Бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения

Вернуться к списку книг

Программа: 1С:Бухгалтерия государственного учреждения
Авторы: Е.А. Кадыш, С.Ю. Рыженкова, И.В. Фадеева, под. ред. К.В. Сергеевой
Формат: 60х90 1/8 (А4)
Стр. 298
Переплёт: мягкий
ISBN: 978-5-9677-2743-6
Артикул: 4601546134233
Год издания: 2018 год

Рекомендованная цена — 470 руб. Купить

Описание

Книга «Бухгалтерская и бюджетная отчетность государственных и муниципальных учреждений в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» адресована широкому кругу читателей, чья сфера профессиональной деятельности связана с ведением бухгалтерского и бюджетного учета в государственных и муниципальных учреждениях.В книге рассматриваются правила и порядок составления и представления государственными и муниципальными учреждениями бюджетной отчетности (Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н), а также бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина России от 25 марта 2011 № 33н). Даны практические рекомендации по формированию отчетных форм в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» (редакция 2), которые включены в состав месячной, квартальной и годовой отчетности.Книга окажет практическую пользу бухгалтерам, консультантам, преподавателям, а также претендентам на получение сертификата «1С:Профессионал», «1С:Специалист-консультант» по внедрению прикладного решения «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (редакция 2).Пособие разработано на основе материалов семинара «1С:Консалтинг» — «Отчетность государственных и муниципальных учреждений за 2017 год с применением «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8», который проводился с декабря 2017 по январь 2018 года фирмой «1С» вместе с региональными партнерами более чем в 80 городах России (http://1c.ru/news/events/event.jsp?id=989).

___________________________________________________________________________

Купить:

  • у партнеров фирмы «1С»
  • Свяжитесь с партнером «1С», который обслуживает Вашу организацию, и сделайте заказ, сообщив ему артикул, который присвоен книге (приведен выше, напротив обложки книги). Также вы можете приобрести книгу у других партнеров фирмы «1С».

  • в магазинах «1С-Интерес»
  • в интернет-магазине «1С-Интерес» (доставка книг курьером, «Почтой России», DHL, EMS)
  • в отделе розничной продажи фирмы «1С»
  • в книжных магазинах вашего города

Зайцева Г., эксперт журнала

Журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5/2019

Наряду с другими документами, автономные учреждения должны составлять по итогам года, а потом и размещать в Интернете отчет о результатах деятельности и использовании закрепленного имущества. Как работать с отчетом? Что изменилось в этой процедуре и какие нововведения ожидают учреждения в следующем году?

На какие нормативные акты опираться автономному учреждению при подготовке отчета о результатах деятельности и использовании имущества? Где брать форму отчета?

Общий порядок составления и утверждения отчета определен на федеральном уровне. В отношении автономных учреждений действуют два нормативных акта – Требования № 114н и Правила № 684(на них указывается в п. 3 Требований № 114н). Положения двух названных актов должны быть учтены в порядке, утвержденном органом-учредителем, а также при разработке им формы отчета (п. 2 Требований № 114н, п. 1 Правил № 684).

Таким образом, автономному учреждению надо ориентироваться на нормативный документ, изданный органом-учредителем, – здесь прописываются сами правила заполнения, утверждения и опубликования отчета и содержится его форма. Приведем несколько примеров:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2016 № 904 (распространяется на федеральные государственные образовательные учреждения);

  • Приказ Минспорта РФ от 03.09.2013 № 709 (действует
    в отношении подведомственных министерству федеральных учреждений);

  • Приказ Минздрава Московской области от 03.05.2018
    № 615 (распространяется на региональные учреждения здраво­охранения);

  • Постановление администрации городского округа Красногорск Московской области от 29.01.2019 № 108/1 (распространяется на все подведомственные муниципальные учреждения);

  • Постановление администрации Арзамасского района Нижегородской области от 13.03.2018 № 370 (далее – Постановление № 370) (действует в отношении всех подведомственных муниципальных учреждений).

Для наглядности представим систему нормативных актов в схематичном виде.

Требования № 114н

Правила № 684

Нормативный акт органа-учредителя

Порядок составления и утверждения отчета

Форма отчета

Орган-учредитель может потребовать от подведомственного АУ указать в отчете дополнительную информацию, не перечисленную в общих правилах (п. 6, 8, 9 Требований № 114н, п. 3, 4 Правил № 684). Новые строки должны быть учтены в утвержденной форме отчета.

Как заполнять разд. 1 отчета о результатах деятельности и использовании имущества? Какая исходная информация потребуется для этого?

В разделе 1 отчета указываются общие сведения об учреждении. Согласно п. 6 Требований № 114н здесь нужно прописать:

  • исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных и иных видов);

  • перечень услуг (работ), предоставляемых за плату в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, и категории потребителей услуг (работ);

  • перечень разрешительных документов (с указанием номеров, даты выдачи и срока действия), на основании которых учреждение осуществляет деятельность;

  • число штатных единиц учреждения (вписываются данные о количественном составе и квалификации сотрудников на начало и конец отчетного года, а если данное число менялось, указываются причины изменений);

  • среднюю зарплату сотрудников учреждения.

Также потребуется раскрыть состав наблюдательного совета автономного учреждения – Ф. И. О. и должность каждого члена совета (п. 3 Правил № 684).

Это основная информация, которую должно указать учреждение в разд. 1. Орган-учредитель может включить в форму отчета дополнительные строки и таблицы.

Сведения, необходимые для заполнения отчета, берутся из устава АУ, свидетельства о его государственной регистрации, лицензий (если учреждение осуществляет лицензируемый вид деятельности), правового акта органа-учредителя или самого АУ, который регулирует предоставление платных услуг, правового акта учредителя о назначении членов наблюдательного совета АУ, штатного расписания учреждения и расчетных ведомостей.

При заполнении отчета за 2019 год в разд. 1 понадобится указывать больше информации. Согласно Приказу Минфина РФ от 26.12.2018 № 287н (далее – Приказ № 287н), который с 01.01.2020 вносит изменения в Требования № 114н, в отчете нужно будет отразить установленную штатную численность и фактическую численность на начало и конец года. Кроме того, придется детализировать среднюю зарплату – отдельно по группам руководителей, заместителей руководителей и специалистов.

Учреждениям, исполняющим государственные функции или наделенным полномочиями по обеспечению деятельности федеральных органов – учредителей, нужно будет раскрывать еще и количество структурных подразделений, штатных единиц, задействованных в основной деятельности, а также осуществляющих правовое, кадровое, административно-хозяйственное, информационно-техническое обеспечение, ведущих бухучет, делопроизводство, и вакантных должностей (на начало и конец отчетного года).

Что включать в разд. 2 отчета о результатах деятельности автономного учреждения?

Результаты деятельности учреждения характеризуются следующими данными:

Результат деятельности

Основание для включения информации в отчет

Исполнение государственного (муниципального) задания

Абзац 6 п. 7 Требований № 114н, пп. «а» п. 3 Правил № 684

Выполнение работ (оказание услуг) в соответствии с обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию

Подпункт «б» п. 3 Правил № 684

Изменение балансовой (остаточной) стоимости нефинансовых активов

Абзац 2 п. 7 Требований № 114н

Сумма выставленных требований в возмещение ущерба по недостачам и хищениям материальных ценностей, денежных средств, а также от порчи материальных ценностей

Абзац 3 п. 7 Требований № 114н

Изменение дебиторской (в том числе нереальной к взысканию) и кредиторской задолженности (в том числе просроченной)

Абзац 4 п. 7 Требований № 114н

Изменение цен (тарифов) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям, а также средняя стоимость таких услуг

Абзац 8 п. 7 Требований № 114н, пп. «г» п. 3 Правил № 684

Общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами учреждения (в том числе платными)

Абзац 9 п. 7 Требований № 114н, пп. «в» п. 3 Правил № 684

Сумма доходов, полученных от оказания платных услуг

Абзац 5 п. 7 Требований № 114н

Прибыль после налогообложения

Подпункт «к» п. 3 Правил № 684

Суммы кассовых и плановых поступлений и выплат

Абзацы 12, 13 п. 7 Требований № 114н

Объем финансового обеспечения

Подпункты «ж», «з», «и» п. 3 Правил № 684

Жалобы потребителей

Абзац 10 п. 7 Требований № 114н

Для заполнения данного раздела потребуются данные из отчета о выполнении государственного (муниципального) задания, плана финансово-хозяйственной деятельности и отчета о его исполнении, соглашений о предоставлении субсидий, книги жалоб и др.

Отметим, что в отчет за 2019 год тоже придется добавить новую информацию (см. Приказ № 287н). Указывать нужно будет суммы доходов, полученных не только от предоставления платных услуг, но и от оказания основных услуг сверх задания, а также при осуществлении иных видов деятельности (например, от продажи товаров населению, работы буфета или кафе). Раскрывать понадобится и общие сведения об оказании услуг (выполнении работ) сверх государственного (муниципального) задания. Эти изменения коснутся всех учреждений.

Какие сведения отражать в разд. 3 отчета об использовании закрепленного за автономным учреждением имущества?

В силу п. 9 Требований № 114н и п. 4 Правил № 684 в отношении имущества учреждения надо раскрыть следующие сведения на начало и конец отчетного года:

  • общую балансовую стоимость недвижимого, особо ценного и иного движимого имущества (в том числе переданного в аренду и безвозмездное пользование);

  • общую площадь объектов недвижимого имущества (в том числе переданного в аренду и безвозмездное пользование);

  • количество объектов недвижимости;

  • объем средств, полученных в отчетном году от распоряжения имуществом.

Исходная информация для заполнения берется из баланса и плана финансово-хозяйственной деятельности.

Нужно ли автономному учреждению заполнять разд. 4 отчета об эффективности деятельности?

Раздел 4 «О показателях эффективности деятельности учреждения» вводится Приказом № 287н, которым утверждены изменения в Требования № 114н и который начнет действовать 01.01.2020. Следовательно, дополнительный раздел заполняется начиная с отчета за 2019 год. Сейчас (при работе над отчетом за 2018 год) этого делать не нужно. В любом случае автономному учреждению следует руководствоваться формой, утвержденной органом-учредителем. Последний должен привести данную форму в соответствие обновленным Требованиям № 114н.

Однако и в следующем году заполнять разд. 4 станут далеко не все. Согласно п. 9.1 Требований № 114н (в редакции Приказа № 287н) такая обязанность возникнет только у учреждений, которые наделены полномочиями по исполнению государственных функций, а также по обеспечению деятельности федеральных органов – своих учредителей. Учреждения, деятельность которых заключается в оказании услуг физическим и юридическим лицам или выполнении для них работ, по-прежнему должны будут заполнять три раздела отчета.

Кто должен утверждать отчет о результатах деятельности и использовании имущества – руководитель автономного учреждения, наблюдательный совет АУ или учредитель?

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) и п. 10 Требований № 114н руководитель АУ должен представить отчет о результатах деятельности учреждения на рассмотрение наблюдательному совету. А тот, в свою очередь, должен дать рекомендации относительно данного документа (п. 2 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ). Иными словами, наблюдательный совет больше не утверждает названный отчет – этого полномочия он лишился еще в конце 2017 года (хотя далеко не все органы-учредители отразили данное изменение в своих порядках).

Теперь отчет о деятельности утверждает руководитель АУ, а органы управления (наблюдательный совет и учредитель) должны согласовать (либо не согласовать) документ, одобрив (или нет) работу учреждения. Например, в Арзамасском районе Нижегородской области прописали данную процедуру так (см. Постановление № 370).

Руководитель учреждения утверждает отчет и представляет его на согласование в отраслевой орган районной администрации. Отраслевой орган рассматривает отчет в течение десяти рабочих дней, следующих за днем его поступления, и согласовывает документ либо возвращает на доработку с указанием недостатков. В течение трех следующих рабочих дней учреждение должно устранить эти недостатки и снова подать на согласование утвержденный руководителем отчет.

Правила утверждения отчета, представленного обособленным подразделением, осуществляющим полномочия по ведению бухгалтерского учета, не изменились. В силу п. 10 Требований № 114н такой отчет утверждается руководителем указанного подразделения, а затем представляется головному учреждению на согласование. Автономное учреждение должно рассмотреть отчет, поступивший от обособленного подразделения, в течение десяти рабочих дней, следующих за днем поступления документа, и согласовать его либо отправить на доработку, указав причины возврата.

Кто публикует отчет о результатах деятельности и использовании имущества – автономное учреждение или орган-учредитель?

Отчет необходимо публиковать в нескольких открытых источниках, и исполнители здесь будут разные. Перечислим способы раскрытия данного документа.

  1. Официальный сайт bus.gov.ru. Отчет вместе с другими документами автономного учреждения, подлежащими размещению на сайте bus.gov.ru, должен публиковать орган-учредитель. На это указано в п. 3.5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Однако орган-учредитель может передать право по размещению информации и документов на официальном интернет-ресурсе самому учреждению. Для этого учредитель должен издать соответствующий правовой акт (см., например, приказы Минобрнауки РФ от 21.02.2018 № 117, министра физической культуры и спорта Московской области от 09.08.2018 № 22-126-П).

Если автономному учреждению все же передано полномочие по размещению сведений на bus.gov.ru, сделать это нужно в течение пяти рабочих дней после утверждения того или иного документа.

  1. Официальный сайт органа-учредителя. В силу п. 12 Требований № 114н такое требование может быть предусмотрено в порядке, утвержденном учредителем. В этом случае он сам публикует отчет, который ранее АУ передало на согласование.

  2. Официальный сайт учреждения. На такую возможность тоже указывается в п. 12 Требований № 114н и п. 6 Правил № 684. Если порядок, установленный органом-учредителем, содержит данное условие, обязанность размещать отчет на собственном сайте возникает у АУ.

  3. Средства массовой информации. Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ автономное учреждение должно ежегодно публиковать отчет о деятельности в СМИ, определенных органом-учредителем. Разместить отчет надо до 1 июня года, следующего за отчетным (п. 5 Правил № 684).

  4. Помещения учреждения. Информация о дате опубликования и СМИ, в которых опубликован отчет о результатах деятельности, а также о сайтах, где выложен этот отчет, должна быть размещена в самом учреждении – в месте, доступном для потребителей его услуг (п. 7 Правил № 684). Соблюдать это требование тоже должно автономное учреждение.

Общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утв. Приказом Минфина РФ от 30.09.2010 № 114н.

Правила опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 684.

Пункт 2.9 Требований к порядку формирования структурированной информации о государственном (муниципальном) учреждении, информации, указанной в абзаце первом пункта 15.1 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 г. № 86н, утв. Федеральным казначейством 26.12.2016.

папкаГлавная » Бухгалтеру » Годовая отчетность казенного учреждения

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором


Годовая отчетность


Вернуться назад на Годовая отчетность

Казенные учреждения ведут бюджетный учет и сдают бюджетную отчетность. Мы расскажем: новации бюджетной отчетности за год, какие формы включает, кто составляет и проверяет бюджетную отчетность.
Получатели бюджетных средств (ПБС), в том числе казенные учреждения, будут сдавать годовую отчетность за год по новым правилам. Минфин уточнил Инструкцию № 191н: сократил срок сдачи отчетности через «Электронный бюджет», поправил формы и порядок заполнения Баланса (ф. 0503130), Отчетов о движении денежных средств (ф. 0503123), исполнении бюджета (ф. 0503127), бюджетных обязательствах (ф. 0503128). Еще изменили состав форм Пояснительной записки.
Годовая бюджетная отчетность составляется на 1 января года, следующего за отчетным. Отчетным годом признается календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных субъектов бюджетной отчетности отчетным годом признается период с даты их регистрации по 31 декабря года их создания. Для казенных учреждений, созданных путем изменения типа бюджетного (автономного) учреждения, – период с даты изменения типа (с даты включения в реестр получателей бюджетных средств) по конец года создания.
Отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы (бюджетную отчетность Российской Федерации) составляют и представляют:
•главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств;
•бюджетные и автономные учреждения (в установленных случаях);
•главные администраторы, администраторы доходов бюджетов;
•главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов;
•финансовые органы;
•органы Казначейства России;
•органы, осуществляющие кассовое обслуживание.
Бюджетную отчетность не составляют коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Бюджетные и автономные учреждения составляют бюджетную отчетность только если ведут бюджетный учет как ПБС.
Годовая бюджетная отчетность включает:
•Баланс (ф. 0503130);
•Справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
•Справку по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
•Справку о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);
•Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
•Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
•Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);
•Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
•Пояснительную записку (ф. 0503160).
Это все формы бюджетной отчетности казенных учреждений. Если в отчетном периоде была ликвидация или реорганизация, представьте разделительный (ликвидационный) Баланс (ф. 0503230).

Состав бюджетной отчетности определяется пунктом 11.1 Инструкции об утверждении порядка предоставления бюджетной отчетности № 191н.
Вышестоящие организации на основе полученной бюджетной отчетности, а также бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений, составляют сводную (консолидированную) отчетность.
Сводную отчетность подавайте в финансовые органы соответствующего бюджета и (или):
•главному распорядителю бюджетных средств;
•главному администратору доходов бюджета;
•главному администратору источников финансирования дефицита бюджета.
Учредители бюджетных и автономных учреждений сводную (консолидированную) отчетность должны составлять после выверки взаимосвязанных показателей по операциям с подведомственными им учреждениями, отраженными в бюджетной отчетности и в сводной бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений.
Бюджетную отчетность представляют ПБС, в том числе казенные учреждения. Бюджетная отчетность составляется на основе Инструкции № 191н.
Бухгалтерскую отчетность составляют бюджетные и автономные учреждения на основании Инструкции № 33н.
Составление бюджетной отчетности проводится нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой. Показатели бюджетной отчетности, имеющие отрицательное значение, указывайте со знаком минус. Но только если на это есть прямые указания в порядке заполнения форм.
Структурой формы бюджетной отчетности могут быть предусмотрены показатели сопоставления плановых показателей с фактически сложившимися в отчетном периоде. При этом если прогнозные показатели отсутствуют, расчет сопоставления не производите.
Если в содержании формы бюджетной отчетности нет числовых значений, составлять такую форму не нужно. В пояснительной записке за отчетный период укажите информацию о непредставленных формах. Если в форме нет только части показателей, в незаполненных ячейках поставьте прочерки. Удалять эти строки из отчетов нельзя.
Если после 1 января, но до представления отчетности произошло событие после отчетной даты (изменилась кадастровая стоимость земли, узнали о задолженности, обнаружили ошибку и т. п.), отразите его в учете оборотами отчетного года. Это следует из положений письма Минфина России № 02-07-07/5669 и Казначейства России № 07-04-05/02-120.
Показатели бюджетной отчетности нужно сверить. Для этого используйте контрольные соотношения.
Порядок составления и предоставления бюджетной отчетности – в целом по учреждению с учетом всех его обособленных подразделений. Чтобы выполнить данное требование, вам понадобятся данные о деятельности филиалов. Порядок предоставления этих данных в головное учреждение закрепите в положении о подразделении и учетной политике. Кстати, отчеты филиалов – внутренние документы учреждения, а потому представлять их внешним пользователям не нужно.
Для составления и представления годовой бюджетной отчетности за год берите данные из:

Самое читаемое за неделю

документ Введение ковидных паспортов в 2021 году
документ Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
документ Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
документ 35 банков обанкротятся в 2021 году

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
•главной книги (ф. 0504072);
•других регистров бюджетного учета (например, многографной карточки (ф. 0504054), карточки учета средств и расчетов (ф. 0504051) и т. д.), а также из отчетов филиалов;
•показателей форм бюджетной отчетности, представленных подведомственными учреждениями;
•бухгалтерской отчетности подведомственных бюджетных и автономных учреждений.
Перед составлением годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств. Особое внимание уделите инвентаризации дебиторки по расходам, объектам незавершенного строительства и капвложениям в недвижимость. Если при инвентаризации выявили ошибки, недостачи, отразите их в учете до того, как будете составлять отчетность за год.
Сформированную бюджетную отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер субъекта бюджетной отчетности. Если форма отчетности содержит плановые (прогнозные) и аналитические показатели, ее также подписывает руководитель финансово-экономической службы.
В случае отсутствия руководителя по уважительной причине (болезнь, отпуск, командировка и т. д.) право подписи бюджетной отчетности может быть возложено на сотрудника, временно исполняющего его обязанности.
Для этого нужно:
•издать приказ о назначении лица, ответственного за подписание бюджетной отчетности;
•выдать сотруднику доверенность на право подписи бюджетной отчетности.
При наличии таких документов подпись уполномоченного сотрудника на бюджетной отчетности приравнивается к подписи руководителя.
Бюджетную отчетность представляют в сроки, которые устанавливают вышестоящие организации.
Федеральные учреждения сдают электронные формы отчетности через систему «Электронный бюджет». В этом случае срок отчетности также установит вышестоящая организация.
Главные администраторы (ГРБС, ГАДБ, ГАИФДБ) сдают отчетность в сроки, которые устанавливает Казначейство России. От них зависят сроки отчетности других участников бюджетного процесса: это период от двух до 10 рабочих дней до сдачи отчетности вышестоящей организацией в Казначейство. К примеру, если для ГРБС установлен срок сдачи отчетности 15 февраля, то подведомственное учреждение отчитывается до 31 января.
Если срок отчетности выпадает на нерабочий день, представить ее нужно не позднее первого рабочего дня, следующего за нерабочим.
Полученную отчетность вышестоящий орган власти проверит в подсистеме учета и отчетности. После чего уведомит учреждение о результатах. Для этого направит уведомление.
Если при сдаче отчетности через систему «Электронный бюджет» получили уведомление об ошибках – исправьте их.
В подсистеме «Учет и отчетности» ошибки исправляйте:
•выявили до даты сдачи отчетности – по своему усмотрению;
•после даты сдачи или когда отчетность приняли – по согласованию с вышестоящим органом власти.
темы
документГодовой отчет
документБухгалтерская отчетность
документКонсолидируемая отчетность
документОтчетность бухгалтера
документСводная отчетность

Загадки
Будьте абсолютно точны и вы останетесь единственным в своей профессии. О какой профессии так говорил английский писатель Джон Голсуорси?
посмотреть ответ


назад | форум | вверх Вверх

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ

ОТЧЕТНОСТИ

1 2 Васильева М.Б. , Зандеева Н.Д.

1Васильева Марина Баировна — кандидат экономических наук, доцент; 2Зандеева Надежда Дариевна — магистрант, направление: менеджмент, кафедра бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложений, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления,

г. Улан-Удэ

Аннотация: в статье отражены актуальные проблемы анализа бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений. Рассмотрены требования к формированию бюджетной отчетности с целью определения показателей, объективно отражающих финансовую устойчивость учреждения и эффективности деятельности предприятия.

Ключевые слова: бюджетная отчетность, бухгалтерский баланс, бюджетные учреждения.

Бюджетная отчетность — это процесс, при помощи которого оценивается прошлое и текущее финансовое положение, и результаты деятельности организации. Оценка финансового состояния предприятия и финансовых результатов его деятельности по данным бухгалтерской отчетности — это главная цель.

К бюджетным учреждениям относятся организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы.

Бюджетные учреждения получают финансовое обеспечение в форме субсидии на государственное задание. Для выполнения государственного (планового) задания утверждается мониторинг и контроль, и устанавливается порядок компенсационных и стимулирующих выплат их руководителям. Издается приказ об утверждении, состав комиссии, формы отчетов. Мониторинг выполнения планового задания производится по следующим направлениям: соответствия объема и качества предоставленных услуг (выполненных работ) целевых показателей эффективности деятельности государственного учреждения. Выплаты компенсационного характера устанавливаются на определенный срок, но не более календарного года. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда.

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период, ее обязаны формировать все организации, согласно статье 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.

Система сбора, регистрации и обобщения данных в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и операциях, приводящих к изменению активов и обязательств, вот что представляет собой бюджетный учет. Бюджетная отчетность позволяет оценить способности организации стабильно функционировать, и делает возможным сравнение информации за различные периоды времени, чтобы объективно оценить спланировать и спрогнозировать будущее организации.

Бюджетное учреждение финансируется из федерального бюджета, субъектов Российской Федерации, либо местных бюджетов.

Формирование, представление и анализ бюджетной отчетности осуществляется согласно приказу Минфина РФ Инструкции №191н от 28 декабря 2010г. «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Организации обязаны составлять ежемесячные, квартальные (формируется по истечению трех месяцев отчетного года, нарастающим итогом) отчетности. И подводящей итог финансовому состоянию предприятия является годовая отчетность -формируется на 1 января года, следующего за текущим.

Бюджетная отчетность (за исключением сводной и консолидированной) составляется на основе информации из Главной книги, которая должна быть заверена руководителем и главным бухгалтером. В первую очередь, чтобы сформировать отчет, необходимо сравнить остатки и обороты по счетам бюджетного учета с остатками и оборотами аналитических регистров учета. Данные, предоставленные в годовой отчетности должны подтверждаться результатами инвентаризации обязательств и активов.

Рассмотрим состав бюджетной отчетности более подробно.

Одной из главных форм бюджетной отчетности является Баланс государственного учреждения (ф. 0503730), который формируется на основании сальдовых остатков соответствующих счетов бюджетного учета.

Согласно ст. 48 ГК РФ бухгалтерский баланс является свидетельством выполнения обязательств юридическим лицом, т.е., выполняя экономико-правовую роль, обеспечивает имущественную отделенность хозяйствующего предприятия . С помощью бухгалтерского баланса определяется конечный финансовый результат работы предприятия за определенный отчетный период. По данному показателю определяются возможности руководителей предприятия сохранить и увеличивать вверенные им денежные средства и материальные ресурсы. В практике европейских стран бухгалтерский баланс служит отчетностью об уровне финансового состояния компании.

Баланс содержит информацию о финансовых и нефинансовых активах и обязательствах организации.

В актив бухгалтерского баланса входят статьи, отражающие конкретные элементы средств хозяйствования. В практике отечественной бухгалтерии статьи актива размещаются в бухгалтерском балансе по подвижности имущества. Это означает, что они зависят от того, с какой скоростью данная часть имущества преображается в денежную форму. К примеру, оборотные активы (срок использования менее 1 года: денежные средства, материалы, сырье, и т.п.) более ликвидны, чем внеоборотные активы (срок использования более 1 года: здания, НМА, различные долгосрочные вложения и т.п.). Одним словом, актив баланса — это опись имущества, представленная в денежной форме.

Пассив баланса указывает на величину капитала, вложенного в деятельность компании, а также то, в какой форме он участвовал в образовании имущества.

Пассивная часть баланса разделяется на капитал и обязательства, что отражает не только характер различных обязательств перед собственниками и третьими лицами, чьи средства используются в хозяйственной деятельности компании, но и срочность, а также способы их погашения.

Для правильного построения бухгалтерского баланса необходимо показать:

■полную картину хозяйственной деятельности компании;

■соответствующую группировку хозяйственных явлений;

■изучение связей между хозяйственными действиями, основываясь на правильной корреспонденции счетов.

Таким образом, можно провести анализ финансово-хозяйственной деятельности и движения имущественных средств компании.

Итоговый баланс показывает имущество организации по объему финансовых и экономических средств, предоставленных кредиторами и собственниками.

При анализе такого баланса можно получить полную информацию об оборотных и внеоборотных средствах организации. Также можно определить способы их дальнейшего наращивания.

Анализ на основе бухгалтерского баланса очень трудоемкий и малоэффективный процесс, что обусловлено наличием слишком большого количества показателей, не позволяющих выделять главные тенденции финансового состояния предприятия. Используемая на сегодня форма отчетности в некоторых случаях определяет синтетические счета в разделах баланса не совсем правильно. В настоящее время баланс соответственно нормативным документам составляется в нетто-оценке. Вот почему перед проведением аналитического исследования финансового состояния следует сформировать пригодный для этого баланс.

Согласно рекомендации Н.А. Блатова, одного из разработчиков теории балансоведения исследовать динамику и структуру финансового состояния компании нужно с помощью сравнительного аналитического баланса, получаемого из исходного бухгалтерского баланса с посредством сжатия отдельных статей и дополнением его показателями структуры и динамики . Такой способ позволяет сводить воедино и систематизировать расчеты, проведенные аналитиком. B этой работе рекомендуется следующая последовательность составления сравнительного аналитического баланса, основанного на ф. 0503730) «Бухгалтерский баланс», и рекомендованного Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций»:

Шаг I — проверять соответствие статей баланса нетто-оценке соответственно требованиям п. 35 ПБУ 4/99: «в бухгалтерском балансе должны присутствовать числовые показатели в нетто-оценке, это означает, что за минусом регулирующих величин, должны быть пояснения. Это позволит обеспечить достоверность данных в балансе до проведения анализа;

Шаг II — провести дополнительную очистку баланса от присутствующих в нем регулирующих статей, что позволит уточнить валюту баланса;

Шаг III — агрегация однородных статей баланса, их переоформление.

Предлагаемый вариант анализа баланса построен с учетом объединения статей по однородности для получения нужных данных в целях проведения расчета показателей финансового состояния предприятия. Его состав и форма включают более существенные показатели, которые характеризуют, важных для анализа, динамику и статику финансового состояния компании. Какие процедуры нужно выполнять для конвертации отчетного баланса в аналитический, зависит от определенных задач и условий анализа. Определить его на все случаи невозможно, при этом важно, чтобы были скорректированы показатели, существенно искажающие реальные данные. Изменения, произведенные в бухгалтерском балансе, повышают уровень аналитичности.

В соответствии с Инструкцией № 33н от 25.03.2011г. Минфина России государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения должны сдавать Отчет об исполнении плана ФХД. Отчет формируется ежемесячно по состоянию на 1 число каждого месяца нарастающим итогом с начала года.

Согласно данной инструкции бюджетная организация должна сдавать ф. 0503737 в разрезе всех КФО, применявшихся в организации за отчетный период:

■доходы учреждения (КФО 2);

■субсидии на выполнение государственного задания (КФО 4);

■субсидии на иные цели (КФО 5);

■средства по обязательному медицинскому страхованию (КФО 7).

Показатели исполнения плана отражаются на основании аналитических данных

бухгалтерского учета учреждения в разрезе аналитических кодов вида доходов и расходов соответственно по разделам отчета (ф. 0503737).

-Отчет об обязательствах (ф. 0503738);

-Отчет о финансовых результатах (ф. 053721) отражает информацию о результатах деятельности доходов и расходов за отчетный период в разрезе:

■деятельности с целевыми средствами;

■деятельности по государственному заданию;

■приносящей доход деятельности.

-Пояснительная записка к балансу (ф. 0503760).

Все формы отчетности должны быть заверены руководителем и главным бухгалтером учреждения, а также предоставлять данные о своей деятельности органам государственной статистики, учредителям и иным лицам в соответствии с Инструкцией № 157н от 01.12.2010 «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

Составление бухгалтерской отчетности — это окончательный этап процесса ведения бухгалтерского учета, который может стать для руководителя любой организации серьезным основанием для принятия важных управленческих решений. В связи с этим, значимым является формирование бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством, т.к. финансирование может прерваться, если учреждения будут отступать от утвержденных норм и правил ее составления.

Список литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 29 декабря 2017 г.).

2.Приказ Минфина России от 01.12.2010 №157н (ред. от 27.09.2017) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

3.Приказ Минфина России от 28.12.2010 года №191н (с изм. от 02.11.2017 года) «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

4.Кузина ¿..^.Бухгалтерский учёт в бюджетных организациях: Учеб.-практич. пособие. М.: «Издательство ПРИОР», 2016. с. 352.