Банковское сопровождение не предусмотрено что это значит

Правила осуществления банковского сопровождения контрактов на основании положений Федерального закона №44-ФЗ

Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок» предусмотрен один из весьма действенных инструментов финансового контроля за исполнением заключенных государственных и муниципальных контрактов. Данным инструментом является банковское сопровождение заключенных контрактов и договоров. Использование данного инструмента предусмотрено положениями статьи 35 указанного закона.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Понятие банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ

Банковское сопровождение контракта – это специальная деятельность финансово-кредитного учреждения, обладающего соответствующей лицензией, направленная на осуществление контроля исполнения заключенного ранее государственного или муниципального контракта. В ходе такого контроля происходит проверка имеющихся документов исполнителя по контракту относительно проводимых расчетов, а также направление результатов проверки государственному или муниципальному заказчику. В процессе осуществления банковского сопровождения контракта заказчику дано право контроля за проводимыми по контракту платежами со стороны исполнителя.

В настоящее время используются простое и расширенное банковские сопровождения, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе».

Когда следует использовать банковское сопровождение для контрактов

Постановлением Правительства Российской Федерации №963, принятым 20 сентября 2014 года, установлены случаи, когда использование банковского сопровождения независимо от его формы является обязательным. К числу таких случаев относятся:

  • заключение контракта, характеризуемого как контракт жизненного цикла. Под такими контрактами понимаются такие закупки, в которых потенциальному исполнителю предлагается выполнить целый комплекс работ или оказать услуги от момента проектирования будущих результатов по контракту до момента сдачи полученных итоговых результатов (например, при строительстве автомобильных дорог, мостов, многоквартирных домов и т. д.);
  • если итоговая цена заключаемого контракта превышает десять миллиардов рублей вне зависимости от используемых закупочных процедур;
  • проводится закупка у единственного поставщика при условии, что такой поставщик определен специальным распоряжением или иным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в содержании такого определяющего акта содержится указание на обязательность осуществления банковского сопровождения.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 указанного Постановления использование банковского сопровождения недопустимо в отношении гражданско-правовых договоров, заключаемых государственными и муниципальными заказчиками. Кроме того, не проводятся мероприятия банковского сопровождения в отношении контрактов, направленных на исполнение государственного оборонного заказа, а также в отношении контрактов, которые заключаются вне гособоронзаказа, но сведения о таких закупках являются объектом охраны законодательства о государственной тайне.

Однако со всеми банками может быть заключен договор банковского сопровождения.

Требования к банкам

Раздел 2 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №963, устанавливает определенные требования, которые должны быть предъявлены к банкам, осуществляющим банковское сопровождение по заключенным государственным и муниципальным контрактам. К числу основных требований относятся:

  • капитал финансово-кредитной организации не должен быть менее одного миллиарда рублей;
  • опыт работы на рынке оказания финансово-кредитных услуг составляет не менее пяти лет;
  • в отношении конкретной организации не должно проводиться со стороны Центрального банка мер, направленных на финансовое оздоровление;
  • установленные на отчетные даты нормативы по взаимодействию с Центробанком полностью соблюдаются и исполняются на протяжении не менее, чем последних шести месяцев;
  • финансово-кредитная организация находится в реестре пользователей специальной системы передачи финансовых сообщений Банка России при осуществлении казначейского сопровождения контракта, а также пользуется такой системой.

Для того чтобы государственный или муниципальный заказчик имел представление о том, какая именно финансово-кредитная организация может быть выбрана в качестве банка, осуществляющего сопровождение контракта, он может обратиться к специально сформированному на основании Письма Минфина №05-07-12/4 от 28.04.2010 перечню банков, которые могут быть задействованы для выполнения обязанностей, предусмотренных статьей 35 Федерального закона «О контрактной системе…».

Простое банковское сопровождение

Как уже говорилось выше, в настоящее время используются два варианта банковского сопровождения контрактов – простое и расширенное. Простое банковское сопровождение регулируется подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства № 963. В соответствии с его положениями использование простого банковского сопровождения осуществляется в случаях:

  • заключения государственного или муниципального договора или контракта «жизненного цикла», если его начальная максимальная цена не превышает десяти миллиардов рублей;
  • установленная начальная максимальная цена контракта превышает десять миллиардов рублей вне зависимости от того, о какой процедуре определения поставщика идет речь, равно как и вне зависимости от того, производится ли закупка у единственного поставщика, который был определен специальным правовым актом Правительства Российской Федерации или Президентом РФ;
  • если при проведении закупочной процедуры установлено ограничение по участию только юридических лиц, которые в силу своей деятельности попали под международные санкции и с целью специального учета были внесены Правительством Российской Федерации в специальный реестр.

Кроме того, простое банковское сопровождение может быть установлено в том случае, если специальными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов федерации либо уполномоченными органами муниципального образования установлено требование о наличии банковского сопровождения контрактов определенного вида, заключаемых подведомственными заказчиками.

Например, для Ленинградской области обязательное банковское сопровождение должно быть установлено для всех контрактов, начальная максимальная цена контракта составляет не менее одного миллиарда рублей.

Расширенное банковское сопровождение

Банковское сопровождение в его расширенном типе применяется в случаях, предусмотренных положениями подпункта «б» пункта 3 указанного выше Постановления Правительства. В соответствии с содержанием данного подпункта расширенное банковское сопровождение используется в следующих случаях:

  • речь идет о работах по осуществлению строительства и реконструкции тех объектов, которые относятся к объектам капитального строительства. Такое сопровождение осуществляется в случае заключения контракта с единственным поставщиком в случае, если в самом контракте не установлено требование о внесении обеспечения исполнения контракта;
  • закупка проводится на основании установленных государственных программ, если начальная максимальная цена контракта более пятнадцати миллиардов рублей, но в рамках самой государственной программы сформулировано требование об установлении расширенного банковского сопровождения;
  • в отношении контрактов, которые заключаются по решению Правительства Российской Федерации, если в отношении такого контракта предусмотрено проведение казначейского сопровождения;
  • проводится закупка у поставщиков, которые подпали под санкции, в результате чего были включены в специальный реестр Постановлением Правительства, а начальная максимальная цена заключаемого соглашения превышает сумму в пятнадцать миллиардов рублей;
  • федеральными государственными органами, а также органами государственной власти субъектов федерации принято решение, оформленное в виде соответствующего правового акта, о необходимости установления требования об обязательном банковском сопровождении заключаемого государственного контракта.

На каждый из указанных видов сопровождения должен быть заключен специальный договор в виде двух соглашений – между выбранным банком и заказчиком и выбранным банком и исполнителем по контракту.

Содержание договора банковского сопровождения контрактов

Обязанность заключения договора банковского сопровождения ложится на плечи и заказчика, и исполнителя по контракту. Такая обязанность, равно как и перечень тех условий, которые должны содержаться в тексте договора, содержатся в Правилах банковского сопровождения контрактов, утвержденных Постановлением Правительства №963.

К числу основных условий, характерных для договора простого банковского сопровождения, относятся:

  • сведения о том, в какие сроки и в каком порядке исполнитель должен открыть в указанном банке специальный счет для проведения всех расчетов между исполнителем, его субподрядчиками по исполнению контракта и государственным или муниципальным заказчиком;
  • правила, по которым будет осуществляться зачисление и списание денежных средств по специально открытому для осуществления сопровождения счету;
  • если у контракта нет сопровождения, то в тексте договора сопровождения контракта должны быть указаны положения о том, в каком порядке будет реализовываться возможность заказчика проводить авансовые списания средств с указанного счета;
  • перечень обязанностей банка, среди которых необходимо указать ежемесячное предоставление заказчику выписки со счета с указанием всех проведенных на нем операций, а также отчеты о проделанных операциях. Кроме того, потребуется предоставить сведения о проводимых мероприятиях по идентификации участников исполнения подписанного соглашения. Также указанным договором на банк возлагается обязанность направлять в Федеральное Казначейство сведения о выполняемых мероприятиях по сопровождению, если направление такой информации предусмотрено специальными правовыми актами Правительства РФ;
  • дополнительно указываются сведения о том, в каком порядке будет происходить расторжение или изменение договора сопровождения.

Если речь идет о расширенном сопровождении, то в договор включаются также дополнительные положения:

  • о стоимости услуг, которые будет предоставлять банк по такому договору. Данный размер вознаграждения рассчитывается на основании положений пункта 4 указанных выше Правил;
  • о необходимых к указанию сведений в направляемых платежных документах, а также сроках и порядке проводимых проверок таких платежных документов (включение и перечень данных условий потребуется согласовать с самим заказчиком по исполняемому контракту);
  • о перечне документов, которые будут подтверждать проведение того или иного платежа, а также порядок предоставления таких платежей;
  • о сроках проведения проверочных мероприятий самим банком тех документов, которые подтверждают факт выполнения определенного этапа исполнения контракта, а также порядок такой проверки;
  • об основании и порядке выдвижения отказа банка в удовлетворении заявки на проведение оплаты;
  • об обязанности банка предоставлять заказчику и контролирующим органам (в частности, Федеральному Казначейству) отчеты о проведенном мониторинге исполнения контракта и о результатах такого мониторинга. Такая обязанность возлагается на сопровождающую соглашение финансово-кредитную организацию в тех случаях, когда такое требование установлено правовыми актами Правительства Российской Федерации. На подготовку таких отчетов дается не более пяти рабочих дней;
  • о мерах ответственности, которые могут быть применены к банку в случае, если отказ провести платеж на основании предоставленных платежных документов какой-либо из сторон подписанного ранее соглашения об обеспечении государственных или муниципальных нужд будет признан неправомерным.

Так как стоимость договора сопровождения контракта финансово-кредитной организацией является существенным условием договора, данному разделу следует уделить особое внимание. Расчет суммы, которую придется заплатить банку, происходит на основании стоимости обслуживаемого контракта и выглядит следующим образом:

  • если стоимость контракта находится в диапазоне от 500 млн до 1 млрд рублей, то банк вправе взять за свои услуги до 1,15% от цены обслуживаемого контракта;
  • если диапазон стоимости контракта составляет от 1 до 5 млрд рублей, то в качестве вознаграждения банку может быть выплачено не более 1,12% от цены контракта;
  • при цене в диапазоне от 5 до 10 млрд рублей банку придется заплатить не более 1,09% от общей стоимости соглашения;
  • если цена находится в диапазоне от 10 до 15 млрд рублей, то сумма вознаграждения не может превышать 1,05% от такого показателя по соглашению;
  • если цена контракта превысила 15 млрд, то банк не сможет получить более 1% в качестве вознаграждения за свои услуги.

Сумма, полученная в итоге по проведенным расчетам, должна быть внесена в текст договора в виде обязательной к уплате с указанием порядка проведения расчетов между всеми участниками такого договора.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Статья 35. Банковское сопровождение контрактов
 

2. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов. При этом Правительство Российской Федерации вправе установить минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого в соответствии с настоящей частью определяются случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

Что такое банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ, алгоритм его осуществления и требования к банкам?

Банковское сопровождение контрактов представляет собой комплекс мер, которые направлены на предоставление заказчику комплекса аналитической информации о соответствии товаров, работ и услуг установленным требованиям государственного контракта. Оно позволяет обеспечить прозрачность расходования бюджетных денежных средств в процессе реализации контракта по 44-ФЗ.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Понятие банковского сопровождения и его цели

Банковское сопровождение контракта предполагает процедуру сбора, обобщения, систематизации и оценки финансовой организацией платежных операций со стороны поставщика и передача их государственному заказчику по 44-ФЗ. Данные действия имеют целью контроль за исполнением контракта, который предполагает реализацию принципов прозрачности и доступности сведений.

Для того чтобы банк имел возможность осуществлять контролирующие функции, к поставщику предъявляется требование об открытии спецсчета в определенном финансовом учреждении.

Банковское сопровождение имеет целью реализацию федеральных и муниципальных нужд. Данный процесс регулируется со стороны Правительства и высшего органа исполнительной власти российского субъекта.

В случае если контракт предполагается заключить с единственным поставщиком, то Правительство устанавливает НМЦК. Эта цена должна учитываться при сопровождении сделки банком для поставки товаров, работ и услуг.

Когда сопровождение банком обязательно

Банковское сопровождение не всегда является обязательным и по многим сделкам не предусмотрено. Постановление Правительства №963 от 2014 года в части банковского мониторинга не применяется в отношении:

  • гражданско-правовых договоров, которые были подписаны государственными, региональными и муниципальными властями на основании ч. 1, 4, 5 ст. 15 44-ФЗ;
  • контрактов по гособоронзаказу (в данном случае банковское сопровождение осуществляется по нормам Главы 3.1 Закона «О гособоронзаказе» от 2012 года 275-ФЗ);
  • контрактов, сведения которых образуют государственную тайну.

Простое банковское сопровождение является обязательным в следующих случаях:

  1. При оформлении госконтракта жизненного цикла, когда поставщик предоставляет полный комплекс работ начиная от разработки проекта и заканчивая его полной реализацией. Обязательное требование устанавливается при превышении цены контракта значения в 10 млрд р.
  2. При оформлении госконтракта с единственным поставщиком на основании актов по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ при цене более 10 млрд р.
  3. При оформлении контракта, по которому предмет или поставщик определены Правительством, когда в отношении поставщика были введены ограничительные меры.

Минимальный размер цены госконтракта, с учетом которого региональные или муниципальные власти определяют необходимость банковского сопровождения, установлены как 1 млрд р. для регионов и 200 млн р. для муниципалитетов.

Расширенное банковское сопровождение сделок применяется по закону в следующих случаях:

  • при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства, если контракт подписывается с единственным поставщиком по цене свыше 10 млрд р.;
  • при начальной максимальной цене контракта от 15 млрд р. и если федеральная программа предусматривает привлечение банка для сопровождения;
  • если по госконтракту предусмотрено казначейское исполнение обязательств;
  • если в отношении поставщика или подрядчика действуют ограничительные меры со стороны иностранных государств.

В случае если в качестве госзаказчика выступает Минпромторг, то банковскому сопровождению подлежат только контракты на разработку ПО или суперкомпьютерной технологии для оптимизации формы корпуса судна, разработку механизма и отраслевого справочника по определению конкурентного уровня цен (по Распоряжению Правительства от 2017 года №1658-р).

Классификация и тарифы

Банковское сопровождение подразделяется на две разновидности:

  1. Простое – когда банком отслеживаются действия по счету компании-поставщика, исполнителя или подрядчика, а затем результаты анализа передаются заказчику.
  2. Расширенное – при котором банк контролирует процесс выполнения работ или оказания услуги, а затем делает выводы относительно результата реализации контракта. Иными словами, он должен проверить товары, услуги и работы на соответствие условиям подписанного госконтракта.

Простое сопровождение является услугой, которая безвозмездно оказывается банком.

Тарифы на расширенное банковское сопровождение определяются в индивидуальном порядке. В их основе лежит цена подписанного контракта:

Выше указаны предельные тарифы на данную услугу, которые на практике допускается изменять в меньшую сторону.

Какие банки допускаются к сопровождению

Далеко не все банковские организации, которые обладают лицензией на осуществление деятельности в данной сфере, вправе оказывать услуги по банковскому сопровождению контрактов. Перечень требований к банкам регулируется Налоговым кодексом (в частности, п. 3 ст. 74.1) и Правилами банковского сопровождения контракта п. 10 (эти правила включены в Постановление Правительства №963 от 2014 года).

Законодательно установлены требования к банкам:

  1. Опыт работы на рынке в течение не менее 5 лет.
  2. Наличие финансовых ресурсов в объеме от 1 млрд р.
  3. Неприменение к банку процедуры финансового оздоровления со стороны ЦБ.
  4. Соблюдение всех нормативных показателей ЦБ за последние полгода.

Условия заключенного контракта могут предполагать другие требования к банку.

Перечень банков, которые соответствуют законодательным требованиям, приводится на сайте Минфина. Перечень регулярно пересматривается, поэтому актуальные данные стоит дополнительно уточнять.

Поставщик и заказчик обязаны руководствоваться перечнем банков при выборе подходящего учреждения.

Если банк уже в процессе оказания услуги был исключен из перечня из-за несоответствия требованиям, то заменять его на другую финансовую организацию не нужно. Замена потребуется, только если государственные или муниципальные власти пришли к выводу о необходимости досрочного прекращения сопровождения контракта по п. 10 вышеуказанных Правил.

Алгоритм осуществления

Для применения услуги банковского сопровождения контракта в процессе реализации госзаказа используется такой алгоритм действий:

  1. Сведения об обязательном участии банка прописывается в закупочной документации.
  2. Выбирается уполномоченный банк для оказания услуги.
  3. С банком подписывается договор.
  4. Банк выполняет свои услуги и отчитывается перед заказчиком.

Право на выбор банка принадлежит как заказчику, так и поставщику. В отношении выбора банка заказчику и поставщику следует руководствоваться одним из следующих законодательных условий.

Если между банком и поставщиком подписан договор на предоставление банковской гарантии по контракту на сумму от 30% от цены договора, то договор об обслуживании заключается с банком-гарантом. При привлечении банка заказчиком отбор банка производится на основании ФЗ-44 из перечня банков, которые перечислены в п. 10 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов.

Сведения о банковском сопровождении заказчик по 44-ФЗ обязательно прописывает:

  1. В плане-графике. В частности, в графе 30 заказчику следует отметить графу «да». В электронном виде это будет вкладка «Информация о банковском и казначейском сопровождении контракта» по п. 8 ч. 3 ст. 21 44-ФЗ.
  2. В проекте контракта и самом контракте. Данные сведения прописываются в любой графе, например, в «Правах и обязанностях» (по ч. 24 ст. 34 44-ФЗ)х.
  3. В закупочной документации. Данные указываются в разделе «Информационная карта» по п. 8 ст. 42 44-ФЗ.
  4. В извещении о закупке. Сведения об установлении банковского сопровождения включены в блок «Обеспечение исполнения контракта».

В случае неуказания заказчиком сведений о необходимости банковского сопровождения в закупочной документации это может грозить ему штрафом по Административному кодексу. Величина штрафа по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП установлена как 3 тыс. р.

Отказ от заключения договора банковского сопровождения влечет ответственность для обеих сторон:

  1. Для заказчика – административное наказание в виде штрафа по ст. 7.30 КоАП.
  2. Для поставщика – включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), что фактически лишит его возможности дальнейшего участия в закупочной деятельности по 44-ФЗ.

Результаты банковской работы передаются банком заказчику в установленные сроки в виде отчетности и выписок.

Содержание договора по сопровождению контракта

В п. 13 Правил осуществления банковского сопровождения указано на следующие обязательные составляющие договора банковского сопровождения:

  1. Сроки и порядок открытия спецсчета для поставщика или субподрядчиков.
  2. Перечень прав и обязанностей сторон.
  3. Условия движения средств по счету.
  4. Право заказчика на истребование списания денежных средств в размере аванса по контракту, если дополнительно не запрашивается обеспечение исполнения.
  5. Порядок внесения изменений в договор и расторжение контракта.
  6. Обязанность банка предоставлять отчетность заказчику по движению средств.
  7. Обязанность банка передавать информацию об операциях в Федеральное казначейство с помощью специальной системы от Центробанка.
  8. Сведения, указываемые в платежном документе, и право банка на его проверку (по согласованию с госзаказчиком).
  9. Обязанность поставщиков передавать сведения, подтверждающие основание платежа и право банка на проверку таких сведений или отказ в осуществлении платежа.
  10. Право заказчика на запрос отчета о проведенном мониторинге и обязанность предоставить отчетность в течение 5 дней после получения запроса в казначействе.

К обязанностям поставщика по договору банковского сопровождения можно отнести:

  1. Производство расчетов по исполнению контракта на специальном счете в банке, в котором производится сопровождение.
  2. При заключении договора с соисполнителем – указание условий по расчетам с ними.
  3. Предоставление заказчику сведений о соисполнителях (их наименование, адреса и телефоны).

В договоре прописывается ответственность поставщика за неисполнение условий по госконтракту.

В обязанности заказчика входит необходимость платы за товары и услуги на отдельный счет. Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от сопровождения.

При заключении договора расширенного сопровождения в обязанности заказчика включается:

  1. Прописать список документов, которые подлежат проверке на соответствие условиям контракта.
  2. Указать соисполнителей, от которых проверяются документы на соответствие назначению платежа.
  3. Согласовать с банком список информации для проведения проверки.
  4. Согласовать с банком проверку документов на соответствие поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
  5. Согласовать случаи отказа в проведении платежа.
  6. Рассматривать не позднее 5 дней запросы об осуществлении платежей поставщика или его соисполнителей.
  7. Рассматривать не позднее 5 дней запросы поставщика о несогласии с отказом.
  8. Согласовать с банком его ответственность за отказ в проведении платежа.

Состав отчетности от банка

Отчетность, которая составляется банками, должна соответствовать ряду обязательных требований. В их числе:

  1. Формирование и передача заказчику сведений о движении средств по счету должна осуществляться не позже 15 числа месяца, который следует за отчетным, для простого сопровождения и не позднее 25 числа – для расширенного.
  2. В тексте отчета должны быть указаны сведения об итогах проверки на соблюдение поставщиком условий контракта в отношении товаров, работ и услуг.
  3. Стоимость проведенных строительных работ должна быть сопоставлена банком со среднерыночным значением.
  4. Анализ платежных документов следует проводить на соответствие объемам работ данным соглашения.
  5. Выполняемые работы и документы по проекту должны быть проверены на соответствие.

Отчетность должна содержать прочие сведения, если это предусмотрено условиями государственного контракта.

Таким образом, под банковским сопровождением понимается проведение банком проверки платежей и доведение до сведений заказчика результатов мониторинга. Данная процедура вводится для осуществления контроля в части исполнения госконтракта. Банковское сопровождение не относится к обязательным условиям подписания госконтракта. Подобного рода договор заключается только при необходимости оказания соответствующих услуг по 44-ФЗ. Различают две разновидности банковского сопровождения: простое и расширенное. К указанным видам применяют отдельные условия и требования, которым условия должны соответствовать. Перечень банков, которые вправе оказывать подобного рода услуги, содержится на сайте Минфина.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.