Амортизационная группа автомобиля

Как новому собственнику определить срок полезного использования бывшего в употреблении имущества

Срок полезного использования может быть определен как установленный предыдущим собственником этого ОС срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

При этом согласно пункту 12 статьи 258 Налогового кодекса приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 7 ст. 258 Налогового кодекса).

Поэтому, организация вправе определить норму амортизации по приобретенным основным средствам, бывшим в употреблении, исходя из срока полезного использования, определенного в рамках той амортизационной группы, в которую они были включены у предыдущего собственника, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации их предыдущим собственником.

Как определить срок полезного использования для автомобилей

При отнесении объектов основных средств к амортизационной группе по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1, руководствуются кодами ОКОФ.

Указаний, характеризующих порядок отнесения объектов классификации к определенному коду подраздела ОКОФ в описании (введении) классификатора, не содержится.

Определение кода Общероссийского классификатора основных фондов основывается на субъективном суждении (письмо Минфина России от 21.09.2017 г. № 02-06-10/61195).

При этом, по мнению Минфина, чтобы не допустить завышения расходов, связанных с амортизационными начислениями и занижения налогооблагаемой базы по налогу на имущество, при выборе кодов ОКОФ для определения амортизационной группы в соответствии с Классификацией, целесообразно выбрать амортизационную группу с наибольшим сроком полезного использования.

Легковые автомобили по ОКОФ относятся к группировке «Транспортные средства», код 310.29.10.2.

Этому коду в Классификации соответствует 3-я амортизационная группа со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Для дизельных автомобилей установлен код ОКОФ — 310.29.10.23 (средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) новые).

Такие автомобили согласно Классификации к 5-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 7 лет и до 10 лет включительно.

К этой же группе относятся автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) (код ОКОФ 310.29.10.24).

Учитывая разъяснения Минфина, при приобретении организацией таких автомобилей, целесообразнее включать их в 5-ю амортизационную группу.

Может ли новый срок полезного использования автомобиля быть менее 12 месяцев

Представители Минфина выступают против того, чтобы исключить бывшее в употреблении основное средство, которое приобрела организация, из состава амортизируемого имущества в случае, если срок его полезного использования менее 12 месяцев.

По их мнению, основное средство, бывшее в употреблении, вне зависимости от оставшегося срока его полезного использования из состава амортизируемого имущества не исключается (письмо Минфина от 03.08.2010 № 03-03-06/1/509).

В другом своем разъяснении Минфин это подтвердил: основные средства принимаются к налоговому учету получающей стороной в качестве амортизируемого имущества, вне зависимости от остаточной стоимости данного имущества и оставшегося срока полезного использования (письмо Минфина РФ от 01.04.2008 № 03-03-06/1/241).

В случае, если предыдущий собственник неправильно определил срок полезного использования, новый может самостоятельно определить срок полезного использования приобретенных основных средств, в том числе бывших в употреблении (письмо Минфина России от 03.10.2017 № 03-03-06/1/64282).

Также можно поступить и в случае, если приобретенный подержанный объект ОС уже полностью отработал свой срок.

При установлении срока полезного использования такого объекта нужно руководствоваться возможностью дальнейшего его использования в деятельности фирмы, его способностью приносить доход и его техническими характеристиками (постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 ноября 2007 г. № Ф03-А73/07-2/3272).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Как начислить амортизацию по основным средствам, бывшим в эксплуатации

При приобретении автомобиля перед организацией часто возникает проблема правильно установить срок его эксплуатации. За этот период производитель несёт ответственность за недостатки техники, появившиеся по его вине. Конечно, собственник машины должен доказать, что поломка произошла вследствие технического несовершенства, допущенного изготовителем. Эта статья ознакомит вас со сроками эксплуатации авто.

От чего зависит срок эксплуатации и как его рассчитать

Период использования автомобиля является индивидуальным показателем в зависимости от характеристик и условий использования каждого транспортного средства (ТС).

При его определении следует учесть следующие моменты:

  • возраст автомобиля;
  • пробег;
  • предприятие-производитель;
  • условия эксплуатации (климатическая зона, частота использования, экология);
  • место применение (город, пгт, сельская местность).
Знаете ли вы? Некоторые фирмы, чтобы сохранить свою репутацию, ведут статистический учёт выпускаемых автомашин, у которых период эксплуатации превысил нормативные показатели. Такие известные компании-производители автомобилей, как Вольво и Мерседес ввели награды собственникам машин, которые проедут 250–1 000 тысяч км.

Автомобиля на предприятии

При приобретении автотранспорта предприятием для определения продолжительности его эксплуатации изучают все технические параметры в техпаспорте или контракте на приобретение движимого имущества. В случае, когда приобретается бывшее в употреблении ТС, то время его использования уменьшают на число лет (месяцев), в течение которого авто использовалось предыдущими собственниками. Эту информацию можно получить из паспорта ТС.

Если предыдущим владельцем автотранспорта было юридическое лицо, то данные сведения можно выявить на основании акта приема-передачи ОС и записей в инвентарной карточке.

Эксплуатация автомобиля

Но, частенько период эксплуатации авто может несколько превысить или практически сравняться со сроком использования по существующим нормам, указанного в классификаторе или техпаспорте. В этом случае фирма-собственник имеет право в самостоятельном порядке на основании заседания инвентаризационной комиссии и техосмотра авто установить дальнейший срок его эксплуатации.

Согласно определению периода полезного использования ТС происходит начисление амортизационных отчислений на предприятии. Срок для расчёта берётся по классификатору для основных средств (ОС) РФ исходя из группы авто.

Важно! Начисление амортизации происходит с момента ввода ТС в эксплуатацию. Поэтому такой фактор, как регистрация ТС в автоинспекции, не играет никакой роли.

Автомобиля по классификатору

Согласно классификации ОС различают 5 классов легковых авто. При этом первые 4 систематизируются в зависимости от объёма ДВС (двигателя внутреннего сгорания):

  • первый — двигатель до 1,2 л;
  • второй — до 1,8 л;
  • третий — до 3,5 л;
  • четвёртый — более 3,5 л;
  • пятый — с дизельным ДВС, дорогие и крупногабаритные авто.

Классификация легковых автомобилей

Для автомашин 1–3 класса время полезного использования, которое берётся на предприятиях для расчёта амортизационных отчислений, составляет 3–5 лет. А вот для авто 4-го данный показатель может быть до 7 лет. Автомашины более высокого пятого класса возможно эксплуатировать до 10 лет. Для таких машин объём ДВС не играет значения. К 5-му классу можно отнести любое легковое ТС. По этому поводу в законодательстве РФ ограничений нет. Как правило, к данной группе относят экземпляры машин известных марок, с дизельным ДВС, а также высокой стоимости, приличных параметров (лимузин).

В автомашинах отечественного производства высокий класс имеет обозначение цифры 5 в номерном знаке модели. Она будет обозначена первой. В машинах иностранного производства нет определения классов. Поэтому срок работы авто устанавливают согласно заявлению от фирмы-производителя.

Срок эксплуатации грузового автотранспорта (грузовики, фургоны, тягачи, прицепы) согласно существующего классификатора зависит от грузоподъёмности:

  • до 0,5 тонн относят к 3-й группе (3–5 лет);
  • в пределах 0,5–5 тонн — 4-я группа (до 7 лет);
  • более 5 тонн — 5-я группа (до 10 лет).

Следует правильно выбирать группу ТС, иначе ошибка в определении амортизационных отчислений может привести к штрафам по налогу на прибыль и имущество.

Соотношение перегрузки и снижения срока эксплуатации грузового автомобиля

Автомобиля в РК (Республика Казахстан)

Согласно Приказу Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 годовая норма износа автотранспорта (любого) равна 15%. При простом подсчёте понятно, что срок службы любой новенькой автомашины на предприятии чуть более 6,5 лет. Конечно, физические и юридические лица в большинстве случаев эксплуатируют автомобили более длительный срок. Поэтому правительство стало ограничивать сроки эксплуатации городского пассажирского автотранспорта до 12 лет, а междугородних автобусов и маршруток — до 15 лет.

Советуем узнать, как починить неисправности электроусилителя руля.

Автомобиля с плёнкой 3М

Виниловая плёнка 3М применяется для оклейки автомобиля полностью или частично. Она отличается высокой устойчивостью к внешней среде. Плёнка данного типа защищает поверхность от дорожных реагентов, царапин, но не от серьёзных повреждений. Если её использовать, то особого ухода за поверхностью автомашины, покрытой лаковой краской, не понадобится. Можно не тратить денежные средства на полировку. Кузов автомашины не подлежит замене в отличие от других деталей, поэтому за ним также нужен хороший уход. Поцарапанная и обтёртая часть поверхности делает ТС не презентабельным.

Плёнка 3М (производство Япония) имеет срок службы 12 лет. На период полезного действия автомобиля, данное защитное покрытие особо не влияет, но улучшает его внешний вид.

Поклейка плёнки ЗМ на автомобиль

Автомобиля скорой медицинской помощи

Легковые автомобили скорой медицинской помощи работают по сменам. Данное ТС относят по классификатору к 3-й группе. Поэтому срок эксплуатации составляет 3–5 лет. Санитарные автобусы (автомобили-фургоны) относят уже к 4-й группе, имеющей срок службы в пределах 5–7 лет.

Из-за сменности и работы в напряжённом режиме медпредприятие имеет право при начислении амортизации применять повышающие коэффициенты, но не более 2.

Полезно знать, какие подержанные автомобили стоит покупать.

Виды срока на эксплуатацию авто

Нормативный срок может отличаться от реального времени эксплуатации ТС. При бережном отношении к технике её можно дольше использовать. Но даже при хорошем уходе за автомобилем время его эксплуатации ограничено. Граничные сроки могут устанавливаться государством.

Эксплуатация и уход за автомобилем

Нормативный

Нормативное время службы автомобиля устанавливает производитель. В среднем данный показатель составляет 5-6 лет или 100 тысяч километров. Всё дело в том, что после пробега 100 000 километров у многих автомашин начинаются проблемы.

Например, АвтоВАЗом установлены следующие сроки для свей продукции:

  • полноприводные автомобили — 6 лет (90 тыс. км);
  • передне- и заднеприводные — 8 лет (120 тыс. км).

Поэтому, если авто проехало указанное расстояние или просто простояло в гараже, то собственник ТС не может уже обратиться к фирме-производителю по поводу проведения ремонтных работ из-за поломки.

Знаете ли вы? За последнее время период полезного использования автотранспорта существенно увеличился. Так, в 60–70 годы средний период эксплуатации авто составлял 8 лет. Сейчас этот показатель в среднем достиг 12 лет.

Граничный

В России рассматривается законопроект о запрете эксплуатации автомобилей, которым более 15 лет. При этом за нарушение такого ограничения будут начисляться штрафные санкции. Для граждан данная сумма будет составлять 30 000 рублей, должностных лиц — 50 000 рублей, а для юр. лиц — 200 000 рублей.

При таких нарушениях рассматривается, что сотрудник ГИБДД будет иметь право задержать ТС. Для грузовых авто весом более 3,5–12 тонн указан граничный срок 20 лет.

Сроки эксплуатации автомобиля

Как увеличить срок

Чтобы увеличить период эксплуатации автомобиля, его нужно своевременно обслуживать.

Специалисты советуют для этого придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Своевременно проводить техосмотр и ремонт.
  2. Приобретать качественные запчасти и детали для ремонта и замены.
  3. Не осуществлять перевозку грузов выше рекомендованных норм.
  4. Соблюдать рекомендации по поводу переключения передач.
  5. Постоянно контролировать состояние важных рабочих жидкостей в авто.
  6. Своевременно менять свечи зажигания.
  7. Не нагружать движок без причин (стартовать или тормозить резко).
  8. Снижать скорость при передвижении по разбитой трассе.

Ещё одним важным фактором, продлевающего жизнь автомашины, является смазка. Использование некачественного масла может привести к поломке мотора.

Важно! Некачественное и недорогое топливо может существенно снизить срок службы машины. В ДВС стандарта Евро 4 или 5 необходимо заливать только 95-й или 98-й бензин, так как другие варианты неприемлемы.

Необходимо использовать для обслуживания рекомендованную фирмой-производителем смазку. Нужно также проследить, чтобы данное средство не было подделкой, которую можно встретить на рынке, и приобретать такой товар у надёжных поставщиков. Следует ещё обратить внимание на вязкость. Если автомашина используется в северных регионах с низкими температурами, то данный показатель должен соответствовать таким условиям. Срок службы стареньких моторов можно продлить, используя синтетическое или полусинтетическое масло.

Заправка автомобиляНеобходимо также пользоваться соответствующим видом топлива. Если ДВС произведен с учётом работы на бензине с небольшим количеством серы, то не нужно брать бензин с октановым числом 92, так как это негативно отразится на работе двигателя

Нормативный срок эксплуатации устанавливает производитель и прописывает это в технической документации на автомобиль. Он несёт ответственность весь этот период в случае выявления заводского брака и неполадок по вине изготовителя. Бережное отношение к автотранспорту, своевременное обслуживание и использование качественного топлива может повысить полезный срок использования ТС.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen,Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Эксплуатация собственного или лизингового транспорта обязывает в налоговом и бухгалтерском учете утвердить параметры начисления физического износа – период, ежемесячную сумму. Независимо от метода амортизации, срок полезного использования автомобиля является определяющим критерием расчета.

Бухгалтерское законодательство предлагает предприятиям самостоятельно определить время продуктивной эксплуатации. Налоговый кодекс ограничивает специализированными классификаторами, предлагая преференции. Пример: срок полезного использования автомобиля в лизинге для целей налогообложения можно сократить в 2 раза. Чтобы исключить возникновение разниц, упростить ведение учета на практике применяют параграфы налогового законодательства.

Как определить срок полезного использования легкового автомобиля

Статья 258 НК устанавливает 10 амортизационных категорий имущества, систематизированных по периодам минимальной и максимальной эффективности. К какой группе относится принятый на баланс организации транспорт, раскрывает Классификатор основных средств. В нем сгруппированы ОС по присвоенным номерам согласно стандарту ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов).

Чтобы найти, какой срок полезного использования автомобиля, сначала выбираются группы, в которые он может входить. Затем через ОКОФ уточняются параметры.

Пример

Предприятие купило ВАЗ 2172 (Приора). В Классификаторе находим, что легковушки включены в 3, 4, 5 категории, в которых срок полезного использования автомобиля варьируется от 36 до 120 месяцев. Но в четвертой специализированные модели для инвалидов, а в пятой указан объем двигателя 3,5 л и высший класс. Отечественные авто предназначены для средних слоев населения и суммарная вместимость цилиндров Приоры по техническому паспорту составляет 1,6 л.

В третьей группе срок полезного использования легкового автомобиля по классификатору равен 3-5 лет и указан общий код ОКОФ 310.29.10.2. Расшифровка значения покажет, что под разряд подпадают только новые машины с объемом двигателя от микролитражных до крупнолитражных, использующие дизель и бензин. Разделения на производителей в правовых актах нет. Важны техническая характеристика и дата выпуска.

Как определить срок амортизации легкового автомобиля б/у или без документов? Налоговый кодекс в п 12. ст. 258 относит подержанное имущество к той же группе, что и новое. Для выбора нормы рабочей пригодности предлагается 3 варианта:

  • Применять сроки амортизации автотранспорта, указанные в Классификаторе для новых объектов;
  • Исключить из принятого в Классификаторе периода время эксплуатации предыдущим собственником, применить для расчета оставшееся;
  • Использовать срок амортизации автомобиля, принятый предыдущим владельцем за минусом периода до приобретения.

Второй, третий варианты требуют наличия документов – акта приема-передачи (Письма Минфина № 03-03-01-04/1/209, № 03-03-06/1/8587).

Важно. Паспорт технического средства не подтверждает срок амортизации автомобиля, его эксплуатацию – решение АС Московского округа по делу № А40-191195/14 от 14.10.2015.

Установить срок полезного использования грузового автомобиля

Для грузовиков время эффективной работы, целесообразного содержания определяется аналогично легковушкам. Находятся группы амортизации, коды ОКОФ. Из расшифровок видно, что:

  • Транспорт грузоподъемностью не более 3,5 тонн относится к 3-й группе;
  • Срок полезного использования автокрана, а также самосвалов, бортовых, фургонов свыше 60 до 84 месяцев включительно;
  • В пятую группу вошли грузовые авто с грузоподъемностью от 3,5 т, мусоровозы, прицепы, тягачи.

В Классификаторах срок амортизации грузового автомобиля зависит не от объема двигателя, используемого топлива. Решающее значение имеют перевозимый, поднимаемый вес и техническое оснащение.

Специализированные средства перевозки разбросаны по разным группам. Пример: штабелеры эксплуатируются наравне с мусоровозами, а бетоновоз и автопогрузчик срок полезного использования имеют равный автокрану. Поэтому, ставя на баланс имущество надо учитывать характеристики, указанные производителем. И по ним точно устанавливать категорию транспортного средства – это поможет избежать споров с контролирующими органами.

Знание, как определить срок полезного использования автомобиля, необходимо в бухгалтерском учете не только для правильного начисления износа, но и для страхования имущества. Оба расхода уменьшают налогооблагаемую прибыль, и инспекторы придирчиво проверяют объекты.

В процессе работы организация может устанавливать на транспортное средство новое оборудование взамен пришедшему в негодность или с целью улучшить эксплуатационные параметры. От вида новшеств зависит амортизация автомобиля, срок полезного использования. Пример: на бортовой грузовик поставили фургон – грузоподъемность снизилась за счет увеличения общей массы.

Чтобы выяснить, к какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль, необходимо руководствоваться нормами Классификации основных средств (ОС), утвержденной постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.02 г.

Начиная с 01.01.17 г., действует обновленная версия этого законодательного акта (введена в силу постановлением правительства № 640 от 07.07.16 г.). Поправки касаются новых кодов ОКОФ, используемых с 2017 г.

Какие амортизационные сроки установлены сейчас для грузового транспорта? В каком порядке утверждаются СПИ (сроки полезного использования) для автомобилей, приобретенных до 2017 г.? Разберемся в особенностях выбора амортизационной группы для автомобиля грузового согласно действующему законодательству.

К какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль?

Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.

Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.

Группа

СПИ (лет)

Вид грузового автомобиля

Код действующего ОКОФ

Третья

Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

Актуальное значение 310.29.10.41.111

Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.111

Четвертая

Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи)

Актуальное значение 310.29.10.4

Пятая

Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум

Актуальное значение 310.29.10.41.112

Дизельный транспорт более 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.41.113

Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.112

Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.113

Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи)

Актуальное значение 310.29.10.5

Автогидроподъемники

Актуальное значение 310.29.10.59.270

Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов)

Актуальное значение 310.29.10.59.390

Порядок применения новой редакции Классификатора ОС

Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2017 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2017 г., не требуется.

К примеру, в июне 2016 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.

Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.

Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.