3 раздел РСВ

Если в течение отчетного квартала физлицам начислялись выплаты, в том числе уволенным или тем, с которыми были расторгнуты ГПД в предыдущем квартале, то сведения о них включаются в раздел 3 расчета по страховым взносам.

Форма расчета по страховым взносам РСВ и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ (далее – Приказ).

Налоговый период по страховым взносам – календарный год. Отчетные периоды – I квартал,
I полугодие, 9 месяцев. Расчет представляют не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, с учетом правила переноса даты в случае совпадения с выходными или праздничными днями (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Для отражения персональных данных застрахованных лиц в расчете РСВ предназначен раздел 3. Данные о выплаченных физлицу доходах и начисленных на них пенсионных взносах указывают в подразделе 3.2 применительно к месяцам последнего из кварталов налогового периода – того отчетного периода, за который предоставляется расчет (п. 22.1 приложения № 2 к Приказу).

В подраздел 3.2 раздела 3 включают и данные работников, уволенных в предыдущем квартале, но которым в отчетном были начислены выплаты. На это чиновники указывали неоднократно.

Общий порядок заполнения расчета РСВ предусматривает, что на протяжении налогового периода (года) данные в промежуточную отчетность заносятся нарастающим итогом. Поэтому в РСВ попадают и уволенные сотрудники. Данные о таких сотрудниках должны включаться, пока не завершится год их увольнения.

Если в отчетном квартале выплат в их пользу не было, подраздел 3.2 по ним уже не заполняют. В разделе 3 будут присутствовать только сведения, позволяющие идентифицировать это
лицо – подраздел 3.1. А выплаты, которые были начислены уволившимся в течение года, должны быть включены в подраздел 1.1 приложения 1 к разделу 1 по строкам “Всего с начала расчетного периода”.

Что касается заполнения формы СЗВ-М, то рекомендуем для решения вопроса о включении в отчет сведений исходить из следующего: какой вид договора заключен – трудовой или гражданско-правовой на выполнение работ; действовал ли договор в отчетном месяце.

Если договор действовал, то данные о застрахованном лице обязательно нужно включить в отчет СЗВ-М.

Факт начисления и выплаты вознаграждения и начисления страховых взносов по данному договору значения не имеет.

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Все, что необходимо бухгалтеру для ведения бухучета. Найдется все.

Подключить бератор

Раздел 3 Расчета по страховым взносам

Актуально на: 17 мая 2017 г.

О форме Расчета по страховым взносам, представляемого в 2017 году в налоговую инспекцию, мы рассказывали в нашей консультации и приводили образец Расчета. Об особенностях заполнения раздела 3 Расчета по страховым взносам расскажем в этом материале.

Расчет по страховым взносам 2017: раздел 3

В состав Расчета по страховым взносам в соответствии с Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ включен раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах». Данный раздел является обязательным для представления всеми плательщиками страховых взносов, причем даже теми, кто сдает нулевой Расчет по страховым взносам.

Однако необходимо иметь в виду, что представляя страховую отчетность без начислений выплат и взносов, в Расчете по страховым взносам нулевой раздел 3, который не содержит никаких сведений, маловероятен. Ведь даже если у плательщика не было выплат, а следовательно налоговая база и страховые взносы равны 0, застрахованные лица в организации скорее всего есть.

Напомним, что застрахованными лицами в целях обязательного пенсионного, медицинского страхования и соцстрахования являются в первую очередь лица, работающие по трудовому договору, в т.ч. руководители организаций (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). А поскольку даже при отсутствии деятельности руководитель, с которым заключен трудовой договор, у организации, как правило, есть, как минимум его и нужно указывать в пустом разделе 3 Расчета по страховым взносам. Но в случае неначисления директору зарплаты заполнить по нему нужно будет только подраздел 3.1, ведь при отсутствии данных о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физлиц за последние 3 месяца отчетного (расчетного) периода, подраздел 3.2 раздела 3 уже не заполняется (п. 22.2 Порядка заполнения, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@).

Что касается отражения в Расчете по страховым взносам (в разделе 3) декретниц, то информация по ним приводится не только в подразделе 3.1 (поскольку они остаются застрахованными лицами), но и в подразделе 3.2. При этом в подразделе 3.2 пособие по беременности и родам, а также пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет отражаются только по строке 210. Ведь эти пособия относятся к выплатам и иным вознаграждениям, но являются суммами, не подлежащим обложению страховыми взносами (пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Как заполнить раздел 3 Расчета по страховым взносам

Правила заполнения раздела 3 Расчета по страховым взносам утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

Раздел 3 единого Расчет по страховым взносам заполняется плательщиками на всех застрахованных лиц за последние 3 месяца расчетного (отчетного) периода (п. 22.1 Порядка заполнения, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@).

В порядке заполнения раздела 3 приведены подробные построчные указания по подготовке раздела. К примеру, в п. 22.6 Порядка заполнения указано, что в Расчете по страховым взносам раздела 3 по строке 040 «Номер» указывается порядковый номер сведений. Каким образом вести нумерацию сведений, плательщик страховых взносов решает сам: это может быть как порядковая нумерация по возрастанию (1, 2, 3 и т.д.), так и, к примеру, табельный номер работника (Письмо ФНС России от 10.01.2017 № БС-4-11/100@ (п. 3)).

При указании по строке 150 «Серия и номер» реквизитов документа, удостоверяющего личность физического лица, знак «№» не указывается, а сами серия и номер документа разделяются пробелом.

Подробнее о порядке заполнения раздела 3 нового Расчета по страховым взносам можно прочитать в разделе XXII Порядка заполнения (Приложение № 2 к Приказу ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@).

С 2020 года меняются правила увольнения сотрудников. На примере программы «БухСофт» мы рассмотрели — какие изменения в работе вступают в силу с января. И на что нужно обратить внимание при оформлении увольнения сотрудника.

Документы для выдачи сотрудникам при увольнении делятся на обязательные и по запросу сотрудников (табл. 1)

Обязательные документы

По запросу сотрудника

Бумажная трудовая или форма СТД-Р

Справка 2-НДФЛ

Документы о стаже:

Справка о среднем заработке

Выписка из раздела 3 РСВ

Выписка из СЗВ-СТАЖ

Выписка из СЗВ-М

Справка о заработке за 2 года

Документы, связанные с работой — о приеме, увольнении, премировании

Обязательные документы. Что меняется

Бумажная трудовая или форма СТД-Р

Если сотрудник уже определился, что хочет вести трудовую деятельность в электронной трудовой и вы уже выдали ему бумажную трудовую, при увольнении выдайте ему справку СТД-Р. Если сотрудник еще не определился — выдайте на руки трудовую книжку и в дополнение к ней форму СТД-Р. Главное — не ошибитесь в формулировке при увольнении. Например, в программе «БухСофт» автоматически показывается правильная формулировка для трудовой.

Выдача справки о сумме заработка за два календарных года, предшествующих увольнению

Сроки выдачи справки о сумме заработка такие же как сроки выдачи трудовой книжки, справка выдается в день увольнения. При невозможности выдать справку в день увольнения работодатель обязан, как и в случае с трудовой книжкой, направить по почте уведомление о необходимости явиться за справкой или дать согласие на отправку справки почтой.

Документы о стаже работника

Подготовьте сотруднику выписки из форм СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и из Раздела 3 РСВ.

Для формы СЗВ-М отчетный период будет совпадать с месяцем увольнения, для Раздела 3 РСВ это будет квартал, в котором уволен сотрудник, а для формы СЗВ-СТАЖ отчетным периодом будет текущий год. В учетной программе БухСофт, после оформления увольнения, автоматически формируется комплект справок.

рис. 2 Комплект документов, которые важно не забыть оформить при увольнении работника

Сформировать комплект справок

Выдача документов по запросу сотрудников

По письменному заявлению работника работодатель должен выдать запрашиваемые документы в течение трех рабочих дней. Это могут быть копии приказов о приеме, переводах, увольнении, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование. Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставлены работнику безвозмездно.

Выдача справки в службу занятости

Справка в службу занятости для получения пособия по безработице выдается не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления от работника. Унифицированной формы нет, но есть рекомендованная форма справки о среднем заработке. Вы можете подготовить форму справки самостоятельно или .

Если справку не выдать вовремя или оформить некорректно, то при обращении работника в суд с большой долей вероятности придется возмещать бывшему работнику недополученное пособие, а также суммы судебных издержек и морального вреда.

Также в день увольнения выдается Справка о доходах и суммах налога физического лица (обновленная форма 2-НДФЛ для выдачи на руки). Эту справку выдают по письменному заявлению работника. Программа БухСофт автоматически сформирует 2-НДФЛ при увольнении сотрудника.