущего финансового года. В феврале следующего финансового года получены подписные издания на сумму 22 340 руб.

В учете учреждения будут осуществлены следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Текущий финансовый год

Перечислена плата за периодические издания

4201 11610 18 забалансовый счет

Отражены расходы будущих периодов

Произведен зачет авансового платежа на расчеты при получении периодического издания

Февраль следующего финансового года

Отнесены расходы будущих периодов на финансовый результат текущего финансового года ежемесячно по мере получения периодических изданий

При завершении операций текущего отчетного периода открывается счет 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», для которого не предусмотрены группы, вид и аналитический код операций сектора государственного управления.

Заключение счетов бухгалтерского учета производится по окончании года и оформляется следующей системой бухгалтерских записей (табл. 6.3).

Таблица 6.3

Отражение операций по заключению счетов бухгалтерского учета